Урок «Хромосомная теория наследственности»


Министерство образования республики Башкортостан
ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №13 VI вида

Тема урока:
«Хромосомная теория наследственности»
класс 11

Разработала: учитель биологии
первой категории
Емельянова Р.Х.



Нефтекамск – 2015
Тема урока: «Хромосомная теория наследственности»
Цель: Продолжить формирование генетических закономерностей, усвоения сущности хромосомной теории наследственности, сцепленного наследования.
Задачи: 
Образовательные:
-помочь обучающемуся определить сущность хромосомной теории наследственности;
-способствовать формированию у обучающегося генетической грамотности;
-раскрыть понимание и осознание генетических основ закона Т.Моргана;
-помочь убедиться в том, что методы биологической науки позволяют со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания организмов.
Развивающие:
-продолжить развитие навыков  решения генетических задач,  использования генетической символики;
-развивать умение и навыки самостоятельной работы с учебником, с ресурсами, тестами;
-способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету;
-содействовать развитию коммуникативной культуры, умению отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме;
-продолжить, через разрешение простейших жизненных задач и примеров, создавать условия для развития логического мышления.
Воспитательные:
-способствовать формированию у обучающегося умения выражать свое мнение, анализировать ответ ;-возможность связывать новую информацию с уже изученным материалом;
-повышение мотивации учебной деятельности (интересно, важно для меня);
-способствовать выбору будущей профессии (генетик, врач, селекционер);
-обоснование  необходимости изучаемого материала в повседневной жизни, практическом применении.
Коррекционные: развивать устную речь обучающегося в ходе ответов на вопросы учителя; развивать внимание, память (в процессе актуализации знаний, полученных на уроке), мышление, зрительное и пространственное восприятие;корригировать и развивать мелкую моторику при работе с тетрадью, с программами.
Ожидаемые результаты:
В результате проведения занятия обучающийся сможет:
давать определение понятиям (формулировать),
приводить примеры по закону Моргана,
определить расстояние между генами по кроссоверам,
сформулировать не менее 3-х вопросов разных видов по теме,
решать генетическую задачу,
воспроизводить информацию.
Тип урока: комбинированный
Формы организации: эвристическая беседа, работа с терминами, с интерактивной доской, программами.
Основные понятия:  Хромосомная теория наследственности,  сцепленное наследование, кроссинговер, кроссоверы, генетические карты.
Средства обучения:  таблицы, схемы «Хромосомная теория наследственности, проектор, интерактивная доска, учебник, презентация, видеофильм
Ход урока
Организационный момент: Приветствие. Настрой на урок
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности: Прежде чем приступить к изучению новой темы, давай вспомним домашнее задание: Открой презентацию, проверим выполнение (ответ обучающейся).
Изучение нового материала:
А теперь обратите внимание на  слова
Три к одному – таков закон!        Как много дум наводит он.…Эти слова из песенки студентов-генетиков. Считается, что только тот кто владеет основами генетики, для того один из выводов Г. Менделя три к одному ясен как простая гамма.     Давайте и мы с вами внесём некоторую ясность,  когда Мендель ставил свои опыты, науке ещё ничего не было известно ни о хромосомах, ни о генах, ни о митозе, ни о мейозе. Но Мендель понял, что каждый признак определяется отдельным наследственным фактором. И это величайшее открытие! Как ты думаешь, всегда ли справедливы законы Менделя? В каких случаях они не соблюдаются? Итак, определим цель нашего урока (определение цели).
Работы В. Вальдейера, У. Сеттона, В. Иогансена приблизили ответы на наши вопросы, но окончательно это удалось Т. Моргану и его ученикам.
Томас Хант Морган и мушка дрозофила способствовали следующему величайшему открытию. Работа с презентацией. 
Физкультминутка:
Гены - это буквы, а хромосомы – слова (наклоны головы в разные стороны);
Фенотип-внешность, генотип – внутри (кулаки сжимаем, разжимаем);
Доминантный признак - главный, рецессивный – нет (наклоны корпуса вправо-влево);
Гомозиготы-одинаковы, гетерозиготы-нет (повороты корпуса назад)
Для дальнейшего изучения хромосомной теории и для ее формулировки обратимся к анимации. После ее просмотра, сформулировать хромосомную теорию Т. Моргана и основные понятия, ответив на вопросы: 1. Как наследуются гены, находящиеся в одной хромосоме? 2. Как образуются новые комбинации генов при сцепленном наследовании? 3. От чего зависит частота кроссинговера? 4. Что такое группа сцепления? 5. Как узнать количество групп сцепления у организмов? (Предполагаемые ответы).
Расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме, определяется по проценту кроссинговера между ними и прямо пропорционально ему. За единицу расстояния принят 1% кроссинговера (1 морганида или 1 сантиМорган). Чем дальше гены находятся друг от друга в хромосоме, тем чаще между ними будет происходить кроссинговер. Максимальное расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме, может быть равно 49 сантиМорганам.
Благодаря, работам Моргана, удалось составить генетические карты хромосом дрозофилы, а в дальнейшем, и других организмов. Работа с презентацией.
А теперь немного отдохнем. Физкультминутка:
Ген - участок хромосомы, за один белок (зажмуриваем глаза)
Аллельные гены - гомологичные хромосомы (глаза вправо-влево)
Гены в хромосоме как друзья, идут друг за другом – иначе нельзя (вращаем глазами по часовой, и против часовой стрелки)
Дрозофила Моргану помогла – закон на крыльях принесла (взгляд в окно, вдаль)
Закрепление (первичное усвоение знаний): Решим задачу
Задача: Частота кроссинговера между генами А и В – 9%, между генами В и С – 13%, между генами А и С – 22%. Каков вероятный порядок расположения генов в хромосоме, если известно, что они сцеплены?
Решение: По хромосомной теории Моргана, известно, что гены в хромосоме расположены линейно. Обозначим хромосому прямой линией, точками на ней обозначим гены, согласно условию задачи ( выполняем задачу в программе Paint). Примем за морганиду - 1мм или 0,1 см. Ответ: гены расположены в одной хромосоме, в таком порядке А-В-С
Рефлексия: «МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? (дырка от бублика, блюдечко с голубой каемочкой; дело выгорело)
Б(безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?( Шевелить мозгами; хлопать ушами; слушать краем уха)
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение? ( не в своей тарелке, как рыба в воде, на седьмом небе)
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я себе сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? (бить баклуши; биться как рыба об лед; бить ключом)
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал     для своего здоровья? (слава Богу; встать не с той ноги; идти своим чередом)
Домашнее задание: 1. Прочитать параграф 42 ответить на вопросы учебника – оценка «удовлетворительно»
2. Пункт 1. + Решить задачу: Катаракта и полидактилия (многопалость) вызываются доминантными аллелями двух генов, расположенных в одной паре аутосом. Женщина унаследовала катаракту от отца, многопалость от матери. Определите возможные фенотипы детей от ее брака со здоровым мужчиной. Кроссинговер отсутствует – оценка « хорошо».
3. Пункты 1,2 и на сайте «Решу ЕГЭ» ответить на 5 вопросов по теме «Хромосомная теория наследственности» по выбору - оценка «отлично»
Итоги урока: Подведение итогов урока.
Приложение 1
Презентация: «Хромосомная теория наследственности»
Анимация – Закон Моргана