Урок в 4 классе по окружающему миру Страна, открывшая путь в космос


Урок окружающего мира в 4 классе
по теме
«Страна, открывшая путь в космос»

Учитель начальных классов
Штрак Наталья Александровна

Образовательная программа:
программа окружающего мира в рамках образовательной системы «Школа России»Класс: 4Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Страна, открывшая путь в космос» знакомит детей с важнейшими моментами освоения космонавтики в нашей стране, пробуждает чувство гордости за свой народ. На этапе введения новых знаний, используется современная мультимедийная презентация с аудио и видеофайлами, выполненная в PowerPoint. Презентация наглядно-образно помогает представить тему урока, оказывает воздействие на зрительный канал поступления информации, что способствует лучшему запоминанию учебного материала. Также в уроке представлена презентация «Ю.А.Гагарин», выполненная самостоятельно к данному уроку ученицей 4 класса. В процессе урока охватывается обширный учебный материал. Использование мультимедийных технологий повышает обучающий эффект при изучении данной темыЦели.
Познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране.
Расширять кругозор, развивать память и грамотную устную речь.
Прививать чувство гордости за свое государство, народ, его укрепляющийи прославляющий.
Оборудование для учеников: учебник «Окружающий мир» Плешакова А. А. 4 класс,презентация «Ю.А. Гагарин», подготовленная учеником,карточки для эмоциональной оценки урока,воздушные шары.Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор,презентация «Страна, открывшая путь в космос» с видео- и аудиофайлами,карточки для самостоятельной работы, тесты,иллюстративный материал, посвященный освоению космоса, выставка книг и журналов о Космосе,иллюстрации звёзд для физминутки.Ход урока.
Организация класса.
Открываем ровно в срок,Наш любимейший урок.Дружно за руки возьмемся,И друг другу улыбнёмся.Поприветствуем гостей,С ними нам вдвойне теплей!Пожелайте нам удачи И успеха всем в придачу!
Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы с вами прошли тему «Великая война и великая победа». Мы знаем,что победа досталась нашему народу дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. Война коснулась каждого человека нашей страны. И дома я просила вас узнать какой след оставила Великая Отечественная война в жизни вашей семьи? Есть ли в вашей семье ветераны войны: фронтовики, партизаны, труженики тыла? У кого из ваших родных детские годы выпали на время войны? Ответы на вопрос №2 стр. 146 учебника «Мир вокруг нас». Рассказы учащихся. III. Работа над новым материалом.1.Вводная беседа. Сообщение темы урока.Вся послевоенная история прошла под знаком борьбы за мир. ХХ век – это не только революции и войны. ХХ век дал миру величайшие открытия. И мы сегодня будем говорить о достижениях послевоенного времени. Не смотря на то, что наша страна находилась в тяжелом положении после войны с фашизмом, необходимо было восстанавливать города и села, налаживать экономику, поднимать разрушенное хозяйство, тем не менее, наша страна оказалась первой в освоении космоса.Слайд 2. Издревле люди обращали свои взоры на звездное небо, их интересовали небесные просторы. Сначала люди наблюдали за небом невооруженным глазом, затем, с развитием научно-технического прогресса, появляются инструменты для наблюдения за звездами, но человек всегда мечтал полететь к звездам. В устах ученых много летЖила мечта заветная – Взлететь при помощи ракетВ пространство межпланетное.И это случилось в 50-е годы! Сегодня на уроке нам с вами предстоит совершить путешествие по страницам книги истории освоения космоса. 2.Рассказ учителяСлайд 3. КОСМОНАВТИКА – (греч.) – наука, изучающая теорию и практику полетов в космос. Космонавтика сравнительно новая наука. Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев. Эти два человека положили начало освоению космоса.Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935)- простой калужский учитель прославил Родину трудами в области космонавтики. Циолковский разрабатывал схемы ракет и аппаратов для полетов на большие расстояния в космическом пространстве. Он не только смог теоретически обосновать возможность космических полетов, но и рассчитать отдельные параметры ракетоносителя. Именно он является родоначальником практического современного ракетостроения в нашей стране.Он верил, что человечество устремится к другим мирам. Многие из современников считали его безумцем. Но ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.Сергей Павлович Королев принял эстафету у Циолковского.Сергей Павлович Королев (1906 -1966) – российский ученый и конструктор. Под его руководством в нашей стране было построено множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.Слайд 4. Открываем первую страницу книги истории освоения космоса.Строительство космодрома. Начало истории освоения космоса было положено в 1955 году, когда было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населённых пунктов. Местонахождение космодрома – Байконур. Космодром Байконур – это уникальный, состоящий из сложнейших технических сооружений комплекс, равного которому больше нет. Общая площадь космодрома 6717 квадратных километров. Трассы Байконура простираются на тысячи километров над территорией России и сопредельных государств. С Байконура были запущены первый в мире искусственный спутник Земли и первые в мире искусственные спутники Солнца, Луны и Венеры. Именно с Байконура был осуществлен первый в мире полет человека в космос.Слайд 5. Открываем следующую страницу книги освоения космоса.Запуск искусственного спутника Земли.В 1957 году с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли. После запуска спутника в течение многих ночей можно было наблюдать за перемещением двух звездочек на фоне звездного неба. Первая – ракета, которая вывела спутник на орбиту. Вторая, еле различимая – искусственный спутник нашей планеты.Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа. Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества.Слайд 6. Открываем следующую страницу книги освоения космоса.Первый полет в космос живого существа.Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? Чтобы проверить это для полетов в космос стали готовить сначала собак. В ноябре 1957 года на втором спутнике в космос отправилась собака Лайка, ставшая первым «живым космонавтом» Земли. Для нее построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи. О состоянии и поведении собаки узнавали с помощью установленных на спутнике приборов. В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. Вслед за Лайкой в космос отправились другие собаки: Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю. Летали в космос мыши и крысы. Эти полеты помогли ученым убедиться в том, что в невесомости можно жить.Слайд 7. Открываем следующую страницу книги освоения космоса.Первый полет человека в космос.После удачного полета в космос животных, стала открытой дорога человеку к звёздам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек.12 апреля 1961 года в 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток». Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной. Весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Им был Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил первый в истории человечества пилотируемый космический полет на корабле «Восток». Давайте перенесёмся на 49 лет назад. Все радиостанции мира, прервав свои передачи, возвестили (Аудиозапись): «В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту. Командир космического корабля – Юрий Гагарин…» Его полет длился всего 108 минут. За это время Юрий Гагарин доказал себе и всему миру, что человеческие возможности безграничны… Просмотр видеофрагмента «Первый полет человека в космос».Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звёздам.Чтобы узнать об этом человеке побольше, давайте посмотрим презентацию подготовленную ученицей. Сообщение ученика о Ю.А. Гагарине, сопровождающееся показом собственной презентации.
Задание:Во сколько лет Ю. Гагарин совершил свой первый космический полет, если мы знаем, что он родился 9 марта 1934 года?
Вычислите, сколько лет люди летают в космос, если первый космический полет состоялся в 1961 году?Какой праздник отмечает страна 12 апреля и почему? (День космонавтики)
Пусть тысячи взлетают к звездам вновь,Но первым был Гагарин, он был свой,Родной, с улыбкой детской, озорной.Когда День космонавтики справляют,Любимца своего все вспоминают.Но в этот день поздравим мы и тех,Кто славу создает стране, успех:Всех, кто с Земли за пультом наблюдает,Как космонавты подвиг совершают,И тех, кто отправляет корабли,Стартующие с матушки-Земли, -Всех, кто с космической наукой в жизни связан.Народ своей любовью им обязан.Гордится космонавтикой страна: Она была и будет нам нужна!ФИЗМИНУТКА
Глазодвигательные упражнения. Проверим внимательны ли вы.
Слайд 8. Открываем следующую страницу книги освоения космоса.Выход человека в открытый космос.Большим достижением в освоении космоса стал полет Павла Беляева и Алексея Леонова на корабле «Восток – 2». И опять наш летчик – космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Произошло это грандиозное событие 18 марта 1965 года.Слайд 9. Достижения нашей страны в области космоса велики:Первыми направили космическую станцию на Луну;Именно советская автоматическая межпланетная станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны.Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, - советский «Луноход-1»Первыми создали искусственный спутник Луны;В 1966 году станция «Луна-10» стала первым в мире искусственным спутником Луны.Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу.В 1962 году состоялся первый успешный пуск в сторону Марса. А в 1966 станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры. Это был первый в мире перелет космического аппарата с Земли на другую планету. А в 1971 году советский аппарат «Марс – 3» совершил посадку в южном полушарии МарсаСейчас полёты в космос – обычное дело. Космонавты подолгу живут на космических станциях, проводят опыты, наблюдают Землю и звёзды. Люди научились выходить из корабля прямо в космос. Наше ухо стало привычным к словам «космодром», «иллюминатор», «невесомость», «скафандр», «орбита» «космический корабль». (По ходу перечисления на доску прикрепляются карточки с этими словами). Теперь я проверю, как вы знаете космическую азбуку. 3.Самостоятельная работа. Соедините слово с его значением. (Работа по карточкам).
Космонавтика от латинского «orbita» - колея, путь.
Космодром человек, испытывающий космическую технику в космическом полёте.
Космический корабль комплекс сооружения для сборки и запуска космических кораблей
Космонавт застеклённое непроницаемое окно на корабле.
Скафандр индивидуальное герметическое снаряжение, обеспечивающее жизнедеятельность человека в условиях отличных от нормальных.
Иллюминатор космический аппарат для полёта человека в космос.
Невесомость пилотируемый или автоматический аппарат, длительное время функционирующий на орбите.
Орбита отрасль науки для исследования и освоения космического пространства
Орбитальная станция состояние, при котором отсутствует сила притяжения.
4.Проверка самостоятельной работы. Слайд 10-195. Работа с учебником.Откройте учебник на странице 151, прочитайте материал из «Ларца с историями» о космической путешественнице и ответьте на вопросы: 1.Как называлась наша орбитальная станция? (Мир)2.Когда она появилась на орбите Земли? (20 февраля 1986 года)3.Что и когда с ней случилось? (22 марта 2001 года орбитальная станция «Мир» была затоплена в океане)После старта Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты. Посмотрите, как видят космонавты Землю из космоса.Слайд 20. Просмотр видеофрагмента «Вид Земли из космоса»- Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства?6. Работа с карточками у доски.(На доске прикреплены перевернутые карточки. Ученики выходят по одному к доске, снимают карточку и зачитывают текст):
• Слежение за погодой;
• Управление полетами самолетов;
• Управление курсом кораблей в океанах;
• Передача телевизионного сигнала;
• Организация телефонной связи;
• Изобретение новых лекарств в космосе;
• Открытие новых звёзд астрономами;
• Получение представления об экологическом состоянии нашей планеты;
• Исследование недр Земли, определение местонахождения полезных ископаемых;
• Ведение военной разведки, с целью защиты границы нашей Родины от врагов.
• Изучение поверхности Земли и других планет и др.
Именно эти и многие другие исследования проводятся в космосе.После Гагарина на околоземную орбиту вышли другие покорители космического пространства. Их имена знает весь мир: Герман Титов и Андриян Николаев, Валентина Терешкова (первая женщина- космонавт) и Светлана Савицкая, Алексей Леонов и Леонид Попов и многие другие. (Портреты космонавтов)Слайд 21. Люди помнят о тех, кто первыми побывал в космосе. В Москве стоит памятник создателям первого в мире искусственного спутника Земли. Слайд 22. Также открыт памятник первому живому существу, покорившему космос, собаке Лайке. Слайд 23. На аллее Героев космоса поставлен памятник первому космонавту Юрию Гагарину. Слайд 24. А на территории нашей Саратовской области в окрестности деревни Смеловки Энгельсского района установлена стела, устремленная в небо ракетой, под которой встал Гагарин. Установлена она на месте приземления Гагарина. Ведь, облетев первый раз земной шар, Гагарин приземлился именно в Саратовской области.
Закрепление нового материала.
Ответьте на вопросы, обведите буквы с правильным ответом.
Тест1.Кто был первым космонавтом, вышедшим в открытый космос?а) Ю.А. Гагаринз) А. Леоновр) В.В. Терешкова2.Кого называют основателем современной космонавтики?к) Г.С. Титове) К.Э. Циолковскийд) Ю.А.Гагарин3..Как назывался первый космический корабль?в) «Мир»и) «Союз»м) «Восток»4. В каком году человек впервые полетел в космос?н) 1951 годл) 1961 годд) 1957 год5. Кто был первым живым существом, полетевшим в космос?с) кошкам) попугайя) собака
По выделенным буквам прочитайте слово. Какое слово у вас получилось? (ЗЕМЛЯ) Итог урока.
Юрий Алексеевич Гагарин - был первым человеком, который собственными глазами увидел, что Земля действительно круглая, действительно большей частью покрыта водой и действительно великолепна. После полёта он написал: Слайд 25.« Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».Слайд 26. Действительно, как прекрасна наша планета-Земля. Наша страна –Россия- является частью этой прекрасной планеты..Завершая путешествие, мы можем смело сказать, что нашей стране принадлежит особое место на страницах истории освоения космоса. Большинство из этих страниц начинаются словами «Первыми в мире..»:• Первыми запустили искусственный спутник Земли;• Первыми совершили пилотируемый космический полет;• Первыми направили космическую станцию на Луну;• Первыми создали искусственный спутник Луны;• Первыми вышли в открытый космос;• Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу.Только теперь, отступив на четыре с лишним десятилетия, мы постепенно начинаем осознавать во всей глубине грандиозные последствия той великой победы, всю мощь нашей страны, которая сумела преодолеть, казалось, непреодолимые трудности и стать первым государством, открывшим человечеству дверь во вселенную.На уроке я старалась расширить ваши знания. Но на этом познания не закончились, у вас всё впереди. Наука не стоит на месте, каждый день происходят все новые и новые открытия. Больше читайте, размышляйте, мечтайте. Ведь если спросить наших космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим в ответ: «С мечты». А мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.
Эмоциональная оценка урока.
На столах у вас лежат карточки:Поднимите ту, которая отражает ваше настроение после урока. Урок понравился!Урок не понравился…Урок оставил равнодушным.Прикрепите ваши звёздочки на доску. Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось, сколько звёзд зажглось на нашем пути. А это значит, сколько новых знаний вы получили.Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание. Слайд 27.Ответить на вопрос №2 стр.150 учебника. В дополнительной литературе найди сведения о том, какой отклик в нашей стране и в мире вызвало известие о полёте первого человека в космос. Узнай, каким запомнился этот день твоим родным и близким. Используемая литература:Дмитриева О. И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. М.: «ВАКО», 2004.Детская энциклопедия открытий. ООО «Издательство Астрель», 2004 гЖурнал «Наша история. 100 великих имён». Выпуск №5, ООО «Де Агостини», 2010 г