Разработка урока по окружающему миру Разнообразие растений и животных 1 класс


Тема: Разнообразие растений и животных.
Педагогическая цель: обобщить знания детей о живой природе, о ее разнообразии и изменчивости, о зависимости от неживой природы, т.е. от условий окружающей среды.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Планируемые результаты (предметные):
Обучающийся научится: называть объекты живой природы; приводить примеры представителей животного и растительного мира;
Получит возможность научиться: соблюдать правила экологического поведения в природной среде; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки; различать группы животных и растений.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Личностные. У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу; обучающийся получит возможность для формирования: представление о ценности и уникальности природного мира , природоохране, здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные. Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; получит возможность научиться: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные. Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и в учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные. Обучающийся научится: договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная; словесный, наглядный, практический.
Основное содержание темы, понятия и термины:
Живая природа. Разнообразие и изменчивость живой природы. классификация животных. Классификация растений.
Ход урока:
Организационный момент.
Личностные УУД
-положительное отношение к учебной деятельности.
Психологический настрой.
- Прозвенел звонок на урок. Урок начинается. Я вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы.
Мотивация к учебной деятельности.
- Скажите, ребята, с какой целью вы пришли сегодня на урок?
- Сегодня мы продолжаем путешествие по стране знаний.
Актуализация знаний.
Личностные УУД
-проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу.
Регулятивные УУД
-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные УУД
Общеучебные-понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа;
Логические-осуществление классификации бъектов живой природы.
Коммуникативные УУД
-учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формирование собственного мнения.
- Отгадайте загадки и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. (слайд 1)
Любит красную морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой - (заяц).
Мой белый брат во льдах живетИ рыбу ест морскую,А я люблю пчелиный медИ ягоду лесную. (медведь)
Стоят в поле сестрички –
Желтый глазок, белые реснички. (ромашки)
Не заботясь о погоде,В сарафане белом ходит,А в один из теплых днейМай сережки дарит ей. (береза)
- О чем может пойти речь на уроке? (о растениях и животных)
- Верно, сегодня мы поговорим о разнообразии растений и животных.
(слайд 2)
- Как можно одним словом назвать растения и животных? (природа)
- Какая природа? (живая)
- По каким признакам мы определяем объекты живой природы? (это все что дышит, питается, размножается, растет)
- А какие условия необходимы на Земле для жизни? (воздух, свет, тепло, вода)
Физкультминутка. (слайд 3)
Включение в систему знаний и повторение/
Личностные УУД
-формировать интерес к предмету
Регулятивные УУД
-учить понимать и сохранять учебную задачу
-воспринимать выделенные учителем ориентиры действия
-оценивать совместно с учителем результат своих действий и действия своих одноклассников, вносить соответствующие коррективы
Познавательные УУД
-осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение
-учить использовать знаково-символические средства
Коммуникативные УУД
-учить воспринимать и осмысливать звучащую роль
-строить понятные высказывания
Н а доске картинки животных, растений, грибов, бактерий.
- Посмотрите на доску. Как красива наша живая природа!
- Как можно разделить всю живую природу? (на группы)
- А как называются группы в живой природе? (царства)
- На какие царства можно разделить? Назовите царство с примером. (царство животных, царство растений, царство грибов, царство бактерий)
- Есть на нашей планете 4 царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки моря. Это царства животных, царства растений, царства грибов, царства бактерий. (слайд 4)
- Но все-таки они отличаются друг от друга. Чем же растения отличаются от животных? (у них разный внешний вид, растения не двигаются, а только раскачиваются, а животные ходят)
- Но есть главное отличие растений от животных? (растения вырабатывают кислород, а животные его потребляют) («Легкие планеты»)
Закрепление.
Личностные УУД
-наличие познавательных интересов, учебных мотивов.
Регулятивные УУД
- принятие и сохранение учебной задачи, соответствующему этапу обучения.
Познавательные УУД
Общеучебные – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебной задачи в разных источниках;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Логические – установление причинно-следственных связей;
- анализ изучаемых объектов окружающего мира.
Коммуникативные УУД
- умение задавать вопросы;
- умение контролировать действия партнера.
- Ребята, как вы думаете, сколько на Земле животных и растений? (очень много)
а). Работа с крестами.
- Соотнесите изображение животного и растения с названием.
- Скажите, а всё ли вы знаете про этих животных и растениях? (нет)
- Расскажите, что знаете?
Сообщение о кувшинке и фламинго.
Кувшинка получила своё название по имени одной из водяных нимф. В славянских сказках представление о кувшинках связывается с загадочным образом русалки. Кувшинки встречаются в естественных водоемах. Цветение начинается в мае и продолжается до августа. Каждый цветок кувшинок держится примерно 4 дня. После чего под водой созревает плод. Когда плод созреет, то из него высыпаются семена похожие на икру рыб. Затем семена опускаются на дно и прорастают.
Фламинго. Благодаря своей великолепной окраске и хрупкому телу фламинго являются украшением озер Азии, Африки и Америки. В мелкой прибрежной воде фламинго из ила и глины строят гнезда. У фламинго края челюстей усажены роговыми пластинками, через которые они сцеживают воду, и в результате в клюве остается только пища.
б). Физкультминутка с тренажером для глаз.
г). Групповая работа.
- Большинство животных живет в природе не зависимо от человека. Они сами добывают себе пищу, строят себе жилища. На карточках вам дан текст. В группе прочитайте текст, выберите из текста ответ на вопрос и запишите его. У каждой группы свой вопрос.
Текст 1. Тигр - хищное животное. Тело у тигра вытянутое, гибкое, голова округлая, глаза голубые, хвост длинный, окраска оранжевая с чёрными полосами. Живут тигры в тропических и субтропических широтах. В России есть небольшие группы тигров на Дальнем Востоке. Добычей тигру служат кабаны, олени, косули, а также крокодилы, черепахи, рыбы, крабы. Несмотря на огромные размеры, тигры очень осторожные, ловкие, умеют маскироваться. Тигры любят купаться и хорошо плавают.
Вопрос №1: Где живут тигры?
Вопрос №2: Что является добычей тигра?
Вопрос №3: Найдите описание тигра?
Текст 2. Волк – опасный хищник. Внешне он похож на обыкновенную собаку и отличается от неё только хвостом. У собаки он поднят кверху, а у волка опущен. Волк умён и хитёр. Волк живёт в логове. Волки часто охотятся стаями. Несколько волков прячутся в засаде , а другие гонят добычу на них. Добычей волка могут стать любые , как мелкие, так и крупные животные: зайцы, олени, антилопы, коровы, лошади. Однако волки не всегда приносят людям зло. Они являются санитарами леса, убивая, прежде всего слабых и больных животных. Также известны случаи, когда волчицы вскармливали потерявшихся человеческих детей.
Вопрос №1: На кого похож волк и чем отличается?
Вопрос №2: Как называется жилище волка? Как волки охотятся?
Вопрос №3: Какое пользу приносят волки человеку?
Проверка групповой работы.
- Первые три группы работали над текстом, в котором говорилось о тигре. (слайд 5) Учитель зачитывает вопросы, а затем текст. Дети отвечают на вопросы, дополняя друг друга.
- Вторые три группы работали над текстом, в котором говорилось о волке. (слайд 6) Аналогично первому тексту
д). Работа по учебнику. (с.28-29)
Учащиеся читают один абзац, учитель останавливает по команде «Стоп!» ребят и задает вопросы к тексту на проверку внимательности, памяти, понимания смысла.
Подведение итога.
Личностные УУД
Имеют представление о границах собственного знания и «незнания».
Регулятивные УУД
Оценивание совместно с учителем или одноклассниками результата своих действий, внесение соответствующих корректив; осуществление контроля по результату.
Познавательные УУД
Общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – установление причинно – следственных связей.- Что нового узнали на уроке?
- Что вы можете сказать о природе Земли?
- Приведите разнообразия природы.