Урок — диспут Иллюзии и реальность (о вреде курения, употребления алкоголя и наркотиков)

Иллюзии и реальность.
Выбираем здоровье.
(урок - диспут)
Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы
обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас
будет по две идеи. Само поражение в споре
может не слишком огорчать, ибо побежденный
больше выигрывает в том отношении, что он
умножает свои знания.
Б. Шоу

Что необходимо знать учителю для проведения диспута
В развитии школьников наступает такой период, когда они не удовлетворяются информацией классного руководителя или просто взрослого. Растет уровень социального развития юношей и девушек, формируются такие важные качества как самооценка, критичность, социальная активность, стремление самостоятельно разобраться в сложных обстоятельствах действия нравственных категорий, появляется способность к критическому мышлению. Поэтому старшеклассники склонны к участию в такой форме работы как диспут. Диспут (от лат. Disputare рассуждать, спорить) разновидность дискуссии, публичное обсуждение научных, политических, нравственных и других проблем с целью поиска истины, которое, как правило, заблаговременно готовится и связано с реальной жизнью, собственным опытом участников. Диспут это специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме). Вообще диспут трактуется в словарях как вид диалогической речи, публичный спор на злободневную научную или разговорно-бытовую тему.
В системе воспитания школьников под спором понимают всякое столкновение мнений, расхождение во взглядах на определенный круг вопросов, проблем, словесную борьбу, когда каждый из оппонентов отстаивает свою правоту. Есть и другие слова для обозначения этой формы общения: дискуссия, дебаты.
На характер спора влияет много факторов: тема диспута, его цель, социально-нравственная значимость предмета спора, количество участников, а также формы и методы проведения. Предметом спора в ученическом диспуте чаще всего бывают общечеловеческие и национальные моральные ценности, которые по-настоящему интересуют школьников.
Различают организованные и неорганизованные (стихийные) диспуты. Учитель прежде всего должен беспокоиться о привлечения учащихся к организованному диспуту. Все старшеклассники должны пройти эту школу социального становления, чтобы получить надлежащий опыт и впоследствии участвовать в стихийных диспутах с расчетом на успех.
Эффективность диспута зависит в определенной степени от количества участников. Оптимальной является группа из 15-20 человек. Они должны быть членами одного коллектива, хорошо знать друг друга, учитывать особенности темперамента и характера.
Развертывается диспут благодаря оценкам, аргументам, смысловым связям с реальной жизнью, опоре на личный опыт, которым пользуются участники спора. В диспуте имеются элементы монолога и диалога. Диалогические элементы придают эмоциональную окраску дискуссии, а монологические служат для выражения ее логического содержания. Диспут требует значительного интеллектуального и эмоционального напряжения. С этой точки зрения важно создавать положительную эмоциональную атмосферу в коллективе, члены которого вступили в спор. Дискутируя, старшеклассники имеют возможность проявить свою эрудицию в различных областях знаний, приобретение социального опыта, уровень владения моральными ценностями, убеждениями. Поэтому диспут это не только выяснение истины, а прежде всего своеобразный путь и средство для "гимнастики ума и чувств". Участники диспута имеют возможность утвердить свою позицию в коллективе, подняться еще на одну ступень социальной зрелости. Важно, чтобы в подготовке и проведении диспута принимали участие все учащиеся. Здесь не стоит допускать деления воспитанников на "актеров" и "зрителей". Главная задача учителя создать оптимальные условия для активной социальной и интеллектуальной деятельности каждого юноши и каждой девушки.
При выборе темы диспута необходимо позаботиться, чтобы предмет разговора был достаточно серьезным, побудил участников к размышлениям, к желанию найти истину.
Определив тему будущего диспута, учитель совместно с учениками должен сформировать круг вопросов, которые являются предметом дискуссии. их должно быть немного (5-6). Между ними должна четко просматриваться надлежащий логическую связь. Необходимо, чтобы формулировки вопросов побудило участников к неоднозначности высказывания мнений.
Следующий этап в подготовке диспута подбор литературы. Ведь участники должны проявить знания и быть убедительными. Стихийного социального опыта для этого не достаточно. Диспут проходит эффективно, когда учащиеся обогащаются определенными научными представлениями о проблемах, которые обсуждаются, подбирают яркие факты, чтобы аргументировать свои суждения. Исходным материалом для диспута могут служить результаты анкетирования учащихся по определенной теме, письменные сочинения, результаты тестирования. Начинать диспут целесообразно с предложения прокомментировать любой факт, высказывание, видео (кино) фрагмент подобное.
Тема диспута, вопросы, предлагаемые для обсуждения, список рекомендуемой литературы публикуются на плакате-приглашении за 2-3 недели до диспута. Учитель на протяжении этого времени со своими помощниками организует учащихся на проработку рекомендованной литературы, постоянно поддерживает интерес к проблемам диспута.
Успех диспута зависит от ряда факторов. Во-первых, нужно заблаговременно создать в ученическом коллективе психологическое предчувствие чего-то интересного, привлекательного и поддерживать его до начала диспута. А сам диспут должен проходить так, чтобы эти предчувствия оправдались. Во-вторых, следует позаботиться о создании неординарной обстановки этого действа: украшена комната, цветы, музыка, демонстрация слайдов и тому подобное. В-третьих, не стоит ограничивать диспут строгими временными рамками. Его продолжительность зависит от темы, ситуации, активности и эмоционального состояния участников. В-четвертых, ход диспута, его результативность во многом зависят от ведущего. На первых этапах целесообразно, чтобы ведущим был учитель. Ведь это начало школы социального опыта и самоутверждения учащихся в коллективе. Учитель должен показать методику проведения диспута, непосредственного руководства ходом спора, но ни в коем случае не проявлять высокомерия, менторства. Он выполняет роль равноправного участника диспута. Руководителю диспута должны быть присущи тактичность, деликатность, толерантность. Не стоит обрывать высказывания участников полуслове или упрекать их за суждения, даже если они ошибочны. Главное – ценить активность и самостоятельность мысли, смелость обнародовать и отстоять ее. Со временем функция ведущего передается одному из членов коллектива. В-пятых, поведение участников диспута, их внутреннее раскрепощение зависят и от стиля общения. Поэтому даже размещение учащихся за столами должно способствовать демократичности мероприятия (столы поставлены кругом, ведущий сидит в этом же круге). Можно пользоваться такими речевыми трафаретами:
Я согласен (согласна), потому что ...
Я не согласен (не согласна), потому что ...
Я выражаю особое мнение, так как ...
Важно, чтобы учащиеся хорошо знали правила диспута и соблюдали их. Правила стоит написать на плакате, заблаговременно объяснить их смысл воспитанникам и вывесить на видном месте в комнате, где будет проходить диспут. Примером может быть такое объявление:


Помни и соблюдай правила диспута.

прежде чем спорить, разберись в теме диспута;

спорь честно и искренне. Не перекручивай мыслей и слов своего
оппонента;

начиная спор, понятно и полно вырази свои суждения и положения,
которые должен защищать, или правильность которых должен доказывать;

помни, что убедительным доказательством, лучшим средством отрицания является точные и аргументированные факты;

доказывая и опровергая, говори ясно, просто, четко, точно;

с пониманием и уважением относись к мнениям своих собеседников;

если доказали ошибочность твоих суждений, мнений, имей мужество признать правоту оппонентов;

не прерывай выступления оппонента на полуслове. Дождись, пока он выскажет свое мнение, а потом начинай полемику;

будь терпимым и толерантным во взаимоотношениях с участниками диспута;

заканчивая выступление, сформулируй выводы



Во время диспута можно прибегать к так называемым эмоциональным паузам и послушать песню, стихотворение и тому подобное. Но эти паузы не должны переводить мысли участников в другое русло, отвлекать от главного.
В конце диспута учитель должен подвести итоги, поблагодарить всех за участие, отдельно выделить наиболее ценные положения и проблемы о которых удалось договориться, призвать учеников к дальнейшим размышлениям относительно затронутых вопросов.
Диспут, таким образом, не просто одна из форм урочной работы, а более высокая духовная форма общения. Здесь школьники приобретают навыки, которые им нужны в жизни: учатся строить свое поведение с учетом позиции других людей, то есть воспитывают культуру общения в споре, чувство ответственности за людей, которые их окружают.
Анализируя и оценивая деятельность учащихся, можно пользоваться таблицей, которая позволяет выявить недостатки в организации урока

Баллы

Уровень коммуникации и позиционирования



1 – 2

Ученик не принимает никакого участия в диспуте


3

Ученик способен присоединиться к чужой позиции, умеет пассивно слушать


4

Ученик может подыгрывать партнеру, способен сформулировать собственную позицию, но ему сложно аргументировать


5

Ученик способен сформулировать собственную позицию и активно ее отстаивать и развивать, умеет «активно» выслушать; при подведении итогов умеет брать на себя ответственность



Готовясь к диспуту, полезно напомнить детям мудрость древних:
- Я не в силах спорить с тобой, Сократ, пусть будет по – твоему, - сказал Агафон.
- Нет, ты не в силах спорить с истиной, а спорить с Сократом – дело нехитрое.
Платон.
Цель урока. Расширить и углубить представления учащихся о вреде употребления алкоголя, наркотиков, курения; добиться, чтобы знания о необходимости здорового образа жизни приобрели особый смысл для учащихся. Развивать умение критически мыслить, реализовывать полученные знания на практике, способность к сотрудничеству и ответственного поведения; воспитывать чувство солидарности, стремление постичь сущность, такие социальные качества как дисциплинированность, способность высказывать свое мнение, слушать других. Развивать умение оценивать собственные возможности, умение систематизировать информацию и использовать ее для собственного развития; воспитывать активную жизненную позицию, умение принимать решения, наблюдать, анализировать, делать выводы; формировать осознание необходимости знаний и жизненные установки на безопасное поведение.
Подготовка классной комнаты к уроку
На одной части доски плакаты с афоризмами и пословицами
Афоризмы:
Он ее пил на здоровье,
Она пила его здоровье.
(Ц. Недялкин)
В молодости бутылки и кабаки,
В старости травы и врачи.
(Б. Васильев)
Пьянство добровольное безумие.
(Аристотель)
Я люблю молодежь, поэтому ненавижу алкоголь.
(Песталоцци)
Спирт и опиум – близнецы ада и гибели.
(Э. По)
Человек вгоняет в рот врага, который берет его ум, а потом сам с радостью и весельем превращается в скота. Алкоголь для нас суеверие и сумасбродство.
(В. Шекспир)
Вино... губит душу и потомство людей.
(Л.Н. Толстой)
Пьянство губит красоту, сокращает молодость.
(Гораций)
Запои разрушают печень, расслабляют мозг и вызывают внезапную смерть.
(Авиценна)
Не огорчайте ваше сердце табачищем.
(И.П. Павлов)
От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой.
(Гете)
Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации.
(О. Бальзак)
Пословицы.
Если муж пьяница, жена мученица.
В стакане тонет больше людей, чем в море.
Куда входит вино, оттуда выходит здоровье.
Счастлив тот, кто без порока живет.
Вино с разумом не ладит.
Высока у хмеля голова, да ноги жиденьки.
Горя вином не зальешь, а радость пропьешь.
Много пить добру не быть.

2. Стенд с образцами вредных веществ, выделенных из табака и табачного дыма и таблицы :
«Токсичность табачного дыма по наиболее важным ингредиентам»
«Наркотики = смерть»
«Изменения во внутренних органах, которые вызывает алкоголь»
3. Музыкальный центр, записи современных песен:
- для фона урока (эмоциональных пауз)
- про алкоголь, табакокурение, которые могут побудить к размышлениям и желание высказаться.
4. Презентация «Враги человечества»
5. Сигнальные карточки для присутствующих.

Мотивация учебной деятельности.
Вступительное слово учителя. Проведение такого занятия сегодня обусловлено желанием старшеклассников подискутировать о месте алкоголя, табака и наркотических веществ (АТНВ) в жизни человека, поскольку результаты анкетирования, проведенного психологической службой школы, свидетельствуют о неоднозначной позиции учащихся по данному вопросу. Итак, сегодня на уроке работают две группы: «Иллюзия», которая «дает зеленый свет» АТНВ, и «Действительность»-команда, которая делает акцент на опасности и вредности АТНВ (названия группам предложила психолог школы, ученики не отрицали). Участники диспута выражают собственные аргументы, суждения, выводы, наблюдения, будут задавать вопросы «соперникам» (персональное представление состава групп).
В конце урока каждый присутствующий, независимо от его предыдущей позиции, поднимет сигнальную карточку с названием «Иллюзия» или «Действительность», чем отдаст предпочтение позиции одной или другой команды, а также сможет высказаться.
Итак, мы начинаем, и я прошу прокомментировать высказывание ученика нашей школы (в процессе анкетирования), которое, кстати, можно услышать везде: «Пил, пью и буду пить».
Диалог с обсуждения высказывания дает толчок к новым вопросам от групп.
Вопросы и утверждения от участников групп «Иллюзия» и «Действительность».
1. Актуальна ли сегодня проблема употребления алкоголя, наркотиков, курения?
2. Возможно, употребление алкоголя не болезнь, а древняя традиция нашего (и не только ) народа?
3. Много семей распадаются из-за пристрастия к алкоголю или наркотикам. Что можете на это ответить? Неужели найдете этому оправдание?
4. Посоветуете ли лучшей подруге (другу) начинать курить? Почему?
5. Известно, что каучук (основа резины) получают из спиртов. Если алкоголь исчезнет из нашей жизни, то чем же компенсировать, как следствие, отсутствие резины?
6. Табачный дым содержит более 4000 веществ, среди которых канцерогены и радиоактивные элементы. После этой фразы Вы еще хотите курить?
7. Сотнями лет индейцы курят табак. Они не вымерли и не стали бесплодными. Они здоровее нас с вами!
8. Отказываетесь ли вы в компании от предложенного алкоголя? Почему?
9. Нравится ли вам вкус алкоголя? Почему?
10. Лекарства, неправильно назначенные или подержанные, могут принести вред. Наркотики же вполне могут быть лекарством, если властью будет разрешено это исследовать и использовать в медицине.
11. Если ты хочешь произвести впечатление – затянись дорогой сигаретой. Это действует! К тому же помогает сбросить вес.
12. Этанол является составной частью многих плодов, ягод, овощей и молочных продуктов питания, содержится он и в популярных напитках – пиве, квасе, браге, медовухе и тому подобное. Но потребление перечисленных продуктов и напитков не приводит к алкогольной зависимости?
13. Как установили французские врачи, при алкогольном циррозе печени из числа тех, что прекратили употребление алкоголя через пять лет остаются в живых 70%, а из тех, что продолжают пить всего 40%. Данная статистика не на пользу тем, кто становится на защиту алкоголя!?
14. Алкоголь является топливом и применяется для синтеза многих веществ, используется в медицине, пищевой промышленности, косметике, религиозных церемониях и тому подобное. То как же без него жить?
15. По преданию табачная трава выросла на могиле блудницы, что соблазнила тысячи мужчин и парней. Ее прах превратился в почву, на которой вырастало табачное зелье. Даже в легендах табак представлен как символ зла. Он таким и является!
16. Употребление наркотиков приводит к зависимости – к такой, что говорят «нет вчерашнего наркомана». Это не лечится! Опомнитесь! Слышите?
17. Алкоголь абсолютно безвреден в небольших количествах, ведь после его попадания в организм остается лишь вода и углекислый газ. Кроме того, он улучшает настроение, повышает работоспособность, снимает усталость, оказывает согревающее действие. Какие будут контраргументы?
Тезисы ответов и выступлений участников
групп «Иллюзия» и «Действительность».
Группа «Иллюзия»
1. Употребление наркотиков создает ощущение эйфории.
2. Употребление наркотиков помогает «быть на уровне», соответствовать. Если использование того или иного наркотика принято в группе, к которой человек принадлежит или с которой он себя идентифицирует, он почувствует необходимость применять этот наркотик, чтобы показать свою принадлежность к этой группе.
3. Употребление наркотиков помогает расслабиться, побороть хандру.
4. Употребление наркотиков помогает стать взрослее.
5. Употребление наркотиков помогает выявить протест. Применение наркотиков может выглядеть символом оппозиции ценностям общества. Человек отвергает общество и все альтернативы, включая самого себя, свои надежды и цели.
6. Алкоголь действует тонизирующе на психику, и мы становимся храбрее, а точнее бесстрашные, за счет того, что уже адекватно не оцениваем действительность. В умеренных дозах алкоголь взбадривает, создает состояние бодрости, полноценности, при этом все заботы и тревоги исчезают.
7. С помощью алкоголя мы придерживаемся традиций. Наша страна испокон веков является пьющей, с разветвленными алкогольными обычаями, избавиться от которых - дело не одного поколения. Употребляют алкоголь и в радости, и в горе. Практически ни один праздник не обходится без употребления алкоголя. Принято «обмывать» покупку, зарплату, рождение ребенка. Алкоголь почти обязателен в ритуальных обедах и как средство дружеской беседы, и для расслабления после тяжелой работы или стресса.
8. Легкое или умеренное потребление алкоголя играет положительную роль в сохранении «познавательной функции мозга» за счет благоприятного воздействия малых доз алкоголя на сердечно-сосудистую систему. Положительный эффект умеренного потребления любых спиртных напитков связывают с увеличением уровня липопротеидов высокой плотности (так называемый "хороший" холестерин) или с уменьшением образования сгустков крови из-за влияния на процесс агрегации тромбоцитов. Потребление алкогольных напитков в небольших количествах также защищает от диабета 2-й степени и предотвращает появление камней в желчном пузыре. А среди женщин средних лет оно вообще снижает риск смерти от любого заболевания на 17%.
9. Польза алкоголя еще и в том, что он выполняет:
№1 - антидепрессивное действие.
Мощное антидепрессивное средство. Это влияние объясняется торможением коры и повышением уровня эндорфинов. При плохом настроении, неврозе алкоголь способен существенно снизить неприятные проявления, повысить настроение, улучшить самочувствие.
№2 - выброс гормонов.
Вторая огромная польза от алкоголя - выброс гормонов. Расслабляя мышечную мускулатуру желез, происходит выход гормонов в кровяное русло. Здесь не надо путать с повышением уровня гормонов, выходят гормоны только накопленные в течение определенного промежутка времени. После такого всплеска появляется хорошее иммуностимулирующее действие.
№3 - Ускорение синтеза белка.
Алкоголь в небольших количествах увеличивает скорость синтеза белка. Что под этим подразумевается: мышцам гораздо проще увеличиться в объеме, органы начинают восстанавливать свою структуру, проходит общее восстановление организма.
№4 - Абсолютная безвредность в небольших количествах.
Это может звучать немного странно, но алкоголь - это самый безобидный продукт в природе (за исключением воды), который может принимать человек. После попадания алкоголя в организм, после него остается только вода и углекислый газ.
№5 - Расширение сосудов.
Благодаря расширению сосудов, человеку легче адаптироваться к низкой температуре, уменьшается давление. Следовательно, алкоголь в небольших дозах можно употреблять с целью профилактики таких заболеваний как инфаркт и инсульт.
№6 - Улучшение работы кишечника.
Как известно, издавна алкоголь был хорошим стимулятором аппетита. Запуская работу кишечника, он помогает организму справиться с той непереваренной пищей, которая есть в желудке или кишечника. Именно из-за этого эффекта появилась традиция «закусить» после того, как активизируется пищеварительный тракт. Для того чтобы остановить его работу, употребляются раздражающе-отвлекающие продукты (лимон, соленый огурец и т. п).
№7 - Расслабление мышц.
Выраженный расслабляющий мышцы эффект возникает гораздо быстрее, чем даже от употребления миорелаксантов (медицинские препараты). В истории человечества были зафиксированы реальные случаи анестезии алкоголем перед проведением операции.
№8 - Анестезия.
Для того чтобы снять боль в организме, может потребоваться огромная пригоршня таблеток, которые начнут действовать не ранее чем через 20-30 минут. В случае с алкоголем эффект наблюдается уже через несколько минут. Столь быстрая общая анестезия не достижима никаким медицинским препаратом.
10. Попытка стать взрослее, изменить себя. Ведь правильно? Будучи подростком, этаким маменьким сынком, мы хотим выразить протест взрослым, показать им, что у нас есть свое мнение, что нам теперь чужды их запреты. Мы такие же, как они. Закурив, мы бросаем им вызов. Мы бросаем вызов миру. Мы показываем, что теперь мы мужественные, теперь нас точно пустят в страну Мальборо. Мы этакие ковбои, мы настоящие мужчины! Закурив, мы бросаемся в бой. И горе нашему противнику... особенно если он не курит.
11. Способ снять стресс. Некоторые щелкают зажигалками или вертят ручку, или постоянно перекусывают, или перекладывают четки, или курят.... Ведь это так привычно, это успокаивает. Это вселяет уверенность, придает чувство безопасности, это расслабляет. Мы сейчас не говорим о содержание в сигарете расслабляющих веществ, мы говорим о самом процессе. Занимаясь чем-то привычным, обыденным, мы успокаиваемся. Разве не так? Так и курение. Взять спичку, сигарету, зажечь, расслабиться, неторопливо затягиваясь. Все хорошо. У нас все получится. Мы успокаиваемся. Все тревоги позади. Вот сейчас докурю и... все образуется. Правильно?
12. Это модно. Так надо. Особенно часто по этой причине начинают курить девушки. Курит их кумир, начальник. Курит человек, на которого ты хочешь произвести впечатление. С которым ты хочешь сблизиться. Или это компания, в которой ты хочешь быть, и в которой все курят. Курят подруги, соперницы. А мы не хотим выглядеть хуже, мы тоже можем покупать дорогие сигареты, зажигалки. Мы современные девушки. Мы еще и не так затянуться можем! Мы лучшие! Мы такие же, как вы. Мы не собираемся выделяться, мы не белые вороны. Мы классные, прогрессивные девчонки! Мы следим за модой!
13. Стабилизировать или сбросить вес. Ведь часто помогает! Особенно это заметно, когда уже курильщик со стажем бросает курить. Он полнеет! И тогда... тогда он вновь берет сигарету, и вновь сбрасывает вес!
14. Никотин способен снижать перистальтику, то есть волнообразные движения стенок кишечника. В сущности, курильщики знают на практике этот эффект: стоит курить побольше, и даже сильнейшая диарея стихает. И оказалось, что это свойство никотина защищает курильщиков от развития язвенного колита. Достоверные данные свидетельствуют, что в популяции курильщиков эта болезнь чрезвычайно редкая. Никотин не только стабилизирует перистальтику кишечника, но и увеличивает образование в нем слизи ( имеет защитные свойства). Он повышает специфический и неспецифический иммунитет и одновременно является мощным противовоспалительным веществом. Отсутствие герпеса «простуды» на губах курильщиков, менее выраженный угревая сыпь и сыпь при аллергических заболеваниях - довольно существенная польза курения, и все это по причине противовоспалительного свойства никотина.
15. Курение - физиологически необходимый для организма человека процесс. Никотин убивает 36 видов микробов, из них восемь вредных. Под действием никотина первыми погибают старые и ослабленные клетки головного мозга. Смолы, отложенные при курении на внутренней поверхности легких, затрудняют доступ воздуха к альвеолам, чем принуждают организм к благотворному усилению кровотока в легких. Без курения аналогичный эффект можно получить лишь интенсивными занятиями спортом или сложными дыхательными упражнениями. Сам по себе процесс затягивания дыма, а также кашель курильщика является естественной и необходимой дыхательной гимнастикой.
16. Красное вино укрепляет иммунитет, служит профилактикой атеросклероза, нормализует обмен веществ в организме, выводит из него токсины. Белое вино и шампанское хороши для ослабленной сердечной системы. Глинтвейн поддерживает организм при простудных заболеваниях, бронхите, воспалении легких. Употребление пива поможет снизить риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы, рака, болезней Паркинсона и Альцгеймера, замедляет процессы старения. И даже водка может быть полезной - она снижает уровень холестерина в крови.
17. Ученые вывели нормы, придерживаясь которых, спиртное можно употреблять без вреда (и даже наоборот - с пользой) для здоровья. Для мужчин эта норма составляет 20 г чистого алкоголя, для женщин - ровно вдвое меньше. Для примера - такая доза содержится в 30 г водки, 100 г вина, 300 г пива.
18. Выпивая пять-шесть бокалов спиртного в неделю, вы на 79% снижаете риск смерти от внезапного сердечного приступа, причем и у тех мужчин, которые занимаются спортом и правильно питаются, и у тех, кто страдает гипертонией. Потребление алкогольных напитков в небольших количествах также защищает от диабета 2-й степени и предотвращает появление камней в желчном пузыре. А среди женщин средних лет оно вообще снижает риск смерти от любого заболевания на 17%.
19. Ежедневное потребление алкоголя в небольших количествах увеличивает продолжительность жизни. К такому выводу пришли голландские ученые, которые представили свои результаты на конференции по эпидемиологии и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, проводимой ежегодно в США.
20. Ряд исследований в США и Швейцарии доказал, что ЛСД и псилоцибин - компонент галлюциногенных грибов - является неплохим средством для борьбы с депрессией у больных раком людей. Кроме того, псилоцибин помогает восстанавливать память после травмы и избавляет от пристрастия к табаку, а также может быть использован для лечения головных болей.
Неплохим лекарством является и каннабис (медицинское название конопли), который смягчает симптомы рассеянного склероза. Более того, пациенты, которые курят коноплю, заявляют об улучшении сна.
21. Как это плохо - пить! Бой пьянству! Возьмем на поруки алкоголика и спасем его из «лап зеленого змея»! Многих спасли? Только тех, кто сам захотел бросить пить. Если у родителей рождаются неслухи, то ищут причины в родословной: кто пил, употреблял наркотики или курил. Но есть немало случаев, когда в набожній или просто «правильной» семье рождаются дети с патологией. Кто тогда виноват? А, пожалуй, пассивное курение! : « в общественном транспорте на беременную дышал пьяный мужчина» ... Что за бред! Неужели только не многим заметна ирония человеческого бытия на фоне наших глупых предрассудков? Курение вызывает одышку. А ожирение не вызывает? Курение вызывает рак легких. А выхлопные газы автомобилей не вызывают?
22. Польза курения: 5 положительных причин
Причина «№ 1»! Никотин и некие «дыхательные упражнения» (это я так называю затяжку и выдыхание дыма) действительно снимают нервное напряжение и избавляют от стресса.
Причина «№ 2»! Человек творческий или умственного труда поймет. Когда нужны свежие идеи или мыслительный процесс заводит в тупик своим однообразием, есть два решения проблемы: пойти в отпуск или выкурить сигарету.
Причина «№ 3»! Никотин оказывает мощное антистрогенное действие, тогда как эстроген и его избыток в организме, ведут к развитию раковой опухоли.
Причина «№ 4»! Каждый курильщик замечал (и это так же доказано научно), что стоит начать курить чуть больше и даже самая жуткая диарея проходит.
Причина «№ 5»! Последние исследования голландских ученых выявили интересный факт: сигаретный дым снижает приступы сенной лихорадки или, как ее называют врачи, поллиноза, которым страдают в разные сезоны года от 45 до 60 процентов населения планеты. Ухты!
23. Некоторые американские ученые заявляют, что пожилые люди, которые изредка употребляют алкогольные напитки, со временем могут испытать меньшее снижение мозговой активности по сравнению с теми, кто не пьет. Легкое или умеренное потребление алкоголя играет положительную роль в сохранении «познавательной функции мозга» за счет благоприятного воздействия малых доз алкоголя на сердечно-сосудистую систему.

Группа «Действительность»
1. Употребление наркотиков снижает умственные способности. Чтобы вести нормальную жизнедеятельность человеку надо обращаться к своему разуму. Приходится что-то вспоминать, оценивать различные ситуации в жизни, принимать решения и так далее. Употребление наркотиков сильно снижает скорость этих процессов и делает их тяжелыми. Человеку становится трудно быстро оценить ситуацию, труднее что-то вспомнить.
2. Употребление наркотиков приводит к зависимости. Зависимость со временем полностью управляет его мыслями и действиями. Таким образом, у него нет самостоятельности, свободы в действиях и принятии решений. Употребление наркотиков требует полного подчинения себе и не дает никакого выбора для человека. Он уже не может распоряжаться собой, планировать свою жизнь, достигать своих целей. И почти единственным его желанием, стремлением становится употребление наркотиков.
3. Употребление наркотиков оставляет свой разрушительный след в организме человека. Часть наркотиков и других ядов остаются в жировых клетках организма. А какая-то часть остается навсегда. И находясь внутри организма, негативно влияют на эмоциональное и физическое состояние человека. При получении человеком эмоциональной или физической нагрузки, часть наркотиков выделяется из клеток в кровь. Это активирует плохое состояние, в котором он находился, когда был под воздействием наркотиков. Человек плохо себя чувствует без всяких причин.
4. Употребление наркотиков блокирует все ощущения. Человек перестает получать удовольствие от простых вещей в жизни. Ему не хватает ощущений и уже нужны более острые и интенсивные ощущения, чем обычному человеку.
5. Алкоголь в больших дозах, по сути, представляет собой яд, токсическое вещество, которое воздействует в первую очередь на головной мозг, изменяя поведение пьющего. Алкоголь начинает всасываться уже во рту, через слизистую, быстро разносится с током крови по организму и начинает разлагаться. Токсические продукты этого разложения отравляют в первую очередь нервные клетки. Чтобы избавиться от токсинов, организму требуется больше недели. Человек, который регулярно пьет, конечно, не дает своему мозгу такой передышки, отравляя его все новыми дозами алкоголя. О вреде злоупотребления алкоголем написано много. И о разрушительном действии на печень, и о расстройствах памяти, и о вегетососудистой дистонии, и о сбоях в работе поджелудочной железы. По сути, хронический алкоголизм превращает человека в психически больного. Недаром еще Пифагор назвал пьянство упражнением в безумии.
6. Токсическое действие алкоголя на головной мозг воспринимается человеком как якобы безобидное состояние опьянения. И это приводит к онемению, а потом и отмиранию участков головного мозга. Все это субъективно воспринимается человеком, который выпил, как «расслабление», «свобода» от внешнего мира, схожая с эйфорией освобождающегося из тюрьмы после долгого нахождения там. В действительности же часть головного мозга просто искусственно отключается от восприятия информации извне.
7. При регулярном приеме даже небольших доз алкоголя железы, расположенные в стенке желудка и вырабатывающие желудочный сок, под влиянием алкогольного раздражения сначала выделяют много слизи, а затем атрофируются. Пищеварение в желудке становится неполноценным, пища застаивается или, непереваренная, поступает в кишечник. Возникает гастрит, который, если не устранить его причину и серьезно не лечить, может перейти в рак желудка.
При употреблении крепких алкогольных изделий происходит «ожог» стенок пищевода и желудка и требуется значительное время для восстановления омертвевшей ткани (стенки желудка имеют белый налет, подобный белку сваренного яйца).
8. Проходя через печеночный барьер, продукты распада этилового спирта отрицательно влияют на печеночные клетки, которые под влиянием их разрушительного действия погибают. На их месте образуется соединительная ткань, или попросту рубец, не выполняющий печеночной функции. Уменьшается способность печени сохранять витамин А, наблюдаются другие нарушения обмена веществ.
Печень постепенно уменьшается в размерах, то есть сморщивается, сосуды печени сдавливаются, кровь в них застаивается, давление повышается в 3-4 раза. И если происходит разрыв сосудов, начинается обильное кровотечение, пострадавшие от которой часто гибнут.
9. Под действием табачного дыма нарушается синтез и функция сурфактанта, находящегося в альвеолах легких. Конечно же, легкие при этом будут работать намного хуже, развивается одышка.
10. И у здорового человека в дыхательные пути попадает пыль, микроорганизмы. Но у человека, который не курит, эти пути не повреждены, а потому сами очищаются от “мусора”, уничтожаются микробы. У курильщика дыхательные пути повреждены, а потому просто не могут выполнять свою работу по защите организма. Поэтому курильщик чаще болеет бронхитами, пневмониями и тому подобное.
11. Под действием никотина снижается общий иммунитет, потому что под действием яда нарушается обмен веществ. Организм не может вырабатывать достаточное количество нужных для защиты клеток. А потому курильщик чаще болеет простудными и инфекционными заболеваниями. Кроме того, табачный дым приводит к повышенному синтезу иммуноглобулинов Е, в результате чего могут развиваться аллергические реакции.
12. Попадая в организм, никотин взаимодействует с оксидом азота, образуя вещества, которые способствуют развитию раковых заболеваний. Кроме того, в самом табачном дыме содержится множество веществ, которые являются канцерогенами (то есть сами по себе вызывают рак). Под влиянием дыма клетки начинают меняться, причем есть большой риск, что в один “прекрасный момент” клетка изменится в раковую.
13. Табачный дым повреждает и пищевод, в результате чего развивается его воспаление, проблемы с прохождением пищи. Длительное курение способствует развитию гастрита курильщика, сначала повышает, а затем снижает секреторную функцию желудка, происходит повреждение защитного слизистого барьера в желудке. Все это способствует развитию язвенной болезни, пища хуже переваривается, а затем плохо всасывается (помните, человек не полнеет?)
14. Курение способствует подъему артериального давления. Кроме того, сам никотин сужает сосуды. Все это может привести не просто к непродолжительному подъему артериального давления и к гипертонической болезни. Наряду с этим курение способствует развитию состояний, приводящих к образованию тромбов. А тромбы, как известно, закрывая просвет сосудов, могут привести к гангрене и ампутации конечности, инсульту, инфаркту и даже смерти!
15.Оксид углерода, содержащийся в табачном дыме, связывается с гемоглобином, приводя к повышению уровня карбоксигемоглобина, который может превысить норму в 15 раз. Таким образом, сокращается объем гемоглобина, доставляющего кислород. В результате возникает кислородное голодание тканей, что приводит к нарушению жизнедеятельности клеток. Нарушаются все виды обмена веществ. Курение способствует повышению холестерина в крови, развитию атеросклероза. Возрастает риск ишемической болезни сердца, гипертонической болезни.
16. Кроме того, курение повышает риск возникновения ишемической болезни сердца у женщин. Женщина, которая курит, быстрее “увядает”, теряет красоту, привлекательность, что особенно заметно после сорока лет. Таких женщин чаще беспокоят головные боли, они острее реагируют на перемены погоды, магнитные бури.

Итог урока (заключительное слово учителя)
Итак, диспут закончен. Каждая группа отстаивала свою позицию, приводя аргументы и факты. Мы не определяем победителей. Наш урок побудил к размышлениям, к желанию найти истину. В течение дискуссии сформированный круг вопросов, которые были предметом дискуссии, значительно возросло. И теперь сигнальными карточками «голосуем» за точку зрения, которая стала ближе к нам, которая убедила и, главное, побудила задуматься. Прислушайтесь к собственному сердцу и разуму.

Определяются самые ценные мысли.

Подведение итогов.

Благодарность всем присутствующим за работу.