Конспект урока — практикума по химии Влияние алкоголя на организм человека. Самовоспитание личности


Влияние алкоголя на организм человека.
Самовоспитание личности.
Цели: показать вред и пагубное влияние алкоголя на организм человека; формировать негативное отношение к потреблению алкогольных напитков, умение критически оценивать алкогольную рекламу; побуждать обучающихся к здоровому образу жизни, к самопознанию, саморазвитию, к поиску положительных путей для самореализации.
Задачи:
Личностные:
·  доброжелательное отношение к окружающим;
·  устойчивый познавательный интерес к деятельности.
Регулятивные:
контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном;коррекция и оценка деятельности.Познавательные: установление причинно-следственных связей; построение логических цепей рассуждений;применять практические умения для решения химических задач.Коммуникативные: умение вести диалог, отвечать на вопросы;понимать возможность различных точек зрения;умение слушать и слышать друг друга.Лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения,гроздь опьянения, гроздь омерзения.Скифский мудрец Анахарсис.Оборудование и материалы: химические стаканы, пробирки, этанол, животный жир, кусочки куриной печени, кусочки мяса, куриный белок, поваренная соль, красные чернила.Тип урока: урок-практикум
Методы: словесный: беседа, объяснение;
практический: демонстрация опытов
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, белок, спирт, растительное масло.
Ход занятия
Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать на нашем занятии и начать урок хочу следующими строками:
Цвет лица землист. А он не старый…
В доме холод, грязь… И тишина.
Дети в школе умственно отсталых И в психиатрической жена…
Слаб и вял он, словно из мочала
Сотворен… А он, при всем при том,
Человеком тоже был сначала,
Тенью человека стал потом.
С. Викулов.
1. Укажите вещество, выпадающее из общего ряда:
а) CH3−CH2−OH б) CH3−OH
в) HO−CH2−CH2−OH г) CH3−CH2−CH2−ОН
2. Соотнесите:
тип спирта формула
1) одноатомный а) CH3−CH2−CH2−ОН

ОН
2) двухатомный б) CH3−CH2−CH2−CH2−ОН
3) трёхатомный в) CH2−CH−CH2
│ │ │ ОН ОН ОН3. Соотнесите:
тип спирта формула
1) предельный а) CH≡C−CH2−ОН
2) непредельный б) C6H5−CH2−CH2−OH
3) ароматический в) CH3−ОН
Спасибо, ребята за ответы! Молодцы!
Прочитайте, пожалуйста, пословицы и высказывания, которые я вам раздала. Что их объединяет? Давайте сформулируем тему нашего урока. Каких целей мы должны достичь?
Я предварительно провела между нашими обучающимися анкетирование, результаты которого представлены на слайде.Алкоголь и никотин нарекли «культурными» ядами. Но именно они, эти «культурные» яды приносят множество бед и страданий – в семьях, трудовых коллективах, являются социальным злом для общества.
У злоупотребляющих алкоголем, особенно в молодом возрасте, риск развития рака полости рта в 10 раз выше, а если они еще и курят, то в 15 раз выше по сравнению с непьющими.
Мотивационное начало: Всемирная организация здравоохранения определила пограничный уровень употребления алкоголя нацией - это 8 л абсолютного алкоголя на человека в год. При большем душевом употреблении начинается необратимое угасание этноса. Россияне уже более двух лет потребляют дозы в 2-3 раза превышающие эти нормы. Это может привести наш народ и нашу страну в целом к полной деградации. Но такое положение было не всегда. В 1913 году 86% взрослого населения России высказались за абсолютную трезвость, а в2007 году таких оказалось 5%. Что касается подростков, то эти цифры еще более катастрофичны: в 1913 году только 5 % подростков положительно относились к употреблению спиртного, а сегодня 95 % молодых людей употребляют алкоголь.
В Древнем Риме было время, когда девушкам и женщинам запрещено было принимать алкогольные напитки. А в Древней Индии представителей знати, уличенных в пьянстве, заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино, кипяток, коровью мочу или кипящее молоко до наступления смерти. Всегда категорически запрещалось пить вино всем женщинам. Нарушительницам грозило страшное наказание - раскаленным металлом им выжигали на лбу преступную бутылку. В Древнем Китае людей, схваченных во время попойки, приговаривали к смертной казни.
В Ливерпуле уже в XIX в. пробовали публиковать в газетах имена и адреса алкоголиков.
Как влияет алкоголь на организм человека?
Нужно отметить, что ситуация здесь двойственная. С одной стороны этиловый спирт является ядом, появление которого в крови тот час же включает механизмы, направленные на его распад. С другой стороны этиловый спирт в обычных условиях вырабатывается нашим организмом самостоятельно. Возникает закономерный вопрос – для чего нашему организму алкоголь и почему мы не помогаем ему, добавляя спирт извне, а наоборот вредим?
Наш собственный вырабатываемый алкоголь нужен нам для того же, для чего и внешний. Он служит источником энергии, участвует в процессе адаптации, а также помогает бороться со стрессом. Но его количество очень небольшое и составляет несколько грамм в сутки.
Регулируют концентрацию алкоголя в организме специальные ферменты, которые расщепляют его до более простых веществ.
Поэтому при приёме скажем так, лишнего алкоголя, ферменты сразу включаются в работу и пытаются в кратчайшие сроки снизить концентрацию ядовитого вещества. Но они не могут сделать это моментально.
Сегодня мы на практических примерах рассмотрим воздействие спирта на органы человека как химически агрессивного, ядовитого вещества.Попавший из пищеварительной системы в кровь алкоголь начинает действовать практически на все органы. Проникая в организм, спирт жадно поглощает воду из тканей.
Опыт №1. Растворимость спиртов в воде и жираха) в стакан наливают 10 мл воды подкрашенной красными чернилами и столько же спирта. Учащиеся наблюдают за равномерным окрашиванием смеси в стакане и делают вывод: спирты растворяются в воде в неограниченном количестве, благодаря  HYPERLINK "http://pandia.ru/text/category/vodorod/" \o "Водород" водородным связям. Следовательно, спирт растворяется в плазме крови, содержащей 90 % воды, и разносится кровью по всему организму.б) На два предметных стекла наносятся по две капли жира, затем жир вытирают салфеткой: с одного стекла смоченной водой, а с другой смоченной спиртом. Отмечают, что в первом случае стекло так и осталось жирным, а во втором стало чистым. Делают вывод: спирты хорошо растворяют жиры. Благодаря хорошей растворимости в воде алкоголь проникает во все клетки организма, разрушает их жировую основу, что ведет к гибели клеток всех органов.Какой орган страдает первым? Первый удар, как вы знаете, принимает на себя печень. Так как вся кровь от желудочно-кишечного тракта по воротной вене направляется туда на предмет выявления и последующего обезвреживания вредных веществ.
Опыт № 2. Воздействие спирта на печеньВ пробирку налейте 5 мл 70% раствора этанола и опустите в него кусочек свежей куриной печени. Понаблюдайте 3-4 минуты и отметьте, какие произошли изменения с печенью. Цвет её меняют промежуточные продукты окисления спирта: ацетальдегид и уксусная кислота. Именно уксусная кислота усиливает синтез жирных кислот и приводит к жировому перерождению печени, а затем к раку и циррозу печени.Примерно 90% его временно задерживается в печени, где нарушает выделение желчи, гибнет много печеночных клеток.
Этиловый спирт – уксусный альдегид – уксусная кислота – углекислый газ и вода.
Употребление более 20-40 граммов спирта в печени с помощью ферментов он превращается в уксусный альдегид, который в 30 раз токсичнее самого алкоголя. Воздействие последнего на организм - оглушающее, сопровождается рвотой, головокружением. Альдегид вызывает повреждение печени, цирроз. Врачи доказали, что возникновение мутаций и уродов у эмбрионов вызывает уксусный альдегид.
Если ребенок был зачат пьяными родителями, а также, если во время внутриутробного развития мать принимала алкоголь, то это может привести к рождению ослабленных детей, с уродствами.
Не подвергшийся распаду в печени алкоголь распространяется дальше. Спирт легко проникает в клеточные мембраны любых тканей, но его содержание зависит от количества воды в клетке. Поэтому больше всего этанола всасывается в ткани головного мозга: в 1,5 — 2 раза больше, чем в тканях других органов.
При этом нарушает работу сердца и нервной системы. Нейроны головного мозга испытывают кислородное голодание – гипоксию. Их работа нарушается и часть из них погибает.
При неоднократном и постоянном злоупотреблении алкоголя эти нарушения приводят к учащению сердцебиения, одышке, ожирению сердечной мышцы. Человек слабеет, теряет работоспособность.
Алкоголь влияет также на кровеносные сосуды, несущие кровь к мозгу. Сначала они расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров. Вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека.
Кора перестает контролировать работу низших, так называемых подкорковых отделов мозга. Вот почему опьяневший человек как бы теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению, утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии.
 При этом повреждаются:
затылочная часть мозга (контролирующая вестибулярный аппарат) нарушается координация движений;
клетки, отвечающие за процессы запоминания, нарушается память, воспоминания отрывочны, человек на следующий день не может вспомнить что делал, где был и т.д.
Далее погибшие клетки начинают гнить и разлагаться непосредственно внутри мозга, что является причиной головной боли с утра после возлияний, в народе это состояние называется похмельем. Для того чтобы избавиться от погибших нейронов, организм «накачивает» в череп огромное количество жидкости, которая растворяет и выводит погибшие клетки из организма через мочеполовую систему.
Несмотря на то что масса мозга составляет всего 2% от массы тела, он берет 30% выпитого человеком алкоголя. У человека 18 млрд. нервных клеток, активны из них только 5 %, т. е. 900 млн. клеток. Функционирование этих клеток обеспечивает процессы образования, воспитания детей, любовь, труд, творчество, совершенствование. Когда человек выпивает 100г  HYPERLINK "http://pandia.ru/text/category/vodka/" \o "Водка" водки. Погибает 200 нервных клеток. Следовательно не так уж и трудно пропить все 900 млн клеток. В результате человек деградирует как разумное существо. Нарушается память, координация движений, рассудительность. Мозг человека в прямом смысле усыхает.
Развивается алкоголизм – тяжёлое психосоматическое заболевание, которое сопровождается ослаблением умственных и физических способностей. Человек попадает в физическую и психическую зависимость от алкоголя.
В прямом смысле слова становясь его рабом. Чёрствость, эгоизм и безразличие становятся основными чертами его характера.
В результате употребления алкоголя страдает так же желудочно-кишечный тракт.
Опыт № 3. Воздействие спирта на желудокВ пробирку налить 70% раствор этанола, добавить немного поваренной соли. Опустить кусочек мяса. Отметьте, что изменилось через 5 минут. В результате воздействия спирта на желудок и пищеварительную систему в целом возникает рвота как защитный рефлекс, направленный на выведение спиртного из организма. При анализе опыта выясняется, что белый налет на кусочке мяса – это результат денатурации мышечных волокон, которые под действием соли разрушаются с образованием язв. При попадании на них соли появляется резкая боль в желудке. Страдают слизистые оболочки пищеварительного тракта. Постоянное их раздражение вызывает гастрит, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, раковые заболевания.
Опыт № 4. Воздействия спирта на репродуктивную системуВозьмите пробирку и налейте в 3-4 мл куриного белка (известно, что цитоплазма половых клеток содержит значительное количество белка). Добавьте 70 % раствор этанола. Отметьте происходящие изменения. Говоря о результатах опыта по денатурации белка под воздействием спирта, необходимо подчеркнуть, что спирт разрушает белок наравне с кипячением. Алкоголь оказывает мутагенное воздействие на половые клетки, содержащие значительное количество белка, часто при употреблении спиртосодержащих напитков развивается импотенция и  HYPERLINK "http://pandia.ru/text/category/besplodie/" \o "Бесплодие" бесплодие. Наибольшую угрозу несет в себе прием алкоголя во время зачатия и  HYPERLINK "http://pandia.ru/text/category/beremennostmz/" \o "Беременность" беременности. Раньше на Руси молодоженам запрещали пить спиртные напитки.Реклама внушает, что пиво - это нечто очень вкусное, душевное, престижное, эдакая стильная штучка, без которой нельзя существовать в современном мире. И безвредная. Выпьешь - станешь сильным, смелым, крутым парнем (или клевой девчонкой). Подростки начинают регулярно пить пиво в возрасте 12-13 лет, а к 14 годам многие становятся хроническими алкоголиками. Ученые выяснили, что нет существенных отличий в протекании пивного и водочного опьянения, а также в похмельном синдроме. И алкоголизм развивается в любом случае.
Упражнение «Антиреклама».
Сейчас я предлагаю вам разделиться на 2 команды, каждой команде дается 10 минут на то, чтобы придумать антирекламу алкоголя. У вас есть ватманы и карандаши.
Защита проекта.
Когда начинать бить тревогу?
- Если человек выпивает больше 1 л пива в день.
- Часто собирается с друзьями, чтобы расслабиться в компании янтарного напитка.
- Раздражается и злится, если не выпьет.
- Жалуется на здоровье.
- Становится обладателем «пивного животика».
- Не может расслабиться, уснуть без допинга - пива.
- Пьет пиво утром, чтобы опохмелиться.
Вопрос к учащимся: «Как вы понимаете высказывание: «Вино сообщает каждому, кто пьет, четыре качества; сначала павлина, потом обезьяны, затем льва и, наконец, свиньи» (Абу-ль-Фарадж)?Подведение итогов
Вывод: На доске два ватмана: Мой выбор - ЗА употребление алкоголя. Мой выбор - ПРОТИВ употребление алкоголя Обучающиеся выходят и приклеивают стикеры.