Открытый урок по литературному чтению Ш. Перро Кот в сапогах


Урок литературного чтения 2 класс «Кот в сапогах» Ш. Перро.
( 2 урок)
Ход урока:
I. Организационный этап
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой на урок.
К нам на урок пришел гость. Угадайте кто это?
Что за зверь гуляет в сказке,
Усы топорщит, щурит глазки,
В шляпе, с саблею в руках,
И в огромных сапогах? (КОТ)
( Показ слайда)
- Назовите сказки, в которых героем был кот?
- Над какой сказкой мы продолжаем сегодня работать?
- Мы будем продолжать путешествие в сказку.
( запись на доске)
Для того, чтобы наш урок прошел успешно, проговорим наш девиз:
- На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным)
Работай не отставая,
Слушай не … (перебивая)
Говори все четко, внятно
Чтобы было все … (понятно).
Если хочешь отвечать
Надо руку … (поднимать).
Если друг стал отвечать
Не спеши … (перебивать)
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно … (руку).
2. Исследовательская работа.
Учитель. Мы с вами не только будем читать сказку, но и заниматься исследованием, постараемся ответить на вопросы:
- Кто написал эту сказку? ( Ш. Перро – французский писатель)
( показ слайда)

- Значит какая это сказка?
Дети. Авторская
Учитель. Без чего не может существовать волшебная сказка?
Дети. Без волшебных предметов.
Учитель. Давайте назовем, какие волшебные предметы есть в сказке “Кот в сапогах.”Дети. Сапоги.
Учитель. Есть ли ещё версии, уважаемые детективы?
Дети. Волшебные превращения.
Учитель. Сколько раз Людоед превращался в животных и каких?
Дети. Два раза, в мышь и льва.
Учитель. Есть ещё версии по поводу того, без чего не может существовать сказка?
Дети. Без злых и добрых героев.
Учитель. Назовите героев этой сказки: злых и добрых.
Можно ли назвать Кота в сапогах волшебным помощником героя?
Достоин ли герой иметь такого помощника?
Справедливо ли братья поделили наследство? Найдите в сказке и прочитайте, как это произошло?
Как утешил кот младшего брата? Прочитайте.
Что предпринял кот, чтобы помочь младшему брату?
Расположите высказывания в правильном порядке? ( слайд 3)
Восстановите маршрут путешествия.
3. Физминктка.
4. Продолжим исследовательскую работу.
Вооружитесь знаниями, полученными во время путешествия по стране “Литературия”. Что главным является в произведении?
Дети. Сюжет
Учитель. Назовите трёх сестёр сюжета.
Дети. Завязка. Кульминация. Развязка.
5. Работа в парах.
Учитель. Прочитайте предложения, соответствующие завязке, кульминации, развязке. Отлично справились!

Что во французской авторской сказке напоминает сказки русские народные?

6. Работа в группах.
1 группа.
Тест.По литературному чтению Кот в сапогах. Ш.Перро.
Сколько сыновей было у мельника?
А) 2
Б) 4
В) 3
Что от отца досталось младшему сыну?
А) осел
Б) кот
В) мельница
Что кот попросил у хозяина?
А) щит и меч
Б) мешок и пару сапог
В) хлеб и соль
Кого хитростью кот поймал в мешок?
А) кролика
Б) лису
В) зайца
Кто спас Маркиза де Карабаса, когда он тонул?
А) кролик
Б) кот
В) король
От кого Маркизу де Карабасу достался дворец?
А) от людоеда
Б) льва
В) мыши
Ключ
1 В
2 Б
3 Б
4 А
5 В
6 А
2 группа. ( Поставить + правильно, - неправильно)
(+) 1. Младшему сыну достался кот.(-) 2. Кот попросил у хозяина ботинки.(-) 3. В мешке у кота были отруби и морская капуста.(+) 4. Кот три месяца дарил подарки королю.(-) 5.Королевская дочка сильно полюбила кота.(+) 6. Молодой маркиз пришелся по сердцу королю.(+) 7. Кот припугнул крестьян тем, что их изрубят на куски.(+) 8. Людоед с удовольствием превратился сначала во льва. А потом в мышь.(-) 9. Замок перешел к королю.(+) 10. Маркиз женился на принцессе.(+) 11. Кот в сапогах стал очень знаменитым и важным.
( при проверке зачитывают вопросы и правильно отвечают на них)
3 группа. ( выходят и рассказывают как они представляют кота)
.Описание портрета кота.
-Каким показан кот в сказке.
( дают характеристику коту)
-Посмотрите. Каким мы предполагали кота и каким он оказался на самом деле.
( показ слайда)
- А какой кот больше всего подходит к герою сказки? ( слайд )
4–ая и 5–ая группа «Минитеатр» (в каждой группе свой режиссёр) работаютнад выразительным чтением по ролям диалогов со следующими фрагментамисказки:
1-ый фрагмент (для 4-ой группы):
«…Кот был в восторге от того, что всё идёт как по маслу…
…и король опять порадовался за господина маркиза»
2-ой фрагмент (для 5-ой группы):
«…Тем временем король, проезжая мимо…
…Маркиз подал руку прекрасной принцессе»
( Защита групповых работ)
- Перед уроком нам передали волшебный сундучок. Попросили, чтобы его открыли в конце занятия. Что там?
( открывают сундучок, там книги Ш. Перро. Выставка на доске)- Как вы думаете, для чего нам эти книги? Чтобы читать.
7. Самооценка.
Предлагаю подарить на свадьбу Маркизу и Принцессе букет роз. Представьте себе, что мы — цветы. Цветы могут быть распустившимися, могут быть в бутонах. Загляни в себя. Дайте себе самооценку: как вы работали на уроке. Если были активными, покажите руками, что цветок раскрылся, если вы работали не в полную силу — цветок в бутоне.
8. Рефлексия.
- Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (ответы детей)- Добро побеждает зло. Дружба помогает!- А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло своей души другу, соединив ладонь с его ладошкой.
Пусть ваше тепло согревает друзей и помогает им в трудную минуту.
9. Итог урока.

– Какие сказки о дружбе вы ещё знаете?
( читает ученик)
Как хорошо, что дружба есть на свете!
Она как воздух нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете,
Пускай, как солнце, светит нам она.
Н. Добронравов