Разработка урока по обществознанию на тему Административные правоотношения

Методическая разработка урока.

Учитель: Вакина Марина Федоровна, учитель истории и обществознания.
Предмет: обществознание.
Тема: Административные правоотношения.
УМК: Обществознание. 9 класс. Л.М.Боголюбов, А.И.Матвеев и др. – 2011г.
Класс: 9.
Цели урока:
Образовательные:
Актуализировать и расширить имеющиеся знания о праве, отраслях российского права, источниках права.
Дать учащимся обществоведческие термины и определения: «административное право»; «административное правонарушение»; «административное наказание»; Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Развивающие:
Развивать критическое мышление
Развивать общеучебные умения и навыки (работать с текстом, выделять главное, анализировать, делать выводы, самостоятельная работа, сотрудничество и работа в группе)
Продолжить выработку умений выступать публично, выражать свои мысли ясно, уверенно.

Воспитательные:
Воспитывать у учащихся правое сознание, правовую и социальную культуру,
Способствовать воспитанию нравственных качеств личности.

Тип урока: комбинированный.
Основные термины и понятия: административное право, административное правоотношение, административное правонарушение, административное наказание, КоАП.
Административное право; субъекты, объекты и содержание административных правоотношений.
Межпредметные связи: право, юриспруденция, история, литература.
Наглядность: раздаточный материал - текст с заданиями.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока.

Организационный этап (1 мин).

Актуализация ранее изученных знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. (7 мин)
- Какие отрасли права мы изучили на предыдущих уроках?
- Что такое отрасль права?
- В чём суть и особенности семейных правоотношений?
- Каковы условия и порядок заключения брака?
- Как связаны между собой права и обязанности родителей и детей?
- Устный блиц-опрос по терминам, изученным на предыдущем уроке: семья, брак, фиктивный брак, гражданский брак, брачный договор.


Изучение новых знаний (18 мин)

Что перечислено на доске?
нарушение правил дорожного движения; курение в общественном месте; безбилетный проезд? (верно, это правонарушения).
-К какой отрасли права относятся эти виды правонарушений? (к административному праву).
- А вот, что такое административные правоотношения мы сегодня узнаем на уроке.
- Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Так, с помощью учителя учащиеся сформулировали тему урока (записывают тему урока).
Сформулируем вопросы, на которые нам нужно будет ответить в ходе урока. (Возможные ответы:
Что такое административное право?
Кто является субъектами административного права?
Что является объектами административного права?
Какие поступки считаются административными правонарушениями?
Виды административной ответственности?
Почему важно знать административное право?)

Каждая из отраслей права, как вы помните, регулирует свою особую сферу общественных отношений (гражданских, семейных, трудовых и т. д.). Административное право регулирует только те общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительной власти, в связи с деятельностью её органов, призванных осуществлять функции государства.
Факты. В системе юридических наук, обслуживающих фундаментальные отрасли права – государственное (конституционное), гражданское, уголовное и административное, наука административного права самая молодая. Процесс её развития начался около 300 лет назад: сначала в XVIII в. под названием «наука полиции», затем в XIX в. под названием «наука полицейского права», а на рубеже XIX-XX вв. и в первые десятилетия XX в. завершился постепенным превращением в «науку административного права».
А теперь ответим на те вопросы, которые обозначили. Для этого разделимся на группы (по рядам), каждая группа прочитает свой текст и ответит на вопросы (вопросы выведены на экран).

1 группа.
Работа с учебником, стр. 165 прочитать пункт «Административное право» и ответить на вопросы:
Что такое субъект и объект административного права?
Каково содержание административного права?
В каких формах могут быть выражены нормы административного права?

2 группа.
Работа с учебником, стр. 167 прочитать пункт «Понятие и черты административного правоотношения» и ответить на вопросы:
Каковы особенности административного права?
В чем сходство административного права с уголовным, а в чем их отличия?
Порядок рассмотрения споров между участниками административного правоотношения.

3 группа.
Работа с учебником, стр. 169 прочитать пункт «Административное правонарушение» и ответить на вопросы:
Перечислить основные виды административных правонарушений.
Какие виды административных наказаний устанавливает Кодекс РФ об административных правонарушениях?
С какого возраста в полном объеме наступает административная ответственность?

Проверка группового задания.

Первичная проверка понимания (3мин)

Какой вид административного наказания может быть применен за следующие административные правонарушения:
нарушение правил пожарной безопасности - штраф;
порча имущества в кафе – возмещение стоимости;
управление автомобилем в нетрезвом состоянии – лишение спец. прав(водительских); нарушение правил судейства во время судебного матча – дисквалификация; браконьерство - изъятие орудия совершения правонарушения и штраф;
неповиновение сотруднику полиции – административный арест;
незаконное пребывание на территории РФ гастербайтеров – выдворение за пределы РФ; переход улицы в неположенном месте – штраф.

Ситуация. Гражданин Стёпа (19 лет) без разрешения «увел» у гражданина Вани (18 лет) его велосипед, а гражданин Ваня заявил об этом в полицию.
Является ли эта, ситуация административным правоотношением. Почему? (Потому что: а) в КоАП есть правовая норма, предусматривающая подобную ситуацию, - статья 7.27. Мелкое хищение; б) есть сторона, представляющая административную власть, - правоохранительный орган (полиция).)
Определите субъекты административного правоотношения в этой ситуации. Между кем и кем в этом случае возникает административное правоотношение? (Не между гражданином Васей и гражданином Стёпой! Административные правоотношения возникают у каждого из них с правоохранительными органами, обязанными принять меры, предусмотренные нормами права. Если заявление гражданина Васи (потерпевшего) подтвердится, гражданина Стёпу, нарушившего правовую норму, ждёт (как минимум!) административное наказание в виде штрафа)

Закрепление и применение изученного (5 мин).
Ситуация 1. Однажды поссорились Иван Иванович и Иван Никифорович. Наговорили друг другу обидных слов. Желая досадить старому приятелю, Иван Никифорович выстроил против соседского плетня гусиный хлев, захватив даже часть чужой земли. В отместку Иван Иванович подпилил ночью столбы, на которых стояло строение, и оно рухнуло. Соседи подали друг на друга в суд, и началась судебная тяжба, которая продолжалась с перерывами лет 10, да так и неизвестно, чем кончилась Вы, наверное, об этом слышали («Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголь).
Можно ли в данном случае говорить о возникновении административно-правовых отношений? Если нет, объясните почему. Если да, то между кем и кем?

Ситуация 2. 14-летний Иван украл в супермаркете торт-мороженое и был задержан сотрудникам охраны. Может ли Иван быть привлечен к административной ответственности? Свой ответ обоснуйте. (Нет, ему не исполнилось 16 лет).

Ситуация 3. Сергей согласился подвезти в своем автомобиле незнакомца, который плохо почувствовал себя в магазине. В пути незнакомцу стало хуже. Сергей очень торопился доставить мужчину в больницу и несколько раз нарушал правила дорожного движения, за что был остановлен сотрудниками дорожно-постовой службы. При каком условии действия Сергея могут быть рассмотрены как совершенные в состоянии крайней необходимости?

Ситуация 4. На одной из дискотек подвыпивший 16-летний Сергей В., являющийся инвалидом детства из-за слабоумия, приставал к девушкам, требуя, чтобы они с ним танцевали. Получая отказ, он осыпал их нецензурной бранью. Можно ли привлечь Сергея к административной ответственности? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос.
(Нет. Гражданин, не зависимо от возраста, состоящий на психо - неврологическом учёте не подлежит ни какой ответственности, ни за какие действия, т. к. является невменяемым и за свои действия не отвечает; только изоляция от общества на принудительное лечение, на срок который решат врачи - психиатры « из-за слабоумия»).

Контроль и самоконтроль (8 минут).
Обучающиеся выполняют самостоятельную работу на распечатках, самостоятельно проверяют работы, после чего сдают учителю.

Самостоятельная работа.

Бабушка с внуком, гуляя в лесу, нарвали букет цветов, которые занесены в Красную книгу. Нормы какой отрасли права регулируют данную ситуацию?
 
1) уголовного права
2) административного права
3) гражданского права
4) трудового права

Правильный ответ: 2.
Установите соответствие между общественными отношениями и отраслями права: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
 
ОТРАСЛИ ПРАВА

А) права собственности
Б) личные неимущественные отношения
В) деятельность исполнительной власти
Г) поведение в общественных местах
 
1) гражданское право
2) административное право

 
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
  
A
Б
В
Г







Правильный ответ: 1122.

3. Верны ли следующие суждения об отраслях права?
А. Административное право совокупность норм, регулирующих отношения в сфере государственного управления.
Б. Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
 
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Правильный ответ: 3

4.Установите соответствие между примерами правонарушений и отраслями права, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
 
ПРИМЕРЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
 
ОТРАСЛИ ПРАВА

А) 30-летний Павел проехал несколько остановок на автобусе, не оплатив проезд.
Б) Гражданин К. регулярно опаздывает на работу без уважительных причин.
В) В здании, которое занимает фирма «Промтовары», пожарная инспекция обнаружила нарушения правил пожарной безопасности.
Г) Елена заявила работодателю, что увольняется с занимаемой должности и прекращает исполнять свои обязанности с завтрашнего дня.
Д) При приёме на работу Виктор не подписал трудовой договор с работодателем.
 
1) административное право
2) трудовое право

 
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
А
Б
В
Г
Д

 
 
 
 
 

Пояснение.

Правильный ответ:12122


Рефлексия (2 мин).
Что нового Вы узнали сегодня на уроке?
Что Вас удивило?
Что Вам было сложно?
О чем Вы хотели бы узнать подробнее?

Домашнее задание (1 мин).
Параграф 16, вопросы и задания к параграфу устно.





Литература:
1. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Политика» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 128, [1] с. – (Единый государственный экзамен).
2. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 191, [1] с. – (Единый государственный экзамен).
3. Введение в обществознание: Учеб. Пособие для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И.Матвеев и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 207 с.
4. Клименко, А. В. Обществознание: учеб, пособие для школьни¬ков ст. кл. и поступающих в вузы / А. В. Клименко, В. В. Румынина. - 5-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2005. – 507 с.
5. Котова О.А., Лискова Т.Е. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание 2012. Учебное пособие / О.А.Котова, Т.Е. Лискова. – Москва, 2012. – 240 с.
6. Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах / А.В.Махоткин, Н.В. Махоткина, - М.: Эксмо, 2012. – 368 с.
7. Никитин А.Ф. право и политика: Учебное пособие для 9 кл. общеобразоват. Учреждений / А.Ф.Никитин. – 9-е изд., исправ. – М.: Просвещение, 2004. – 191 с.
8. Никитин, А. Ф. Школьный юридический словарь: около 800 терминов и понятий. – М.: Дрофа, 2008.- 224 с.
9. Обществознание. 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие для абитуриентов, поступающих на экономические и юридические специальности / Под ред. Б.Ю. Сербиновского. Ростов н/Д: изд. Центр «МарТ», 2000. – 320 с.
10. Токарева И.И. Обществознание: пособие для подготовки к гшосударственной итоговой аттестации / И.И. Токарева. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2013. -  204 с.
11. Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / под ред Л.Н.Боголюбова, А.И.Матвеева; Рос. Акад. Наук, изд-во Просвещение. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.
12. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / под ред. Л.Н.Боголюбова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 141 с.


15