Конспект урока Гражданские правоотношения


Учитель истории и обществознания Михайленко Наталья Иосифовна
ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 9 класс- обществознание
Цели урока: сформировать базовые знания в области гражданских правоотношений; умение решать практические задачи, связанные с гражданскими правоотношениями; учиться защищать права в сфере гражданских правоотношений и воспитание чувства ответственности по отношению к принятым обязательствам.
Планируемые результаты: выделять элементы правоотношений, знать виды правоотношений и некоторые виды договоров; знать круг участников правоотношений и виды их дееспособности; уметь защищать свои права;
- развитие морального и правового сознания; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; переработка и структурирование информации; построение логической цепи рассуждений; овладение средствами решения коммуникативных задач.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями.
Форма урока: урок-презентация, с элементами практической работы.
Основные понятия: гражданское право, гражданские правоотношения, дееспособность, сделки, договор.
Оборудование урока: учебник Обществознание 9 класс под ред. Боголюбова Л.Н.; Гражданский кодекс РФ, презентация, ноутбук, проектор.
План изучения нового материала:
1. Понятие гражданского права.
2. Особенности гражданских правоотношений.
3.Виды договоров.
4. Виды дееспособности. Дееспособность несовершеннолетних.
5. Защита прав потребителей.
ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
«Собственность – ловушка; то, что мы имеем в своём владении, на самом деле владеет нами». А.Карр (французский писатель)
Учитель: 1. Посмотрите на эпиграф к уроку и предположите, о чем мы будем с вами говорить сегодня? (собственность, владение, наше имущество…)
Верно, наша тема затронет изучение права в сфере собственности, владения и распоряжению ею. А как часто вы вступаете в отношения с другими людьми по поводу собственности? (каждый день, оплачивая обеды в школьной столовой, сдавая верхнюю одежду в гардероб, покупая продукты в магазине….)
Все эти и подобные им отношения называются гражданскими. Исходя из вышесказанного: Как будет звучать наша тема? (Гражданские правоотношения)
- Приведите примеры других правоотношений? (сдача квартиры в аренду, передача наследства, покупка машины…..) Эти правоотношения регулируются Гражданским правом.
Гражданское право – это отрасль права, включающая совокупность юридических норм, которые регулируют на началах равенства и автономии воли сторон имущественные и личные неимущественные отношения. (работа с определением, запись в тетрадь)
- Выскажите предположение, что означает: имущественные и личные неимущественные отношения? (открываем слайд)
24822151917701329690191770 Гражданские правоотношения
35680651631951053465163195 Имущественные личные неимущественные
По поводу материальных благ нематериальные блага
(имеют денежную оценку: вещи, услуги) (изобретения, творчество, честь, достоинство - Для закрепления этих понятий определите, где имеются имущественные, а где - неимущественные отношения. Приложение 1.
Нормативные документы, регулирующие нормы гражданского права: (слайд)
1. Международные документы.
2. Конституция РФ.
3. Федеральные законы и подзаконные акты.
4. Гражданский Кодекс РФ.
2. Гражданские правоотношения – это урегулированные нормами гражданского права имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Чтобы иметь основания называть определённые отношения гражданскими, необходимо чётко понимать структуру таких правоотношений. Гражданские правоотношения обязательно должны иметь 3 элемента: субъект, объект и содержание.
23393401536702539365153670434340153670 Элементы
46443901676402482215167640196215167640Субъект содержание объект
Физические и взаимные права и обязанности материальные и
юридические участников правоотношений, нематериальные
лица блага
Приведём пример: покупка хлеба в магазине (субъекты: покупатель и продавец; объект – хлеб; содержание: мы обязаны отдать продавцу деньги, имея право на хлеб, а он, в свою очередь, обязан взять деньги и выдать нам хлеб)
- Если разобрались с элементами правоотношений, выполним вторую часть нашей практической работы. Приложение 2.
Учитель: 3. Вступая в правоотношения, мы заключаем сделку – действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Например:
- покупка машины – т.е. установление права собственности на машину и обязанности по её содержанию, уплате налогов и т.д;
- составил доверенность на управление машиной другому лицу – т.е. передал право собственности и изменил свои права и обязанности;
- продал машину – и прекратил всякое право владения, пользования и распоряжения имуществом.
Сделки могут быть односторонние (доверенность, завещание, дарение), а могут быть 2-х и многосторонними. Такие сделки называются – договором.
28727401778002225040177800253365177800 ВИДЫ ДОГОВОРОВ
-возмездные - устные купли – продажи, дарения
-безвозмездные - письменные (простые) хранения, проката, аренды
-письменные (нотариальные) банковского вклада, подряда…
Например: Давайте охарактеризуем покупку смартфона в магазине. Это: двухсторонний договор (покупатель и продавец), возмездный (мы оплачиваем покупку), устный (только чек в магазине), договор купли-продажи.
Задание 3 Практической работы. Приложение 3.
Учитель: 4. Теперь нам необходимо выяснить – кто и с какого возраста может совершать сделки или заключать договор, Я предлагаю самостоятельно прочитать этот материал и ответить на теоретические, а затем и практические вопросы. (стр. 128-129 уч-ка)
Беседа по вопросам: - С какого возраста человек признаётся дееспособным?
- Какие сделки могут совершать дети в возрасте от 6 до 14 лет?
- Как изменяется дееспособность с 14 лет? - Обязаны ли несовершеннолетние нести гражданско-правовую ответственность? Приложение 4.
Учитель: 5. Каждый из нас, приобретая товар или услугу, становится потребителем. И у нас возникают одновременно права и обязанности потребителя. Как правило, обязанности по эксплуатации товара мы соблюдаем. Но, как часто бывает, когда наши права потребителя нарушают (не предоставляют достоверную информацию о товаре, не гарантируют нашу безопасность в период эксплуатации этого товара….)
Так, возникает необходимость защиты наших потребительских прав. В этом у нас есть 2 пути: 1. – договориться с продавцом: о замене товара на равноценный, о ремонте за счёт продавца или производителя (если это брак), о возврате денег. Если договориться не получается – то 2. – разбирательство через суд.
_Домашнее задание: Составьте требование-претензию к продавцу, у которого вы приобрели некачественный товар.
Учитель: нам осталось подвести итоги нашего занятия (проводится беседа по главным вопросам темы).
Рефлексия. – Что мне было известно ранее по этой теме?
- Что нового я узнал? - Чтобы хотел узнать? - Поможет ли знание этой темы в жизни? - В каких жизненных ситуациях?
Ребята сдают практические работы. Спасибо за урок!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
1. Определите, в каких примерах идёт речь об имущественных, а в каких – о неимущественных отношениях:
1. Анатолий приобрёл в магазине «Эльдорадо» видеокамеру.
2. Игорь написал стихи и отнёс их в местную газету «Победа» для публикации.
3. Отдыхая на пляже, Ирина взяла на прокат 2 топчана.
4. Георгий месяц назад получил наследство от дедушки.
5. Светлана исполнила на школьном вечере песню собственного сочинения.
6. Сергей Иванович прочитал в местной газете, что он вор и не доплачивает зарплату своим сотрудникам.
Оформите ответы в виде таблицы:
Имущественные неимущественные
№ №
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
2. Определите элементы следующих правоотношений:
А) Гражданин А. и гражданин Б. заключили договор купли-продажи , согласно которому гражданин А. продал гражданину Б принадлежавший ему холодильник.
Б) По договору найма жилого помещения гражданин Трофимов К.И. предоставил дом, принадлежащий ему на праве личной собственности, в пользование гражданину Андрусову П.К. на определённый срок и за определённую плату.
Для выполнения задания заполните коротко схему:
1424940109220003225165109220 Субъекты объекты содержание
А)
Б)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
3. Определите виды договоров: (не меньше 3-х позиций)
А) Дедушка подарил внучке машину;
Б) Семья приобрела стиральную машину в магазине;
В) В школу на время летних каникул наняли бригаду строителей для проведения ремонта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
4. Какие из приведённых ниже сделок мог совершить 15-летний гражданин без согласия родителей (свои ответы кратко поясни):
А) стать членом кооператива;
Б) открыть свой счёт в банке;
В) купить земельный участок;
Г) стать владельцем машины;
Д) зарегистрировать авторское право на созданную им компьютерную программу;
Е) получит патент на изобретение.