Приложение к уроку Правоотношения и правонарушения


ПРИЛОЖЕНИЕ:
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Презентация «Правоотношения» №1.
2. Презентация «Правоотношения» №2.

Материалы для учащихся:
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему БалдаИдёт, сам не зная куда.
«Что батька так рано поднялся?»
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно.
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай варёную полбу».
Призадумался поп ,Стал себе почесывать лоб.
Щёлк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье».

В.Гаршин «Лягушка-путешественница»
Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно — конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Но случилось одно происшествие.
Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.
«Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! — думала она. — Какое это наслаждение — жить на свете!»
Дождик моросил по её пёстренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают, — на это есть весна, — и что, заквакав, она может уронить своё лягушечье достоинство. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться.
Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают. Фью-фью-фью-фью — раздаётся в воздухе, когда летит высоко над вами стадо таких уток, а их самих даже и не видно, так они высоко летят. На этот раз утки, описав огромный полукруг, спустились и сели как раз в то самое болото, где жила лягушка.
— Кря, кря! — сказала одна из них, — Лететь ещё далеко; надо покушать.
И лягушка сейчас же спряталась. Хотя она и знала, что утки не станут есть её, большую и толстую квакушку, но всё-таки, на всякий случай, она нырнула под корягу. Однако, подумав, она решилась высунуть из воды свою лупоглазую голову: ей было очень интересно узнать, куда летят утки.
— Кря, кря! — сказала другая утка, — уже холодно становится! Скорей на юг! Скорей на юг!
И все утки стали громко крякать в знак одобрения.
— Госпожи утки! — осмелилась сказать лягушка, — что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство.
И утки окружили лягушку. Сначала у них явилось желание съесть её, но каждая из них подумала, что лягушка слишком велика и не пролезет в горло. Тогда все они начали кричать, хлопая крыльями:
— Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные тёплые болота! Какие там червяки! Хорошо на юге!
Они так кричали, что почти оглушили лягушку. Едва-едва она убедила их замолчать и попросила одну из них, которая казалась ей толще и умнее всех, объяснить ей, что такое юг. И когда та рассказала ей о юге, то лягушка пришла в восторг, но в конце всё-таки спросила, потому что была осторожна:
— А много ли там мошек и комаров?
— О! целые тучи! — отвечала утка.
— Ква! — сказала лягушка и тут же обернулась посмотреть, нет ли здесь подруг, которые могли бы услышать её и осудить за кваканье осенью. Она уж никак не могла удержаться, чтобы не квакнуть хоть разик.
— Возьмите меня с собой!
— Это мне удивительно! — воскликнула утка. — Как мы тебя возьмём? У тебя нет крыльев.
— Когда вы летите? — спросила лягушка.
— Скоро, скоро! — закричали все утки. — Кря, кря! кря! кря! Тут холодно! На юг! На юг!
— Позвольте мне подумать только пять минут, — сказала лягушка, — я сейчас вернусь, я наверно придумаю что-нибудь хорошее.
И она шлёпнулась с сучка, на который было снова влезла, в воду, нырнула в тину и совершенно зарылась в ней, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять. Пять минут прошло, утки совсем было собрались лететь, как вдруг из воды, около сучка, на котором она сидела, показалась её морда, и выражение этой морды было самое сияющее, на какое только способна лягушка.
— Я придумала! Я нашла! — сказала она. — Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и всё будет превосходно.

К. Чуковский «Муха-Цокотуха»
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.

Ситуация 1.
При устройстве на работу в фирму «N» гражданин Носов заключил трудовой договор с директором. Объясните, кто в данном случае выступает субъектами правоотношений.
Ситуация 2.
Гражданин Петров заключил договор об издании свой книги с издательством «Глобус» тиражом 20 000 экземпляров. Определите, что является в данной ситуации объектом правоотношения.
Ситуация 3.
Иванова и Федорова связывали дружеские отношения многие годы. Будучи соседом по садовому участку, Федоров помогал Иванову в строительстве дома. Иванов в благодарность подарил Федорову автомагнитолу. Определите, возникли ли Федоровым и Ивановым правоотношения.

Уголовный кодекс – Глава 3. Понятие преступления и виды преступлений.
Статья 14. Понятие преступления.
1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Кодекс об административных правонарушениях. - Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 2.1. Административное правонарушение
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Статья 2.2. Формы вины
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Важнейший признак ______________ (А) – наличия вины. Виновным человека признают, если будет установлено, что в момент совершения общественно опасного противоправного деяния у него был _____________________ (Б): совершать его или воздержаться от этого. Виновное, общественное опасное деяние всегда порождает вредоносные _____________ (Г). Кроме вины, в характеристику данного деяния включает также _____________ (Д) – внутреннее побуждение к совершению противоправного деяния и ________________ (Е) – конечный результат, к которому стремился индивид, осуществляя виновное деяние».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пропусков.
неосторожность;6) небрежность
последствие;7) мотив;
ценность;8) вариант;
цель;9) выбор;
правонарушение.
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
А Б В Г Д Е
Фрагменты писем.
Пожелания сверстникам на свободе …
«Я жила в розовом мире, не хотела понимать, что на самом деле мир жесток. Я не хотела прислушиваться к советам родителей, считала, что мама просто, несовременная, не знает прелестей современной жизни. А оказалось наоборот: я не знаю всех гадостей, которые есть в мире».
Надежда В., Новооскольская ВК.
«На мой взгляд, следует в первую очередь прислушиваться к словам матери, знать с кем дружить, потому что не зря есть пословица: «С кем поведешься, от того и наберешься».
Руслан С., Казанская ВК.
«В местах лишения свободы я часто думал и пришел к выводу, что если бы у меня был другой круг общения, который бы состоял из ребят и девчонок, ни разу не нарушавших закон и порядок, то я бы сейчас находился на свободе».
Я.Д., Можайская ВК.
«Я частенько употреблял спиртные напитки и е слушал свою маму… Если бы мог все вернуть, я бы никогда такого не сделал. Находясь здесь, я понял, что надо прислушиваться к советам близких тебе людей, которые желают только добра и ничего больше».
Сергей С., Арзамасская ВК.
«Дорогие подростки, не старайтесь быть круче и независимей, к добру это не приведет. Лучше читайте книги. От них пользы больше, чем от дурных друзей и подруг. Жалко, что я это поздно поняла.
А могло все быть иначе …»
Татьяна Х., Новооскольская В.К.
Дороги в мир, где небо в клеточку…
«Я попал в тюрьму из-за драки. Меня в тот момент мог остановить только разум, но не остановил».
Петр. В., Арзамасская ВК.
«О том, что меня накажут, если честно, я даже и не знал, потому что я, совершая преступление, не осознавал свои действия и не понял, что делал».
Евгений, Можайская ВК.
«Как говорится, незнание не освобождает от ответственности. Здесь много сидит людей из-за того, что они не знали, как сильно их накажут, если они совершат данный проступок. Из-за водки. Спиртное очень сильно действует на подростка».
Александр Ш.
«Не подумал и по глупости совершил, пошел на поводу. Все сделали, я тоже решил попробовать. Вот и попробовал на свою шею».
Сергей Б.
«Мне нужно было больше денег. Я думал, что никогда меня не поймают».
Дмитрий Б.
« Я был глуп, и мне хотелось чего-то нового, необычного, поэтому я совершил самую большую ошибку в своей жизни.
Раньше я думал, что это весело и прибыльно, но, попробовав, я понял, что не только бессмысленно, но и глупо».
Андрей Е.
«Когда совершаешь преступления, плохо понимаешь, к чему все это может привести. В глубине души ты понимаешь, ч, но все же делаешь.
Во многом виноват соблазн. Если человек сильный духом (но таких мало), то он ничего не совершит того, чего не стоит делать».
Елена Ч.
«Мой мозг не принимал слова закон на момент совершения преступления. Он так же не принимал такие понятия, как душа, жизнь. Я был глуп и молод».
Сергей Ш.
«Когда мне было семнадцать лет, я связался с плохой компанией, и с того дня моя жизнь резко переменилась».
Игорь Ш., СИЗО г. Пенза.
«Я даже не знаю, для чего я совершил преступление. Просто захотелось покататься на машине. И я очень жалею сейчас об этом».
Николай Б.