Урок по обществознанию на тему Правоотношения и правонарушения


Правоотношения и правонарушения.

Цели и задачи:
формировать представления обучающихся о правоотношениях и их особенностях;
познакомить с понятиями правонарушение, преступление, проступок, юридическая ответственность;
продолжить формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интерпретировать статистический материал, интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, работать над понятиями, извлекать необходимую информацию из справочной и учебной литературы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии;
воспитывать уважительное отношение к закону, к другим людям, отрицательное отношение к антиобщественным явлениям, готовность к соблюдению социальных норм;
Тип урока: урок изучения нового материала
Основные понятия
Правоотношение, субъекты правовых отношений, объект правоотношения, содержание правоотношения, правонарушение, проступок, преступление.Структура урока
Организационный момент. Введение в изучение новой темы. Ознакомление обучающихся с целями и планом изучения темы урока. Мотивационная беседа.
Изучение нового материала и продолжение работы над формированием учебных умений обучающихся. Текущий контроль.
Комментирование домашнего задания.
Рефлексия.
Оборудование
Ноутбук, проектор, слайды, раздаточный материал, источники (извлечения).
Опережающие задания
Провести исследование по теме «Противоправные поступки в стране, области, городе». Найти информацию о том, какие поступки доминируют среди правонарушений.
Подготовить инсценировки отрывков из произведений:
А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
В.Гаршин. «Лягушка-путешественница»
К.Чуковский «Муха Цокотуха»
Х о д у р о к а
Организационный момент
Инсценировки:
« Сказка о попе и о работнике его Балде»
(Материалы для учащихся №1)
- Какое право реализовал Балда, нанявшись к попу на работу?
- Возникли ли между попом и Балдой общественные отношения?
«Лягушка- путешественница»
(Материалы для учащихся №2)
- Какой договор заключили между собой лягушка и утки?
- Возникли ли между ними взаимные обязанности?
«Муха – Цокотуха»
(Материалы для учащихся №3)
- В какие отношения вступили между собой Муха и продавец?
- Какие определенные права появились у обеих сторон?
Мотивационная беседа:
Почти все из нас, как и герои сказок, оказывались участниками правовых ситуаций, вступая в определенные отношения с окружающими нас людьми.

- Как вы думаете о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(Об общественных отношениях, урегулированных нормами права, т.е. правоотношениях).
- Всегда ли мы следуем закону, являемся законопослушными гражданами?
(Нет)
- О чем идет речь, когда нормы права нарушаются?
(О правонарушении)
Вот об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Сообщение темы и цели урока.
Запись темы на доске «Правоотношения и правонарушения».
- Что для себя вы хотели бы узнать на уроке?
Изучение нового материала.
Показ слайдов (Материалы для учителя №1).
Работа над понятием
- Вчитайтесь в слово правоотношения. Попробуйте сами дать ему определение.
А вот какое определение дает юридическая энциклопедия
Показ слайдов. (Материалы для учителя №2)
Слайд №1
Правоотношение – урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают субъективными правами и являются носителями юридических обязанностей.
(запись в тетрадь)
В общественной жизни, как вы знаете, между людьми и их многочисленными организациями складываются самые разнообразные отношения – экономические, политические, семейные, трудовые. Все они в цивилизованном обществе определенным образом упорядочены. Достигается это с помощью социальных норм. И только в том случае, когда эти отношения регулируются нормами права они обретают новое качество, новый вид – становятся правовыми отношениями.
Слайд №2
Любое правоотношение возникает на основе жизненных обстоятельств – юридических фактов.
Слайд №3
Правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трех элементов.
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
- Обратите внимание на записи в своей тетради.
- Какой вид задания мы выполнили?
(составили план по теме «Правоотношения»)
Слайд №7
Вывод: нормы права только регулируют, а не создают общественные отношения. Отношения творит сама жизнь, а нормы права служат средством их стабилизации, упорядочения. Правовой афоризм гласит: «Жизнь права – в правоотношениях».
Разбор ситуаций.
(Материалы для учащихся №4)
Работа над понятием правонарушение.
Правонарушение – противоправное общественно вредное виновное деяние за которое предусмотрена юридическая ответственность.
Правонарушение
ПроступкиПреступления
(запись в тетрадь)
Работа с источниками.
(Материалы для учащихся №5, №6)
- В чем разница между проступком и преступлением?
(Степенью общественной опасности)
- Работая с источником, выполните предложенное вам задание.
(Материалы для учащихся №7)
(Работа в парах)
Дискуссионная беседа.
- Возможно, ли существование общества, в котором никто не нарушает законы?
- Как относятся большинство людей к соблюдению закона?
- Согласны ли вы с высказыванием французского драматурга Ж. Расина: «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»?
- К сегодняшнему уроку вы проводили исследование на тему: «Противоправные поступки в стране, области, городе». Предлагаю вам послушать сообщения ребят.
- Сделайте все возможные выводы из полученной информации.
(Сообщения обучающихся)
- Вдумайтесь в следующие цифры. За период с 1989 по 1994гг. в России наблюдался значительный рост преступности подростков. Количество преступлений выросло на 41,1%, а количество подростков, совершивших преступления, - на 35,5% (со 150 тыс. до 203,3 тыс.). Каковы причины этого явления? В чем его социальная опасность?
- Какие виды правонарушений совершают подростки?
- Что необходимо делать чтобы предотвратить подобные явления?
Чтение писем.
(Материалы для учащихся №8)
III. Комментирование домашнего задания.
§27, п.1,2, выполнить задание 1,2. Написать эссе по одному из высказываний:
«Жизнь права - в правоотношениях»
(Правовой афоризм)
«Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»
Ж. Расин
IV. Рефлексия
- Уходя из кабинета, оставьте знак (., ! , ? , …) кратко выражающий ваше отношение к прошедшему занятию.