Рабочая программа по биологии элективный курс Решение генетических задач (11 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Туранская средняя общеобразовательная школа №1
«Согласовано»
Руководитель МО
___________/Седова/
Протокол № _____от« » сентября 2013г. «Согласовано»
Заместитель директора школы по УР
________ /Матина Н.А./
« » сентября 2013 г. «Утверждено»
Директор школы
_________/Лисина Л.А./
Приказ № _____от « » сентября 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Решение генетических задач»
для 11 класса
на 2013-2014 учебный год
Разработала: Матвеева Н.Г.
учитель биологии
высшей категории
МБОУ Туранская СОШ №1
г. Туран 2013 год
Пояснительная записка
Элективный курс рассчитан на 1 год, 34 часа, 1 час в неделю. Данный курс предназначен для учащихся 11 классов. Широко рассматриваются темы «Основы генетики». Эти темы включают повторение с углубленным изучением биологии. Этот курс дает возможность педагогу сформировать знания, научить анализировать, найти ответы на возникшие вопросы.
При изучении курса особая трудность для учащихся была в решении задач. Для успешного решения им надо уметь объединять знания, логику, и при этом необходимо не забывать, о статистическом характере получаемых выводов.
Главной задачей профильного образования является не столько заучивание обширного биологического материала, сколько обучение школьников правильной работе с источниками. Главным в подобной системе обучения является формирование у школьников умение работать со многими серьезными источниками информации, в которых знания излагаются уже с точки зрения научной дисциплины, а не школьного предмета: в точном соответствии с современным состоянием науки. Курс разделен на 5 блоков:
Молекулярные и цитологические основы наследственности.
Законы г. Менделя.
Взаимодействие генов.
Наследование генов, сцепленных с полом.
Генетика популяций.
Цель: Формировать понимание необходимости умений решать задачи по биологии.
Задачи курса.
1) Развивающие:
Формировать логическое мышление.
Формировать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Способствовать интеллектуальному развитию личности.
2) Обучающие:
Сформировать знания о генетике как науке.
Закрепить и хорошо ориентироваться в генетической терминологии.
Сформировать навыки решения генетических задач.
Углубить знания учащихся по биологии, подготовиться к ЕГЭ.
3) Воспитательные:
Содействовать развитию научных мировоззренческих понятий.
Воспитывать усидчивость и аккуратность при решении и оформлении генетических задач.
Курс призван актуализировать знания учащихся, полученные в процессе изучения биологии. Его главные задачи – закрепить основные понятия генетики, молекулярные и цитологические основы наследственности, приобрести прочный навык решения генетических задач, таким образом способствовать подготовке учащихся к ЕГЭ по биологии. На занятиях вырабатываются навыки решения генетические задачи на законы Менделя, Моргана, наследование признаков сцепленных с полом, законы на взаимодействие неаллельных генов (комплиментарное взаимодействие, эпистаз, полимерное взаимодействие). Решаются задачи из КИМов прошлых лет, а так же предполагаемые задачи, опубликованные как на 2013 год и 2014 г.г. Элективный курс посещают преимущество учащихся 11 класса, сдающие ЕГЭ по биологии. Итоговое занятие запланировано в виде передачи «Своя игра».
Содержание программы
№ п/пТема Количество часов
1 Основные понятия генетики 3
2 Молекулярные и цитологические основы наследственности 6
3 Законы Менделя 10
4 Взаимодействие генов 10
5 Обобщение элективного курса 11 класса 2
Резервные часы 3
ИТОГО 34
Перспективы:
Опыт преподавания генетики в школе показал, что наряду с другими методами прочному усвоению теоретического материала способствует решение задач. Изучение законов наследственности и изменчивости и решение генетических задач пробуждает у учащихся самостоятельное мышление, дает наглядное представление о применимости теоретических знаний на практике. Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу учащихся. Построение курса дает возможность учащимся постепенно переходить от простых задач к сложным. Каждое занятие предусматривает решение задач с учителем и самостоятельную работу учащихся.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
Разбираться в основных понятиях генетики.
Владеть генетической терминологией и символикой.
Решать генетические задачи разных типов.
Сравнивать, анализировать, делать выводы.
Матвеева Н.Г. учитель биологии
МБОУ Туранской СОШ №1.
Развернутое планирование по элективному курсу «Решение генетических задач» 11 класс (1 часа в неделю)
№ урока п/пТема урока Кол- во часов Дидактические единицы образовательного процесса ЗУ
Дата
План Факт
1(1) Основные понятия генетики (3 час)
История становления генетики. 1 Знать: об истории становления генетики, работах Менделя.
Уметь: доказать, что основоположником генетики является Г. Мендель. 1.10 2(2) Генетика – наука о наследственности и изменчивости. 1 Знать: определения наследственности, изменчивости, видах изменчивости.
Уметь: доказать, что наследственная изменчивость - материал для эволюции. 8.10 3(3) Генетическая символика. Гибридологический метод. 1 Знать: основные термины и символику генетики.
Уметь: оформлять приемы записи условий задач. 15.10 1(4) Молекулярные и цитологические основы генетики (6 часа) Генетические термины. Комплиментарность, репликация ДНК. 1 Знать: основные термины генетики, понятия комплиментарность, репликация.
Уметь: объяснять принцип комплиментарности. 22.10 2(5) Удвоение ДНК. Решение задач на комплиментарность. 1 Знать: сходство и различие ДНК и РНК. Виды РНК. Строение и значение АТФ.
Уметь: обосновать значение нуклеиновых кислот в организме. 29.10 3(6) Деление клеток. Амитоз. 1 Знать: строение клетки, приборы для изучения клеток.
Уметь: объяснить устройство электронного микроскопа, работать с микроскопом. 12.11 4(7) Митоз. 1 Знать: строение и функции органоидов клетки.
Уметь: объяснить роль органоидов в метаболизме. 19.11 5(8) Мейоз. 1 Знать: материальные основы наследственности и изменчивости.
Уметь: объяснять механизм наследственности. 26.11 6(9) Гаметогенез. 1 Знать: материальные основы наследственности и изменчивости.
Уметь: объяснять механизм наследственности. 3.12 110) Законы Менделя (10 часов)
Моногибридное скрещивание. 1 Знать: правила оформления генетических задач.
Уметь: применять генетические законы при решении задач. 10.12 2(11) Первый закон Менделя. 1 Знать: формулировку первого закона Менделя.
Уметь: решать задачи на единообразие первого поколения. 17.12 3(12) Второй закон Менделя. 1 Знать: формулировку второго закона Менделя.
Уметь: решать задачи на расщепление. 24.12 4(13) Правила записей скрещивания. Оформления решений. 1 Знать: правила оформления генетических задач.
Уметь: применять генетические законы при решении задач. 14.01 5(14) Закон чистоты гамет. 1 Знать: закон чистоты гамет.
Уметь: определять возможные гаметы определенных зигот. 21.01 6(15) Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. 1 Знать: о дигибридном скрещивании, формулировку третьего закона Менделя.
Уметь: решать задачи на независимого наследования.28.01 7(16) Полигибридное скрещивание. 1 Знать: закон Моргана.
Уметь: обосновать сцепленное наследования на основе цитологических основ. 4.02 8(17) Анализирующее скрещивание. 1 Знать: значение анализирующего скрещивания.
Уметь: решать задачи на анализирующее скрещивание. 11.02 9(18) Независимое наследование генов. Генетика пола. 1 Знать: независимое наследование, наследование половых признаков.
Уметь: доказать, что пол будущего ребенка зависит от отца. 11.02 10(19) Закон Моргана – закон сцепленного наследования. 1 Знать: закон Моргана.
Уметь: решать задачи. 18.02 1(20) Взаимодействие генов (10часов) Взаимодействие генов. Кодоминирование. Наследование групп крови. 1 Знать: основные типы взаимодействия генов, кодоминирование.
Уметь: объяснять закономерности взаимодействия. 25.02 2(21) Комплиментарное взаимодействие генов. 1 Знать: основные типы взаимодействия неаллельных генов.
Уметь: объяснять закономерности взаимодействия. 4.03 3(22) Решение задач на взаимодействие генов. 1 Знать: причины мутаций.
Уметь: объяснять роль мутаций. 11.03 4(23) Эпистаз. Взаимодействие неаллельных генов. 1 Знать: основные типы мутаций.
Уметь: объяснить значения мутаций. 18.03 5(24) Полимерное взаимодействие генов. 1 Знать: основные типы и значение мутаций.
Уметь: объяснить роль мутаций для эволюции 1.04 6(25) Решение задач на полимерное взаимодействие генов. 1 Знать: особенности генетики человека
Уметь: показать место человека в системе живой природы. 8.04 7(26) Наследование признаков, сцепленных с полом. 1 Знать: группы сцепления, половые хромосомы.
Уметь: показать взаимосвязь наследственности и здоровья. 15.04 8(27) Генетика популяций. 1 Уметь: объяснить зависимость биологических признаков от генов.
Знать: методы лечения и предупреждения наследственных болезней человека. 22.04 9(28) Составление и анализ родословных. 1 Знать: особенности генеалогического метода.
Уметь: показать взаимосвязь наследственности и здоровья. 29.04 10(29) Близнецовый метод. 1 Знать: особенности близнецового метода.
Уметь: сравнивать однояйцовых и разнояйцовых близнецов, решать задачи 6.05 1(30)
2(31) Итоговое занятие (2 часа) Обобщение курса «Решение генетических задач» 2 Знать: изучаемую тему.
Уметь: решать различные типы генетических задач. 13.05
20.05 (32-34) Резервные часы 3 27.05 Список используемой литературы.
Адельшина Г.А., Адельшин Ф.К. Генетика в задачах. Учебное пособие по курсу биология. М. Планета 2011.
Калинова Г.С. ФИПИ Биология ЕГЭ 2013 М. Национальное образование 2012.
Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. ЕГЭ Универсальные материалы для подготовки учащихся. Биология. 2012, 2013, 2014. ФИПИ. «Интеллект-центр». Ярославль. 2013.
Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Подготовка к ЕГЭ-2010. Учебно-методическое пособие. Издательство «Легион». Ростов-на-Дону. 2009.
Министерство образования РФ. Биология. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2013 году. Москва. 2013.
Павлов И.Ю., Вахненко Д.И., Москвичев Д.В. Биология. Пособие репетитор поступающих в ВУЗы. Ростов-на-Дону. Феникс. 2005.
В.К. Шумный, Г. М. Дымшиц, А.О. Рувинский. Учебник для 10-11 класса с углубленным изучением биологии в школе. М. Просвещение 2002.
М.П. Сапин, З.Г. Брыскина. Анатомия и физиология человека. Учебник для 9 класса с углубленным изучением биологии.
В.Ю. Крестьяников, Г. Б. Вайнер. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов. «Лицей» 2000.
В.Н. Фросин, В. И. Сивоглазов «Готовимся к ЕГЭ» Общая биология. М. Дрофа. 2004
Генетические задачи. ЧГУ им. И. Н. Ульянрва г. Чебоксары. 1980.
Генетика Н. И. Чучкова, В. А. Глумова, Н. Е. Морозова, И. А. Черенков. Ижевск. 2004.
А.А. Каменский, Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник. Учебник для 10-11 класса. М. Дрофа. 2012.