Системно-деятельностный подход в обучении.


Системно - деятельностный подход в обучении. МБОУ Островянская СОШКовалева Н.Г. Не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Притча «Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» А.Дистервег Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. ”Китайская мудрость ,, Я слышу – я забываю, ,, Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. ”Китайская мудрость «Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС общего образования Деятельностный подход– это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно -познавательной деятельности. Концепция СДП базируется на тезисах 2 1 Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД. Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Преимущества деятельностного подхода у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;интерес к деятельности, побуждает применить полученные умения на практике, что расширяетпознавательную активность. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПОЗВОЛЯЕТ НА КАЖДОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : Представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности; На основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи; Выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся Дать человеку умение действовать Формирование способа действий Деятельностный   подход   на  уроках осуществляется через:Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; Использование активных и интерактивных методик; Участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность – обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи. Развитие активной и творческой личности. Самостоятельныйпоиск исследователь Знания и умения добыты собственным познавательным трудом Принимать решения и нести за них ответственность Решать проблемы самому Собственные открытия Принципы построения обучения в Системно - деятельностного подхода Деятельности НепрерывностиЦелостностиПсихологической комфортности ВариативностиТворчества Процесс обучения и естьдеятельность Сам процесс учения должен быть творческим Обучение деят Обучение деятельности предполагаетсовместную учебно - познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя Собственная УД школьников – важная составляющая СДП Text Text Какова деятельность – такова и личность Вне деятельности нет личности деятельность личность УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Как научить учиться? СДП развитиеличности формирование гражданской идентичности Ценностные ориентиры УУД ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности. Основные виды УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразование нравственно-этическая ориентация целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция общеучебные унив.д. знаково-символические д. логические унив.д. постановка и решение проблемы самоопределение вопросы общения Компоненты овладения знаниями при СДП: Ученик - Учитель Позиция учителя к классу не с ответом, а с вопросом. Позиция ученика за познание мира в специально организованных условиях. Традиционный взгляд на урок1. Дом.задание: «Перескажи…»2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …»3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…»4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?»5 Задание на дом Проблемно-диалогический урок1.Постановка проблемы: -«С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?»3. Поиск решения: «По тексту определите …»4. Решение: «Как мы можем ответить на вопрос?»5. Рефлексия Проблемно-диалогическая технологияЦель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС)Средство - открытие знаний вместе с детьми Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Действие учителя Действие ученика 1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации. 1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения. 2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах. 2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля. 3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организует самостоятельное выполнение учащимися заданий, организует самопроверку уч-ся своих решений. 3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий. 4 этап:контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. 4 этап: применение полученных ЗУН на практике, 5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний. 5 этап: самостоятельное подведени итогов урока, самоанализ и самооценка. Этапы познавательной деятельности этап мотивационно- ориентировочный; этап уяснения знаний; этап отработки умений (навыков); этап контроля. Современные технологии проектное обучениепроблемное обучениеколлективная система обучениядифференцированное обучениеразвитие критического мышлениямодульное обучениеигровая деятельность Объектами итогового контроля и аттестации являются: личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, мотивации к познанию, личностных качеств, системы ценностейметапредметные результаты (освоение учащимися УУД и умения учиться); предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам) «Барометр настроения» Я буду здесь! А С П К «Лесенка успеха» Сомневаюсь Умею Могу научить Предприимчивость, практичностьСамостоятельностьОтветственностьКоммуникабельностьСпособность видеть и решать проблемы автономноСамостоятельно находить и применять нужную информациюРаботать в командеСпособность постоянно учиться Человек XXI века