Урок Орфоэпия. Орфоэпические нормы


Тема урока: «Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского  литературного языка».Цель урока: Формирование речевого мастерства обучающихся  через практическое усвоение орфоэпических норм. ЭПИГРАФ К УРОКУ: «Заговори, чтоб я тебя увидел…» Сократ.
Урок -практикум по орфоэпии Орфоэпия – это раздел науки, связанный с фонетикой, изучающий правила и нормы произношения звуков, их сочетаний и ударение (от греч. orthos - «правильный» и epos – «речь»)
Орфоэпические нормыПроизношение гласных и согласных звуковПроизношение заимствованных словНормы ударения Задача 1: Прочитайте ряды слов, сделайте вывод об особенностях произношения гласных звуков в русском языке. . 1. Холод — холодный — холод2. Город – городской, городовой3. Лёг – лежать, зелень - зелёный4. Пятый - пятак, тяжкий - тягач5. Жалок – жалеть, час –часы Запись-вывод по примерам: Безударные гласные в русском языке произносятся не так, как пишутся: О — А, Е — И, Я – И, А - Ы. Задача 1
Задача 2: прочитайте слова, сделайте вывод об особенностях произношения согласных звуков в русском языке. 1. Нож - ножи, гриб - грибы, ловкий – ловок, круг - круги, мягкий - мягок2. Рассчитать, счастье, навязчивая Запись-вывод по примерам: Согласные в русском языке перед глухими и в конце слова оглушаются; Сочетание согласных –сч, -зч произносится как щ.Задача 2
Задача 3: Прочитайте ряды слов, сделайте вывод об особенностях произношения подчеркнутых буквосочетаний в русском языке. 1. Визжать, дрожжи, изжога, можжевельник2. Стремиться – стремятся, льётся3. Доброго, первого, нашего Запись-вывод по примерам: -ЗЖ, -ЖЖ в середине слова произносится как долгий – Ж;Окончания глаголов –ТЬСЯ, -ТСЯ произносятся с долгим звуком – Ц; В окончаниях имён прилагательных, числительных, местоимений –ОГО/-ЕГО звук -Г произносится как -ВЗадача 3
Задача 4.1. Нечто, что, что бы 2. Конечно, нарочно, солнечный 3. Пресса, термос, корректный Найдите лишнее в каждом ряду и обоснуйте свой выбор: Запись-вывод по примерам: буквосочетание -ЧТ произносится как –ШТ;-ЧН произносится как –ШН; двойные согласные произносятся как один долгий звук Задача 4
Задача 5: Прочитайте слова, сделайте вывод об особенностях произношения гласных звуков в заимствованных словах.1. Модель, отель, регби, свитер, шоссе, 2. Темп, конгресс,3. Кафетерий Запись-вывод по примерам: Е произносится как Э (справляться о произношении заимствованных слов в словарях и знать (заучивать), в каких случаях в сочетаниях «согласный + е» согласный звук твердый; имеются многочисленные случаи вариативного произношения; в словах с двумя сочетаниями «согласный + е» один из согласных будет твердым). Задача 5
Калидор, друшлаг, уплотит, подчерк компроментировать, бадминктон Задача 6: Прочитайте ряды слов, сделайте вывод о произношении данных слов. Верно выбирайте звуки в сильных позициях, не вставляйте ложных звуков, не путайте и не заменяйте их другими. Задача 6
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АБВГДЕ1Корабль2Корабль3Корабль4Корабль5Корабль6КорабльИГРОВОЕ ПОЛЕ «МОРСКОЙ БОЙ» I. Корабль А2.Посчитайте количество звуков в каждом из данных слов, обоснуйте ответ.Безжизненный, падчерица, сшить, расщедриться, счастье, тридцать, летчик,. Ключ А2. : 10, 8, 3, 9, 6, 6, 5. II. Корабль Б6.Распределите слова по колонкам в зависимости от того, как произносится ударный гласный.Тренер, акушер, ретушер, пенсионер, блекнуть, желчь, никчемный, блеф, разношерстный, блеклый, хребет, маневр.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Ё ([’о]) под ударениемЕ ([’э] ) под ударениемРавноправные варианты {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Ё ([’о]) под ударениемЕ ([’э] ) под ударениемВариантыРетушёр, никчёмный, разношёрстный, Тренер, акушер, пенсионер,блеф, хребет,Блеклый,блекнуть,желчь,маневр.Ключ: Б6 III. Корабль В4.Разделите приведённые слова на три группы в зависимости от варианта произношения чн.Удачный, конечно, булочная, нарочно, копеечный, подсвечник, порядочный, научный, солнечный, двоечник, библиотечный, девичник.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}[чн] [шн] [чн] и[шн] –Ключ: В4{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}[чн] [шн] [чн] и[шн] Удачный,  научный, солнечный, библиотечный, Конечно, нарочно, девичник, двоечник, Подсвечник, булочная, копеечный, порядочный. IV. Корабль Г1. Распределите слова в два столбика:Реле, деталь, проект, диспансер,протектор, кассета, скутер, термометр.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Поизносится как - ЕПроизносится как - Э {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Поизносится как - ЕПроизносится как - ЭТермометрКассетаДетальПроектРелеПротекторСкутерДиспансерКЛЮЧ: Г1 V. Корабль Д3. Исправьте орфографические ошибки, связанные с неправильным произношением слов. Дермантин, дикообраз, подчерк, компентентный, компроментировать, мукулатура, тубаретка, бадминктон. Ключ: Д3дерматин, дикобраз, почерк, компетентный, компрометировать, макулатура, табуретка, бадминтон. VI. Корабль Е5.Расставьте в данных словах ударение.     Не забывайте о том, что точность постановки ударения и произнесения отдельных звуков или их сочетаний можно уточнить по словарю.1 ряд2 рядагентбаловатьчерпатьдикторзвониткрасивееомонимповторитьприслаламонолог Ключ: Е51 ряд2 рядагЕнтбаловАтьчЕрпатьдИкторзвонИткрасИвееомОнимповторИтьприслАламонолОг Подведем итог урока.В чем смысл соблюдения орфоэпических норм литературного языка?Какие открытия и выводы для себя вы сделали сегодня на уроке? Какие рекомендации орфоэпических правил вы считаете наиболее важными?Попрошу вас написать свои впечатления о сегодняшнем уроке, вопросы, которые у вас остались неразрешёнными. На следующем уроке я отвечу на ваши вопросы. V. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на одну из тем: 1. «По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать» (А.П.Чехов), 2. «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно» (А.Н.Толстой),
Помните, что уровень культуры человека проявляется уже на уровне произношения! И самое сильное, действенное оружие в борьбе за правильную речь - Чтение!