Конспект урока по математике. Обобщение знаний по теме: «Арифметические действия с многозначными числами»


Урок математики в 4 классе
УМК «Школа России», авторы учебника: М.И. Моро, М. А. Бантова Лебедева О. В.,
учитель начальных классов
МБУ ООШ № 2 г. Полярный,
ЗАТО Александровск
Обобщение знаний по теме: «Арифметические действия с многозначными числами»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: деловая игра
Цель: формировать вычислительные умения и навыки, умение решать задачи.
Педагогические задачи:
закреплять умения: выполнять письменно действия с многозначными числами, выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение, вычислять площадь прямоугольника; устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий (задачи, содержащие отношения «больше (меньше) в…»);
развивать логическое и алгоритмическое мышление, познавательные и интеллектуальные возможности, внимание, активность, самостоятельность;
воспитывать дружелюбие, внимательное отношение друг к другу.
В результате изучения курса математики и информатики обучающиеся на ступени начального общего образования овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи
Оборудование: презентация к уроку (устный счёт); задания в файлах; бумажные кошельки (на каждого участника игры); бумажные деньги «дружинки» достоинством 10, 50, 100 руб.; учебники, тетради; листы для устного счёта, маркер; «касса»; карточки для аукциона с заданием (на обратной стороне сумма, которая соответствует уровню задания); карточки с задачами и схемами к ней.
Ход урока:
Орг. момент. Психологический настрой.
Доброе утро, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.
Постановка цели урока.
На доске слова: ОТВЕТ, ЗНАК +, КРАТКАЯ ЗАПИСЬ, ЦЕНТНЕР, РЕШЕНИЕ, КИЛОГРАММ, ЗНАК : , СКОБКИ, ТОННА.
Ребята, посмотрите на доску и подумайте на какие 3 группы, мы можем разделить слова? (дети делят слова)
Сформулируйте задачи урока. (Закрепить умение решать задачи, умение решить числовые выражения, уравнения. Повторить знания об единицах измерения)
Сегодня урок необычный. Нам предстоит поработать в фирмах.
У нас открыты фирмы по производству, реализации и сбыту зерна и хлебопродуктов.
Директорами фирм будут: Ф.И детей.
В задачу директора будет входить обязанность следить за своевременной выплатой премии сотрудникам своей фирмы. Премию получат те работники, которые проявят себя более активно и результативно.
Зарабатывать деньги вы будете в течение всей работы. Брать деньги вы будете самостоятельно из кассы на вашем столе.
Наши деньги сегодня необычные. Наш класс называется «Дружные ребята», поэтому и деньги наши будут называться «дружинки». Потому что в дружбе наша сила!
Я являюсь генеральным директором. Вручаю вам пакет с деловыми бумагами на ближайший период времени (задания в файлах). Ваша премия зависит от того, как вы справитесь с поставленными задачами.
Устный счёт.
Проверим. Чья фирма умеет хорошо считать. Умение считать для работников фирмы – это очень важно.
(за правильный ответ вручаются денежные купюры в соответствии со сложностью вопроса. Ответы, учащиеся записывают на листах маркером. Задания для устного счёта отображаются на интерактивной доске в презентации. Один ученик проходит для проверки ответа к интерактивной доске)Итак, кто больше заработает на счёт своей фирмы.
ЗАДАНИЯ:
320 * 2 = (640)
10000 – 5100 = (4900)
126 : 9 = (14)
827 + 406 + 594 = (1827) (50 руб. каждый правильный ответ)
Президенту фирмы 35 лет, он старше своего секретаря на 6 лет. Сколько лет секретарю? (29 лет)
Умножьте количество месяцев в году на число дней в неделе. (12*7 = 84)
Из 1 центнера вычесть 30 килограмм (70кг)
Длина прямоугольного участка под посевы равна 200 метров, а ширина 20 метров. Чему равна площадь этого участка? (S = 200* 20 = 4000 квадратных метра)
(100 руб. за каждый правильный ответ)
Деньги берут все дети в группе, которая правильно ответила на вопрос.
Работа по учебнику
Предлагаю посмотреть в книгу учёта. Страница **, номер *.
Свои записи нужно сделать в тетради отчёта.
Работа самостоятельная. Три работника верно выполнившие задание заработают деньги. (по 200 рублей)

Работа по деловым бумагам.
Мы приступаем к работе по деловым бумагам. Прочитайте задачу и установите, какая схема к ней подходит. (дети читают, выбирают схему, которая подходит к задаче)
Задача. На элеватор привезли 10 машин пшеницы по 42 ц. на каждой, а ячменя в 3 раза меньше. На сколько центнеров больше привезли пшеницы, чем ячменя?
1 схема Пшеницы – 10 м по 42 ц
Ячменя - ? в 3 раза больше
2 схема Пшеницы – 10 м по 42 ц
Ячменя - ? в 3 раза меньше
(наклеить краткую запись в деловой лист) (100 рублей)
ФИЗ. МИНУТКА
На любой работе есть перерыв. Встаньте, пожалуйста, около своих мест.
Поднимает руки дружный класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к рукам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Задача (раздаточная карта в деловых бумагах)
Вам нужно решить задачу. Откройте второй пакет деловых бумаг.
С первого поля собрали 1 фирма 70 тонн зерна
2 фирма 40 тонн зерна
3 фирма 60 тонн зерна
А со второго в 3 раза больше, чем с первого, а с третьего собрали в 5 раза меньше, чем со второго. Сколько всего тонн пшеницы собрали с трёх полей?
Свои записи сделайте в тетради отчёта. Выберете одного человека, который сделает запись в главном офисе. (на доске) (500 рублей)
Аукцион
А теперь предлагаю поучаствовать в аукционе.
Выберите задание на карточках. Чем дороже задание, тем сложнее (учащиеся выполняют задание на карточках и сдают учителю)
Задание:
1 уровень
Длина прямоугольника 8 см., а ширина 5 см. Найдите площадь прямоугольника.(100 рублей)
2 уровень
Найдите площадь прямоугольной площадки, если её длина равна 12 метров, а ширина в 3 раза меньше. (200 рублей)
3 уровень
Найдите площадь квадрата, который имеет такой же периметр, как прямоугольник со сторонами 5 см. и 7 см. (300 рублей)
Итог
Наша работа закончена. Время повести итоги. Встаньте те дети, которые заработали больше 1000 рублей. Ваша отметка на уроке - «5», встаньте дети, которые заработали от 700 до 900 рублей. Ваша отметка на уроке – «4». Те дети которые заработали меньше будут стараться на других уроках.
Вы хорошо потрудились. Расскажите, что на уроке вам понравилось или не понравилось, а что показалось интересным?
Где пригодятся вам полученные сегодня знания?
Словарь.
Фирма- торговое или промышленное предприятие, выполняющее определённую работу.
Деловая игра – это такая игра, которая предполагает выполнение какой-то работы, служебной деятельности.
РЕЗЕРВ:
Если моё высказывание истинное, то вы 2 раза высоко поднимаете колени, если ложное – 2 раза хлопаете в ладоши.
В 1 килограмме – 100 грамм (нет)
В 1 центнере – 100 килограмм (да)
В 1 тонне – 10 центнеров (да)
В 1 тонне - 1000 грамм (нет)