Конспект урока: «Орфоэпические нормы русского литературного языка. Ударение».

Тема урока:
«Орфоэпические нормы русского  литературного языка».

Цель урока:
формирование речевого мастерства учащихся  через практическое усвоение орфоэпических норм.

Задачи:
осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;
разграничить произносительную и акцентологическую нормы речи;
отработать навыки произношения слов «повышенной орфоэпической опасности »;
поработать над интонированием и артикуляционной четкостью речи через написание мини-сочинения;
добиваться грамотного написания слов, воспитывать стремление быть гармонично развитыми;
повыщать  речевую культуру  обучающихся;
повышать интерес к учебной дисциплине «Русский язык» через расширение межпредметных связей.
 
Оборудование: мультимедиа, слайды, карточки с орфоэпической разминкой, дидактический материал.
Тип урока: практикум.
Ход урока
 
1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся.
ЗдравствУйте, дорОгие учащиЕся.
РадА приветствОвать вас на Уроке.
Какие ошибки вы услышали в моем приветствии?
Какую коррекционную работу вы должны провести, чтобы исправить предложения?
Измените предложения, правильно выделив ударные гласные в словах. Прочитайте то, что у вас получится.

Обучающиеся читают правильный ответ:
ЗдрАвствуйте, дорогИе учАщиеся.
Рада привЕтствовать вас на урОке.

2. Формулировка темы и целей урока.
Учитель:
Выполнив эту работу, постарайтесь сформулировать тему урока.
Какие цели мы должны с вами достичь?

3. Запись темы урока.
 Эпиграф на доске:
                                Заговори, чтоб я тебя увидел...
                                                         Сократ
Работа с текстом.
Задание: найдите в тексте ответы на вопросы, занесите их в таблицу.
Какие ошибки считаются наиболее частыми в произношении?
Что отражает неразборчивость произношений?

Как точно и прозорливо это высказывание Сократа, известного древнегреческого философа. Действительно, речь-показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека. Но часто ли мы задумываемся над простыми вопросами: «Как мы говорим?», «Легко ли понимают нас окружающие?», «Допускаем ли ошибки в своей речи и пытаемся ли их предупредить?»
             В обыденной жизни мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями и орфоэпические особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков и исполняются без предварительного сознательного обдумывания. Да это и понятно: представьте, во что превратилось бы человеческое общение, если прежде чем произнести отдельный звук или звукосочетание, мы бы обязательно обдумывали, как это сделать.
      Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения, вызывает затруднение произнесение заимствованных слов, которых в последнее время становится все больше, достаточно часто встречаются элементы диалектного произношения, а также молодежного городского сленга, который проявляется не только в употреблении своеобразной лексики, но и в нарочито небрежном произношении. Неразборчивость произношений сродни неразборчивости в построении письменного текста, так как отражает недостаточный уровень культуры, личностную зрелость.
1 вопрос
Какие ошибки считаются наиболее частыми в произношении?
1.
2.
3.

2 вопрос
Что отражает неразборчивость произношений?
1.
2.

Рефлексия:
5 правильных ответов
отметка «5»

4 правильных ответа
отметка «4»

3 правильных ответа
отметка «3»

2 правильных ответа
слабо, надо еще поработать

Вывод: несоблюдение орфоэпических норм, а сегодня на уроке – это ударение, влечет за собой непонимание в общении, которое может возникнуть в ходе речевой ситуации
3. Актуализация проблемы. Эвристическая беседа.
Мой дядя  выяснял лет сорок,
И все же выяснить не мог-
Как говорить вернее: твОрог?!
А может, правильней – творОг?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке,-
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он не дорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог.
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее - творог?»
А в это время у прилавка
И шум, и очередь, и давка,
Но дядя дольше всех стоит.
И сам с собою говорит:
«Н-да Я к произношенью строг,
Не допускаю оговорок
Но как же все-таки - творог,
А может, правильнее – творог?!»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже
И так сказала: «Не осталось,
Она распродата уже!»
 
А в вашей жизни бывали подобные ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова?
Как вы выходили из них?
А может вы вообще не обращаете внимание на произношение или вам режет слух неправильная речь?
Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют (отражают) свойственные языку орфоэпические нормы. Любое отклонение от нормы является речевой ошибкой.

- Так как же правильно: «твОрог» или «творОг»?
твОрог и творОг
В пределах литературной нормы имеется значительное количество вариантов ударений: творог- творог
-    Какой раздел языкознания  изучает  произношение слов, ударение?
-  А что включают в себя  орфоэпические нормы?
Нормы ударения и произношения.
Давайте обратимся к некоторым трудным случаям постановки ударения в словах:
Звать – звАл, звАло, НО звалА
Брать – брАл, брАли, НО бралА
Звонить -
В соответствии с нормой литературного языка, правильное ударение: звонИть, звонЮ, звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт. Т.е. всегда на последнем слоге.
Колокольный звОн. Телефонный, дверной - звонОк. Кто- либо - в колокол, в дверной звонОк, по телефону звонИт.
Кому либо - в колокол, в дверной звонок, по телефону (по)звонИть.
По кому-либо колокол - звонИт. Колокол производит - звОн.
Дверной звонОк, телефон производит - звонОк.
Проверочное слово не существительное - звОн, а проверочное слово глагол - звонИт(ь). Ударение не на первый, а ТОЛЬКО на второй слог.
Существительное звон единственно относится ТОЛЬКО к колокольному звОну.

Так как у нас урок- практикум, и  цель нашего  занятия – отработка навыков  правильной речи через практическое усвоение орфоэпических норм литературного языка, я предлагаю выполнить небольшую работу на отработку норм произношения и ударения.

5. Орфоэпическая разминка:
1. Метод: работа в парах.
Задание:  прочитайте выразительно словосочетания,  написанные на карточках (по вариантам), соблюдая  нормы произношения и ударения, обращаясь друг к другу. А теперь прочтите эти словосочетания вслух.
 
Карточка №1 Карточка №2
спелые арбУзы без дрожжЕй
два блинА нет киселЯ
вкусные блЮда вкусные тОрты
много груздЕй произносить тОсты,
зажарить гУся без фАрша
2.Задание: расставьте в данных словах ударение, произнесите в соответствии с литературными нормами.
Способ деятельности: индивидуальная работа.
Метод проверки: взаимопроверка.
    Не забывайте о том, что точность постановки ударения и произнесения отдельных звуков или их сочетаний можно уточнить по словарю.

1 ряд
2 ряд

Агент
баловать

черпать
диктор

звонит
красивее

плясать
процент

столяр
каталог

обеспечение
диспансер

выкрала
ломота

алфавит
израильский

омоним
повторить

прислала
монолог


За помощью к какому словарю вы бы обратились?
6. Фронтальная беседа на закрепление материала.
На данном этапе можно сделать следующие выводы:
мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями и орфоэпические особенности, свойственные языку;
ударение может быть подвижным;
нормы ударения можно проверить по орфоэпическому словарю.

7. Проверка усвоения материала.
Тест по теме «Орфоэпия» 1.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) Эксперт;  2) кухОнный;  3) ходатАйство;  4) закУпорить. 2.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) Посадить ирИс;  2) знамЕние;  3) балОванный;  4) звОнит. 3.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) КвАртал;  2) катАлог;  3) укрАинский;  4) премировАть. 4.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) ОблЕгчить;  2) кухОнный;  3) икОнопись;  4) кладовАя.
5.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) ХристианИн;  2) апОстроф;  3) генЕзис;  4) танцовщИк. 6.  Выберите правильный вариант произношения слова: 1) Фонетика [н’]; 2) кортеж [тэ];  3) рандеву [д’];  4) интервью [т’]. 7.  Выберите правильный вариант произношения слова: 1) Дезинфекция [дэ]; 2) свитер [т’];  3) кашне [н’]; 
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Что вы вспомнили сегодня об ударении?
Комфортно ли вы чувствовали себя на уроке?
Оцените свою деятельность.

9. Дополнительное задание.
Мы говорили с вами об ударении. А правильная постановка ударения относится к термину «говорить правильно» или «говорить красиво»?
В.Г.Белинский писал, «говорить правильно» и «говорить красиво» - не одно и то же. А вы согласны с его мнением? Напишите мини-сочинение, согласны или не согласны вы с мнением Белинского.

Заголовок 115