Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», 9 класс


Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Цель урока:Обобщение знаний учащихся о помещикахЗадачи: -обобщить знания учащихся о помещиках,-выявить в них типичное, что объединяет их в галерею мертвых душ,-выяснить, почему образы, созданные Н.В.Гоголем, живы по сей день
Н. В. Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»
Галерея образов помещиков в поэме Гоголя «Мёртвые души» - это галерея застывающих, стареющих, теряющих жизненные соки душ.В.В. Розанов: «…все герои поэмы – мертвецы, куклы, жалкие и смешные, плод великого, но пустого и бессмысленного мастерства. Автор – архиерей мертвечины, злой гений, чуть ли не антихрист».В.В. Набоков видел в персонажах первого плана недочеловеков, порождение потустороннего, дьявольского мира. В самом Чичикове он согласен видеть отчасти человека, хотя и дурака. Он «низко оплачиваемый агент дьявола», потому что пошлость, которую он олицетворяет , есть свойство дьявола.Гоголь создал в «Мёртвых душах» «типовые модели» разных вариантов огрубления, опошления человеческой души. Галерея – длинный ряд, вереница Словарная работа Тип – это образ, содержащий характерные черты какой-либо группы людей, обобщенный образ
Помещик Манилов«...Он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее... Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами...»
«Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки.. Баба, кажется, крепколобая,... дубинноголовая...» Помещица Настасья Петровна Коробочка
Помещик Ноздрев «Это был среднего роста очень недурно сложенный молодец с полными, румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами... Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его...» Умел «начать гладью, а кончить гадью...»
Помещик Михаил Семенович Собакевич Кажется Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя. Фрак на нем был совершенно медвежьего цвета... Ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке...»
Помещик Плюшкин Трудно распознать, «какого пола была фигура: баба или мужик. Платье совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак... Маленькие глазки бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши...»
1. Итак, что же, по вашему мнению, объединяет всех помещиков, нарисованных Н.В.Гоголем? 2.Все портреты помещиков даны в главах, расположенных в определенном порядке. В чем же смысл такого расположения глав?3.Нарастают ли постепенно отрицательные качества в героях? Или же они, герои, представлены читателю по принципу контраста? 4.Но оказывается, и в современном обществе живы такие типы людей, как герои Н.В.Гоголя. В чём же современное значение образов помещиков “Мёртвых душ”?
Манилов – « ни то, ни сё»Коробочка – «дубинноголовая»Ноздрёв – «исторический человек»Собакевич – « человек-кулак»Плюшкин – «прореха на человечестве» Обобщение
СходствоМанилов и Ноздрёв – расточителиКоробочка и Собакевич – накопителиПлюшкин –скупость превратилась в расточительность
«…угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие кровь и жизнь народа с той же естественностью и простодушием, с каким ребенок сосет грудь своей матери»А.С.Герцен
В.Г.Белинский писал: “Действительно, каждый из нас, какой бы он ни был хороший человек, если вникнет с тем беспристрастием, с каким вникает в других, - то непременно найдет в себе, в большей или меньшей степени, многие из элементов многих героев Гоголя”.