Методическая разработка по литературе на тему «Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» (9 класс)

Конспект урока литературы в 9 классе по теме
«Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
по технологии развития критического мышления в 9 классе
составлен учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени
Коробицыной Г. Н.
Цель урока:
Дать представление о своеобразном подходе Гоголя к изображению помещиков в поэме.
Сопоставить характеры помещиков; проследить их постепенную духовную деградацию; выяснить, почему помещики – мёртвые души.
Формировать умение работать с авторским текстом, находить наиболее важные детали;
формировать умение строить связный рассказ о персонаже на основе анализа текста.

I. Тему урока и цели формулируют учащиеся после просмотра видеоряда.
Эпиграф к уроку
(портрет Н. В. Гоголя и эпиграф)
не ревизские – мёртвые души,
а все эти Ноздрёвы, Маниловы
- вот мёртвые души,
и их мы встречаем на каждом шагу.
А.И.Герцен
Ход урока
Участники урока входят в кабинет, выбрав одну из цветных шляп.
1.Вызов.
Рада вас приветствовать. Мы продолжаем работу с технологией развития критического мышления. Сегодняшнее занятие мы начнем с мудрой притчи.
Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
- Назови, что ты выбираешь из них.  - Ложку, - ответил юноша. - Произнеси это 5 раз. - Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз. - Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет с пищей. Надо - Продолжите ответ. Так что же надо сделать? (Протянуть руку и взять ложку).
Ложка – это всего лишь инструмент. Надо лишь захотеть, совершить действие и применить этот инструмент правильно. Вот и вам нужно научиться применять на практике свои знания. Желаю удачи!
Урок, построенный в ТРКМ, имеет свою структуру, основан на определенных принципах и приемах. Напомню, что урок в ТРКМ содержит три стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии.
Основной задачей стадии вызова является активизация имевшихся ранее знаний, пробуждение интереса к теме. На этой стадии можно использовать разнообразные приёмы: лото, кроссворд
Предлагаю вам рассмотреть стадию вызова на примере по теме: «Один за другим следуют у меня герои» («Вся Русь в нём»).
Демонстрируется видеоряд к уроку литературы.
После просмотра учащиеся самостоятельно сформулируют задачи урока, определяют предмет разговора. Видеоряд пробуждает интерес к теме.
Очень важно подобрать удачные приёмы для стадии вызова, ведь начало урока задаёт определенный темп всему занятию. Не зря говорят: «Хорошее начало – это половина дела».
2. Осмысление.
Теперь рассмотрим приемы, которые можно использовать на стадиях осмысления и рефлексии. Выбор приема и их сочетание зависят от того, какую цель ставит учитель, чего он пытается достигнуть на уроке.
«Каждый педагогический прием – это нить, которая, переплетаясь, складывается в нечто целое, в систему», - считал Анатолий Гин.
Теоретический материал. На стадии осмысления и рефлексии можно использовать разнообразные приемы: всевозможные таблицы.
Таблицы существует разнообразные: «Таблица-синтез».
На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют часть таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.
- Проверка таблиц (учащиеся называют основные черты помещиков)

«Шесть шляп мышления»
Существует еще метод «шесть шляп». В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами.
Почему именно шляпы? Вот как на этот вопрос ответили сами дети: «Шляпа прикрывает голову, а значит наши мысли».
«Человек, выходя из дома, может надеть то одну шляпу, то другую. Также когда он говорит, он должен думать, правильно выражать свои чувства, как бы надевать разные шляпы».
А вот как это объясняет Эдвард де Боно: «Шесть шляп позволят нам «дирижировать оркестром своих мыслей». Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание». Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления».
Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т. д.).
Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.
Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.
Но будем помнить, что важная задача фазы рефлексии – определение направлений для дальнейшего развития
В начале нашего урока каждый из вас выбрал понравившуюся шляпу. Попробуйте с точки зрения выбранной шляпы высказать свои мысли, попробовать дать оценку работе по технологии ТРКМ.
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д.
Желтая шляпа. Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Например, «Наиболее эффективным решением экологической проблемы в Северо-Западном регионе будет строительство частных магистралей, потому что».
Черная шляпа. Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. «Эта химическая реакция осталась для нас непонятной, потому что мы мало решали задачи, связанные с ней».
Красная шляпа – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. «Финал “Поединка” вызвал у меня чувство растерянности и обреченности».
Зеленая шляпа – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху-процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие поступка Раскольникова было бы иным».
Синяя шляпа – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить
Работа в группах.
3.Рефлексия
Подводя итоги сегодняшнего урока, мы познакомимся ещё с одним эффективным приёмом.
Акростих (греч. akrostichнs, от бkros крайний и stнchos - строка) - стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово или фразу. Акростих появился в древнегреческой поэзии.
Так держать - технология разума! Риск велик, но он стоит того. Крепкой ниточкой с жизнью ты связана. Мы сегодня с тобой заодно!
Составление и чтение акростиха.
Метод шести шляп и акростихи, составленные вами, еще раз подтвердили, что технология критического мышления вас заинтересовала.
4. Обобщение. Подведение итогов.
Сравнение таблиц.
Вывод:
И сегодня праздных фантазёров, мечтателей, не умеющих и не желающих заниматься полезным делом, мы называем Маниловыми; лгунов, хвастунов, дебоширов – Ноздрёвыми; жадных скряг – Плюшкиными.
Но ни те, ни другие, ни третьи, ни Коробочки, ни Собакевичи – будущее России, а умный народ, которому Гоголь посвятил самые задушевные слова.




15