Конспект урока по русскому языку на тему Род имени существительного 3 класс

Урок русского языка . 3 класс.
УМК «Начальная школа XXI века»
Учитель МБОУ «Гимназия №54» Тимергалеева Илсоя Рафгатовна

Тема: Род имени существительного.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.   
Задачи:
актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
организовать деятельность по выбору  способа определения рода существительного.
Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка С. В. Иванова., тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование.
Прогнозируемые результаты
Личностные:
- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;
- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;
- осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Коммуникативные:
-учиться чётко, правильно высказывать своё мнение, доказывать его;
-сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи.
Регулятивные:
-учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
Метапредметные:
-умение принимать и сохранять цель урока;
-умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;
-умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
-умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о постоянных признаках существительного;
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- умение определять род существительных .
Ход урока
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Организация детей к уроку.
- С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок!
Психологический настрой к уроку
На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.
2.Актуализация опорных знаний:
- Узнайте, о какой части речи будем говорить. Найдите в каждой строчке лишнюю часть речи:
Юность, красота, горячий.
Дерево, говорить, весна Имя существительное
- Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени существительном.
-Какие признаки имени существительного мы изучили? (Дети называют уже изученные постоянные и непостоянные признаки имени существительного)
- Какие из этих признаков постоянные?
(Дети называют постоянные и признаки имени существительного (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)
- Что значит термин «постоянный признак»?
(Не изменяются).
- Что значит термин «непостоянный признак»?
(Изменяются).
3.Постановка проблемы.
-Прочитайте имена существительные.

НА ДОСКЕ:
дом, весна, окно, клей, пальто,
каток, папка, добро, мебель, поземка, панцирь, пороша, солнце, окно, кофе.

- Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «ОН», «ОНА», «ОНО». Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение.
- Сколько столбиков у вас получилось? (Три).
4. Открытие нового знания
- Какого рода бывают имена существительные? (Муж.р., жен.р., ср.р.)
Фиксированное затруднение
-Постоянный это признак имени существительного или непостоянный? Докажите.
(приходят к выводу, что род имени существительного – постоянный признак имени существительного).
- Назовите имена существительные, род которых вы затруднялись определить? (ответы детей).
- Совпадает ли правило (стр. 160) с тем что вы сами для себя «открыли»? (да).
- Для чего же нужно правило? (дети читают правило в учебнике)
5. Первичное закрепление УУД Поиск способов определения рода имени сущ.
РАБОТА В ТЕТРАДИ
Учащиеся распределяют слова в три столбика, работают вслух, доказывая свой выбор по алгоритму, выделяют окончания. Обращают внимание на окончания существительных ср.р.
-Исходя из слов, которые вы записали, назовите тему по развитию речи, которая будет сопутствовать нам на уроке. (Тема «Зима»)
- Допишите еще по одному слову в каждый из столбиков на данную тему. (Приводят примеры).
Способ №1.
Определение рода имени существительного
мужской род – окончание -а, -я,
женский род – окончание -а, -я,
средний род – окончание -о, -е.
- Сейчас мы будем выполнять творческое задание
(Работа над составлением текста по опорным словам)
На доске:
Наступила холодная _______ . Белоснежное ________ укрыло землю.
Зимнее ________ освещает все вокруг. Серебристый ________ блестит и переливается. Как красиво зимой!
Работа в группах
- Как вы думаете, каким будет задание?
(Составить текст на тему «Зима»).
Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Зимнее солнце освещает все вокруг. Серебристый иней блестит и переливается. Как красиво зимой!
- Составление какого предложения у вас вызвало трудности?
(Белоснежное ________ укрыло землю.)
( Называют свои варианты :
Белоснежный ковер укрыл землю.
Белоснежное одеяло укрыло землю)
- Какое предложение составлено правильно?
- Какое слово вам подсказало в каком роде должно быть имя существительное? (укрыло)
Окончание глагола подсказывает, в каком роде должно стоять существительное.
- Назовите основу предложения (одеяло укрыло)
- Назовите словосочетание, которое вы вставили. (белоснежное одеяло)

Способ №2
Определение рода имени существительного по признаку
мужской род – окончание -ый, -ий
женский род – окончание -ая, -яя
средний род – окончание -ое, -ее
Способ №3
По действию в прошедшем времени
мужской род – что сделал?
женский род – что сделала? -а
средний род – что сделало? -о
Вывод:
Логическая цепочка:
1)местоимение и окончание им.существительного указало на род;
2) глагол подсказал род им.существительного;
3) им.прилагательное указало на род. им.существительного
6.Включение нового знания в систему знаний.
Упражнение 3, стр.162
РАБОТА В ТЕТРАДИ:
Задание по выбору с последующей взаимопроверкой
1 вариант:
Выписать вставленные словосочетания (сущ.+прил.), выделить окончания, определить род имени существительного.
2 вариант:
Списать весь текст и уже в тексте определить род вставленных имен существительных и выделить окончания.
7. Контроль и оценка
-Подведем итог нашего урока.
-Какова была цель урока?
- Какие знания мы открыли?
-Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали?
- Какой способ вам понравился больше?
-Научились мы определять род имен существительных?
8. Рефлексия
-А какое задание было наиболее трудным?
(Работа с текстом).
-Почему?
САМООЦЕНКА
- Оцените свою работу на уроке по 10-балльной системе
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Кто-то из вас скажет, как же род имени существительного влияет на имя прилагательное.
(Какого рода имя существительное – такого рода и имя прилагательное).
- Молодцы! Но поверьте, нам есть еще над чем работать в дальнейшем. В чем же именно согласуется им.прилагательное с им.существительным? Как правильно писать окончания им.прилагательных? Об этом мы узнаем после изучения им.существительного.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ
Учащимся выдается конверт с текстом, разрезанным на предложения.
Задание: составить текст, разделить его на части, вставить подходящие по смыслу существительные, определить род им. существительных, подобрать заголовок

15