Презентация по истории на тему Новгородская земля


История города. Великий Новгород - один из древнейших городов России, расположенный на ее Северо-западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Его история неразрывно связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства. Дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности. Великий Новгород - родина российских демократических и республиканских традиций, важный духовный оплот православной Руси. Великий Новгород - один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший европейский художественный центр. На протяжении столетий он был надежной крепостью на северных и западных границах Руси. История Новгорода уходит своими корнями в далекое прошлое. Географическое положение. НОВГОРО́ДСКАЯ ЗЕМЛЯ́, историческая область на севере Руси в 9—18 веках; первоначально область ильменских славян  (вокруг озера Ильмень с центром в Новгороде). В 12—15 веках включала владения Новгородской республики до Белого моря и Северного Зауралья (в том числе Карелия, Терский берег, Заволочье, Пермь, Печора, Югра). На юге Новгородская земля граничила с Тверским княжеством, на западе Литвой и Ливонией. Географическое положение Новгородской земли способствовало развитию торговых связей с русскими землями и государствами Западной Европы. С конца 15 века в Новгородскую землю входили только близлежащие к Новгороду пятины — Бежецкая, Водская, Деревская, Обонежская, Шелонская. Экономическое развитие. Город с самого начала вырос как торговый и ремесленный центр. Подавляющее большинство населения занималось сельским хозяйством. Город был тесно связан с сельской округой. Богатые боярские семьи и некоторые монастыри имели в своём владении сотни сёл с зависимыми крестьянами. Однако по своему составу сёла были очень небольшие. В XIII веке устаревшую подсечно-огневую систему земледелия стала заменять новая трёхпольная система, дающая большую эффективность. Появилась также двузубая соха с палицей, повышающая эффективность обработки почвы. Основной зерновой культурой была рожь.. Было распространено огородничество. Очень распространена была охота и животноводство. Охотничьи угодья не раз упоминались в грамотах о купле-продаже. Леса Новгородских земель изобиловали многими видами зверя, особо ценились пушные звери. Новгород был крупнейшим экспортёром мехов в Европу, поставлялись белка, куница, соболь и другой мех. Хотя сельское хозяйство новгородских земель было в основном натуральным, крестьяне всё же нуждались в продукции некоторых высококвалифицированных ремесленников, давая тем самым стимул для развития ремёсел. В Новгороде были распространены многие профессии ремесленников от кузнеца до ювелира. В XV веке новгородская промышленность стала выпускать огнестрельное оружие. Причём нередко оружие, изготовлявшееся для богатого заказчика, нередко обильно украшалось драгоценными камнями и металлами. Также широко распространены были гончарное, ткацкое, кожевенно-обувное ремёсла. До появления Санкт-Петербурга Новгород являлся важным окном в Европу. Новгород был составной частью торгового пути "из варяг в греки", то есть из стран Скандинавии в Византию. Одновременно Новгород стоял на пути из государств древнего востока на Русь и страны балтийского побережья. Из Руси вывозили, в основном, меха. Ещё одним широко вывозимым товаром был воск. Для освещения огромных зал и готических соборов требовалось много свеч. Своего воска в западной Европе не хватало. Торговали и кожаной обувью, которой славился в то время Новгород. Ввозили ткани - в основном дорогое сукно. Немаловажным являлся ввоз цветных металлов, которых не было в болотистых новгородских землях. Торговля была опасным делом, поэтому купцы объединялись в гильдии, где они платили свои налоги, но зато были под защитой данной организации. Торговля, сельскохозяйственное производство наряду с развитым ремеслом были основами экономики княжества. Система управления. Решающая роль в Новгороде принадлежала боярству. Они представляли собой замкнутую аристократическую касту, определённый круг семейств. Боярам принадлежали обширные владения на подвластных Новгороду территориях. Первоначально они собирали с населения земель дань в пользу городской казны, а затем завладели ими, превратив в свои вотчины. Из вотчин бояре получали не только сельскохозяйственную продукцию, но также соль и то, что добывалось на лесных и морских промыслах: пушнину, мёд, воск, кожу, моржовую кость Поскольку экспортируемые товары принадлежали боярам, то им же принадлежало и привозное сырьё. Бояре снабжали им ремесленников. Богатство и могущество бояр основывалось на землевладении и торговле.Власть в Новгороде принадлежала вечу. Современные данные свидетельствуют о том, что оно состояло из 300- 500 человек, представлявших 30-40 знатных фамилий города. По-видимому, на вече присутствовали бояре и, возможно, некоторые богатейшие купцы. Вече избирало посадника, управлявшего городским хозяйством, и тысяцкого, ведавшего сбором налогов. В распоряжении посадника и тысяцкого находился целый штат подчинённых, с помощью которых они осуществляли управление и суд. Они объявляли решение веча, извещали суд о совершении преступления, вызывали в суд, производили обыск и т.д. Однако первое место среди выборных должностных лиц занимал епископ. Он выбирался на вече, а затем его утверждал киевский митрополит. Архиепископ (вместе с посадником) скреплял своей печатью международные договоры Новгорода, представлял новгородцев; на переговорах с русскими князьями. Он даже имел собственный полк. Князь играл в системе новгородского управления во многом формальную роль. Князь не имел права вмешиваться в дела городского самоуправления, назначать и отстранять от должности посадника и тысяцкого, покупать земли на окраинах новгородской территории. Князь был символом единства Новгорода с остальной Русью. На его имя поступала дань, ибо он считался верховным собственником новгородской земли. Он выполнял (совместно с посадником и архиепископом) функции третейского судьи. Князь мог и руководить новгородским войском, однако эта функция была второстепенной. К власти в Новгороде пришла городская аристократия – крупное боярство, богатое купечество, архиепископ. Город стал аристократической республикой, где несколько крупных боярских и купеческих семей, посадник, тысяцкий, архиепископ определяли всю политику. Вече приглашало князей в качестве военных руководителей и верховных судей. Между Новгородом и Киевом, расположенными на едином пути "из варяг в греки", соперничество было неизбежным. В 980 в сражении новгородский князь Владимир разгромил дружину Ярополка I Святославича и убил его. После Киева в Новгородских землях в 989 так же началось введение христианства. Происходило это  насильственным путём и новгородцы уже в следующем году ответили восстанием. С XI в. постепенно формируются и укрепляются специфические институты боярско-республиканской организации Новгорода - общегородское вече, выборность посадников и, позднее,тысяцких. Жители города были недовольны объединительной политикой варяжской верхушки города. В1014 произошло избиение новгородцами варягов и отказ новгородского князя  Ярослава Мудрого платить дань Киеву.В 1032разгром новгородцев уграми. Новгородское искусство эпохи политической самостоятельности занимает выдающееся место в истории русской культуры. Ранние новгородские храмы во многом напоминают одновременные им киевские постройки, однако уже тогда начали появляться специфические новгородские черты. Меняется техника кладки зданий, да и сами материалы применяются иные. Среди них волховский плитняк, который научились сочетать с валунами и кирпичом. Формируется новое новгородское зодчество, в котором наиболее полно сказалось своеобразие эстетических вкусов новгородцев. Храмы обрели пластичность, лишенную какого-либо геометризма. В них чувствовалась фантазия и желание создать индивидуальное произведение искусства, достойное свободного, процветающего города. Во второй половине XII века новгородские зодчие создают новый тип храма. Заказчиками строительства выступают уже, как правило, не князья, а бояре.Самые значительные достижения Новгородского зодчества - церкви Фёдора Стратилата на Ручью (1360-1361г.), Спаса Преображения на Ильине (1374 год), Петра и Павла в Кожевниках (1407 год). В отличие от ранних памятников новгородской церкви второй половины XIV века, более поздние церкви отличались богатым убранством, а внутри расписывались фресками. Следует отметить, что и новгородская живопись весьма самобытна - яркая покраска, сильная, смелая, с мазками, положенными уверенной рукой. Пример тому - яркие, сочные цвета иконы " Никола ", написанной в 1294 году Алексой Петровым ; иконы " Битва новгородцев с суздальцами " созданной в XV веке неизвестным художником. Фреска церкви Фёдора Стратилата на ручью. Церковь Федора Стратилата на Ручье Церковь Спаса Преображения на Ильине Фреска церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Троица Церковь Петра и Павла в Кожевниках. Культурные достижения. Шедеврами XV в. можно считать новгородские иконы, сюжетно находящиеся как бы на противоположных эмоциональных полюсах. Первый сюжет — "Чудо о Флоре и Лавре" — воплощался иконописцами неоднократно. Наиболее известная из икон написана на сияющем золотом фоне. Здесь причудливо сошлись образы архангела Михаила, святых Флора и Лавра, божественных коней и обычных земных коневодов, пасущих свои стада. Перед нами праздничная картина гармонии всего сущего в Мироздании. Икона " Никола " Икона " Битва новгородцев с суздальцами "