Гражданство — как основа патриотического воспитания молодежи


«Патриотическое воспитание в современной школе».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
Под патриотическим воспитанием в системе образования понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Молодежь XXI века должна быть здоровой, мужественной, смелой, инициативной, дисциплинированной, грамотной и в случае необходимости, встать на защиту Родины. Но прежде нам нужно решить проблемы связанные с пропагандой «западных ценностей» и необходимостью возрождения авторитета армии, государства и понимания роли и места в жизни общества и Отечества.
Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, мы считаем, что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги будем вкладывать душу, обеспечим системность в этом направлении, как делает это Джалильская школа № 2. Ведь многие мероприятия гражданско - патриотического воспитания стали уже традициями нашей школы, где задействованы классные руководители и учителя предметники такие как истории и обществознания, русского языка и литературы, татарского языка и литературы, физкультуры, ИЗО, ОБЖ , заместители директоров и сам директор.
Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры. Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет по следующим направлениям.
I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Проводятся мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины: шефство над могилами земляков павших в Афганской войне, вахта памяти - выставление почетного караула у памятника Славы в праздничные дни, возложение венка и цветов к мемориальной доске, установленной в честь выпускника нашей школы, погибшего при выполнении своего воинского долга в ДРА Сергея Притулы, чье имя носит наша школа, проведение митингов и других патриотических мероприятий на памятных местах.
Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны.
Празднование памятных дат, проведение выставок «Гордимся вами, защитники Отечества!», викторин, конкурсов рисунков «Они сражались за Родину!», презентаций « Никто не забыт, ничто не забыто», просмотр и обсуждение документальных и художественных фильмов.
Проведение классных и информационных часов. В этом году он был посвящен 70- летию Сталинградской битвы.
Проведение конкурсов военно-патриотической песни, строевой подготовки, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.
II направление. Военно-спортивные игры.
Прежде всего, это “Зарница”и «А ну- ка, парни!» который в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Опыт проведения этих игр показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, пропагандирует здоровый образ жизни, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.
Особой традицией стало проведение и участие в поселковом конкурсе с 1982 года « Есть встать строй!» среди старшеклассников образовательных учреждений. К этому конкурсу учащиеся готовятся особенно трепетно, ведь здесь проверяются спортивная подготовка (подтягивание на перекладине, поднятие 16 килограммовой гири), знания исторических фактов ( основные битвы, фамилии героев и участников, знание памятников ВОВ, военных фильмов), творческие способности и конечно же боевая готовность (сборка и разборка автомата Калашникова, одевания ОЗК, стрельба с пневматического оружия) наших будущих защитников. Это конкурс мужества и чести наших допризывников. За последние три года ученики нашей школы занимали только первые места в этом мероприятии.
III направление. Взаимосвязь школьного и воинского коллективов.
Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и секциями, совместную организацию оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими, заместителем военкома Сармановского и Муслюмовского районов. Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.
Мероприятия помогают сохранить и приумножить лучшие традиции российского воинства. И такие ценности как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство стали священными для защитников Отечества. Именно такие мероприятия способствуют формированию чувства долга, патриотизма, защиты Родины и ответственности за свои поступки.
Не умаляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаем, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса. Каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом.
Уроки истории и обществознания в нашей школе нацелены на воспитание у учащихся уважение к закону, нормам коллективной жизни; на развитие гражданской и социальной ответственности. У нашей страны богатая история. Да, Родина начинается с семьи, с дома, с подъезда. Родина – это родная школа, посёлок, район, страна. Очень важно, чтобы школьники сохранили и приумножили культурное наследие школы, продолжили её славные традиции, принимали активное участие в жизни посёлка, района.
Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей школе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников.
Список литературы
1. Дорожкина Н. И. Первое сентября//История.-2008.-№1.-32 с.
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России//Народное образование.-2005.-№4.-23 с.
3. Пчелов Е. В. Государственные символы России -герб, флаг, гимн: учебное пособие.-М.: «ТИТ «Русское слово- РС».-2002.-4 c.