Технологическая карта Окружающии мир Животные маленькие и большие


Приложение 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. учителя №№№
Предмет: Окружающий мир
Класс 3Тип урока: Урок открытия новых знаний
Раздел программы «Школа 2100» А. Вахрушев Живые участники круговорота веществ
Тема «Животные маленькие и большие»
Цель урока
Метапредметная цель урока - расширять понятийную базу за счет включения новых понятий (одноклеточные, многоклеточные, кишечнополостные, моллюски);
- воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе, интерес к предмету, бережное отношение к живым организмам.

-формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия;
Задачи
Предметные -знать отличительные признаки растений и животных, уметь называть основные особенности простейших животных и общие признаки всех живых организмов.
Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД) Регулятивные: 
1)уметь совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
2) прогнозировать предстоящую работу (составлять план её решения);
3)высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
4)сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя (осуществлять познавательную и личностную рефлексию).
Познавательные:
извлекать информацию, представленную в разных формах (схема, иллюстрация, презентация, учебники);
выявлять сущность, особенности объектов;
на основе анализа объектов делать выводы;
обобщать и классифицировать по заданным критериям;
строить осознанные и произвольные высказывания;
Коммуникативные:
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
развиваем умение слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной форме;
работать в группах.
Личностные:
cоздавать условия для развития логического мышления, умения сравнивать, делать выводы;
развивать учебные мотивы и целенаправленную познавательную деятельность;
3) сохранять положительную мотивацию к учёбе, усвоению новых действий.
Основные термины
Одноклеточные, многоклеточные, кишечнополостные, моллюски
Учебно-методическое обеспечение Вахрушев А.А. Окружающий мир. (Обитатели Земли). 3 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений: в 2 ч.Ч. 1 – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. – 144 с.
- презентация;
- рабочие листы;
- карточки
-пластилин
-мультфильм
Планируемые результаты
Предметные
-знать отличительные признаки растений и животных,
- уметь называть основные особенности простейших животных и общие признаки всех живых организмов.
Метапредметные-формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия
Личностные
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
I Организационный момент  Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок окружающего мира, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки.
Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.
- Почему это важно?
Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.
Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
II Актуализация знаний
Предположите, как мы сегодня будем работать. (в группах)
Сегодня Лена и Миша предлагают отправиться в загадочный и интересный мир животных
Они предлагают вам сыграть в компьютерную игру. Но чтобы войти в нее, что нужно ввести? (логин и пароль)
Возьмите карточки со словом «ЛОГИН», ответьте на вопрос. На работу полминуты.
Слайд
Карточки группам
1 группа - Шла кошка по дороге. Навстречу ей 2 котенка. Сколько кошек шло по дороге? (1 кошка)
2 группа - Сколько ног у насекомых? (6 ног)
3 группа – Сосчитайте количество звуков в слове «заяц» (5 звуков)
4 группа - Лев съедает за один раз 10 кг мяса. Сколько килограммов мяса потребуется на обед четырем львам? (40 кг)
- Спикер группы зачитывает вопрос и называет ответ. (16540 вывожу на экран). Прочитайте получившееся число. Это логин.
- Что общего во всех ваших вопросах? (Во всех вопросах говориться о животных)
«Я поздравляю, пароль принят, вы в игре»
«Ребята, в игре есть свои правила и уровни сложности. Выполнив задание одного уровня, вы сможете перейти на новый»
1 уровень «Что я знаю» (Слайд)
Работа с карточками (выполнить, обсудить в группе)
-Питаются готовыми
органическими веществами
- Растут всю жизнь
- Растут только
в молодом возрасте
-Производят органические вещества
-Активны в поисках пищи
- Неподвижны
- Выберете свойства, которые относятся к растениям. (Растут всю жизнь
- Неподвижны
-Производят органические вещества)
- Кому присущи остальные свойства? (Животным)
- Какова роль животных в экосистеме? (Являются производителями и разрушителями
Слайд
Внимание! Вам предлагается диалог Лены и Миши. Вы должны внимательно прослушать, и установить, кто прав.
Диалог Лены -Миша, я недавно в книжке прочитала, что самое
маленькое животное – это землеройка!
Миша -Ты, наверное, невнимательно читала.
Землеройка – самый маленький зверёк, млекопитающее. Животные –
это не только звери, но и птицы, рыбы, насекомые. Самые маленькие Животные состоят всего из одной клетки.
- А как вы думаете, кто прав? 1 группа - …., 2 группа…., 3 группа…, 4 группа…, почему? С этой проблемой мы и будем разбираться на уроке (Всех ли животных учитывала Лена, когда определяла их размеры?)
Обучающиеся высказывают свои предположения
Личностные результаты
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
Развиваем умение слушать и понимать других.
Регулятивные УУД
 Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
III Формулирование темы и цели урока - Вспомните пароль, который мы вводили. (Животные)
- О каких животных шла речь в разговоре Лены и Миши? (Маленькие)
- Подберите антоним к слову маленькие? (маленькие-большие)
- О чем будем говорить на уроке? (О животных маленьких и больших)
(На слайде постепенно открываются слова и составляется тема урока)
- Назовите тему урока
«Животные маленькие и большие». Тема урока будет являться названием игры.
- По опорным словам определите цели урока:
формулируют цель, используя опорное слово
Познакомиться … (С новыми понятиями (одноклеточные, многоклеточные, кишечнополостные, моллюски)
Формировать…(формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия)
Воспитывать… (воспитывать культуру поведения при групповой работе, бережное отношение к живым организмам.)
(На карточках опорные слова и слова, которые надо подставить)
Проверяем.
Познавательные УУД
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Коммуникативные УУД
 Оформлять свои мысли в устной форме
IV Работа по теме урока «Вы на 2 уровне «Открытие новых знаний». Работа в группах. Вспомните правила групповой работы.
(памятки)
1 группа (про одноклеточных – простейших животных)
- Прочитайте текст на с. 86 и рассмотрите рисунок. (Выполняют задания. Ключевые слова записать на доске (простейшие, одноклеточные).
- Какие свойства живого можно отметить, наблюдая за простейшими? (Питаются готовыми веществами, двигаются, размножаются, чувствуют, дышат).
- Чем представлено тело простейших?
- Какие части клетки вам знакомы по прошлому уроку? (Части клетки: оболочка, ядро).
- Где можно встретить простейших в природе? (Встречаются везде, где есть вода.)
- Почему этих животных так назвали? (Тело состоит из одной клетки)
ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ – в таблице.
- Какое это слово? (сложное, состоит из двух корней, соединительный гласный О )
- Знания какого предмета помогли ответить на вопрос? (русского языка)
2 группа (про многоклеточных – кишечнополостных)
- Прочитайте текст на с. 87 и рассмотрите рисунок.
- Как вы думаете, почему лучше быть многоклеточным, чем простейшим? (Можно лучше защищаться от опасности, распределять работу между разными клетками).
- Кишечнополостные. Почему их так странно назвали? (Потому что у них есть кишечная полость).
- Что значит «многоклеточное животное»? (состоят из многих различных клеток)
-Как устроено их тело?
- Какое это слово? (сложное, состоит из двух корней , соединительный гласный О )
- Знания какого предмета помогли ответить на вопрос?
3 группа (про червей)
- Прочитайте текст и рассмотрите рисунок на с. 88.
- Как движутся черви? (ползают по дну водоёмов или зарываются в почву).
- Почему они могут так передвигаться, что им помогает в этом? (Червям помогают передвигаться мышцы).
- Что вы можете сказать о форме тела червей? (Форма тела у них различная (круглые, плоские, кольчатые).
- А она может помочь червям двигаться?
4 группа (про моллюсков)
Прочитайте текст, рассмотрите рисунки на с. 88—89 и коллекцию раковин моллюсков.
- Расскажите о моллюсках
- Какую роль выполняет раковина у моллюсков? (Мягкое тело моллюсков, как правило, покрыто раковиной, которая их защищает).
- Как они движутся? (Двигаются они по-разному: ползают (как улитка), реактивным способом (как кальмары и осьминоги).
- Каждая группа будет описывать свой вид живых организмов. Работать вы будете по плану, который дан у вас в рабочих листах.
-Самостоятельно прочитать текст. На каждый вопрос отвечает новый член группы
- Составьте рассказ о своем живом организме по плану:
(у каждой группы свой план).
- Когда будете готовы, поднимите руку
- Если по ходу работы у группы возникнет вопрос, поднимите руку
- рассказы групп, заполнение таблицы на доске. Слайд
Кто же был прав? Лена или Миша
Каких же животных можно назвать самыми маленькими?
Физминутка
- Откройте учебник на с. 89 сравните свой вывод с авторским. Что еще можно добавить?
Работают в группах
Обучающиеся сталкиваются с незнанием этих понятий.
- добывают информацию о своей группе животных
Обучающиеся высказывают свои предположения


Выполняют физминуткуПознават. Выявлять сущность, особенности объектов.
 На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникат.ууд
 Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Умение работать в группе.
Личн. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- работать по плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;
- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами.
Регулятивные УУД
- Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
V Закрепление изученного материала
«Вы перешли на новый уровень игры: «Применяю свои знания»
С помощью картинок в учебнике распределите представителей животных по группам
Одноклеточные кишечнополостные Моллюски Черви
(Лужанка, кальмар, планария, лучевик, амеба, актиния, коралл, устрицы, дождевой червь, жгутиконосец, медуза).
(Одноклеточные
-амеба, жгутиконосец, лучевикКишечнополостные
- коралл, актиния, медуза
Моллюски
- лужанка, кальмар, устрицы
Черви
- дождевой червь, планария)
-Предлагаю каждой группе слепить из пластилина то животное с которой группа работала
-знания какого предмета помогло нам выполнить данную работу? (технология) -лепят животных, делают фото готовых поделок
Устанавливают межпредметную связь уроков окр.мир и технология Регулятивные УУД
- Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
VI. Рефлексия
«Вы находитесь на заключительном уровне «Оцениваю свою работу сам»
-Ребята, мы ответили на первый вопрос урока? (Да, узнали про самых маленьких животных)
-На какие группы по количеству клеток можно разделить всех животных? (На одноклеточных и многоклеточных.)
-Каких простейших животных вы узнали?
-С какими многоклеточными животными познакомились? (Ученики называют.)
-В каких средах обитают эти животные? (Большая часть в воде, также на суше.)
-Какие задания показались вам интересными? Что было сложно? Что понравилось больше всего?
На каждую букву получившегося слова придумайте прилагательное, которое покажет какими вы были на уроке:
И- интересующимся, интеллектуальным, игривым, исследователь
Г- грамотный, говорливый, главный, громкий, гармоничный
Р – работоспособный, радостный, разборчивый, размышляющий
А – активный, аккуратный,
«Игра окончена» Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знания.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
VII. Итог урока Просмотр мультфильма об амебе (1 мин.)
Домашнее задание: я предлагаю вам создать свой мультфильм, используя своих изготовленных животных.
- Урок окончен. Я благодарю вас за работу. - обучающиеся высказывают свои мнения
-записывают дом.заданиеПриложение 2
СХЕМА АНАЛИЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА
Предмет__Окружающий мир
Класс_3
Тема урока Животные большие и маленькие
№ Вопросы для анализа Анализ урока
1 Какова цель (конкретность, измеримость, достижимость, ориентация на результат,
ограниченность во времени) - расширять понятийную базу за счет включения новых понятий (одноклеточные, многоклеточные, кишечнополостные, моллюски);
- воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе, интерес к предмету, бережное отношение к живым организмам.

Изучение темы рассчитано на урок 45 минут. Содержание урока соответствует поставленным целям.
2 Оценка задач урока: 2.1 грамотность формулировки задач Задачи сформулированы с учетом предметных и метапредметных целей
2.2. конкретность и реальность поставленных задач Поставленные задачи возможно реализовать в рамках урока
2.3 измеримость поставленных задач (критерии измерения должны быть не только по конечному результату, но и по промежуточному) На каждом этапе работы можно измерить результат поставленных задач (работа на каждом этапе работы выполняется самостоятельно обучающимися, с последующей проверкой)
 
2.4 достижимость поставленных задач Поставленные задачи достижимы
3 Какие приемы использовались для вовлечения детей в целеполагание, формулирование личностного смысла урока Игровая форма, работа по плану(алгоритму)
4 Какие использовались технологии деятельностного типа:
Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового, интерактивное технологии и др.)
Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения)
Оценивание учебных успехов (самооценка по алгоритму и др.) Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового).
Оценивание учебных успехов (рефлексия.)
5 Какие задания использовались, для формирования УУД: 5.1 Личностных УУД Определить форму работы (групповая), работа с карточками (разгадать логин и пароль), работа в группах по плану на уровне «Наше открытие», рефлексия
5.2 Коммуникативных УУД Работа с карточками (разгадать логин и пароль), создание проектов по плану на уровне ( Открытие новых знаний),рефлексия
5.3 Познавательных УУД Работа в группах ,создание проектов на уровне ( Открытие новых знаний), лепка животных из пластилина
5.4 Регулятивных УУД Работа с карточками (уровень «Что я знаю»),работа с картинками в учебнике (уровень «Применяю свои знания»),рефлексия
6 Какие результаты продемонстрированы в виде предметных действий Обучающиеся знают отличительные признаки растений и животных,
умеют называть основные особенности простейших животных и общие признаки всех живых организмов.
7 Какие результаты продемонстрированы в виде регулятивных универсальных учебных действий
Регулятивные: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат. Регулятивные: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат
8 Какие результаты продемонстрированы в виде познавательных универсальных учебных действий
Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать её (анализ, сравнение, классификация…), представлять в разных формах. Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать её (анализ, сравнение, классификация,выводы), представлять в разных формах.
9 Какие результаты продемонстрированы в виде коммуникативных универсальных учебных действий
Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других (в том числе вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде — подтекст, концепт), сотрудничать. Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других (в том числе вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде — подтекст, концепт), сотрудничать.
10 Какие результаты продемонстрированы в виде личностных универсальных учебных действий
Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
11 Какие приемы использовались для вовлечения детей в рефлексию Предлагается обучающимся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку  критериям (слово игра придумать прилагательное на каждую букву, которое покажет какими вы были на уроке)
12 Какие используются приемы для формирования контрольно-оценочной деятельности обучающихся Самооценка по алгоритму, вовлекая обучающихся в рефлексию их деятельности
13 Какова степень самостоятельности активности обучающихся на разных этапах урока На каждом этапе урока обучающиеся работают самостоятельно, ставят цель урока, работая по плану, делают предположения, выводы, создают проекты, осуществляют самооценку работая по алгоритму и предложенным критериям оценки своей работы.
14 Достигнуты ли цели Цели урока достигнуты
Заключение:
Урок соответствует заявленной цели. Влияние этого соответствия на формирование конечного результата урока достигнуто. При организации урока использован системно –деятельностный подход.