Статья по воспитательной работе Воспитание гражданина и патриота в современной школе


Воспитание гражданина и патриота в современной школе.
Еще Н.М. Карамзин утверждал: "Простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества". Мы живем в жесткое время, полное драматизма, но граждан страны не покидает надежда на возрождение России, ибо "у нее героическое прошлое и большое будущее".
Актуальность опыта
Современная школа призвана осуществить гармоничное развитие личности. При этом ведущая роль отводится именно воспитанию.
Воспитание любви к Родине должно стать основной задачей школы.
На роли гражданского образования в системе патриотического воспитания как ведущей идее в моей педагогической деятельности, хотелось бы остановиться подробнее. Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит, в готовности отставать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы. Содержание всех школьных предметов нацелено на формирование гражданина, патриота. Но особенно велика в этом роль гуманитарных предметов, прежде всего обществознания, истории и литературы.
У моих учеников на уроках истории часто возникает масса вопросов, например: « Говорят, что настоящий гражданин любит свою Родину. Но что такое Родина? Родные люди, родной дом, березки? Но вокруг так много проблем: нищета, безработица, высокие цены, мировой кризис и санкции. Это тоже любить? Это тоже Родина?». Это сложные вопросы. Но истинный гражданин переживает боль и трудностей своей Родины. В.А. Сухомлинский писал: "Родина - твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо». Настоящий гражданин должен понять, что без его действия ничего не изменится. Учащиеся седьмых классов пишут: "В моих делах чувство патриотизма не проявляется. Однако, когда по телевизору передали, что сбили наш самолет, мне стало обидно за свою страну (Юлия П.); "Я принимал участие в акции "Бессмертный полк" и горжусь своим прадедушкой, который участвовал в войне с фашизмом" (Лев К.), " Я берегу природу, не бросаю мусор, покупаю отечественную продукцию" (Иван М.); "Чувство патриотизма проявляется у меня на общешкольных субботниках, работе на пришкольном участке" (Таня П.); "Любить свою Родину - это значит помогать в решении проблем, связанных с экологическими загрязнениями "(Наташа Ж.); "Я думаю, что любовь к Родине проявляется в том, как ты относишься к армии, службе за Отечество: любовь моя искренняя, и я ее люблю за то, что она воспитывает характер, отвечает за нас" (Роман Е.). И каждый из этих ответов по-своему правильно отражает это чувство любви к Родине, которое и есть патриотизм.
Чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально- политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой. Выпускница пишет: "Я думаю, что воспитанием должны заниматься как родители, так и школа, и общество. С самого раннего возраста чувство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек, зависит многое. Вспомним, как наша страна праздновала 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, как относились в эти дни к ветеранам: их старались окружить вниманием и уважением. Жаль, что этим вниманием и заботой ветеранов окружают не каждый день. По моему мнению, сейчас не хватает молодым людям чувства патриотизма и этот недостаток нужно восполнить»
Я думаю, что на уроках истории и обществознания, которые становятся целым воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс, создаются условия для наполнения внутреннего мира подростка (именно в подростковый период осуществляется переход от сознания  к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность) ценностным содержанием.
       Чтобы не «потерять себя», быть способным к самоидентификации и самореализации  во все новых  и новых ситуациях, человек должен обладать неким «личностным стержнем» – осознанием себя как индивидуальности, самостоятельной  и нравственной личностью. Помочь человеку выработать в себе такой «стержень», на мой взгляд,   важнейшая задача образования.
Новизна работы состоит в том, что в сегодняшних условиях информационной войны, именно учитель истории должен научить детей через историю страны бережно относиться к своей национальной памяти, языку, традициям и культуре, увести современных детей от безразличия  и лицемерия, от подмены истинных ценностей ложными. В этом состоит моя человеческая и педагогическая позиция.
  Для успешной реализации поставленных целей по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия:
 - в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательных отношений и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
- функционирует система дополнительного образования и внеурочной деятельности, в рамках которой реализуются такие дополнительные образовательные программы как "История в лицах", "Политический круиз";
- второй год действует объединение старшеклассников "Я- гражданин России";
- разработана система традиционных общешкольных мероприятий  и творческих проектов;
- развивается поисковая и музейная работа;
- развивается школьное ученическое самоуправление;
- используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.
Технология опыта
Достижение этой цели возможно через различные формы работы, которые позволяют привить ребенку ощущение себя как гражданина своей страны и истинного ее патриота.  Для работы с детьми в школе использую различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории страны, города, семьи, проектная деятельность.
   Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором. Приведу краткие примеры из моей воспитательной системы.
1. Проектная деятельность учащихся "История семьи в истории страны". Пятиклассникам предлагается собрать материал по истории своей семьи, нарисовать генеалогическое древо, рассказать одноклассникам о самых интересных родственниках и случаях из их жизни. Такая форма работы требует серьезного подхода, помощи со стороны родителей, совместной деятельности представителей нескольких поколений. А результатом является красочно нарисованный плакат с отсканированными фотографиями, самодельная книга или богатый материал, который, надеюсь, будет пополняться все новыми страницами из истории конкретной семьи и передаваться от поколения к поколению
2.Литературно – документальная композиция, посвященная Дню памяти жертв политических репрессий.
Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. Актуальность темы. Проблема гражданственности и патриотизма не нова. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л.Н. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно, - писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей, которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм».
Минуло 100 с лишним лет. За это время Россия пережила всплески антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). Мы гневно и непримиримо презирали геноцид иноземных захватчиков, однако не гнушались проявлять геноцид по отношению к собственному народу. Несмываемым позором останется в нашей истории ГУЛАГ и миллионы исковерканных там судеб.
Отсюда и цели данного мероприятия:
1. Воспитание уважения к опыту прошлого.
2. Вызвать чувство сострадания к невинно осужденным и репрессированным.
3. Показать героизм и твердость духа у людей, которые ценою собственной
жизни отстаивали свои взгляды и убеждения.
Сценарий разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей (9-11класс). Форма мероприятия : литературно- документальная композиция .
3. Праздник, посвященный Международному женскому дню 8 марта.
«Родина – мать», такое обращение встречается в творчестве многих писателей, поэтов, а также в трудах мыслителей и политиков: «Человеку – Родина как родная мать, Любит правду горькую в споре принимать».
Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». Человек подрастает, становится старше, но, где бы он ни был, воспоминания об отчем доме, его уюте он пронесет через всю жизнь.
Цели мероприятия:
1. Познакомить школьников с традицией празднования 8 марта.
2. Формирования чувства любви к Родине через материнскую любовь.
3. Воспитание патриота через почтение и уважение к отчему дому.
4. Классный час «Письмо Президенту» (6-7 кл.).
Цели:
1. Познакомить обучающихся с институтом Президентства и с системой работы Президента РФ.
2.Показать, что основной задачей Президента является: уважение прав и
свобод человека и гражданина, соблюдение законов России, сохранение
целостности государства и служение своему народу.
3.Воспитание патриотизма и гражданственности, чувства любви к Родине у
школьников.
Выбранная тема, вовсе не случайна. Ведь по ходу беседы очень легко понять: смотрят ли ребята новости, что думают по тому или иному поводу, разговаривают ли с ними родители на политические темы. Можно задать им различные вопросы:
- Ребята, ваши родители говорят на тему выборов? Как они оценивают политику нашего президента, что говорят о нем, как о человеке?
- А, на сколько сроков избирается наш президент?
Ответы будут абсолютно разными и неординарными. Итогом разговора, станут письма, которые ребята адресуют Президенту: «Очень хотелось бы, чтобы вы выразили свои самые сокровенные желания и надежды в письме нашему Президенту. Предлагайте, спрашивайте, желайте!». Я думаю, эти письма будут говорить сами за себя.
5. Классный час или беседа «Наш бело-сине-красный». Цель этого мероприятия:
1.Познакомить учащихся с историей российского флага.
2.Показать символическое обозначение цветов флага.
3. Воспитание патриотизма и гражданственности, чувства любви к Родине у
школьников.
Результатом мероприятия может стать конкурс на лучшего знатока российской символики.
Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.  
     Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей педагогической деятельности. И, благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.