Курсовая работа по педагогике « Воспитание патриота – гражданина в дошкольных учреждениях, основанное на теории В.А. Сухомлинского»


Вятский государственный гуманитарный университет
Естественно географический факультет
Курсовая работа по педагогике
« Воспитание патриота – гражданина в дошкольных учреждениях, основанное на теории В.А. Сухомлинского»
Студентки 4 курса естественно- географического факультета заочной формы обучения по специальности биология. Братухиной Веры Владимировны.
Работу проверила: Лебедева
Киров 2012 г.
Оглавление.
1.Введение.
2.Глава 1 Теоритическое и методическое основание в « Воспитании патриота – гражданина в дошкольных учреждениях основанных на теории В.А. Сухомлинского»
2.1. Сущность в « Воспитании патриота – гражданина в дошкольных учреждениях, основанных на теории В.А. Сухомлинского»
2.2 Вывод
2.3. Основное содержание в « Воспитании патриота – гражданина в дошкольных учреждениях, основанных на теории В.А. Сухомлинского»
2.4. Вывод
2.5. Вывод по главе 1
3.Глава 2 Опытно – экспериментальная работа по использованию технологий для « Воспитания патриота – гражданина в дошкольных учреждениях основанных на теории В.А. Сухомлинского»
4.Заключение.
5.Список литературы.
Введение
«… понимание и переживание цели и смысла жизни, умение поставить перед собой вопрос: во имя чего я живу, и дать ответ: страстная влюбленность в жизнь как деятельность во имя высоких целей;
гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности; богатство духовного мира, духовных интересов, духовных запросов и потребностей; умение пользоваться и дорожить духовными ценностями, видеть, находить их, очеловечивать в собственном личном мире; настоящий человек — это человек гармонической и многогранной духовной жизни; личность человеческая проявляется и раскрывается, утверждается и выражается только в духовном мире, связанном с идеями, устремлениями самого передового мировоззрения — коммунистического, с интеллектуальными, эстетическими, эмоциональными ценностями и приобретениями человечества; …» из высказываний В.А. Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека».
Многогранность и гармоничность души в каждом ребенке индивидуальна и особенна. Поэтому в процессе обучения детей, как в детском саду, так и в школе, мы стараемся сохранить эти качества в ребенке. Необходимо воспитывать в детях любовь к себе, к родным и близким, к Родине, к природе и т.д.
В наше время правительство РФ вводит программы гражданско-патриотической направленности - в образование, в сферу культуры, спорта и др.
В дошкольном образовании, в программе обучения отводится определенное место для патриотического воспитания детей.
В современном обществе давно уже назрела проблема патриотического воспитания детей. Вырастают все новые и новые поколения, которые не проявляют, как гражданских, так и патриотических чувств, к своей стране, к своей Родине. Люди, которые осознают важность данной проблемы, пытаются, что в их силах, как то исправить положение, в котором оказалась наша страна, но это капли в море равнодушия и черствости нашего общества.
Объект исследования – программа патриотического воспитания в детском саду.
Предмет исследования - « Воспитание патриотическо-гражданское в дошкольном учреждении основанное на теории В.А. Сухомлинского»
Цель исследования – теоретически и практически обосновать эффективность программы по воспитанию патриотизма в ДОУ.
Гипотеза исследования - будут ли программы по воспитанию патриотизма в ДОУ более эффективны, если в программе будут использованы теории В.А. Сухомлинского.
Этапы исследования –
1) теоретико-познавательные методы: анализ научной литературы;
2) эмпирические методы: наблюдение за проводимыми в ДОУ занятиями по патриотическому воспитанию.
Задачи исследования - теоретически и практически обосновать эффективность программы по воспитанию патриотизма в ДОУ; понаблюдать за проводимыми в ДОУ занятиями по патриотическому воспитанию; законспектировать некоторые из занятий по воспитанию патриотизма в ДОУ
Глава 1
2. Теоритическое и методическое основание в « Воспитании патриота – гражданина в дошкольных учреждениях, основанных на теории В.А. Сухомлинского»
« … После 10 лет педагогической работы я был назначен директором Павлышской средней школы. Здесь завершилось формирование моих педагогических убеждений, которые складывались в первое 10-летие педагогического труда. Здесь мне хотелось увидеть свои убеждения в живом творческом деле.
Чем больше я стремился претворить свои убеждения в практику, тем яснее становилось, что руководство учебно-воспитательной работой — это правильное сочетание решения идеологических и организационных задач в масштабе всей школы с личным примером в работе. Роль директора школы как организатора педагогического коллектива неизмеримо повышается, если учителя видят в его труде пример высокой педагогической культуры, непосредственного воспитателя детей.
Воспитание — это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка. Великий русский педагог К. Д. Ушинский назвал директора главным воспитателем школы. Но при каких условиях осуществляется роль главного воспитателя?
Воспитывать детей через учителей, быть учителем учителей, учить науке и искусству воспитания — это очень важная, но только одна сторона многогранного процесса руководства школой. Если главный воспитатель только учит, как воспитывать, но непосредственно не общается с детьми, он перестает быть воспитателем…»[2]
Сухомлинский Василий Александрович, окончив рабфак и Полтавский пединститут, с 1944 г. возглавлял Павлышскую среднюю школу в Кировской области, которая стала лабораторией для его творческих поисков. Он достиг и славы и почета, стал Заслуженным учителем Украины, Героем Социалистического Труда СССР. Сухомлинский – педагог и мыслитель, стоял у истоков движения учителей-новаторов, возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей, что нашло отражение в его работах «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором», «Три письма о любви». Сухомлинским написано более 30 книг и 5000 статей, большая часть которых известна не только на Родине, но и переведена в Болгарии, Венгрии, Германии, Китае, Польше, Японии, в других странах.
В. А. Сухомлинский был сторонником коллективного воспитания с акцентом на внимании к отдельному ребёнку. Он отдавал приоритет воспитанию патриотизма, гражданственности, а также таких нравственных качеств, как человечность, доброта, чуткость, отзывчивость, сострадательность, любовь к матери и другим членам семьи. Одной из самых трудных групп для педагогического воздействия В. А. Сухомлинский считал так называемых «незаметных детей». Стержневая идея всей педагогической системы Сухомлинского – развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребёнке. В воспитании большую роль отводил природе и красоте. Одним из первых в стране заговорил об обучении шестилеток.
Изучение основных положений педагогической системы В. А. Сухомлинского, его деятельности в Павлышской средней школе является актуальной для современной педагогики, т. к. педагогическая деятельность Сухомлинского дает нам богатый фактический материал, эмпирические и теоретические обобщения фактов, которые современный педагог может использовать в своей деятельности.
Интерес к педагогическому наследию великого ученого не случаен. Ведь разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.
2.1. Сущность в « Воспитании патриота – гражданина в дошкольных учреждениях, основанных на теории В.А. Сухомлинского»
Победа над фашизмом сплотила народ, придала новый импульс развитию педагогических исследований в области гражданского воспитания. Так, в советский период послевоенного социалистического строительства вопросы гражданственности рассматривались в работах педагогов З.И.Васильевой, Ю.В.Гербеева, Т.И.Мальковской, Л.П.Буевой, И.А.Невского, Д.С.Яковлевой и др. Их взгляды в дальнейшем нашли отражение в авторских разработках, идеях известного педагога, ученого и писателя В.А.Сухомлинского (1918-1970), который считал, что «формирование гражданского сознания, гражданских убеждений, взглядов, отношения к явлениям жизни и людям - это стержень нравственного воспитания»[4].
Под гражданственностью педагог понимал «корень убеждений, мыслей, чувств, поступков человека»[5]. Гражданственность, в его понимании, «это сложное социально-психологическое явление, в котором органически сочетаются интеллектуальный, эмоциональный, волевой и практический аспекты жизнедеятельности человека как созидателя материальных и духовных ценностей общества»[6]. В данном определении В.А.Сухомлинский впервые пытается рассматривать психологические составляющие гражданственности, что, безусловно, важно для научного осмысления явления. Рассматривая понятие «гражданственность», В.А.Сухомлинский отмечал, что гражданственность предполагает[7]:
- осознание человеком своей принадлежности к обществу и потребность действовать в соответствии с нравственными требованиями и нормами коллективной жизнедеятельности;
- осознание социальных последствий своего поведения и деятельности;
- стремление к самовыражению и потребность везде во всем быть человеком - гражданином;
- общественно-значимую, нравственно-ответственную деятельность и чувство принадлежности к коллективу и обществу.
Единство общественных и личных интересов – это основа подлинной человеческой свободы. Свобода личности выражается в гармоническом сочетании личных интересов и интересов общественных, а не в независимости человека от общества. «Гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность – это основа человеческого достоинства»[8]. В.А.Сухомлинский отстаивал идеи трудового воспитания граждан, полагая важнейшим слагаемым гражданственности трудолюбие. Примером тому, обобщение его опыта учебно-воспитательной работы в Павлышской средней школе[9].
На основании выводов В.А.Сухомлинского было впервые сформулировано представление о структуре гражданственности, как сложном социально-психологическом явлении и его деятельностной природе. В.А.Сухомлинский впервые, после В.М.Бехтерева, определяет психические составляющие гражданственности: интеллектуальные, эмоциональные, волевые и практические. При этом основой формирования гражданственности у него выступает воспитательная деятельность.
2.2 Вывод
Сущность патриотического воспитания в понимании В.А. Сухомлинского – это гуманистическое отношение к ближнему и гражданственность в отношении общества и человека. Человек и общество в понимании В.А. Сухомлинского едино целое и гражданско-патриотическое отношение должно быть не только к Родине, но и к обществу, к своим вековым традициям, и к выдающимся людям.
2.3. Основное содержание в « Воспитании патриота – гражданина в дошкольных учреждениях, основанных на теории В.А. Сухомлинского»
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Дошкольный возраст – это время установления первых человеческих отношений с людьми. Это период, когда слабый и беззащитный может стать сильным и смелым, скучное и незатейливое становится забавным и трогательным. Одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Основы гуманного отношения к природе и к окружающим его людям, способность сочувствовать, сопереживать закладывается именно в дошкольном возрасте. Также в это время у детей формируются первые простейшие представления об устройстве государства, гражданами которого являются их родители и в будущем они станут сами.
Гражданское воспитание – это, прежде всего, личностно-ориентированное воспитание, направленное на развитие социальных свойств дошкольника: быть гражданином России и в юридическом, и в нравственном смысле. Традиционно гражданское образование в рамках ДОУ понимается либо как над предметная форма деятельности, либо как форма организации жизни детского сада. Мы рассматриваем гражданское воспитание, как систему знаний.
Примерное содержание образования старших дошкольников в системе гражданского воспитания.
Правосознание - знание прав и обязанностей человека. Усвоение понятий: суд, правонарушение, расследование, право, закон, законопослушание. Знакомятся с Конвенцией о правах ребенка. Запоминают права ребенка, могут их назвать. Соблюдают правила поведения в группе в игровых и реальных ситуациях. Могут назвать основные законы государства.
Гражданство - Знание символов государства – гимн, флаг, герб. Дети имеют определенное отношение к истории государства, которое выражается во внимании к культурным традициям. Усвоение понятий: дума, посол, гражданство, государство. Дети учатся ориентироваться на карте мира, глобусе. Учатся показывать на карте свою страну, город. Узнают флаг, герб своего государства среди символов других государств.
История - знания о национальных героях, истории национальных святынь, традициях своей страны. Усвоение понятий: Родина, Отечество, патриот, гражданин. Знакомятся с разными историческими событиями. Учатся строить хронологическую последовательность. Знакомятся с выдающимися деятелями отечественной культуры.
Толерантность - знают, что люди бывают разной национальности и имеют разный уровень жизни. Все люди имеют одни и те же права и обязанности. Усвоение понятий: национальность, национальные отношения, терпимость. Знакомятся с другими национальностями.
Сообщество- владеют основными понятиями о сообществах (семья, друзья, соседи, группа), в которых действуют различные правила и законы.
Усвоение понятий: общество, обязанности, чувства.Обмен услугами в рамках разделения труда. Учатся приемлемым способам взаимодействия: договор, компромисс, убеждение. Принимают правило как общую договоренность. Знакомятся с правилами в разных сферах жизни: правила дорожного движения, безопасности, эксплуатации.
Окружающая среда - имеют представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, населяющих планету. Усвоение понятий: гуманность, любовь к Родине, среда. Сравнивают объекты и явления природы по признакам сходства и различия. Стремятся создать благоприятные условия для живых существ. Эмоционально откликаются, проявляют эстетические переживания в процессе общения с природой.
Идентичность и эмпатия. Дети понимают и принимают, что у людей есть общее и различное. Усвоение понятий: уникальность, взаимопомощь, семья. Празднуют общие праздники, уважают чужие традиции, язык, культуру.
Выбор - знают причинно-следственную зависимость собственного поведения и поведения других. Усвоение понятий: выбор, ответственность, поступок, последствия.Учатся выделять ситуацию, в которых существует несколько возможностей для принятия решения, и выбирают одну из них. Учатся прогнозировать возможные последствия собственных действий для себя, для других.
2.4. Вывод
Дошкольный возраст – это время установления первых человеческих отношений с людьми. Также в это время у детей формируются первые простейшие представления об устройстве государства, гражданами которого являются их родители и в будущем они станут сами. Гражданское воспитание – это прежде всего личностно-ориентированное воспитание, направленное на развитие социальных свойств дошкольника: быть гражданином России и в юридическом, и в нравственном смысле.
2.5. Вывод по главе 1
Воспитание гражданина является залогом развития государства. Гражданская активность личности не только обеспечивает процветание общества, но и определяет социальное поведение самой личности, ее удовлетворенность жизнью и собой. Однако не стоит рассчитывать на то, что гражданская активность развивается у ребенка спонтанно – она требует системы специальных педагогических воздействий. Эту работу необходимо начинать со старшего дошкольного возраста, когда происходит становление мировоззрения личности, у детей появляется интерес к своему окружению, к ближайшим и доступным объектам культуры. Кроме того, это возраст наибольшей восприимчивости к внешним воздействиям, дети пытаются всему подражать, отличаются особой эмоциональной отзывчивостью. Детям еще не доступны понятия «государство», «общество», «Родина», но они уже испытывают чувство привязанности к привычной среде обитания, интересуются родственниками, культурой своей местности, включаются в бытовую деятельность своего народа. Вот почему базой для развития гражданской активности детей дошкольного возраста является культура родного края, а содержанием – «патриотическое воспитание».
В детском саду данная работа имеет свою специфику, обусловленную особенностями психики дошкольников. У них преобладает наглядно-образное, конкретное мышление, эмоциональное восприятие окружающего, но при этом отсутствует в полной мере «чувство истории». В приобретении опыта им необходимо опираться на конкретные образы людей, событий. Неоценимым подспорьем здесь может стать исторический потенциал народа, воплощенный в героических образах, памятниках культуры, географических пунктах, связанных с важными историческими событиями. Наличие конкретного образа для подражания является условием для самопознания, для личностной идентификации дошкольника.
Глава 2 Опытно – экспериментальная работа по использованию технологий для « Воспитания патриота – гражданина в дошкольных учреждениях»
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрытие содержания структурных компонентов патриотизма ребенка как личностного образования расширит научные представления о содержательных и процессуальных аспектах деятельности педагога по воспитанию патриотизма ребенка Разработка системы воспитательной работы по воспитанию патриотизма ребенка в дошкольном образовательном учреждении позволит конкретизировать принципы, формы и методы воспитания личностных качеств детей.Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что оно направлено на совершенствование деятельности педагогов-воспитателей в аспекте приобщения детей к ценности «патриотизм», в разработке программы «Воспитание патриотизма ребенка» Разработанный и апробированный проблемный семинар «Патриотизм ребенка» является реальной предпосылкой обновления содержания процесса повышения педагогической квалификации работников дошкольных образовательных учреждений Материалы исследования могут быть использованы в системе подготовки и повышения квалификации работников дошкольных образовательных учреждений.
3.1. Диагностика опытно – экспериментальной работы по воспитанию патриотизма в детском саду
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В национальной доктрине образования дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но анализ результатов диагностики сформированности правильных представлений о родном крае, показал низкий уровень мотивации и интереса детей к изучению природы, культуры и традиций родного края, что говорит о необходимости усиления работы в данном направлении и наполнении ее новым содержанием и прежде всего в условиях музея. Благодаря открытости и доступности музей создаются особые условия для педагогического воздействия на детскую аудиторию. Сведения краеведческого характера более близки и понятны дошкольникам, а где, как не в краеведческом музее, представлен богатейший материал по истории своего района, его социально-экономическое, политическое и культурное становление. Сегодня, всё больше молодых людей, покидают посёлок, не видя перспектив развития района, а перспективы есть, и они не малые: земля богата запасами полезных ископаемых, обширными лесными массивами, будущее района в руках сегодняшних дошкольников. Поэтому, в рамках данного эксперимента, необходимо организовать работу педагогического коллектива дошкольного учреждения:
1. в направлении изменения технологий педагогического воздействия с целью повышения качества и результативности обучения и развития воспитанников в условиях взаимодействия ДОУ, семьи и учреждений района (музей, библиотека);
2. в направлении развития педагогического потенциала: принципов использования современных информационных и коммуникационных технологий в системе воспитания и обучения, направленных на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку.
Решение проблемы мы видим в реализации программы: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников, через ознакомление с родным краем»
Таким образом, данный эксперимент является актуальным и носит инновационный характер – направленность на будущее.
Структура управления экспериментом:
- Руководитель экспериментальной площадки Байбородова С.В. старший воспитатель;
- Совет экспериментальной площадки.
Участники эксперимента.
- воспитатели и дети старшего дошкольного возраста
- Количество экспериментальных групп: 2
Цель экспериментальной площадки: формирование целостной картины мира посредством ознакомление с родным краем, как основы развития социальной активности и нравственных качеств личности подрастающего поколения, в соответствии с ФГТ путём внедрения эффективных технологий и форм работы с детьми в воспитательно-образовательную среду ДОУ.
Гипотеза: если разработать и внедрить программу «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников, через ознакомление с родным краем», которая будет оказывать позитивное влияния на социальное развитие дошкольников и вовлекать в процесс воспитания и развития все составляющие воспитательного пространства, включающее детей, педагогов, родителей, а также учреждения культуры, оптимально используя их положительный потенциал, то будут достигнуты высокие результаты в нравственно-патриотическом развитии старших дошкольников.Предмет экспериментальной работы – социальная компетентность детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Содействовать духовно – нравственному развитию личности и раскрытию творческих способностей каждого ребенка;
2. Повысить компетентность педагогов в вопросах воспитания гражданско-патриотических чувств у старших дошкольников.
3. Внедрить эффективные формы работы с детьми в воспитательно-образовательную среду ДОУ:
· музейную педагогику:
· проектную деятельность и др.
4. Разработать на краеведческом материале программу по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в соответствии с ФГТ .5. Повысить качественные показатели развития дошкольников по образовательной области «Социализация».
Педагогической и практической основой программы являются принципы ориентированные:
· на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, внутреннего и духовного мира;
· на свободное сотрудничество взрослых и детей, а также детей друг с другом;
· на единство и взаимосвязь содержания образования по всем направлениям.
Экспериментальная программа рассчитана на 3 года: 2011- 2014 уч. годы.
На первом подготовительном этапе (1 полугодие 2011-2012) нами были:
· Изучены нормативно методические документы по вопросам организации экспериментальной площадки.
· Разработан рабочий комплект нормативных документов на данный этап: локальные акты, приказы, план работы творческой группы:
· Положение об экспериментальной площадки.· Программа экспериментальной площадки.
· Положение о творческой группе педагогов, занимающихся опытно-экспериментальной деятельностью.
За период с 1.11.2011 г по 01.03.2012г было проведено три заседания членов творческой группы.
Цель деятельности творческой группы: Создание обстановки творческого поиска у педагогов, наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми, по ознакомлению с родным краем в период перехода к ФГТ - дополнительная часть образовательной программы ДОУ(региональный компонент).
Задачи:
1.Реализация и развитие творческой инициативы педагогов ДОУ по краеведению.
2.Разработка, составление и распространение педагогического опыта по краеведению.
План работы творческой группы воспитателей ДОУ на 2011 – 2012 уч.г.
Заседание творческой группы
1. Тема: Определение проблемы, программно-методического обеспечения по краеведению. Основные направления в работе по ознакомлению детей с малой Родиной - как основной, так и вариативной части образовательной программы ДОУ
2. Тема: Изучение теоретического аспекта нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Взаимодействие с семьей и социумом по вопросам краеведения
3. Разработка требований к созданию развивающей среды в условиях ДОУ по краеведению, диагностического инструментария для осуществления мониторинга экспериментальной деятельности по теме.
В результате деятельности ДОУ за отчётный период:
· Заключены договора о сотрудничестве с краеведческим музеем, районной детской библиотекой на 2011 – 2012 уч.год, согласно разработанного плана: «Музей и дети», дети посещают музей 2 раза в месяц. Работники музея используют разнообразные формы работы: экскурсии, беседы, рассматривание экспонатов, театрализованные представления, посещение выставок. В результате проводимых мероприятий дошкольники проявляют познавательную активность, любознательность, задают вопросы, делиться своими впечатлениями.
· Проведен анализ существующих программ по патриотическому воспитанию, содержащих региональный компонент, имеющегося программно-методического обеспечения, предметно-развивающая среда групп и ДОУ.
· Подобран диагностический инструментарий: в системе воспитания гражданских чувств у дошкольников включает блок методик для детей, направленный на выявление представлений об особенностях своего края и отношения к нему, и блок методик для изучения позиции педагогов и родителей по данной проблеме.
· Проведён обучающий семинар с педагогами «Региональный компонент в формировании основ духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
· Разработан план- проект краеведческого уголка «Мой край»
· Разработан и реализуется проект: «Вятчане - лесные люди».
· Идёт подготовка к педсовету: «Использование инновационных технологий в реализации регионального компонента»
3.2. Вывод
Воспитание патриотизма ребенка как личностного образования, структурными компонентами которого являются когнитивный, мотиваци-онный и поведенческий, происходит достаточно результативно при реализации воспитательной программы «Воспитание патриотизма ребенка», определяющей содержательные и процессуальные аспекты системы воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении Структурными компонентами системы воспитательной работы являются повышение педагогической квалификации воспитателей, нравственное просвещение родителей, деятельность педагога по воспитанию патриотизма ребенка Функционирование системы воспитательной работы достигалось за счет реализации связей взаимодействия, связей порождения и связей преобразования.
3.5. Вывод по главе 2
На основе обобщения результатов исследования, выполненного как на теоретическом, так и на экспериментальном уровне, определены педагогические условия, соблюдение которых позволяет воспитывать патриотизм ребенка.
- внедрение воспитательной программы «Воспитание патриотизма ребенка» базируется на осваиваемом воспитателями в процессе повышения педагогической квалификации алгоритме деятельности по воспитанию патриотизма детей, который (алгоритм) реализуется педагогом во взаимодействии с ними и в процессе нравственного просвещения родителей, в совместной с родителями деятельности;
- воспитатель обеспечивает принятие детьми и их родителями ведущей идеи всей экспериментальной работы по воспитанию патриотизма детей, ведущей идеи каждого цикла воспитательных мероприятий, содержание которых отбирается с учетом возрастных особенностей детей;
- использование воспитателем различных приемов эффектного начала воспитательных мероприятий, наглядных методов, включение детей в совместную со взрослыми деятельность, побуждение детей к оцениванию и осмыслению поступков-слов и поступков-дел, продуктов деятельности становится основой для «вызова» встречной активности детей при овладении ими знаниями о Родине, ее истории и традициях, о малой Родине и т д, при выполнении детьми проектов, при подготовке и проведении различных воспитательных мероприятий,
- использование воспитателем спонтанно возникающих или преднамеренно создаваемых ситуаций морального выбора, «выход» из которых требует от детей выбирать альтернативы, имеющие значение для них и для других людей, обеспечивает формирование представлений детей о Родине, о государственной символике и т д в единстве с развитием у них опыта совершения поступков-слов и поступков-дел.
Заключение
О важности и необходимости патриотического воспитания писали В.А. Сухомлинский. «Советский патриотизм, - учил он, - тесно сливается с пролетарским интернационализмом. Быть патриотом - это значит чувствовать свою ответственность за судьбы мира, подавать руку братской помощи всем, кто борется против империализма и войны, за мир и социализм. Социалистическому патриотизму чужды враждебные идеи расовой и национальной исключительности, обособленности». [5]
В.А. Сухомлинский указывал на то, что педагог призван формировать в «сознании молодого человека убеждения в том, что все нации и народности у нас в Советском Союзе развиваются и процветают только потому, что нерушимо и непобедимо братское единство народов нашей многонациональной Родины».
В настоящее время разработка основ воспитания патриотизма предполагает выяснение его сущности и места в структуре идейно-нравственных качеств личности.
Патриотическое воспитание - это многогранный процесс, и основой его В.А. Сухомлинский считал «видение мира». Надо связывать ребенка «тысячами тончайших нитей» с Отечеством. Педагог должен заботиться о том, чтобы в сознании ребенка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку мир. В.А. Сухомлинский воспитывал в сознании и чувствах детей умение не только видеть окружающее, создавать новые ценности, но и умение защищать их от посягательств врага. Он рекомендовал использовать в воспитании молодого поколения героические примеры прошлого и настоящих дней. В.А. Сухомлинский призывал все силы и мастерство педагога направлять на воспитание чувства гражданственности у подрастающего поколения. [6]
В.А. Сухомлинский считал необходимым, чтобы школа и семья способствовали развитию у детей любви к Родине, начиная с воспитания любви к матери, отцу, к родному уголку земли и кончая гордостью величием Советской державы. С помощью игр-путешествий В.А. Сухомлинский раскрывал воспитанникам красоту природы разных участков нашей земли, отмечал все хорошее, что есть в жизни и труде ее народа.
«Самым главным успехом своей воспитательной работы, - писал В.А. Сухомлинский, - я считаю то, что дети прошли школу человечности, научились чувствовать человека, близко принимать к сердцу его радости и горести, жить среди людей, любить свою Родину и ненавидеть ее врагов». [5]
В соответствии с задачами исследования были изучены теоретические аспекты воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста через изучение научной литературы В.А. Сухомлинского.
Было выяснено, что единого подхода к определению «нравственное воспитание» не существует, но большинство современных педагогов трактуют это понятие как систематическое воздействие, процесс, направленный на приобщение детей к ценностям конкретного общества, формирование у них моральных качеств, убежденности в значимости нравственных норм. Нравственно-патриотическое воспитание детей, по общему мнению, является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и включает в себя воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение представлений о стране, развитие чувств ответственности и гордости за достижения страны, чувство уважения к другим народам.Работа по тому направлению ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, страна. Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном направления патриотического воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципе совместной деятельности воспитателей и семьи, действовали сообща, предъявляя воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
В патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.
Список литературы
1.http://rud.exdat.com/docs/index-628887.html
2.http://rud.exdat.com/docs/index-628887.html?page=22
3.http://lib.nkzu.kz/Library/Library/vobzori/v19.htm
4.Сухомлинский В.А. Воспитание личности в советской школе. - Киев: Рад. школа, 1965. - С.80.
5.Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина.//Воспитание школьников. № 1. 1966, - С. 6-10.
6. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., Мол. гвардия., 1971. - С. 105.
7.Цит. по: Васильев Н.И. Педагогические условия формирования и развития гражданских качеств. - Дисс. канд. пед. наук. Якутск, 1995. - С.36.
8. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., Молодая гвардия. 1971. – С.197.
9.Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. Обобщение опыта учебно-воспитательной работы сельской средней школы. М.:Просвещение, 1969. – 400с.
10. http://www.smolpedagog.ru/article%2043.html
11. http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00113925_0.html
12. http://lib.nkzu.kz/Library/Library/vobzori/v19.htm
13.Спирова Л. О национальном воспитании. М.: 1977 г. - с 20-24
14.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности. - М.: П. 88 г. -174 с.
15. Харламов И.Ф. «Педагогика» учебное пособие М.: 1986 г.
Приложение
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию на тему "Большая и малая Родина"
Программное содержание:
Расширить представление детей о Родине малой и большой.
Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Киров. Развивать память, сообразительность, находчивость.
Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой.
Словарная работа: родная, родная сторона, Родина, Россия, малая Родина, большая Родина.Материал: картины и репродукции с изображением российского пейзажа, слайды «Достопримечательности нашего города», изображение герба и флага России
Литературный ряд: «Мама», «Детский сад», «С чего начинается Родина?»
Музыкальный ряд: «Разливаясь по просторам»
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? … Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».
Сыграем с вами в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.
Предполагаемые ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край. Воспитатель: Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может звучать в стихотворении:
1-й ребенок:
Много мам живет на свете
Всей душой их любят дети!
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она!
Кто она? Отвечу я:
«Родная мамочка моя»!
А давайте все вместе скажем нежно и ласково: «Родная мама».
2-й ребенок:
Рано утром детский сад
Малышей встречает.
Там игрушки без ребят
В уголке скучают.
Красный мяч, синий мяч,
Куклы, медвежата.
Детский сад!
Родной наш сад!
Любят все ребята.
- А теперь давайте все вместе скажем радостно: «Родной наш сад»!
- Вот как по-разному может звучать одно и то же слово.
- «Родная сторона» - как вы думаете, что это?
- «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное.
- Такое место по-другому еще называют - «Родина». Послушаем стихотворение: (читает ребенок).
«С чего начинается Родина?» М. МатусовскийС чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
Воспитатель:
- Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).
- Да, наша Родина – Россия.
- А как называется главный город в нашей стране? (Москва)
- Выберите из предложенных вам флагов и гербов, флаг и герб нашей страны.
- Как зовут президента нашей Родины?
- А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.
Физминутка:
Воспитатель:
- У каждого из нас есть малая Родина. Как же называется город, в котором, мы все с вами живем? (Киров).
- А кто знает, какие памятные места есть в нашем городе? – Просмотр слайдов «Достопримечательности нашего города».
- А чем знаменит наш город?
- А сейчас мне очень интересно узнать какие они те улицы, на которых вы живете? (Описание улиц, название)
Ребенок:
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
Зеленые и красные
Далекие и близкие.
Панельные, кирпичные
Вроде бы обычные.
Полезные, прекрасные –
Дома бывают разные.
- Предлагаю каждому из вас нарисовать вашу родную улицу, ваш родной дом.
В конце занятия выставка детских работ.
Воспитатель: Какие разные у всех нас получились улицы и дома, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наш родной город.
Ребенок:
Мы живем,
Мы растем
В нашем городе родном.
Для кого-то он большой,
А для нас - огромный!
Пусть живет!
Пусть растет!
Городок наш скромный!
Достопримечательности города Кирова.
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на тему " Русь, Россия, Родина моя "
Средняя группа
Программные задачи:
- закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;
- продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;
- систематизировать знания детей о символике государства, о разновидностях войск;
- учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;
- воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов
Словарная работа: Родина, Русь, Россия, род, родители, родословная, родня, родич, Родень, народ, любить, ценить, уважать, символика, традиция, герб, гимн, флаг, стяг, карта, глобус, географическое положение.Предшествующая работа:
- разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов;
- чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае, городе;
- рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края, района, города;- прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;
Ход игры – занятия:
Присутствуют гости.
(звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»)
Воспитатель: - Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона». Кто скажет, о чём эта песня?
Дети:(о родном месте, о нашей Родине, )
Воспитатель: - Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?
Дети: ( это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и я, моя страна, )Воспитатель: - Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город). Давайте вспомним стихи русских поэтов о Родине, которые мы с вами изучили.
Дети:(дети читают полюбившиеся стихи)
Воспитатель: - Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.
Как велика моя земля
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь, и горы
Раскинулась моя страна
От севера до юга.
Живём мы в радостном краю
И знать его должны мы.
Страну Российскую свою.
Свой светлый край любимый.
А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру – соревнования. И, наверное, вы догадались, что она будет называться: «Русь, Россия, Родина моя!». Нам нужно разделиться на две команды и придумать им названия.
Дети:(делятся на команды и придумывают названия: «Богатыри», «»)Воспитатель: - Наша игра будет состоять из 5 этапов. И первый из них – «Географический». Вам необходимо на географической карте Краснодарского края показать места, где вы живёте, где живут ваши родственники.
Дети:(выполняют задание)
Воспитатель: - Молодцы! Я вижу, что географическую карту края вы знаете хорошо. А сможете ли вы показать на глобусе, на карте мира нашу страну?
Дети:(дети выполняют задания)
Воспитатель: - У нас настоящие будущие географы. Молодцы! Второй этап – «Символы нашего Государства». Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше Государство называется .Дети:(Россия, Российская Федерация)
Воспитатель: Совершенно верно. А чем отличается наше государство от другого?
Дети:(размером, языком, обычаями, традициями, гербом, гимном, денежными знаками, национальными костюмами, культурой, флагом, )
Воспитатель: - Всё правильно. А назовите символы страны.
Дети:(гимн, флаг, герб)
Воспитатель: - гимн Российской Федерации – это музыка русского композитора М. И. Глинки. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России.
(звучит отрывок гимна России все встают)
Дети:(все встают)
Воспитатель: - Вы правильно сделали, что встали. Любой гимн слушают стоя. А о других символах страны расскажет каждая команда.
Дети: Герб – У нас красивый герб, на нём изображён двуглавый орёл. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. Двуглавый орёл на гербе появился очень давно. Внутри герба, на груди орла, расположен герб города Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Дракон – это зло, которое есть на земле. Герб – это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.
Флаг - Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белое, посредине голубое, внизу красное. Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба. А ещё оно символизирует сотрудничество трёх славянских народов: русских, украинцев, белорусов. Е ещё наш флаг называют стягом, триколором, трёхцветным полотнищем).Воспитатель : - Вы дали полные ответы и разъяснения, о символике государства в котором живёте. Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть всем в русскую народную игру «Заря», чтоб и повеселиться и отдохнуть после таких трудных этапов.
Воспитатель : - На этом этапе вам необходимо объяснить значение слов:
Дети: Родина – это то место, где мы живём; произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.
Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».
Родень – главный город племени россов – славян; он назван в честь бога Рода.
Родить – значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.
Родич – родственник, член рода, одной крови.
Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.
Родословная – перечень поколений одного рода.
Воспитатель: - Надеюсь, всем понятны объяснения. Молодцы! Вы всё правильно запомнили и объяснили. А теперь после сложного этапа можно и поплясать.
Дети:(исполняют танец листочков или цветов, по выбору)
Воспитатель: - А теперь черёд настал задать вам вопросы нашему гостю – старшине железнодорожных войск Российской Армии
Назовите рода войск Российской армии.
Чем отличаются рода войск друг от друга?
Назовите военную технику.
Какие войска базируются в нашем городе и почему?
Кто знает, в каких войсках служили ваши папы?
А вы знаете, кто из ваших родственников воевал?
В каких войсках хотели бы служить мальчики?
Старшина: Да вы просто удалые молодцы и с этим заданием справились просто на отлично. Молодцы!
Воспитатель: - Вот и последний этап. Вам нужно вспомнить и исполнить песни о родине, детстве, детях и дружбе, по одному куплету.
Дети:(исполняют изученные песни)
Подведение итогов: выступление гостей, вручение сувениров.
Ребёнок: Берегите Россию,
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Что бы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой.
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию -
Нет России другой.
Занятие закончено.