Поурочный план по информатике на тему: Техника безопасности. Введение в предмет. Информатика. Информация. Информационные процессы. Роль информации.


Тема: Техника безопасности. Введение в предмет. Информатика. Информация. Информационные процессы. Роль информации.Цели: познакомить и заинтересовать учащихся предметом;
показать, чему должны научиться учащиеся и какое значение имеет информатика в жизни;
познакомиться с требованиями к поведению на уроке, правилам техники безопасности.
Программно – дидактическое обеспечение:
презентация (1 урок по информатике),
плакат по технике безопасности
О.Л. Соколова «Поурочные разработки по информатике 10 кл.» урок 1-3.
Ход урока.
Постановка целей урока.
Что такое информатика.
Что изучает наука информатика?
Что нельзя делать на уроке информатики?
Изложение нового материала.
Сегодня мы начинаем изучать новый предмет – информатику. Вас ждет очень интересная, увлекательная, творческая работа.
Откуда и почему появилась информатика?. Что вы узнаете и чему научитесь на уроках информатики?
ПРАВИЛА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ.
В кабинете вычислительной техники установлена дорогостоящая аппаратура – компьютеры, принтер, сканер. Поэтому:
- Бережно обращайтесь с этой техникой;
- Спокойно, не торопясь, не толкаясь, входите в кабинет и занимайте отведенное вам место.
Во время работы лучевая трубка монитора находится под высоким напряжением. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и мониторами может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры. Поэтому строго запрещается:
- Трогать разъемы соединительных кабелей;
- Прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
- К тыльной стороне монитора, клавиатуры;
- Выключать и отключать аппаратуру без указания преподавателя;
- Класть диск, книги, тетради на монитор и клавиатуру;
- Работать во влажной одежде и влажными руками.
При появлении запаха гари немедленно прекратите работу, выключите аппаратуру и сообщите об этом преподавателю.
25146004826000Перед началом работы:
- Убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места;
- Сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы не наклоняясь пользоваться аппаратурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию;
- Разместите на столе учебные пособия;
- Внимательно слушайте объяснение учителя и старайтесь понять цель и последовательность действий;
- В случае необходимости обращайтесь к преподавателю;
- Хорошо разберитесь в особенностях применяемых в работе аппаратов.
Во время работы на ПЭВМ лучевая трубка монитора является источником электромагнитного излучения, которое при работе вблизи экрана неблагоприятно действует на зрение, вызывает усталость и снижение работоспособности. Поэтому надо работать на расстоянии 60 – 70 см, допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь. Учащимся, имеющим очки для постоянного ношения – в очках.
Работа на ПЭВМ требует большого внимания, четких действий и самоконтроля. Поэтому нельзя работать:
- При недостаточном освещении;
- При плохом самочувствии.
Во время работы:
- Работайте на клавиатуре чистыми руками;
- Никогда не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность в работе аппаратуры;
- Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
По окончании работы:
- Выйти из программы;
- Выключить защитный экран;
- Оставить рабочее место в надлежащем порядке.
Информатика. Информация.
В истории человечества произошло несколько информационных революций.
Первая революция связана с изобретением письменности.
Вторая революция (середина 16 в.) вызвана изобретением книгопечатания.
Третья революция(конец 19 в.) произошла благодаря открытию электричества.
Четвертая революция(середина 20 в.) связана с изобретением компьютера.
Таким образом, к концу 20 века стала складываться информационная картина мира, которая рассматривает окружающий мир под информационным углом зрения.
Информация для человека – это те знания, которые он получает из различных источников.
Мы можем назвать информацией все данные, которые получает человек при помощи органов чувств, а также выводы, которые он делает на основании полученных данных и при помощи опыта.
С информацией мы сталкиваемся на каждом шагу. Цвет морковки, запах корицы и вкус яблока, результат решения задачи, а заодно и текст этой задачи, и знание о том, как ее решать - все это информация. Как видно, она довольно разнородна, мы, например, можем выделить отдельно зрительную, слуховую информацию, абстрактные понятия, которые мы учим в школе и еще многое, многое другое.
Информация может существовать в разнообразных формах:
в форме световых, звуковых или радиоволн;
в форме электрического тока или напряжения;
в форме магнитных полей;
в виде знаков на бумаге и т.д.
Информатика - это наука о получении, хранении и обработке информации.
Исходя из этого определения информатика – это наука и область практической деятельности человека.
Информатика как наука опирается на несколько фундаментальных наук – физику, электронику, радиотехнику, математику, кибернетику и др., а также имеет свои собственные разделы: операционные системы, архитектура ЭВМ, теоретическое программирование и другие.
Информатика как область практической деятельности людей оформилась с появлением компьютеров и учит применять информационные технологии в современном обществе. Сейчас мы уже не сможем представить себе жизнь без компьютера.
Вся информатика делится на теоретическую и прикладную.
Наверняка, многие из вас считают, что достаточно научиться работать за компьютером практически. И совсем необязательно знать, как работает процессор, как он «думает», как в памяти храниться информация. Но не зная теоретические основы информатики, невозможно понять, что же такое компьютер, в каких областях своей деятельности можно его применить. Действительно ли он помогает вам интересно жить и реализовывать свои замыслы.
При помощи компьютера мы можем решить школьную задачу или смоделировать сложный физический процесс, нарисовать смешную рожицу и подретушировать фотографию, поиграть в игру, похожую на интерактивный фильм или запрограммировать "крестики-нолики".
Не так давно компьютеры называли электронно-вычислительными машинами (ЭВМ). Действительно, тогдашний компьютер мог только считать, хотя делал это гораздо быстрее человека и не способен был самостоятельно "потерять" запятую или перепутать плюс с минусом. Сейчас вместо плохонького монохромного экрана в нашем распоряжении многоцветный монитор с высоким разрешением, на компьютере можно смотреть телепередачи, слушать музыкальные записи, а о современных компьютерных играх можно говорить до бесконечности.
Пользованием (от англ. using) называются навыки обработки информации на компьютере.
Пользователь - человек, выполняющий работу при помощи компьютера.
Иногда используется сленговое слово юзер (от англ. user - пользователь).
Информационные процессы
В разных научных дисциплинах и в разных областях техники существуют разные понятия информации. Но есть общие черты, которые объединяют эти разные подходы. (презентация)
Упражнение 1.
Найдите общие черты, используя наводящие вопросы:
Что нужно сделать с информацией, чтобы она появилась? (создать, найти, искать, собрать)
У меня есть некоторая информация. Что я могу с ней сделать (передать, распространить, использовать, копировать.)
Что можно сделать с информацией, находящейся у вашего друга? (Получить, разрушить)
Что нужно сделать, чтобы сопоставить несколько информаций (сложить два числа, перевести текст с английского на русский)? (Обработать, преобразовать)
Вывод: понятие информации во всех без исключения сферах предполагает создание, передачу, обработку и хранение информации. Все эти процессы называют информационными
Передача, обработка и хранение информации происходит в форме сигналов или знаков. (презентация)
Роль информации: Человек всегда обрабатывает информацию: узнает новые данные(из газет, книг, по радио, телевидению), использует известные данные на работе и в повседневной жизни (например, вы знаете что пойдет дождь, возьмете зонтик), создает новую информацию (например, в науке, искусстве, литературе).
Итог урока.
Домашнее задание.
Знать определения информации, информационных процессов. Выучить основные ключевые понятия
Вопросы и задания:1. Приведи примеры информации.
2. В чем сходство и различие информации в примерах урока.
3. Картина, билет в кино. Какую информацию можно получить из этих предметов?
4. Соедини точки с помощью цифр. Какую информацию ты получишь послеэтой работы?
3. 4. 5.
2. 6.
1. 7.