Программа дополнительного образования Подвижные игры (1-4 класс)

Аннотация к курсу «Подвижные игры» (1ч) (дополнительное образование)

Данный курс «Подвижные игры» (1ч) направлен на достижение следующих целей: помочь учащимся сформировать в себе привычку к ярким образам здоровья, молодости, силы, неутомимости и красоты, стимулировать волевые усилия в борьбе с болезнями.
Особенностью данной программы является то, что любой педагог может выбрать любые игры, любого вида (игры на свежем воздухе, игры в помещении с инвентарем и без него). Огромное внимание при заучивании правил игры, педагог должен обратить внимание на желание учащихся и их физические способности.
Основные образовательные технологии: практические занятия, самостоятельная работа учащихся по изучению теоретических и практических заданий.
Основные виды работ по курсу: творческие задания, задания на развитие смелости, скорости, ловкости и т.д.
Место изучения дисциплины в учебном плане: 
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 6,5-11 лет.
В 1-4 классе отводится по 1 часу в неделю. Программа рассчитана на 34часа – 34 учебные недели. Соблюдается преемственность в преподавании с 1 по 4 класс. Соблюдаются интегративные линии с предметами литературное чтение, окружающий мир, математика.
Составитель:  Громова НВ, учитель начальных классов

























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность.
Миллионы лет человек стремился перейти от физического к умственному труду, к сидяче- лежачему образу жизни, что ведет именно к ограничению движения, атрофии мышц и застойным явлениям в крови. Итак, парадокс первый: выше разум – меньше движения, закаливания, тренировок, слабее тело, больше болезней и лекарств! Как с этим бороться? Какой есть выход из создавшейся ситуации?
Самой доступной формой физического воспитания детей активным средством и методом служит и всегда служила игра. В игровой деятельности любой ребенок самостоятельно учится действовать, находить решения из сложившихся ситуаций, получает удовлетворение, как эстетическое, так и моральное. Игра, особенно в младшем школьном возрасте играет огромную роль в воспитании подрастающего ребенка.
Данная программа, основанная на играх, поможет учащимся сформировать в себе привычку к ярким образам здоровья, молодости, силы, неутомимости и красоты, стимулировать волевые усилия в борьбе с болезнями. Это является главной целью данной программы.
Актуальность.
Программа построена с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.
Тематика курса помогает школьникам осознать себя в окружающем мире, понять, что здоровье – это достояние всего общества, поэтому каждый человек должен относиться бережно к себе и своему здоровью.
Приведенные в программе игры просты в применении, не требуют специального, сложного инвентаря и оборудования, легко и быстро осваиваются как педагогами, так и детьми. Кроме того, большинство игр легко подстроить и видоизменить под любой возраст.
Особенностью данной программы является то, что любой педагог может выбрать любые игры, любого вида (игры на свежем воздухе, игры в помещении с инвентарем и без него). Огромное внимание при заучивании правил игры, педагог должен обратить внимание на желание учащихся и их физические способности.
Задачи:
Обучающие: формирование знаний по проведению игр с использованием спортивного инвентаря и без него; формирование навыков в проведении и использовании игр самими учащимися; расширение представлений о роле игры в жизни человека.
Воспитывающие: воспитание внимания, усидчивости, интереса и любви к спорту; уважительного отношения к здоровью.
Развивающие: развитие творческого потенциала, интереса и кругозора о разнообразие игр,
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 6,5-11лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
4 года
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (по 35 минут). Занятия проводятся в форме практических и теоретических занятий.
Ожидаемый результат и способы их проверки:
На конец обучения учащиеся должны знать:
- названия игр разных народов;
- правила игр;
На конец обучения учащиеся должны уметь:
- быстро бегать, быть внимательными, терпеливыми;
- быстро ориентироваться в многообразии игр;
- пользоваться спортивным инвентарем;
- строиться в одну, две и более шеренг, в одну, две и более команд и т.д.;
- быстро запоминать правила игры и действовать целенаправленно под руководством педагога и самостоятельно, выполняя упражнения в определенном ритме и порядке.
Подведение итогов реализации программы проводятся в форме зачетных занятий, которые включают в себя и теоретический материал (опрос) и практическую работу (понимание и игр и умение использовать правила в играх самостоятельно)
Составитель: Громова Н.В.




























1 класс. Содержание программы.
На данном этапе ребята должны познакомиться с играми разных народов, с целью приобщения детей к истокам не только русской культуры, но и культуры других народов. Все подвижные игры, проводимые в 1 классе, построены по принципу от простого к сложному, с использованием спортивного инвентаря. Полученные знания на уроках, помогут детям в изучении сложных тем народного творчества на уроках литературного чтения, истории, искусства.

Название темы
Количество часов



Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия

1
Русская народная игра «Борода» (Игра на развитие ловкости и внимания)
1
0,2
0,8

2
Русская народная игра «Белки, орешки, шишки» (игра на развитие ловкости и фантазии)
1
0,2
0,8

3
Русская народная игра «Отгадай, чей голосок» (Игра на развитие внимания, координации движения, ловкости, фантазии)
1
0,2
0,8

4
Русская народная игра «Пятнашки». Ее разновидности (Игра на развитие ловкости, памяти и координации движения)
1
0,2
0,8

5
Русская народная игра «Щарик» (Игра на развитие внимания, ловкости при ловле и метании мяча)
1
0,2
0,8

6
Русская народная игра «Ляпка»
(д. Вятка) (Игра на развитие внимания и ловкости)
1
0,2
0,8

7
Русская народная игра «Крестики» (Игра на развитие памяти и быстроты координации движения)
1
0,2
0,8

8
Израильская народная игра «Соленая рыба» («Даг малюх») (Игра на развитие внимания, ловкости, быстроты)
1
0,2
0,8

9
Украинская народная игра «Петушки» (Игра на развитие внимания, ловкости)
1
0,2
0,8

10
Эстонская народная игра «Сторож» («Рынгу») (Игра на развитие внимания, ловкости, быстроты)
1
0,2
0,8

11
Мордовская народная игра «Ворон» (Игра на развитие памяти и внимания)
1
0,2
0,8

12
Чешская народная игра «Кухарка» («Пани кухаржка!») (Игра на развитие внимания и ловкости).
1
0,2
0,8

13
Израильская народная игра «Пой-май-ме-ня!» («Тиф-Су-О-ТИ!») (Игра на развитие внимания, ловкости)
1
0,2
0,8

14
Спортивные состязания на развитие внимания, ловкости и быстроты)
4
0,5
3,5

15
Русская народная игра «Великаны и гномы». Игра на развитие внимания, быстроты)
1
0,2
0,8

16
Закрепление ранее изученных игр. Развитие памяти, внимания, быстроты и ловкости.
4
1
3

17
Спортивные игры, предложенные детьми. (Игры на развитие внимания, быстроты, усидчивости)
3
0,5
2,5

18
Русская народная игра «Не спеши» (Игра на развитие внимания)
1
0,2
0,8

19
Русская народная игра «Море волнуется раз..» (Игра на развитие фантазии и терпения)
1
0,2
0,8

20
Русская народная игра «Выбивало» («Вышибало») Разновидности игры (игра на развитие внимания, быстроты)
1
0,2
0,8

21
Армянска игра «Беспокойный мяч» (Игра на развитие ловкости и быстроты)
1
0,2
0,8

22
Русская народная игра «Хлопки» (игра на развитие внимания. ловкости)
1
0,2
0,8

23
Русская игра «Музыкальный хоровод» (игра на развитие внимания, быстроты и ловкости)
1
0,2
0,8

24
Русская народная игра «Колечко» (Игра на развитие внимания, быстроты)
1
0,2
0,8

25
Русская народная игра «Кто быстрее». Разновидности игры. (Игра на развитие внимания и ловкости)
1
0,2
0,8

26
Израильская народная игра «Черный кролик» («Арневет шхора» (Игра на развитие быстроты и внимания)
1
0,2
0,8


ИТОГО
34
6,6
27,4




2 класс. Содержание программы.
·
Знакомство со сложными по структуре подвижными играми и их многовариантностью. Продолжение знакомства с играми народов мира позволит усовершенствовать знания и умения играть в разнообразные игры. Данные игры и постепенное их усложнение позволяет использовать их целенаправленно, с учетом физической подготовленностью детей. Привлечение детей к составлению новых вариантов игр, похожестью с другими играми, усиливает интерес, желание играть все больше и больше.

Название темы
Количество часов



Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия

1
Повторение и закрепление игр, изученных в 1 классе (Игры на развитие внимания, ловкости, быстроты)
3
0,5
2,5

2
Варианты русской народной игры «Выше ноги от земли»: «Филин и пташка», «Собака и овцы» (Игры на развитие внимания, ловкости, быстроты)
2
0,5
1,5

3
Варианты русской народной игры «Пятнашки»: «Обезьяньи салки», «Салки», «Ловлю цепью» и т.д. (Игра на развитие быстроты и внимания)
2
0,5
1,5

4
Русская народная игра «Классы». Разновидности данной игры. (Игра на развитие внимания)
1
0,2
0,8

5
Татарская игра «Займи место». Сходство с русской народной игрой «3-ий лишний». (Игра на развитие быстроты и ловкости).
2
0,5
1,5

6
Знакомство с эстонской народной игрой «Море волнуется раз.. Сходство с русской народной игрой «Замри на месте», «статуи». (игра на развитие быстроты и фантазии)
2
0,5
1,5

7
Туркменская игра «Вызов». Сходство с русской народной игрой «Али- баба» (Игра на развитие внимания, ловкости и быстроты)
1
0,2
0,8

8
Закрепление игр, изученных ранее. Игры на развитие внимания, быстроты и ловкости.
3
0,5
2,5

9
Игры новгородской области. «Светофор». Сходство с играми «Животные» и «Города». (Игра на развитие внимания и фантазии)
1
0,2
0,8

10
Знакомство с играми Новгородской области. (Игры на развитие внимания, памяти, быстроты и ловкости)
4
0,5
3,5

11
Игры, предложенные детьми. (Игры на развитие ловкости, внимания, логического мышления)
3
0,5
2,5

12
Русские народные игры «Съедобное- несъедобное» и «Семья». Их сходства и отличия. Игры на развитие внимания и ловкости.
1
0,2
0,8

13
Знакомство с русской народной игрой «12 палочек». Ее разнообразие. (Игра на развитие внимания, быстроты и ловкости)
3
0,5
2,5

14
Знакомство с вариантами белорусской народной игры «Жмурки» или «У Мазая». Ее сходство с русской народной игрой «Жмурки» («на ощуп» (Игра на развитие слуха, внимания)
1
0,2
0,8

15
Русские народные игры «Мышеловка», «Ловушка», «Море- суша». (Игра на развитие быстроты и ловкости).
1
0,2
0,8

16
Спортивные состязания на развитие внимания, ловкости и быстроты)
4
0,5
3,5


ИТОГО
34
6,2
27,8


Содержание программы
3 класс
Знакомство с подвижными играми более сложными по структуре, с использованием спортивного инвентаря, включая элементы легкой атлетики, что поможет учителю обучить таким жизненно важным двигательным навыкам, как ходьба, бег, прыжки и метание. При выполнении этих упражнений у детей развивается умение и ловкость действий с мелкими предмета ми, развивается глазомер, меткость. Дети учатся правильному захвату мяча и умению технически правильно выполнять бросок. Распределяя внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.

Название темы
Количество часов



Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия

1
Повторение и закрепление игр, изученных во 2 классе (Игры на развитие внимания, ловкости, быстроты, гибкости)
3
0,5
2,5

2
Игры, предложенные детьми. (Игры на развитие ловкости, внимания, логического мышления)
3
0,5
2,5

3
Экскурсия в парк. Игры на свежем воздухе.
1
0,2
0,8

4
Русская народная игра «Паутинка». (Игра на развитие внимания, гибкости, умения расслабляться, фантазии, ловкости)
1
0,2
0,8

5
Русская народная игра «Большой мяч» (Игра на развитие ловкости, быстроты, совершенствование навыка в бросании и ловле мяча)
3
0,5
2,5

6
Русская народная игра «Не зевай!» (Игра на развитие внимания, быстроты)
1
0,2
0,8

8
Русская народная игра «Тише едешь- дальше будешь». (Игра на развитие внимания)
1
0,2
0,8

9
Русская народная игра «Собачки» (Игра на развитие четкости при метании мяча, ловкости и внимания)
1
0,2
0,8

10
Русская игра «Мишень» или «Попади в кеглю». (Игра на развитие меткости, внимания)
1
0,2
0,8

11
Зимние забавы. Игры на свежем воздухе на развитие внимания, быстроты, ловкости
4
1
3

12
Урок творчества. Коллективное панно «Игры на свежем воздухе»
2
0,5
1,5

13
Башкирская игра «Стрелок» (игра на развитие ловкости)
1
0,2
0,8

14
Русская народная игра «По мишеням» (Игра на развитие глазомера, быстроты, меткости при метании мяча в цель)
1
0,3
0,7

19
Спортивные состязания на развитие внимания, ловкости и быстроты)
4
0,5
3,5

20
Русская народная игра «Жмурки». (Игра на развитие внимания, слуха)
1
0,2
0,8

21
Русская народная игра «Борьба за мяч» (Игра на развитие и совершенствовании навыка ведения мяча и в бросании его в цель)
2
0,5
1,5

22
Новогодние игры «Смешинки», «Снежные комья» и т.д.
3
1
2

23
Грузинская игра «Кочинчара» (Игра на развитие внимания и ловкости)
1
0,2
0,8


ИТОГО
34
9,1
23,9



Содержание программы
4 класс
Тематика уроков на 4 класс так же составлена с учетом интересов учащихся, с их возрастными особенностями. Данный блок включает игры на развитие двигательных качеств: быстроты, ловкости, выносливости. Игры с элементами строя и элементами общеразвивающих упражнений, сюжетные игры. Уместно повторение игр, изученных в предыдущих классах (как закрепление) и новые игры более большой протяженностью (как новый материал).

Название темы
Количество часов



Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия

1
Повторение и закрепление игр, изученных в 1 классе
3
0,5
2,5

2
Повторение и закрепление игр, изученных во 2 классе
3
0,5
2,5

3
Повторение и закрепление игр, изученных в 3 классе (Игры на развитие внимания, ловкости, быстроты, гибкости)
3
0,5
2,5

4
Русская народная игра «12 палочек». (Игра на развитие внимания, выработка быстроты)
2
0,5
1,5

5
Русская народная игра «Тише едешь- дальше будешь». (Игра на развитие внимания)
1
0,2
0,8

7
Русская народная игра «Казаки- разбойники» (Игра на развитие внимания, усидчивости, терпения)
2
0,5
1,5

8
Русская народная игра «Лапта» («Круговая лапта») (Игра на развитие меткости, внимания, совершенствование навыка в бросании мяча в мешень)
4
0,5
3,5

15
Урок творчества. Коллективное панно «Мои любимые игры»
2
0,5
1,5

16
Спортивные состязания на развитие внимания, ловкости и быстроты)
4
0,5
3,5

17
Русская народная игра «Городок». (Игра на развитие внимания, совершенствование навыка метания в мишень)
3
0,5
2,5

18
Зимние забавы. Игры на свежем воздухе на развитие внимания, быстроты, ловкости
4
1
3

19
Новогодние игры по желанию детей.
3
1
2


ИТОГО
34
6,7
27,3



Литература
Белоусова, О. С. Вредным привычкам – нет! / О. С. Белоусова // Биология в школе. – 2004. – № 7.
Виленчик, М. М. Биологические основы старения и долголетия / М. М. Виленчик. – М.: Наука, 1976. – 170 с.
Гальперин, С. И. Физиология человека и животных / С. И. Гальперин. – М: Высшая школа, 1978.
Еремина, О. А. Если хочешь быть здоров / О. А. Еремина // Биология в школе. – 2004. – № 2.
Журналы «Здоровье» за 1999–2004 гг.
Зверев, М. Д. Особенности развития и гигиена школьника / М. Д. Зверев, А. Е. Ковригин. – М.: Знание, 1987.
Колесов, Д. В. Здоровье школьников – новые тенденции / Д. В. Колесов // Биология в школе. – 1996. – № 2.
Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры.- М., Просвещение, 1995г
Обухова Л. И., Лемяскина/ Начальная школа №6, 2002г.
Силакова, Л. Н. Готовясь к празднику здоровья / Л. Н. Силакова, Г. И. Желябовская // Биология в школе. – 1993. – № 7.
Суравегина, И. Т. Здоровье и окружающая среда / И. Т. Суравегина, Б. Г. Величуковский. – М., 1993.
 Хрипкова, А. Г. Гигиена и здоровье школьников / А. Г. Хрипкова, Д. В. Долесов. – М.: Просвещение, 1988.
Энтин, Г. М. Когда человек себе враг / Г. М. Энтин. – М.: Знание, 1973. – 143 с.































































Заголовок 115