Образовательная программа дополнительного образования детей « Подвижные игры для начальных классов»





Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2 VII – VIII вида»
Утверждаю -------------------
Директор МСКОУ СКОШ №2
Стругов А.Г.



Образовательная программа дополнительного образования детей

« Подвижные игры для начальных классов»



Возрастной диапозон: 7-12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор: Учитель Физической Культуры
Горчакова Олеся Валерьевна



Южноуральск 2014

Информационная карта








Педагог: Горчакова Олеся Валерьевна.

Тип программы: Адаптированная.

Образовательная область: Физкультурно- оздоровительная

Направленность деятельности: культурологическая.

Способ освоения содержания: Креативный.

Уровень освоения содержания: Общекультурный.

Уровень реализации программы: Дети 7 - 12 лет.

Форма реализации программы: Групповая.

Продолжительность реализации программы: 1 год




Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:
- рабочей программы по физической культуре 1-4 классы, А.П. Матвеев
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010г;
-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ .
-Учебного плана и Годового календарного графика муниципального автономного образовательного учреждения г.Южноуральмк «СКОШ №2» на 2014 – 2015 учебный год;
Программа «Подвижные игры» имеет физкультурно-оздоровительную направленность.Данная программа реализуется в МСКОУ СКОШ № 2» и служит для организации внеурочной деятельности младших школьников.
Актуальность программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания.
Новизна данной программы заключается в том, что она интегрирует в себе содержание, способствующее не только физическому развитию ребенка, но и знания фольклора, способствующие освоению культурного наследия русского народа.
Подвижные игры на улице являются лучшим средством активного отдыха после напряжённой умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.
В играх дети упражняются в ходьбе, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений.
Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры.
Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.
Ценность подвижных игр в том, что приобретённые умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.
Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение.
Игровая деятельность всегда связана с решением определённых задач, выполнением определённых обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Целесообразность программа «Подвижные игры» заключается в том, что занятия по ней способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках.
Занятия проводятся на улице (спортивной площадке), в спортивном зале .

Цель программы: достижение всестороннего развития личности ребенка, на основе физического развития, укрепления здоровья, освоения культурного наследия русского народа.


Задачи:
Образовательные:
Формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни;
Обучение правилам поведения в процессе коллективных действий;
Формирование интереса к народному творчеству.
Расширение кругозора младших школьников.
Развивающие:
Развитие познавательного интереса к русским народным играм, включение их в познавательную деятельность;
Развитие активности, самостоятельности, ответственности;
Развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства расстояния;
Развитие внимательности, как черты характера, свойства личности.
Воспитательные:
Воспитание чувства коллективизма;
Формирование установки на здоровый образ жизни;
Воспитание бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям.

Отличительной чертой данной программы является ее практическая значимость на уровне индивидуума, школы, социума.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, учащиеся 1-3 классов (7 – 10 лет).

Сроки реализации образовательной программы – 1 год обучения
1 год обучения – 1 час в неделю – 34 учебных часа в год.

Формы занятий. Ведущей формой организации обучения является групповая.

Продолжительность занятий:
1 год обучения – 1 раз в неделю по 40 минут.




Результат реализации программы «Подвижные игры»:

Универсальные учебные действия (УУД)
Результат

Личностные
- мотивационная основа на занятия подвижными играми;
-учебно-познавательный интерес к занятиям.

Регулятивные
-умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств;
- планировать свои действия при выполнении упражнений с предметами и без и условиями их реализации;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-оценивать правильность выполнения двигательных действий.

Познавательные
- осуществлять анализ выполненных действий;
- активно включаться в процесс выполнения заданий в играх
- выражать творческое отношение к игровому процессу
·. повышение физической подготовленности, накопление двигательного опыта, знаний о народных игах и способах осуществления на практике.


Коммуникативные
- уметь слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении о правилах и приемах игры.
-проявлять положительные качества личности в процессе игровой деятельности(смелость, волю, решительность, активность и инициативность)
-проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе подвижных игр;
-проявлять доброжелательность и уважение к соперникам и игрокам своей команды в процессе игровой деятельности;



Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Результативность обучения определяется умением играть и проводить подвижные игры.




Учебный план по программе «Подвижные игры для начальных классов» (на 1 год)


Год обучения
Общее кол-во часов
Теория
Практика

1
1
34
В процессе занятий
34

Всего
34

34














Учебно – тематический план


Темы
Количество часов



Всего
Теория
Практика

1
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях по подвижным играм.
1
1
-

2
История возникновения и развития подвижных игр
2
2


3
Организация и проведение подвижных игр
25
8
18

4
Здоровый образ жизни и его составляющие
3
2
1

5
Игры по выбору
3
-
3

Итого
34
13
22











Расписание занятий

класс
1 б
2 б


день недели




время


















Программный материал по подвижным и народным играм на 1 год обучения

Основная направленность

1 класс

На закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве
Охотники и утки. Кошки-мышки .У ребят порядок строгий,салки, у медведя во бору

На закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве
С кочки на кочку, хитрая лиса, волк во рву
«Играй, играй, мяч не теряй», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Мяч в корзину», «Попади в обруч», «Борьба за мяч», «Перестрелка», эстафеты с мячом, «Гонки с мячом».

На закрепление и совершенствование на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей
Ищи своего командира, кто лишний, быстро по своим местам, метко в цель, мяч соседу, пробеги и не сбей

На овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и владении мяча
Ловля, передача, броски и ведение мяча индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге

На закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве
«у ребят порядок строгий»
«Мяч водящему»
«Подвижная цель» «Чай, чай выручай»
«Школа мяча»
«Мяч соседу»
«Попади в обруч»

На комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями
«Борьба за мяч»
«Перестрелка»

На знание о физической культуре
Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасности

Самостоятельные занятия
Броски, ловля и передача мяча, удары и остановки мяча ногами, ведение мяча на месте, в ходьбе и беге, выполняемые обеими руками и ногами








Календарно-тематический план 1 класса
1 час в неделю, всего 33 часа

Наименование раздела и тем
Часы
Плановые сроки прохождения




План
Факт


Народные и подвижные игры. Слушай сигнал, класс смирно, кошки мышки
1




Народные и подвижные игры быстро по своим местам, класс смирно, кошки мышки
1




Народные и подвижные игры быстро по своим местам, кошки мышки, хитрая лиса
1




Народные и подвижные игры Слушай сигнал, у ребят порядок строгий, хитрая лиса
1




Народные и подвижные игры Слушай сигнал, у ребят порядок строгий, ястреб и утка
1




Народные и подвижные игры Быстро в круг, кто лишний, с кочки на кочку,
1




Народные и подвижные игры Быстро в круг, космонавты, с кочки на кочку,
1




Народные и подвижные игры Космонавты,попрыгунчики –воробушки, ищи своего командира
1




Народные и подвижные игры попрыгунчики–воробушки, ищи своего командира, Кто лишний.
1




Народные и подвижные игры Быстро в круг, космонавты, салки.
1




Народные и подвижные игры у медведя вол бору, волк во рву, Попрыгунчики -воробушки
1




Народные и подвижные игры у медведя вол бору, волк во рву,совушка
1




Народные и подвижные игры у медведя вол бору, совушка, мяч соседу
1




Народные и подвижные игры у ребят порядок строгий,«Подвижная цель» «Чай, чай выручай»

1




Народные и подвижные игры Салки,мяч соседу, попади в обруч
1




Народные и подвижные игры метко в цель, попади в обруч, борьба за мяч
1




Народные и подвижные игры Ловля обезьян, «пустое место», смена мест
1




Народные и подвижные игры Ловля обезьян, «кошечка, ветерок, цветок», смена мест
1




Народные и подвижные игры Ловля обезьян, «удочка», догони свою пару
1




Народные и подвижные игры Ловля обезьян, «кошечка, ветерок, цветок», догони свою пару
1




Народные и подвижные игры Запрещенное движение, догони свою пару, метка в цель
1




Народные и подвижные игры метко в цель, попади в обруч, эстафеты
1




Народные и подвижные игры метко в цель, попади в обруч, удочка
1




Народные и подвижные игры метко в цель, попади в обруч, третий лишний
1




Народные и подвижные игры метко в цель, попади в обруч, догони свою пару
1




Народные и подвижные игры метко в цель, попади в обруч, борьба за мяч
1




Народные и подвижные игры метко в цель, попади в обруч, гуси лебеди
1




Народные и подвижные игры эстафеты с предметами, без предметов.
1




Народные и подвижные игры вызов номеров.медведя во бору, третий лишний
1




Народные и подвижные игры эстафеты с предметами, без предметов.
1




Народные и подвижные игры вызов номеров.медведя во бору, третий лишний
1




Народные и подвижные игры пустое место, удочка, день и ночь
1




Народные и подвижные игры пустое место, удочка, день и ночь
1


































Список литературы:
1. Рабочие программы Физическая культура. А.П.Матвеев 1-4 классы: М. «Просвещение»,2011
2. Г.А. Воронина.  Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников». Киров, КИПК и ПРО, 2007
3. В.К.Шурухина.Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. Просвещение.1980
4. В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. Подвижные игры. М.  Просвещение, 1977г.
5. Л.В. Былеев, Сборник подвижных игр. – М., 1990.
6. Дмитриев В.Н. «Игры на открытом воздухе» М.: Изд. Дом МСП, 2004г.
7. Кереман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР» М.: Просвещение, 1989г.
8. «Я иду на урок. Начальная школа. Физическая культура». М.: Изд. «Первое сентября», 2005 г.
9. «Поурочные разработки по физкультуре. 1- 4 классы. Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. 2 издание исп. М.: ВЫАКО, 2008 г
10. Попова Г.П. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки» Волгоград. Учитель, 2008 г
11. Видякин М.В. «Внеклассные мероприятия По физкультуре в средней школе» Волгоград. Учитель,2006 г
12. Пособие для учителя. Уроки физкультуры в начальной школе Г.Ю. Фокин, Москва «Школьная пресса» 2003 г.
13. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, Москва «Владос» 2004г











15