Методическая разработка на тему: Определение соответствия микробиологических показателей продуктов требованиям стандартов. Допуск продуктов к реализации на рынке

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Всероссийский аграрный колледж заочного образования»
(ГБОУ СПО МО «ВАКЗО»)




Рассмотрена на заседании
предметной (цикловой) комиссии
зоопчеловодных дисциплин
Протокол № __ от «___» ______2014 г.
Председатель ________Т.М.Лисинова




Методическая разработка
«Определение соответствия микробиологических показателей продуктов требованиям стандартов.
Допуск продуктов к реализации на рынке»


Разработала
преподаватель
общепрофессиональных дисциплин
Банщикова И.С.


г. Сергиев Посад, 2015 г. Пояснительная записка
Данная методическая разработка на тему «Определение соответствия микробиологических показателей продуктов требованиям стандартов. Допуск продуктов к реализации на рынке» предназначена для проведения занятия по дисциплине «Технология производства и переработки продукции животноводства», а также может быть использована при изучении МДК 03.01. Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения. Она предназначена для студентов 4 курсов средних специальных учебных заведений по специальности 111801 Ветеринария. Методическая разработка составлена с учетом современных педагогических технологий и требований к педагогической разработке.
Обучающиеся колледжей как социально-психологическая группа составляет тот значимый капитал, который определяет будущее социально-экономического развития российского общества, в связи с чем, современное общество актуализирует задачу развития и реализации функций, лежащих в сфере профессиональной подготовки будущих специалистов, создание условий для полноценного личностного развития. Ключевыми профессионально значимыми качествами личности современного специалиста являются, ответственность, самостоятельность, умение принимать решения, прогнозировать результаты своей деятельности.
Эти умения соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 111801 Ветеринария в области формирования общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.














Методическая разработка занятия на тему:
«Определение соответствия микробиологических показателей продуктов требованиям стандартов. Допуск продуктов к реализации на рынке».
При проведении занятия основная задача – освоение профессиональных компетенций в свете современных требований к специалистам делается акцент на формирование общих компетенций, обозначенных выше. Наиболее успешно формирование этих компетенций может происходить при использовании на уроке выполнение заданий, приводящих кратчайшим путем к желаемому результату. После проведения вводного инструктажа, показов приемов работы, можно доверить обучающемуся выполнение работы самостоятельно, при использовании на каждом рабочем месте инструкционных карт выполнения заданий.
Обучающиеся организовывают свою деятельность самостоятельно, анализируют рабочую ситуацию, несут ответственность за результаты своей работы. Преподаватель в данной ситуации является фасилитатором, сопровождающим процесс практической деятельности (консультант). При организации данного занятия можно использовать метод разноуровневого обучения. Для этого могут быть предложены продукты, определение соответствия микробиологических показателей которых имеет разный уровень сложности. Процесс обучения на уроке выстраивается таким образом, что тем обучающимся, которые хотят проявить больше самостоятельности предоставляется такая возможность. Тем обучающимся, кто испытывает трудности в освоении умений, преподаватель может уделить больше внимания и времени, в то же время, направляя их к последовательности действий, определенных инструкционной картой.
Профессиональное образование стремится к подготовке высокопрофессиональных и конкурентоспособных профессиональных кадров, обладающих качественно новым уровнем профессиональных и общих компетенций; способностям самостоятельно планировать и организовывать собственную деятельность; анализировать, корректировать ее текущие результаты; нести ответственность за личную траекторию успешности, которая является важной составляющей рейтинга будущего специалиста. Разработка и проведение данного урока способствует достижению вышеозначенных целей.
Методическая разработка может быть актуальна для подготовки и проведения занятий в интерактивной форме, форме взаимодействия с обучающимися.















Тема занятия:
«Определение соответствия микробиологических показателей продуктов требованиям стандартов. Допуск продуктов к реализации на рынке»
Цель и задачи занятия:
Цель - ознакомить с микробиологическими критериями безопасности продуктов, организацией и схемой микробиологического контроля на рынках, питательными средами, используемыми для проведения микробиологического анализа.
Образовательные задачи: формирование профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.3. Проводить забор образцов продуктов и сырья животного происхождения для ветеринарно-санитарной экспертизы.
ПК 3.4. Определять соответствие продуктов и сырья животного происхождения стандартам на продукцию животноводства.
Развивающие: освоение в процессе работы общих компетенций (ОК)
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Воспитательные: воспитание профессиональной культуры, ответственности, дисциплинированности, аккуратности с акцентом на освоение общих компетенций (ОК).
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Виды работ.
В результате выполнения работ обучающиеся должны освоить и закрепить практический опыт (ПО):
1. приготовление питательных сред для посевов;
2. приготовление разведений;
3. посев на группы микроорганизмов – показателей санитарного состояния;
4. посев на группы условно-показательных микроорганизмов;
5. посев на группы патогенных микроорганизмов;
6. посев на группы показателей микробиологической стабильности продукта.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать (З):
- основные группы микроорганизмов, их классификацию;
- значение микроорганизмов в природе, жизни человека и животных;
- микроскопические, культуральные и биохимические методы исследования.
уметь (У):
- проводить микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам;
- пользоваться микроскопической оптической техникой.
Форма организации учебной работы: коллективно-мыслительная деятельность (КМД).
Материально-техническое обеспечение урока:
- Оборудование, посуда, питательные среды, необходимые для проведения микробиологического анализа.
- Медиапроектор, компьютер.
- Основные виды молочных и мясных продуктов.
Информационное обеспечение занятия.
Наглядные пособия:
- технологические карты;
- схемы определения микробиологических показателей основных видов молочных продуктов;
- схемы определения микробиологических показателей основных видов мясных продуктов;
- Федеральный закон от 12 июня 2008 г. №88 "Технический регламент на молоко и молочную продукцию").
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».

Методы обучения:
Методы мотивации интереса к учению:
словесные: монологовый (объяснение, описание проблемной ситуации), диалоговый (беседа, дискуссии).
наглядные: метод демонстраций (иллюстрации); метод учебного сотрудничества (показ трудовых приемов и операций).
стимулирования: создание ситуации познавательной новизны, поощрение.
Методы практические:
репродуктивный /метод формирования умений (под наблюдением преподавателя)/
продуктивный /метод применения полученных знаний и умений (самостоятельно)/.
Методы контроля:
самоконтроль обучающихся;
взаимоконтроль
наблюдение преподавателя.


Рефлексия:
рефлексия деятельности (представление полученных результатов);
настроения и эмоционального состояния (диалог при анализе полученных результатов);
рефлексия содержания учебного материала (опрос, тестирование).
Междисциплинарные связи:
ОП.08. Метрология, стандартизация и подтверждение качества
МДК.01.01. Методики проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий
МДК.03.01. Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения





№ п/п
Дидактическая структура урока
Логико-психологическая структура урока
Методическая структура урока
Результат



Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Методы обучения
Средство обучения
Освоение элементов

1
Организационный
Приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих
Приветствуют, готовятся к восприятию материала
Словесные методы
Рапорт посещаемости обучающихся, журнал
ОК1, ОК 2

2
Мотивационный
Осознание и понимание обучающимися знаний в известной ситуации
Словесные методы, методы демонстрации, метод стимулирования
Тетради, мультимедийное оборудование
ОК1, ОК2, ОК6



Формулирует проблему над которой будут сегодня работать
Предлагает обучающимся сформулировать тему, цели и задачи. Корректирует предложенные варианты

Определяют тему занятия, цели, знакомятся с планом занятия




3
Актуализация знаний
Воспроизведение и восприятие известного знания
Словесные методы, метод учебного сотрудничества, методы контроля, методы стимулирования
САНПиН, Федеральный закон от 12 июня 2008 г. №88 "Технический регламент на молоко и молочную продукцию"),[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
Знания ОП.08,
МДК.03.01. ОК1, ОК2, ОК6, ПК 3.3.
ПК 3.4.



Проводит актуализацию знаний с опорой на прежние знания, практический опыт
Отвечают на поставленные вопросы, внимательно слушают преподавателя или другого обучающегося




4
Инструкционный
Восприятие новых знаний и способов действий
Словесные методы, наглядный метод, метод учебного сотрудничества, метод стимулирования
Схема микробиологического контроля основных видов продуктов на рынках, этапы микробиологического анализа, инструкция проведения анализов
ОК1, ОК2, ОК6, ПК 3.3., ПК 3.4.



Объясняет новый материал. Выдает инструкционный, раздаточный материал, инструктирует
Соотносят теоретическую часть с опорами (раздаточный материал)





5
Практический
Осознание и осмысливание студентами элементов
Метод учебного сотрудничества, метод контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, наблюдение)
Инструкционные карты выполнения микробиологических анализов, составленные технологические карты, лабораторное оборудование
ПО 1-6, У1-2, ПК 3.3-3.4, ОК 1-7




Наблюдает, консультирует, контролирует
Проводят подготовку рабочих мест в соответствии с заданием, составляет технологическую карту выполнения заданий, выполняют исследование предложенного продукта




6
Рефлективный
Осознание и осмысливание учащимися элементов нового
Словесные методы, метод учебного сотрудничества, методы стимулирования, методы контроля
Технологические карты
ПК 3.1-3.6, ОК 2-4



Проводить рефлексию соотнося цели урока и достигнутые результаты, выявляет сильные и слабые стороны
Представляют полученные результаты, проводят самоанализ результатов, соотнося с процессом собственной деятельности. Отвечают на вопрос: «Можно ли данный продукт пустить в реализацию на рынок?




7
Обобщающий
Обобщение элементов знания и способов действия
Словесные методы, метод учебного сотрудничества, методы стимулирования, самооценка
Журнал, рабочие тетради
ПК 3.1-3.4,
ОК 1-4



Подводит итоги урока соотнося с намеченными целями, Подводит наводящими вопросами к пониманию значения полученных знаний в практической деятельности
Отвечают на вопросы, определяя значение полученных знаний в профессиональной деятельности, записывают домашние задание, убирают рабочее место.




План урока
1. Организационный момент.
2. Игра «Угадай кто?»:
Обучающиеся должны за 5 минут определить, что изображено на рисунке, предложенном преподавателем, и рассказать об этом подробнее.
3. Формулирование темы занятия.
I. Теоретическая часть
1. Работа в команде – решение кроссвордов, составленных противоположной командой (домашняя работа) на тему «Микробиология продуктов питания».
Подведение итогов
2. Игра «Знаток микромира»:
В течение 5 минут каждая команда вспоминает микробиологические термины на тему «Ветеринарная микробиология».
Подведение итогов
3. Работа в группе:
- составление схемы и порядок микробиологического исследования, предложенного продукта;
- подбор оборудования, инвентаря, химической посуды, реактивов, необходимых для проведения анализов.
4. Проверка готовности к исследованию и корректировка (при необходимости).
II Практическая часть.
- инструктаж по технике безопасности;
- проведение микробиологических анализов;
- представление полученных результатов;
- заключение: «Можно ли данный продукт пустить в реализацию на рынок?».
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отличительная черта: занятие раскрывает большой и значительный материал, что предполагает наличие у обучающихся уже каких-то знаний по этой теме и теме предыдущей, поэтому большое внимание уделяется подготовке к занятию, тщательному подбору материала и рационального его расположения в мультимедийной презентации. Более того предлагаемая форма проведения занятия направлена на развитие мышления, выработку собственного мнения и умения отстаивать собственную позицию.






















Список используемой литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 111801 Ветеринария (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 4 сентября 2009 г. N 326).
Рубина Е.А., Малыгина В.Ф. Микробиология, физиология питания, санитария. –М.: Форум: НИЦ Инфра-М, 2013.
Горохова С.С. Основы микробиологии, производственной санитарии и гигиены. – М.: ИЦ Академия, 2012.
Хромых В. И. Воспитание любви к животным [Текст] / В. И. Хромых // Молодой ученый. – 2014. – №6. – С. 772-774.
Профессия ветеринар [Электронный ресурс] – режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – Загл. с экрана.