Региональная программа по музыки Музыкальные ступеньки детского творчества









Дормидонтова Лариса Петровна






МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА


Программа формирования творческих способностей у детей 5–8 лет
средствами музыкального фольклора народов Поволжья












Ульяновск – 2012
ББК 74.1
Д 68

Научный редактор:
доктор педагогических наук, профессор М.И. Богомолова


Рецензенты:
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дошкольной педагогики Л.М. Захарова;
Кандидат педагогических наук, доцент Е.И. Андрианова


Д 68 Дормидонтова, Л.П. Музыкальные ступеньки детского творчества: Программа формирования творческих способностей у детей 5–8 лет средствами музыкального фольклора народов Поволжья. – Ульяновск, 2012. – 22 с.



Программа «Музыкальные ступеньки детского творчества» адресована воспитателям дошкольного учреждения, учителям начальной школы. Содержание программы ориентировано на формирование творческих способностей детей с учётом регионального компонента, и направлено на овладение детьми 5-8 лет системой знаний и представлений о музыкальном фольклоре народов Поволжья, формирование положительного отношения к музыкально-фольклорной творческой деятельности, развитие исполнительских и творческих умений в песенном, танцевально-игровом и инструментальном творчестве.





Предисловие
Цель программы – сформировать знания и представления о русском, татарском, чувашском, мордовском фольклоре; развить эмоциональную активность на воспринимаемую фольклорную музыку, положительное отношение к музыкально-фольклорной творческой деятельности; сформировать исполнительские и творческие умения в певческой, танцевально-игровой, инструментальной музыкально-фольклорной деятельности.
Современный ребенок живет в условиях полиэтничного региона и находится в постоянном общении с носителями иных культурных традиций. Для эффективного формирования творческих способностей у детей средствами музыкального фольклора необходимо использовать национальную музыку в ее сопоставлении с музыкальной культурой других, проживающих рядом народностей, что помогает воспринять музыку как единый комплекс. Творческое приобщение к музыкальному фольклору народов Поволжья в педагогическом процессе осуществляется на основе ведущего методологического принципа: от культуры родного народа к культуре народов совместного проживания. Культура народов Поволжья является глубоко интернациональной, в основе ее лежит взаимопроникновение, взаимообогащение составляющих ее самобытных культур народов, населяющих Ульяновский регион, среди которых при отборе содержания особо выделен русский, татарский, чувашский и мордовский фольклор.
Содержание познавательно-творческой и развлекательно-творческой деятельности детей построено с учетом трех направлений: первое направление связано с когнитивным компонентом творческих способностей и представляет собой ознакомление детей с особенностями национальной культуры, народными праздниками, бытом, традициями, художественными промыслами, историей возникновения национальной одежды, народных инструментов; углубление познаний у детей в области музыкального фольклора (жанровым разнообразием музыкальных произведений, средствами музыкальной выразительности). Второе направление представляет эмоционально-мотивационный компонент творческих способностей и подразумевает проявление яркой, искренней эмоциональной активности у детей на воспринимаемую фольклорную музыку, интереса к песенному, танцевально-игровому и инструментальному творчеству, положительного отношения к музыкально-фольклорной творческой деятельности. Третье направление связано с деятельностно-творческим компонентом творческих способностей и включает в себя применение детьми полученных умений в самостоятельной творческой деятельности: сочинение мелодий на фольклорные тексты в сочетании с инструментальными импровизациями; сочинение индивидуальных и коллективных танцевальных композиций, с использованием знакомых народных движений. В содержание программы включены сведения из устного и музыкального народного творчества, истории, художественно-прикладного искусства и этнопедагогики.

Краткая характеристика структуры программы
Программа представлена тремя взаимосвязанными ступенями, каждая из которых соответствует одному возрастному периоду (от 5 до 6 лет; от 6 до 7 лет; от 7 до 8 лет). Содержание организованной образовательной деятельности построено на принципах постепенности и систематичности в усложнии задач и информации, средств художественной выразительности, возрастания творческой самостоятельности детей. Постепенное и систематичное усложнение задач прослеживается не только внутри одной ступени, но и относительно всех трех ступеней. Для обеспечения содержательного единства разработаны содержательно-целевые ориентиры, которые представлены познавательными, практическими и творческими постепенно усложняющимися задачами. Так, в возрасте от 5 до 6 лет основными задачами является знакомство с фольклором, побуждение к творческой деятельности; в возрасте от 6 до 7 лет – расширение познаний в области фольклора, выработка навыка практической музыкальной деятельности, формирование способов творческой деятельности; в возрасте от 7 до 8 лет – это обобщение полученных знаний, умений и применение их в самостоятельной музыкально-фольклорной творческой деятельности. Сквозные содержательные темы обеспечивают формирование творческих способностей у детей в системе и целостности. В соответствии с этими задачами были разработаны темы организованной образовательной деятельности в детском саду и уроков музыки в школе. В содержание включаются различные виды детской музыкальной творческой деятельности: пластическое интонирование, песенные, танцевальные, игровые, инструментальные импровизации.
Успешная реализация поставленной цели формирования творческих способностей у детей возможна при условии знания педагогом особенностей музыкального фольклора народов Поволжья.
Особенности музыкального фольклора народов Поволжья
Природно-климатические и социально-культурные особенности Поволжского региона наложили особый отпечаток на мелодику, интонацию и манеру исполнения русских народных песен. Крупной региональной системой песенного фольклора можно считать музыкально-поэтические традиции русского Верхнего Поволжья. Важнейшей особенностью северной фольклорной традиции является преобладание эпических песенных жанров в сольной сказительской форме. Это многочисленные былины, баллады, духовные стихи, небылицы, скоморошины. Распространены разнообразные и сложные по хореографическому рисунку хороводы. В музыкальном фольклоре Нижегородской, Ярославской, Тверской, Костромской областей преобладает жанр лирической песни. Еще одним доминирующим жанром являются величальные песни. Среди хороводных песен преобладают плавные, неторопливые. Для хоровода характерно участие солистов танцоров, подкрепляющих смысл песни плясовыми движениями. Песни более поздних жанров (кадрильные и частушки) также исполняются спокойно, неторопливо, с мягким лирическим настроением. Как особенный компонент системы русского фольклора можно выделить народную музыкальную традицию Среднего Поволжья. К ней относится фольклор Ульяновской, Самарской, Саратовской и Пензенской областей. Песенная традиция сильно отличается от традиций других регионов, поскольку на ней сказалось влияние соседних финно-угорских и тюркских народов. Резко отличаются от иных территорий и условия хозяйствования, которые отразились в содержании песенного творчества. Природные условия, развитие, помимо крестьянского, промышленного производства предопределило, в частности, отсутствие плясовых движений и ритмов в песенной культуре Среднего Поволжья. Вместе с тем, преобладающими являются медленные хороводы («круги»). Они обычно приурочены к определенным датам крестьянского календаря. Ведущими жанрами являются мужские песни вольницы и воинская лирика. Сама терминология исполнения песни, связанная с рассказыванием («сказать песню»), предполагает ее эпический характер. Часто пение сопровождается саратовской гармоникой, реже – балалайкой, скрипкой и тростниковыми дудками. Русская песенная культура Нижнего Поволжья достаточно развита и песни здесь «играют» и «обыгрывают». В регионе активно функционирует большая часть жанров восточнославянского фольклора: календарные обряды и песни представлены зимним и весенним периодами; свадебные обряды и песни синтезируют особенности северорусских и южнорусских обрядов; песни эпические репрезентированы в основном балладными сюжетами, мужскими воинскими и историческими; традиционные и поздние лирические песни. Самобытный материал представляют оригинальные частушечные циклы, колыбельные, трудовые припевки.
Музыка татарского народа прошла многовековый путь исторического развития. Все многообразие татарского музыкального фольклора можно разделить на песенное творчество и инструментальную музыку. Песенное творчество татар включает обрядовые (календарные, свадебные), исторические (баиты) и лирические песни. В народном музыкальном искусстве развивалось лишь сольное пение, традиционно одноголосное. Временные рамки татарской народной музыки охватывают почти тысячелетний период. Именно это обстоятельство послужило причиной тому, что уже в Волжской Булгарии сложились различные культуры (языческая и мусульманская), которые развивались параллельно и самостоятельно, а в ряде регионов – синтезируясь между собой. В селах, где основным занятием населения являлись земледелие, скотоводство, повседневный быт подчинялся годовому земледельческому кругу с его сезонной периодичностью: танец, музыка и пение существовали как единое целое в обряде. Музыкальный фольклор выполнял преимущественно материально-практическую функцию: встречи и проводы времен года, заклинания дождя, величание хлеба, свадьбы и похороны. Христианизация, начавшаяся с XV века, способствовала консервации некоторых древнейших черт языческой культуры. Отдельные обычаи, календарные песни были переориентированы под влиянием русских календарных праздников: в быт татар–кряшен (крещеные татары) стали внедряться такие праздники, как Святки, Масленица, Семик, Троица. Кряшенам присуще хоровое пение: обычно запевает один, другие, постепенно включаясь, подхватывают. В фольклоре крещеных татар много гостевых песен. Казанские татары – наследники культуры древней Булгарии и Казанского государства – создали высокохудожественную и самобытную музыкальную культуру. Из основных жанров можно выделить следующие: озынкой (протяжный напев), аулкее (деревенский напев), такмак (частушки) и уенкее (игровой напев). В татарском танце очень ярки национальные особенности, и это объясняется, прежде всего, использованием рисунков старинных танцев. В татарской хореографии распространены круговые хороводы. Все участники двигаются по кругу в одном направлении и исполняют песни. В музыкальном быту татар основное место занимала инструментальная музыка. В состав музыкальных инструментов татарского народа входили курай (свирель из тростника), гусли, скрипка, кубыз (варган), кабал (бубен), домра, мандолина, гармоника. Необходимо отметить, что музыкальная культура татарского народа является многоэтничной и до сегодняшнего дня в ней сохранилась определенная система обрядов и традиций для подрастающего поколения. Самобытная система татарской народной педагогики включает в себя период жизни человека от рождения до взросления: 1) детство (обряд «наречения имени», праздники «грачиной каши», «нового дня», «рождения солнца»): колыбельные, игровые, сатирические, плясовые песни; 2) период приобщения к трудовой деятельности: напевы помощи, пахоты, жатвы, сенокоса, обработки гусей; 3) романтический период юношества (обряд «деревенские посиделки»): хороводные, игровые, плясовые, уличные частушки; деревенские напевы, наигрыши.
В чувашской народной музыке были популярны песни – «помочи», песни «сохи и плуга», масляничные песни, свадебные, хороводные, игровые, посиделочные, гостевые и пирушечные песни. К лучшим образцам песенного творчества чувашского народа относятся хороводные песни, отличающиеся высокой художественностью образов и красотой мелодии. Чувашский танец самобытен и мало похож на танцы других народов Поволжья, хотя в нем все же имеются общие черты с татарским и марийским танцем. Хоровод у чувашей – одна из древнейших форм проявления песенного и танцевального искусства, эстетических образцов обрядового действа. Чувашский танец или пляска (по-чувашски – «таша») почти всегда сопровождаются хлопаньем в ладоши. Танцы просты по форме и развиваются по принципу варьирования и многократной повторности основного короткого наигрыша. Для бытового танца характерно парное исполнение, независимо от того – мужчины это или женщины. Самый искусный танцор танцует со всеми присутствующими по очереди, приглашая хлопками и притопами. Характерен элемент вступления в пляску: ударив в ладоши 2–3 раза в такт музыке, танцующие делают кружение вокруг себя.
Мордовское музыкальное народное искусство сохранило в своих недрах свой образ мира, свои понятия о красоте, добре, чести, уважении. При этом оно несет в себе национально-своеобразный язык мордовского народа: песни рождественского дома, весенние песни, песни-моления, приуроченные к календарным и семейным праздникам. Бытовали так же и русские хороводные песни, которые исполнялись на русском языке, но в сопровождении мордовской музыки. Наибольшее распространение получили эпические песенные жанры и жанры одиночного пения. Протяжные песни у мордвы исполнялись совместно. В танцевальном фольклоре народов Поволжья много движений, связанных с изображением повадок и целых сцен из жизни животных. Мордовские плясовые песни пелись на состязаниях пляшущих в сопровождении волынки, скрипки, гармони. У мордвы есть несколько видов хороводов. В одних разыгрываются сюжеты на трудовые темы исполнители изображают одновременно и работающих людей, и предметы их труда. Содержанием других является свободная фантазия на тему песен и показ характеров и поступков изображаемых персонажей. Сценарий хороводных игр является основой, дающей каждому исполнителю возможность по-своему «пофантазировать» вокруг предложенной темы. При исполнении партий в хороводе большое внимание обращалось на артистические способности участников, их импровизационное мастерство. В мордовских селах бытовали различные виды пастушеских инструментов: трубы из ветвей березы или клена, нудей (нюди) – двойной кларнет из 2-х скрепленных полых тростниковых трубок, продольные флейты из тростника, липы, ивового прута. Для подражания птицам служили глиняные, деревянные, берестяные свистки.


















Содержание программы
I Ступень (дети от 5 до 6 лет)
Задачи: 1) развивать интерес к фольклору народов Поволжья (музыкальному фольклору, народным праздникам, быту); 2) формировать умение выражать свое эмоциональное состояние при прослушивании музыкального фольклорного произведения, при инсценировании содержания песен, при самостоятельном подборе музыкальных инструментов для сопровождения мелодии; 3) формировать умение сочинять песенные мелодии с разнообразной жанровой основой; образно перевоплощаться посредством детализации музыкально-игрового образа; проявлять творческую инициативу и самостоятельность при музицировании на музыкальных инструментах.

Планирование работы
Темы
Содержание
Виды детской творческой
деятельности

Русская ярмарка
Особенности народных праздников (на примере ярмарки), русские народные инструменты, традиционные художественные промыслы России (выставка-ярмарка: расписные дощечки, вышитые полотенца, филимоновские глиняные игрушки, деревянные игрушки, жостовские подносы, платки).
Ритмические импровизации на ложках, бубенцах, шаркунке, коробочке, рубели, трещотке, ложках-веерах, жалейке. Пение и инсценирование русской народной песни «Где был Иванушка».

Осенины-Оспожинки (занятие-праздник)
Русские народные традиции и обычаи сбора урожая. Русский народный костюм (национальные куклы Ванечка и Машенька). Русские народные плясовые движения «ковырялочка», «перетопы», «присядка», «козлик», «веревочка». Русские народные инструменты, игры.
Пластические импровизации при слушании русской народной песни «Осень, осень пришла». Сочинение мелодии на заданный текст (песенка клубочку, потешки); плясовые импровизации (игра «Заплетися, плетень»); инструментальное коллективное музицирование (частушки). Инсценирование народной сказки про овощи.

К нам в гости пришла Айгуль (музыкальное занятие и занятие по изодеятельности)
Татарская национальная культура (быт, фольклор, татарский костюм). Беседа об истории Симбирска – Ульяновска, об одной из его народностей – татарском народе. Столица, флаг, герб республики Татарстан. Традиции и обычаи: национальная кухня (лапша, белиш, чак-чак); правила поведения за столом, татарские праздники (Навруз, Сабантуй, Карга туе). Татарская народная одежда (национальные куклы Айгуль и Тимербай): кюльмен – рубашка, тюбетейка и калфак (головные уборы), чулпа – заколка для волос. Народный татарский орнамент. Народные татарские танцевальные движения («бег вперед»; «ход с каблука»; «татарский ход»; движения рук).
Танцевальные импровизации под татарские наигрыши (придумывание композиции танца с использованием татарских народных движений). Дидактическая игра «Раскрась узор» (роспись по ткани татарского узора из цветов).


Чувашское народное творчество
Беседа о Чувашской республике, о столице Чувашии – городе Чебоксары, о чувашском жилище (избе) – пюртах. Жилище чувашей очень похоже на жилище русских: печь (камака), нары (сак), скамьи. Сравнение русских, чувашских и татарских праздников: Кермондоре – осенний праздник; Акатуй – Сабантуй; Шеварни – Масленица. Сравнение русских и чувашских плясовых движений («присядка», «подскоки», «шаг с подскоком», «переступание», «гармошка»). Сравнение танцев русского, татарского, чувашского народов. Чувашские и русские народные инструменты: дудочка – «най», жалейка с воздушным пузырем – пузырь. Встреча с детской фольклорной группой «Народные узоры» (чувашские плясовые, хороводы).
Пластическое интонирование в процессе слушания песни на чувашском языке «Я осинушку срубил»; танцевальные импровизации на чувашскую народную музыку; игровые импровизации в песне-игре «А мы просо сеяли»; инструментальные импровизации ритмического рисунка к попевке «Дроздочек», к мелодии «Линкка-линкка». Составление схемы композиции чувашского хоровода «Виноград». Инсценирование чувашской песенки-игры «А мы просо сеяли». Творческое задание «Придумай, как стучит дроздочек». Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка», «Хлопай-топай».

Я мордовочка Алдуня
Встреча с гостьей из Мордовии, мордовская народная одежда (национальная кукла Алдуня): панго (праздничный головной убор замужней женщины), паця (платок), налобная повязка, пулай (пояс), женская рубаха (панар). Выставка изделий мордовских народных промыслов: ткачество, вышивка, резьба по дереву, плетение корзин, туесков. Народный мордовский праздник «Кереть-озке». Мордовские народные танцевальные движения. Народный мордовский инструмент – нюди. Народные мордовские игры.
Импровизация мелодии по заданному направлению и ритму (мордовские песни «Зайчик», «Ой, кошечка», «Спи, спи, дитятко», «Спят в речке рыбки»). Составление композиций из знакомых движений (мордовские плясовые наигрыши). Инсценирование мордовской народной песни «Обойду я, обойду». Творческие задания: «демонстрация национальной одежды», «придумай ритм и подари его детям» (на ложках). Мордовская народная игра «Коршун и журавли».

Колыбельные песни (комплексное занятие по музыке и изодеятельности)
Русская горница, предметами русского быта (люлька, печь, лавки, прялка). История и значение колыбельных песен (показ слайдов колыбелек – люлек), герои колыбельных (Сон, Дрема, Котик-Коток, Гули-Гуленьки), особенности интонирования колыбельных песен. Колыбельные песни народов Поволжья.
Сочинение колыбельных песенок, инсценирование содержания народных колыбельных (татарской «Станет он большим»; мордовской «Ой, кошечка, кошечка»). Инструментальные импровизации колыбельных песенок. Рисование игрового образа «сна» разными способами (штампами, тычками, ладошками, из пятна).

Как в старину весну встречали (комплексное занятие по лепке и музыке)

Старинный русский праздник «Сороки» («Сорок сороков птиц летят, весну несут»; выпекание из теста птичек; заклички о весне). Русские народные игры. Приемы игры на свистульках.
Образно-пластические импровизации и инсценирование русских народных игр «Гори-гори ясно», «Ворон», «Жаворонушки прилетели». Песенные импровизации на заклички: «Дождик, дождик, поливай»; «Солнышко»; «Петушок»; «Ванька-комарок». Инструментальное интонирование на свистульках (голоса кукушки, журавля, воробья).

Музыкальные инструменты русских пастухов
Путешествие в русскую деревню. Русские народные инструменты: балалайка, колокольчик, хлопушка, копытца, бубенцы, коробочка рожок (способы звукоизвлечения).
Инструментальные импровизации голосов птиц и животных: дятла (копытца, коробочка, ложки), кукушки, соловья, совы (свистульки), лошадки (копытца, ложки, бубенцы). Танцевальные импровизации: р.н.п. «Как пошли наши подружки»; р.н.п. «Коровушка». Творческое задание «Угадай, что я чувствую» (инструментальные загадки).

Оркестр народных инструментов
Музыкальные инструменты народов Поволжья: особенности звучания, звукоизвлечения.
Дидактичекая игра «Угадай по звучанию». Творческие задания: проиграть на трещетке, ложках как двигаются герои русских народных сказок (медведь Михаил Иванович, Зайка-Побегайка), стучит клювом дрозд, скачет конь, ритмизировать свое имя.

Все мы дружно живем на волжской земле (занятие-праздник)
Народы, проживающие на волжской земле; люди разных национальностей, населяющие Россию (географическая карта Российской Федерации; национальные куклы). Сравнение культуры русского и чувашского народов: национальные костюмы (сарафаны, рубахи, кокошники, короны, венцы, платки, хушпа, тухья), хороводы, пляски.
Инсценирование р.н.п. «А я по лугу»; хоровода «Как во зеленом во саду»; чувашская н.п. «Жиденький орешник». Игровые импровизации: «У бабушки Маланьи» (р.н.п.); «Кого вам?» (чувашская н.п.). Плясовые импровизации под чувашскую плясовую.


Музыкальный репертуар: русский («Поехал наш батюшка на базар», «Долговязый журавель», «Посею лебеду на берегу»; «Где был Иванушка», «Поехал наш батюшка на базар», «Осень, осень пришла», «Ворон», «Заплетися, плетень», «Гори-гори ясно», «Жаворонушки прилетели», «Пастушок», «Как пошли наши подружки», «Коровушка», «А я по лугу», «У бабушки Маланьи»); татарский (колыбельная «Станет он большим», татарские наигрыши, татарская плясовая); чувашский («Плясовая», «А мы просо сеяли», «Дроздочек», «Линкка-линкка», «Виноград», «Как во зеленом во саду», «Жиденький орешник», «Кого вам?», «Коршун и журавли»); мордовский («Яблоня», «Эрзянский перепляс», «Зайчик», «Ой, кошечка», «Спи, спи, дитятко», «Спят в речке рыбки», мордовские плясовые наигрыши).
Достижения детей. Усвоены первоначальные знания о музыкальном фольклоре (песнях, колыбельных, хороводах, плясках, играх, народных музыкальных инструментах), о традициях и праздниках (Осенины, Сороки, Кереть-озке), о быте (жилище, национальной одежде, игрушках), об устном народном творчестве (потешках, закличках, народных сказках). Сформированы начальные проявления творческих способностей в певческой, танцевально-игровой, инструментальной деятельности (сочинение мелодий на заданный текст колыбельной, коротких плясок с использованием народных движений, хороводов по предварительно придуманной схеме движений, ритмическое музицирование).


II Ступень (дети от 6 до 7 лет)
Задачи: 1) расширять познания детей в области музыкального фольклора (жанровое разнообразие музыкальных произведений; средства музыкальной выразительности; национальные праздники; история возникновения национальной одежды; народные инструменты); 2) формировать умение эмоционально и выразительно передавать настроение игрового музыкального образа; характер музыки в игре на музыкальных инструментах; 3) формировать способы импровизации: в певческой деятельности (сочинение мелодии на слово, фразу, фольклорный текст); танцевально-игровой деятельности (комбинирование элементов танцевальных движений, составление композиции плясок); инструментальной (в играх, песнях, драматизациях).

Планирование работы
Темы
Содержание
Виды детской творческой
деятельности

Мелодия народного костюма (интегрированное)

История народного костюма Поволжского региона: русского, чувашского, мордовского, татарского (выставка предметов одежды, стенды с фотографиями, альбомы). Основные виды декоративных украшений одежды. Средства выразительности: музыкальные (ускорение и замедление темпа, смена регистров, динамические оттенки, метроритм, ритмический рисунок) внемузыкальные (мимика, поза, движения, осанка). Встреча с фольклорным ансамблем «Валдоня» («Светлячок»).
Инсценирование чувашского хоровода «А мы просо сеяли»; инструментальная импровизация на мордовскую плясовую; плясовая импровизация под русскую народную песню «Ой, вставала я ранешенько»; разгадывание кроссворда «Национальная одежда». Татарская народная игра «Рыбки», русская – «Кострома».


Жанры русской народной песни
Народные песенные жанры: колыбельная, частушка, песенка-скороговорка. Устное народное творчество: прибаутки, поговорки, потешки. Особенности русских песен: распевание гласных. Музыкальные народные инструменты.
Инсценирование русской народной песни «Во кузнице»; игровые импровизации народной песни «Посеяли девки лен»; песенные импровизации колыбельных песен, песни скороговорки «Вот те гребень», «Прялица»; музицирование на музыкальных инструментах (частушки); разгадывание кроссворда «Музыкальные инструменты».

Ярмарка (развлечение)
Особенности праздника (беседа по картинам Б. Кустодиева «Ярмарка», «Балаганы»). Особенности русского праздничного костюма Верхнего, Среднего и Нижнего Поволжья. Что обозначает орнамент (конь воплощает образ солнца, птица несет людям свет и добро). Особенности частушек (злободневность тематики, неожиданные сравнения, рифма, напевно-речитативный тип мелодии, веселый и задорный характер, тексты легко запоминающиеся, содержащие юмористические сцены и комические ситуации).
Проход под «Камаринскую» (с заданием: изобразить звучащие инструменты). Песенные импровизации (распевка на слово «Здравствуйте»). Инсценирование песни «Тетушка-деленка». Ритмические импровизации ладонями под звучание балалайки. Инсценирование песни «Про Ерему и Фому» с музыкальными инструментами. Коллективное музицирование на народных инструментах (частушки). Творческое задание «Укрась праздничный сарафан своим орнаментом».

Мордовское народное творчество (соревнование)
Мордовские народные песни, танцы и игры, национальная одежда, народные музыкальные инструменты. Мордовские плясовые движения (мордовский бег, притопы, «гармошечка», приседания, волнообразные движения руками). Способы творческой деятельности в песенной, танцевальной и инструментальной фольклорной деятельности.
Пластические импровизации мордовских народных песен «Луганяса келуня», «Умарина». Танцевальные импровизации под мордовский народный танец «Кштема». Творческие задания: «Демонстрация национальной одежды», «Узнай и сыграй», «Придумай ритм и подари его детям», «Создай свой танец».

Музыка чувашского народа
Чувашский музыкальный фольклор (песни, особенности хороводов, игры, пляски). Праздники чувашского народа («Саварни» – проводы зимы и встреча весны; «Уяв» – весенне-летний период молодежных игрищ; «Акатуй» – завершения сева).
Хоровод-песня «Виноград». Пластические импровизации чувашской хороводной песни «Хурэн зулзи». Танцевальные и ритмические импровизации под чувашскую народную мелодию «Линкка – линкка».

Музыкальное искусство татарского народа
Встреча с гостьей из Татарстана. Выставка татарской одежды. Татарские народные движения («припадание», «ковырялочка», «переменный шаг с прыжком», «бег вперед», позиции рук), их сходство и отличие с русскими, чувашскими и мордовскими. Средства выразительности: ускорение и замедление темпа, смена регистра, динамические оттенки, метроритм, ритмический рисунок, мимика, поза, осанка.
Сочинениям слов-приветствий («здравствуйте») на русском и татарском языках. Сочинение танца с использованием знакомых татарских народных движений. Татарская народная игра «Лисички и курочки». Творческое задание: придумай костюм с элементами татарского национального орнамента, который будут носить в наше время.

Праздники народов Поволжья
Народные праздники: русские Осенины, Масленица, Ярмарка, татарский Сабантуй (песня-сказ «Баит о Сабантуе»), чувашский Акатуй, мордовский Кереть-озке. Сравнение татарских и русских народных инструментов: зурна, думбыра, кубыз (свирель, дудочка).
Инсценирование хоровода “Лиса по лесу ходила” с игровыми импровизациями движений лисы. Пластические, речевые импровизации «Едем, едем на тележке». Ритмически импровизировали под звучание балалайки. Творческие задания: придумай свою мелодию к тексту частушки; придумай танец (для четырех человек), используя знакомые движения под татарские наигрыши. Татарские народные игры «Серый волк», «Лисички и курочки», «Тимербай». Музыкально-дидактическая игра «Узнай инструмент».

Древняя магия хоровода (путешествие)
Путешествие в прошлое нашего края. Народная культура как целостный мир, гармонично объединяющий в единый круг труд, быт и праздник наших предков. Особенности хороводов (медленные и скорые).
Танцевальные импровизации, подпевание, подхватывание хоровода «Вокруг поля мы ходили»; танцевальная композиция по схеме хоровода «Вербушка». Составление схем движения хоровода.

Играем – сочиняем (викторина)
Способы импровизации простейших мотивов на слоги, подражающие звукам природы, фразы, фольклорные тексты (диалоги сказочных персонажей).
Инструментальные импровизации (песенка дождя, грома; «продолжи мелодию, сыгранную взрослым); танцевальные парные импровизации (татарские народные мелодии); песенные импровизации (в игре «Серый волк» - вопросы и ответы; «волшебные слова» в сказке «Волшебный горшочек»); игровые импровизации (в игре «Тимербай»).


Музыкальный репертуар: русский («Кострома», «Ой, вставала я ранешенько», «Во кузнице», «Посеяли девки лен», «Вот те гребень», «Прялица», «Тетушка-деленка», «Про Ерему и Фому», «Вербушка»); татарский («Баит о Сабантуе», «Рыбки», «Лисички и курочки», «Серый волк», «Тимербай», «Волшебный горшочек»); чувашский («А мы просо сеяли», «Виноград», «Хурэн зулзи», «Линкка – линкка»); мордовский («Звени, звени, колокольчик», «Луганяса келуня», «Умарина», «Кштема»).
Достижения детей. Сформированы знания о музыкальных фольклорных жанрах (песнях, колыбельных, частушках, песенях-скороговорках, хороводах, плясках); о народных инструментах (их сходство и различие у разных народов); о традициях и праздниках (Ярмарка, Масленица, Сабантуй, Акатуй, Саварни, Уяв); о средствах музыкальной выразительности (темпе, ритме, динамики, акцентах); о быте (на основе сравнения национальной одежды, истории создания народного костюма, особенности русского костюма Верхнего, Среднего и Нижнего Поволжья); об устном народном творчестве (прибаутках, поговорках, загадках). Сформированы способы импровизации: в певческой деятельности (сочинение мелодий разного характера на фольклорные тексты); танцевально-игровой деятельности (комбинирование элементов народных танцевальных движений, составление композиции плясок индивидуальных и коллективных, передающих национальные особенности разных народов); инструментальной (индивидуальное и коллективное музицирование).

III Ступень (дети от 7 до 8 лет)
Задачи: 1) формировать систему знаний о музыкальном фольклоре (жанре народной песни и танца; классификации народных инструментов; народной праздничной культуре); 2) развивать эмоциональную отзывчивость на основе эстетического переживания и сотворческого восприятия фольклорных произведений; 3) формировать умение применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности (сочинение мелодий на фольклорные тексты в сочетании с инструментальным музицированием; сочинение индивидуальных и коллективных танцевальных композиций).

Планирование работы
Темы уроков
Содержание
Виды детской творческой
деятельности

История народного костюма (интегрированный)
История и символика русского народного костюма (выставка русских народных костюмов, вышитых полотенец). Особенности построения хороводов (по кругу, зигзагом, по спирали, сужение и расширение круга, противоход).
Инсценирование песни «Коровушка», русской народной песни «А я по лугу». Русские народные игры «Ниточка и иголочка», «Тень-потетень».

Народные музыкальные инструменты
Народные музыкальные инструменты, их классификация. Оркестр струнных инструментов (балалаечники, гусляры), духовых и ударных. Беседа по репродукции картины В. Васнецова «Гусляры». Скрипка – музыкальный инструмент поволжских татар.
Слушание и пластические импровизации под русскую народную песню «Светит месяц» в исполнении оркестра балалаечников, «Былинные наигрыши» в исполнении оркестра гусляров. Дидактическая игра «Как звучит музыка», «Узнай по слуху». Пластическое интонирование под русскую народную мелодию «Ой, вставала я ранешенько», татарскую народную песню «Музыкант Мустафа».

Музыка народов нашего края
Сравнение народных музыкальных инструментов (рожок – жалейка – свирель; ложки – трещотка – бубен; домра – гусли – балалайка). Кто составляет оркестр, какие бывают оркестры по составу (беседа). Сравнение танцевальных мелодий народов Поволжья.
Дидактическая игра «Определи музыкальные инструменты и музыка какого народа прозвучала» (русская кадриль, татарская плясовая, чувашский хоровод, мордовский перепляс). Ритмизация мелодии танца «Лавата». Разгадывание кроссворда «Музыкальные инструменты». Дидактическая игра «Назови оркестр». Домашнее задание: нарисовать музыкальный инструмент своего народа.

Моя Мордовия
Беседа «Кто такие мордва» (мордовские традиции, обычаи, жилище, национальные блюда). Беседа об особенностях мордовского народного костюма с использованием национальной куклы Алдуни (рубаха – «панар»; нагрудные украшения – «сюлгамы» – бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, монеты; пояс – «пулай»; головной убор – «панго»; женские сапоги - «сёрмаф кямот»). Песни и пляски мордвы.
Двигательные импровизации мордовских народных песен «Луганяса келуня» («На лугу березка») и «Умарина» («Яблонька»). Индивидуальные и коллективные плясовые импровизации под мордовскую плясовую «Кштема».

Музыка моего народа (Чувашия)
Чувашский праздник «Уяв» – весенне-летний период чувашских молодежных игрищ и хороводов; Серэнь – встреча весны. Чувашские праздники во многом похожи на русские или на татарские, но называются по-чувашски. Чувашский край славится народными художественными промыслами. Особенности чувашской вышивки (крюки, трезубцы, шестигранники, много белого, красного, желтого цвета). Чувашские музыкальные инструменты (свирель, дуда – шахлич; барабан – сарапан; гусли – кесле).
Пластические импровизации чувашской хороводной песни «Хурэн зулзи», «Маленькое пшеничное зернышко». Танцевальные и ритмические импровизации под чувашскую народную мелодию «Линкка – линкка», «Запела я песню». Чувашские народные игры («Пула» – «Рыбки»; «Сирелер» – «Расходитесь»).

Зимний праздник «Агафья-коровница»
Русская праздничная культура Поволжья – праздник «Агафья-коровница» (обряд опахивания: женщины ночью в одних рубахах выходили на улицу, собирались все вместе и просили уберечь их скотину от болезней).
Сочинение частушек о коровушке. Пластические импровизации русской народной песни «Коровушка», инсценирование хоровода «Бурёнушка». Составление мозаики «Коровушка-Буренушка (отражая ее настроение: сердитая; стеснительная; весёлая, задумчивая, романтичная).

Весенний праздник «Масленица»
Старинный русский народный календарный праздник весеннего цикла «Масленица». Заклички, песни-веснянки. Встреча с фольклорным ансамблем «Погудки».
Инсценирование песен «Веснянка», «Ой, кулики-жаворонушки», «Весна, где далёко была». Построение хороводов «Ай на горе мы пиво варили», «А мы просо сеяли».

Песня – душа народа
Разнообразие русской народной песни: календарные, семейно-бытовые (колыбельные, хороводные и плясовые, лирические, протяжные, частушки). Связь русской народной песни с жизнью и бытом русского человека (фольклор – это народная мудрость, народные знания, весь опыт народа, вся его жизнь). Жанр лирической протяжной песни (особенностями которой является широкая, свободно льющаяся мелодия).
Инсценирование колыбельной «Котя, котинька», потешек «Сорока», «Ладушки». Сочинение ритмических рисунков к фольклорным текстам плясовой «В деревеньке» и песни «Солдатушки». Пластические импровизации протяжной песни «Вечерок вечерается». Инструментальные импровизации: «Колядки», «В деревне было в Ольховке».

Музыкальный фольклор народов Поволжья
Музыкальной культура народов Поволжья (народное творчество, традиции и обряды русского, татарского, чувашского и мордовского народов). Сравнение национальной одежды разных народов, сходство в праздничной культуре русского, татарского, мордовского и чувашского народов. Взаимовлияние, взаимообогащение музыкальных культур народов Поволжского региона. Выставка прикладного искусства. Встреча с фольклорным детским коллективом «Лад».
Творческие задания: сочинить русскую и татарскую мелодии колыбельной; проинсценировать русский и чувашский хоровод; придумать движения к мордовской и татарской плясовой. Театрализация колядок. Соревнование частушечников. Инструментальные импровизации вариаций на тему песни «Светит месяц».


Музыкальный фольклор: русский («Коровушка», «А я по лугу», «Ниточка и иголочка», «Тень-потетень», «Светит месяц», «Ой, вставала я ранешенько», русская кадриль, «Веснянка», «Ой, кулики-жаворонушки», «Весна, где далёко была», «Ай на горе мы пиво варили», «А мы просо сеяли», «Солдатушки», «Вечерок вечерается»); татарский (татарская плясовая, «Музыкант Мустафа»); чувашский («Хурэн зулзи», «Маленькое пшеничное зернышко», «Линкка – линкка», «Запела я песню», «Пула», «Сирелер»); мордовский (мордовский перепляс, «Луганяса келуня», «Умарина», «Кштема»).
Достижения детей. Сформирована система знаний о музыкальных фольклорных жанрах (колыбельная; частушка; плясовая, игровая, протяжная песня; хоровод; пляска); о сходстве и различии народных плясовых движений, народной праздничной культуре; о классификации народных музыкальных инструментов (духовые, струнные, ударные). Дети имеют представление: о людях разных национальностей, проживающих в Поволжье, их быте, национальной одежде, особенностях народного узора, устном народном творчестве. Сформирован устойчивый интерес к фольклору, желание его слушать, сопереживать настроению, узнавать национальные традиции, песни, танцы, сформирована способность давать собственную оценку воспринимаемым произведениям. Сформированы умения в певческой деятельности при сочинении мелодий на фольклорные тексты, в танцевально-игровой при сочинении индивидуальных и коллективных плясок с использованием народных движений в сочетании с инструментальным музицированием.






Содержание работы фольклорного кружка «Родная сторонушка»

месяц
Тема
Содержание

сентябрь
«Кто мы, откуда?» (5-6 лет)
Моя семья.
Создание родословной.


«Наша древняя земля»
(6-7 лет)
Мы - русские, чуваши, мордва, татары, марийцы и т. д. Знакомство с древней архитектурой. Рассматривание крестьянских построек на Руси, сравнивание их с постройками в Поволжье.


«Путешествие в прошлое нашего края», «Народный костюм»
(7-8 лет)
На примерах легенд и былин показать красоту, мудрость и смелость разных народов. Знакомство с русским, чувашскими, мордовскими, татарскими богатырями. Просмотр диафильмов. Знакомство с русским, татарским, чувашским и мордовского народными костюмами. Прослеживание разницы в деталях костюмов.

октябрь
«Вечера долгие, головушки умные, руки умелые» (5-6 лет)
Знакомство с головным убором женским и мужским народов Поволжья. Рассматривание иллюстраций. Украшение головного убора бусинками, тесьмой


«С новым урожаем!», «У нас сегодня капустник!» (6-7 лет)
Знакомство с историей создания календаря (что такое календарь, для чего он нужен). Подведение итогов осенних работ: богатый урожай. Знакомство с приметами, загадками, пословицами об осени. Подготовка выставки «щедрые дары Осени». Знакомство с преданием о появлении капусты на Земле. Загадки, поговорки о капусте. Игра и хоровод «Вейся, капустка!»


«Покров – первое зазимье!» (7-8 лет)
Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня. Разучивание примет поздней осени.

ноябрь
«Дом, дом, открой свою тайну!» (5-6 лет)
Знакомство с внутренним убранством жилища. Рассматривание домашней утвари: ухвата, чугунка, кочерги, колыбели. Загадывание загадок о предметах быта, пение колыбельных песен.


«Дух и природа»,
«Синичкины именины» (6-7 лет)
Духовная жизнь и природа соединены в единой гармонии. Пословицы, устное народное творчество о природе, песни, хороводы, игры. Знакомство с традициями проведения праздника Синичкины именины на Руси. Изготовление кормушек для птиц, развешивание на участке детского сада.


«К худой голове своего ума не приставишь» (7-8 лет)
Беседа об уме и глупости (поговорки и пословицы). Чтение народных сказок народов Поволжья. Сравнение героев сказок.

декабрь
«На печи лежим, сказки слушаем» (5-6 лет)
Вспоминая знакомые сказки, беседа о нравах, о добре и зле, о правде и вымысле. Инсценирование народных сказок «Теремок», «Волк и козлята».


«Начинаем готовиться к зимним Святкам».
«Спиридон-солнцеворот»
(6-7 лет)
Рассказ о двухнедельных новогодних празднествах. Разучивание колядок (русских, мордовских, чувашских). Изготовление атрибутов к рождественским праздникам. Знакомство обычая проведения этого дня, с закличками солнца. Как закликают солнце в Мордовии, Чувашии? Лепка снежной бабы на улице из снега.


«Новый год»
(7-8 лет)
Знакомство с разными обычаями встречи Нового года у народов Поволжья. Пение колядок разных народов.

январь
«У нас Рождественский сочельник» (5-8 лет)
В русских, мордовских, чувашских костюмах дети принимают участие в празднике: ходят с колядками по детскому саду, школе, поют колядки.

февраль
«Ждем весну, готовимся к Масленице» (5-6 лет)
Рассказ о Масленице. Разучивание масленичным приговоров. Чтение русской народной сказки «Как весна зиму поборола».


«Познаем секреты русской кухни», «Праздник Масленица» (6-7 лет)
Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу, загадки о блинах. Выпечка блинов детьми. Праздник с участием родителей детей, проводимый на улице с хороводами, песнями, сжиганием чучела Зимы.


«Учимся величать мальчиков, учимся величать девочек», «Прилетите, жавороночки, к нам» (7-8)
Добры молодцы и красны девицы учатся приветствовать друг друга. Разыгрывание фрагмента мордовского и русского свадебного обряда. Знакомство с весенним праздником «Сороки» с приметами. Изготовление жаворонком способом оригами и отпускание их на волю.

март
«Мальчики, да девочки, свечечки да вербочки понесли домой» (5-6)
Рассказ о Вербном воскресенье: обряды, обычаи, приметы этого дня. Рассматривание веточек вербы с последующим использованием в играх.


«Ярмарка».
«Что такое Пасха?» (6-7 лет)
Рассказ о ярмарке, рассматривание иллюстраций. Разучивание закличек скоморохов. Что продают у нас на базаре? (разговор о местных видах сельского хозяйства и ремеслах).
Знакомство с праздником Пасхи: обрядами, традициями. Работа детей: склеивание корзиночек – подставок для яиц, роспись яиц.


«Егорьев день»
(7-8 лет)
Знакомство с праздником Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля. Приметы весны, заклички.

апрель
«Про отцов и дедов помнить от века завещано» (5-6 лет)
Беседа о богатырях народов Поволжья, былинах. Беседа о празднике Победы: о родственниках, погибших в годы войны. Рассматривание фото из семейных альбомов, фото из журналов военной поры. Беседа на тему: «Человек жив до тех пор, пока его помнят».


«Белая береза!»
«Иван Купала»
(6-7 лет)
Знакомство с традициями народных гуляний на Троицу (прощание с весной, встреча лета). Рассказ о березе – главной героине праздника. Разучивание песен о березке, хороводов, игр (русских, мордовских). Загадывание загадок о березе. Рассказ о празднике Ивана Купалы. Рассматривание папоротника, приметы этого дня. Гадание на Иван Купала. Плетение венка.


«Наш хоровод»
(7-8 лет)
Мы – одна семья: русские, мордва, чуваши, татары. Беседа о различиях и общих чертах в танцах, песнях, костюмах, обрядах.



Педагогическое сопровождение семьи

Месяц
Содержание работы


педагогическое просвещение
участие в педагогическом процессе

Сентябрь
1. Анкетирование «Воспитание одаренного ребенка».
2. Выступление на заседании родительского клуба. Тема: «Мордовская национальная культура»
1. Участие в музыкальном занятии «Мордовское народное творчество».
2. Выставка предметов быта мордовского народа «Из бабушкиного сундучка».

Октябрь
1. Выступление на родительском собрании. Тема: «Музыкальный фольклор как средство творческого развития ребенка».
2. Музыкальная гостиная. Посиделки «Чувашское гостеприимство»
1. Участие в музыкальном занятии «Чувашское народное творчество».
2. Обмен рецептами чувашской национальной кухни.

Ноябрь
1. Семинар-практикум «Организация музыкальной деятельности в семье. Оформление в доме музыкального уголка».
2. Музыкальная гостиная. «Татарский праздник – Сабантуй».
3. В родительский уголок. Папка-передвижка «Особенности детского татарского музыкального фольклора».
1.Участие в развлечении «По родным волжским просторам».
2. Концерт с участием детей и родителей «Татарские песни, игры, танцы».

Декабрь
1. Семинар-практикум «Сделаем своими руками» (рекомендации по изготовлению экспериментальных музыкальных инструментов, народных музыкальных инструментов).
2. Выступление на родительском собрании. Тема: «Введение регионального компонента музыкального воспитания детей».
1. Участие в развлечении «Путешествие по Волге».
2. Конкурс рисунков «Что за чудо эти сказки » (сказки народов Поволжья).

Январь
1.Семинар-практикум «Что поют и слушают наши дети» (помощь в подборе фонотеки).
2. В уголок для родителей. Ширма «Русская народная культура Верхнего Поволжья».
1. Участие в развлечении «Святки».
2. Собирание предметов национальной культуры в музей детского сада.

Февраль
1. Семинар-практикум «У меня сегодня праздник» (как организовать День рождение в семье).
2. Музыкальная гостиная: «Русская народная культура Среднего Поволжья».
1. Посещение с детьми музея народного творчества.
2. Участие в фольклорном празднике «Между Волгой и Уралом».

Март
1. В уголок для родителей. Ширма «Град Симбирск. Музыкальный фольклор Симбирска-Ульяновска».
2. Консультация «История нашего края».
1.Составление семейной родословной.
2. Участие в фольклорном празднике «Встреча весны».

Апрель
1. Музыкальная гостиная. «Русская народная культура Нижнего Поволжья».
2. В уголок для родителей. Ширма «Музыкальный фольклор саратовской, волгоградской, астраханской области».
1. Участие в выставке «Русские мастера».
2. Конкурс рецептов национальной русской кухни.

Май
Индивидуальные консультации по запросам родителей.
1. Участие в фотовыставке «Мы живем на Волге».
2. Участие в развлечении «Как на нашей улице».


Содержание работы фольклорного кружка «Родная сторонушка»
месяц
Тема
Содержание

сентябрь
«Кто мы, откуда?» (5-6 лет)
Моя семья.
Создание родословной.


«Наша древняя земля»
(6-7 лет)
Мы - русские, чуваши, мордва, татары, марийцы и т. д. Знакомство с древней архитектурой. Рассматривание крестьянских построек на Руси, сравнивание их с постройками в Поволжье.


«Путешествие в прошлое нашего края», «Народный костюм»
(7-8 лет)
На примерах легенд и былин показать красоту, мудрость и смелость разных народов. Знакомство с русским, чувашскими, мордовскими, татарскими богатырями. Просмотр диафильмов. Знакомство с русским, татарским, чувашским и мордовского народными костюмами. Прослеживание разницы в деталях костюмов.

октябрь
«Вечера долгие, головушки умные, руки умелые» (5-6 лет)
Знакомство с головным убором женским и мужским народов Поволжья. Рассматривание иллюстраций. Украшение головного убора бусинками, тесьмой


«С новым урожаем!», «У нас сегодня капустник!» (6-7 лет)
Знакомство с историей создания календаря (что такое календарь, для чего он нужен).Подведение итогов осенних работ: богатый урожай. Знакомство с приметами, загадками, пословицами об осени. Подготовка выставки «щедрые дары Осени». Знакомство с преданием о появлении капусты на Земле. Загадки, поговорки о капусте. Игра и хоровод «Вейся, капустка!»


«Покров – первое зазимье!» (7-8 лет)
Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня. Разучивание примет поздней осени.

ноябрь
«Дом, дом, открой свою тайну!» (5-6 лет)
Знакомство с внутренним убранством жилища. Рассматривание домашней утвари: ухвата, чугунка, кочерги, колыбели. Загадывание загадок о предметах быта, пение колыбельных песен.


«Дух и природа»,
«Синичкины именины» (6-7 лет)
Духовная жизнь и природа соединены в единой гармонии. Пословицы, устное народное творчество о природе, песни, хороводы, игры. Знакомство с традициями проведения праздника Синичкины именины на Руси. Изготовление кормушек для птиц, развешивание на участке детского сада.


«К худой голове своего ума не приставишь» (7-8 лет)
Беседа об уме и глупости (поговорки и пословицы). Чтение народных сказок народов Поволжья. Сравнение героев сказок.

декабрь
«На печи лежим, сказки слушаем» (5-6 лет)
Вспоминая знакомые сказки, беседа о нравах, о добре и зле, о правде и вымысле. Инсценирование народных сказок «Теремок», «Волк и козлята».


«Начинаем готовиться к зимним Святкам».
«Спиридон-солнцеворот»
(6-7 лет)
Рассказ о двухнедельных новогодних празднествах. Разучивание колядок (русских, мордовских, чувашских). Изготовление атрибутов к рождественским праздникам. Знакомство обычая проведения этого дня, с закличками солнца. Как закликают солнце в Мордовии, Чувашии? Лепка снежной бабы на улице из снега.


«Новый год»
(7-8 лет)
Знакомство с разными обычаями встречи Нового года у народов Поволжья. Пение колядок разных народов.

январь
«У нас Рождественский сочельник» (5-8 лет)
В русских, мордовских, чувашских костюмах дети принимают участие в празднике: ходят с колядками по детскому саду, школе, поют колядки.

февраль
«Ждем весну, готовимся к Масленице» (5-6 лет)
Рассказ о Масленице. Разучивание масленичным приговоров. Чтение русской народной сказки «Как весна зиму поборола».


«Познаем секреты русской кухни», «Праздник Масленица» (6-7 лет)
Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу, загадки о блинах. Выпечка блинов детьми. Праздник с участием родителей детей, проводимый на улице с хороводами, песнями, сжиганием чучела Зимы.


«Учимся величать мальчиков, учимся величать девочек», «Прилетите, жавороночки, к нам» (7-8)
Добры молодцы и красны девицы учатся приветствовать друг друга. Разыгрывание фрагмента мордовского и русского свадебного обряда. Знакомство с весенним праздником «Сороки» с приметами. Изготовление жаворонком способом оригами и отпускание их на волю.

март
«Мальчики, да девочки, свечечки да вербочки понесли домой» (5-6)
Рассказ о Вербном воскресенье: обряды, обычаи, приметы этого дня. Рассматривание веточек вербы с последующим использованием в играх.


«Ярмарка».
«Что такое Пасха?» (6-7 лет)
Рассказ о ярмарке, рассматривание иллюстраций. Разучивание закличек скоморохов. Что продают у нас на базаре? (разговор о местных видах сельского хозяйства и ремеслах).
Знакомство с праздником Пасхи: обрядами, традициями. Работа детей: склеивание корзиночек – подставок для яиц, роспись яиц.


«Егорьев день»
(7-8 лет)
Знакомство с праздником Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля. Приметы весны, заклички.

апрель
«Про отцов и дедов помнить от века завещано» (5-6 лет)
Беседа о богатырях народов Поволжья, былинах. Беседа о празднике Победы: о родственниках, погибших в годы войны. Рассматривание фото из семейных альбомов, фото из журналов военной поры. Беседа на тему: «Человек жив до тех пор, пока его помнят».


«Белая береза!»
«Иван Купала»
(6-7 лет)
Знакомство с традициями народных гуляний на Троицу (прощание с весной, встреча лета). Рассказ о березе – главной героине праздника. Разучивание песен о березке, хороводов, игр (русских, мордовских). Загадывание загадок о березе. Рассказ о празднике Ивана Купалы. Рассматривание папоротника, приметы этого дня. Гадание на Иван Купала. Плетение венка.


«Наш хоровод»
(7-8 лет)
Мы – одна семья: русские, мордва, чуваши, татары. Беседа о различиях и общих чертах в танцах, песнях, костюмах, обрядах.











13PAGE 15


13PAGE 141615




15