Урок развития речи: подготовка к написанию сочинения – рассуждения на морально-эстетическую тему «Честь Гринева и бесчестье Швабрина» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)


В соответствии с современными требованиями коммуникативной и практической направленности в обучении русскому языку и литературе важное значение имеют уроки развития речи, которые направлены на развитие познавательных, творческих способностей учащихся.
На уроках литературы мы обучаем учеников умению доказывать свои суждения о поступках литературного героя устно и письменно, что развивает их устную и письменную речь.
Рассказываем, как строятся доказательства; обращаем внимание на способы цитирования и оформления цитат.
Урок развития речи
подготовка к написанию сочинения – рассуждения на морально-эстическую тему «Честь Гринева и бесчестье Швабрина» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Цель урока: Обучение умению доказывать свои суждения о поступках литературного героя.
Подготовка урока. Он проводится после прочтения и анализа повести «Капитанская дочка».
На предыдущих занятиях учащиеся выясняли значение слова честь. Поработали со словарями, сделали записи в тетрадях.
Высказывали мнение: честь требует от человека поддерживать свою репутацию, репутацию коллектива, к которому он принадлежит, осмысливали понятия честь семьи, честь школы, честь родины.
Беседа проводилась, когда объясняли содержание эпиграфа «Береги честь смолоду», раскрывали смысл мудрого наставления отца Гринева сыну Петруше.
Работа учителя и учащихся на уроке.
На доске записи:
Честь Гринева и бесчестье Швабрина.
Швабрин и Гринев в повести «Капитанская дочка».
Отношение Гринева и Швабрина к Маше Мироновой.
Учащиеся выясняют, какая из предложенных тем самая широкая, а какая узкая. Так ребята включаются в работу по отбору материала к каждой теме.
Вопросы классу:
Какой материал нужно отбирать для того, чтобы раскрыть первую тему? О чем здесь должна идти речь? Как проявляются человеческое достоинство и честь?
Сравнивая поведение Гринева и Швабрина в схожих обстоятельствах, вместе рассуждать о чести и бесчестии.
От наблюдений – к суждениям о причинах поступков, а от них – к выводам – тезисам. Таков ход работы.
Учащиеся записывают в тетради:
Чтобы тезисы-суждения были правильными, нужно:
- подобрать все факты, относящиеся к теме, и, анализируя, сгруппировать их;
- предвидя другие толкования тех же фактов, попытаться их опровергнуть полностью или частично (глубина доказательства);
- аргументами при доказательстве могут быть ссылки на текст, цитаты.
Эти записи кратко комментируются учителем и учениками. Определяя вопросы, которым необходимо уделить внимание для раскрытия темы «Честь Гринева и бесчестье Швабрина», анализируется отношение молодых людей к воинскому долгу, дружбе, Маше Мироновой, людям, которые их окружают.
Ребята получают карточки с текстом:
Швабрин и Гринев – дворяне, офицеры. Первый старше, опытнее. Казалось бы, он должен проявить себя более стойким, мужественным, умелым, чем его младший товарищ, в сцене захвата крепости.
Мы не знаем, как чувствовал себя Швабрин перед наступлением Пугачева, но в душе Гринева, вместе с грустью, поселилось «нетерпеливое ожидание опасностей и чувство благородного честолюбия».
Когда крепость взяли, Гринев, готовый разделить судьбу командиров, не заметил среди них Швабрина. «К неописуемому моему изумлению увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане», - говорит он. Значит, за короткое время Швабрин сумел и подстричься, и переодеться в заготовленную одежду. Раз так, предательство было им заранее обдумано.
Почему называем предательством службу Швабрина у Пугачёва, несмотря на сочувствие народу и его предводителю? Но Швабрин вовсе не из преданности делу Пугачева нарушил присягу. Он просто спасал свою жизнь.
Учащиеся читают карточки и определяют, что это – часть, заготовка для будущего сочинения.
Необходимо на этом отрывке показать, как строится доказательство, обратить внимание на способы цитирования и оформления цитат.
Домашнее задание: написать сочинение по заданной теме.