Урок «Информационная безопасность в Интернете»

УРОК ПО ТЕМЕ: «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ»
(5 КЛАСС)
Автор: Новосадова Ольга Владимировна, учитель информатики и ИКТ
МАОУ гимназия №70 г. Екатеринбург

Данную разработку можно использовать в 3 – 5 классах на уроках информатики и ИКТ или на классных часах. В нашем образовательном учреждении данный урок проводится в рамках учебного предмета «Основы проектной деятельности» в 5 классах и на уроках информатики в 4 классах.
Представленный урок является первым уроком по заявленной теме. Всего предполагается 2 урока.

РЕКОМЕНДУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, проектор.
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДДЕРЖКА УРОКА:
Презентация учителя (10 слайдов)
Условное обозначение: П(указывается номер слайда)

ЦЕЛЬ УРОКА: формирование представления об информационной безопасности.
ЗАДАЧИ УРОКА:
познакомиться с основными понятиями по данной теме
рассмотреть различные варианты угроз информационной безопасности в сети Интернет
развитие коммуникативной компетентности учащихся (умение слушать, умения говорить)
воспитание доброжелательного отношения к одноклассникам

ПЛАН УРОКА:
I. Организационный момент (3-5 мин)
II. Подготовка учащихся к усвоению нового материала (10 - 15 мин)
III. Изучение нового материала (15 мин)
IV. Итог урока. (5-7 мин)
V. Домашнее задание (1-2 мин)

ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Подготовка к уроку, приветствие.
Объявление темы (П1).Запись даты и темы урока в тетрадь. Постановка учебных задач (П2), обсуждение хода урока.
II. Актуализация знаний учащихся, мотивация изучения заявленной темы
Обсуждение с учащимися значение каждого слова и различных словосочетаний в теме урока: «Информация», «Безопасность» «Информационная безопасность», «Информационная безопасность в Интернете»
Дети высказывают свое представление о том или ином понятии. Учитель на доске фиксирует ответы в краткой форме (разделив доску на четыре колонки: «информация», «безопасность», «информационная безопасность», «информационная безопасность в сети Интернет»)
Из предложенных вариантов формулируем определение для каждого понятия. Посмотрим, насколько мы были близки к определениям, предложенным в различных источниках (П3).
Учащиеся записывают в тетрадь определение информационной безопасности.
Обсуждение с учащимися вопроса о необходимости обращения к данной теме современному человеку, современному школьнику (П4).
Учитель представляет статистические данные о возрасте человека, начинающего пользоваться ресурсами сети Интернет (П5).
Поводя итоги беседы, можно акцентировать внимание учащихся на необходимость рассмотрения данного вопроса в рамках учебного предмета. Дети высказывают свое мнение, почему об этом надо говорить в школе.
III. Изучение нового материала
Проведение социологического опроса.
Социологический опрос проводится по следующим правилам:
Представление вопроса и предложенных вариантов ответа с фиксацией на экране (П6, П7).
Создание условий, позволяющих респондентам честно ответить на поставленные вопросы, не обращая внимание на то, как ответили окружающие. Учитель еще раз формулирует вопрос и один вариант ответа, просит учащихся закрыть глаза и поднять руку тех учащихся, которые выбирают данный ответ. Подсчет голосов проводит учитель, фиксируя результаты на доске. Затем учащиеся открывают глаза. Действия повторяются в течение исследования.
Результаты опроса представлены на доске. Используя результаты анкетирования, мы выделили основные направления в использование ресурсов сети Интернет. А также определили круг опасностей, с которыми вы сталкивались при работе в сети Интернет. (5 мин)
Работа в группах
Деление учащихся на три группы (для объединения в группы рекомендуем учителю обратить внимание на ответы учащихся во время голосования, например, «любители» игр – в одной группе и т.п.).
Задание группам: определить опасности по предложенному направлению (1 группа «Общение в интернете», 2 группа «Мошенничество в Интернете», 3 группа «Сетевые игры»).
Рекомендации учителю: ограничить время обсуждения (5 минут, 7 минут, ), ограничить время для фиксации результатов в краткой форме в тетради (3 минуты, 5 минут, ).
IV. Поведение итогов урока
Учащиеся озвучивают опасности, подстерегающие их при работе в сети Интернет по своему направлению.
Учитель акцентирует внимание, что на следующем уроке предполагается определить правила поведения современного человека для обеспечения безопасной работы в сети Интернет.
V. Домашнее задание
Провести опрос родителей и ближайших родственников на предмет возможных вариантов действий для обеспечения безопасной работы в сети Интернет. Зафиксировать в тетради план действий или рекомендаций (П8).
Рекомендации учителю: заранее распечатать домашнее задание для каждого учащегося или записать домашнее задание в электронном дневнике


РЕКОМЕНДАЦИИ КО ВТОРОМУ УРОКУ ПО ЗАЯВЛЕННОЙ ТЕМЕ:
Работа в группах, сформированных на первом уроке.
Использовать материалы прошлого урока и результаты выполнения домашнего задания.
Продуктом работы в группах на втором уроке может быть памятка по тем же направлениям «Общение в Интернете», «Мошенничество в Сети Интернет», «Сетевые игры». В памятке прописать правила и рекомендации по работе в сети Интернет. Памятка может быть представлена в различных формах, предполагается обязательное публичное представление. Для детей 4-6 классов предлагаем создание стенгазеты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - материалы к уроку
http://google.ru - картики











15