презентация Как написать эссе по обществознанию


ЭССЕПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮсоставитель: преподаватель истории и обществознания Ходосова Т.В. Что такое эссе? ЭССЕ Лат. exagium - взвешивание Фр. essaiопыт, проба,попытка,набросок,очерк Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции,трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначес нею связанные.(Краткая литературная энциклопедия) Жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнутоиндивидуальную позицию автора с непринужденным, частопарадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.(Большой энциклопедический словарь) Признаки эссе 1. НАЛИЧИЕ КОНКРЕТНОЙ ТЕМЫ ИЛИ ВОПРОСА 3. НЕБОЛЬШОЙ ОБЪЕМ 4. СВОБОДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 5. НЕПРИНУЖДЕННОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ 6. ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ 8. ОТКРЫТОСТЬ 7. ВНУТРЕННЕЕ СМЫСЛОВОЕ ЕДИНСТВО 2. СУБЪЕКТИВНОСТЬ НО ЧТО ТАКОЕ ЭССЕ, НИКОГДА В ТОЧНОСТИ НЕ БЫЛО ОПРЕДЕЛЕНО Критерии оценивания эссе на олимпиадах по обществознанию Самостоятельность, проявление индивидуальности.Дискуссионность и диалогичность.Композиционная свобода, способствующая раскрытию темы.Образность и глубина раскрытия проблемы.Внутреннее смысловое единство.Оригинальность решения проблемы. Эссе по обществознанию:оцениваемые элементы (ЕГЭ) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. Как выбрать тему эссе? 2. С какими основными проблемамиобществознания связана данная тема? 1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотелсказать автор? 3. Согласен ли я с приведенным высказыванием,как выразить свое отношение к нему? 4. Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? 5. Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта? ПримерЭкономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей) 1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотелсказать автор? 2. С какими основными проблемамиобществознания связана данная тема? 3. Согласен ли я с приведенным высказыванием? 4. Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? 5. Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта? 1. Автор утверждает, что потребителю необходимонаучиться рационально расходовать свои доходы,прежде чем приобретать товары и услуги. 2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикойпотребления. 3. Я полностью согласен с данным высказыванием. 4. Термины: доходы и расходы, ограниченныересурсы, семейный бюджет, потребительскоеповедение, структура потребления… 5. Примеры: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг. Задание №1 Передайте смысл следующих высказываний: «Элементы искусства неутомимо работаютв пользу научных теорий» (О. Мандельштам) «Займите место и положение, подобающеевам, и все признают это» (Р. Эмерсон) «Прогресс – отец проблем» (Г. Честертон) Быть в контексте задания!!!...это значит: 1. Соответствовать базовой науке, к которойотнесена выбранная проблема. 2. Грамотно определить круг подлежащихрассмотрению вопросов. 3. Ясно выражать и аргументировать собственноепонимание проблемы и отношение к ней. 4. Использовать те термины, понятия, обобщения,факты, примеры, которые относятся к выбраннойпроблеме. Задание №2В контексте ли автор эссе? Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей) «Люди по своей натуре стремятся продавать и покупать. Купля-продажа свойственна не всем и не всем она легко дается. Некоторые легко покупают, но продают с трудом, а другие – наоборот. Мне кажется, что искусство расходовать во мне преобладаетнад искусством покупать. Нередко что-нибудь купив, я задумы-ваюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешевуюподделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере,как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становитсяспокойнее. Как известно, продается и покупается не все на свете. Но неко-торые люди так не думают. Такое мнение бытует среди тех, укого много денег, и они ошибаются. В мире есть вещи, которыене продаются и не покупаются: здоровье, жизнь. Последнюю в наше время уже, наверное, можно продать». И еще… Приветствуются следующие дополнительные аргументы: Краткая информация об авторе высказывания (например: И. Кант, родоначальник немецкой классической философии). Имена его предшественников, последователей или научных противников. Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению. Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе. Указания на альтернативные варианты решения проблемы. Задание №3Напишите эссе по одной из тем Философия. «Все то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье». (С. Маршак).Социальная психология. «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем». (Аристотель).Экономика. «Судить об эффективности той или иной хозяйственной системы следует, сопоставляя ее с альтернативными вариантами». (А. Смит).Социология. «Свобода есть право на неравенство». (Н.А. Бердяев).Политология. «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной». (Б.Н. Чичерин).Правоведение. «Для граждан право является разрешением делать все, что не запрещено». (Л.Н. Толстой).