Урок-форум по ИКТ на тему Использование прикладных программ в процессе обучения


Методическая разработка урока по предмету“Информационно-коммуникационные технологии”

Автор: Гладыш Л.В., ГВПУ , г. Горловка
Урок – це дзеркало загальної і педагогічної культури вчителя, мірило його інтелектуального багатства, показник його світогляду і ерудиції.
В. Сухомлинський.
Тема урока: Использование прикладных программ в процессе обучения.
Цели урока:
Провести оценивание учащихся по теоретическому и практическому содержанию темы; установить межпредметные связи между информатикой, математикой, физикой, спецпредметом, повышая этим эффективность профтехнической и практической направленности обучения.
Развивать: логическое и системное мышление, коммуникабельность, ответственность за работу при выполнении заданий, навыки самостоятельной работы со справочной информацией по программам (при возникающих вопросах);
Сформировать у учащихся потребность добывать знания, развивать интерес, любовь к познанию, любознательность посредством компьютера;
Работая в группах, самостоятельно и коллегиально решать доступные вопросы, быть исследователями, вместе преодолевать трудности на пути к достижению цели;
Прививать культуру работы на ПК;
Воспитывать навыки самостоятельного принятия решений.
Тип урока: урок систематизации знаний учащихся.
Вид урока: урок – форум
Назначение: Проведение дифференцированных зачетов.
Время работы: 45 минут.
Форма организации учебной работы: работа в группах.
Методы и приемы обучения: обучение методом интеграции знаний, сотрудни
чество по принципу учащиеся –преподаватели.
Преподаватели: истории, физики, математики, литературы, информационных технологий.
Система оценивания: оценка выставляется по результатам работы учащихся на уроке согласно основным ее критериям, а также самооценки.
Дидактическое обеспечение:
Инструкции по работе на ПК;
Тесты в электронном формате и в виде раздаточного материала;
Таблица оценивания в электронном формате;
Листы самооценивания.
Презентации, буклеты по темам.
Межпредметные связи:Математика, физика, литература, история.
Оборудование: IBM—совместимый компьютер, типа Intel Pentium. Операционная система: WindowsXX.
Методические рекомендации по подготовке и проведению урока
Урок проводится в форме форума и требует предварительной дополнительной подготовки. Следует заранее подготовить наглядные пособия, дидактический материал, помочь учащимся в подготовке, домашнего задания, оформлению кабинета. Урок начинается со вступительного слова преподавателя, в котором он сообщает учащимся о порядке проведения форума. Для этого учащиеся заранее разделены на малые группы по программам. В качестве авторитетных собеседников приглашены преподаватели различных дисциплин. Раздать гостям буклеты по теме обсуждения, оценочные листы.
Результаты работы оценивает комиссия по предложенной схеме.
Обсуждение начинается с темы «Создание и использование тестов по различным предметам - докладывают и показывают работу по созданию тестов Котляров М. Кутовой И, Марченко В.
Работа с программами переводчиками – Калитка А., Водянина В.
Прикладная программа GRAN по работе с функциями, с геометрическими телами. - Коновалова, Фандикова Ю. Ляшенко Н.
Прикладная программа ADGRAPH по работе с функциями.
Использование интернет ресурсов – Середа А., Фицай В., Гончаров М.
Форум заканчивается подведением итогов, анализом сферы применения ПК в учебной и практической деятельности. Преподаватель предлагает учащимся высказаться по вопросам:
Что мне было интересно узнать;
Какая тема не затронула;
Что прошло хорошо;
Чем бы я мог поделиться с товарищами по данным темам;
Какие вопросы в общении с ЭВМ мне интересно было бы услышать;
Моя оценка проведенной беседы ( отлично, хорошо, недостаточно);
Моя самооценка участия в обсуждении.
В ходе проведения урока, приглашенные преподаватели подключаются к обсуждению. Задают вопросы выступающим, из своего опыта рассказывают примеры применения ЭВМ, исполняют роль наблюдателей, заполняют оценочные ведомости, определяют наиболее активных учащихся.
Урок – форум превращает в живую беседу любой, даже самый обычный учебный материал. Он вносит живинку в однообразный ход уроков, вызывая интерес и активность даже у слабых учащихся.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности
Преподаватель сообщает тему урока: Использование прикладных программ в процессе обучения и ставит цели урока.
Речь преподавателя – 3 мин.
Форум в переводе с древне греческого – это широкое представительное собрание. Мы избрали такой вид общения сегодня не случайно. Сегодня компьютер настолько необходим в обучении, в поиске нужной информации, при изучении различных предметов, в дистанционном обучении, при поиске работы, в общении. Эти вопросы интересуют и учащихся и преподавателей. Давайте обмениваться нашими познаниями в этой сфере. Этому и посвящаем наш урок - форум.
В буклетах, разработанных учащимися 2-го курса, познакомьтесь с вопросами, которые рассмотрим на уроке.
Создание и использование тестов по различным предметам - докладывают и показывают работу по созданию тестов Котляров М., Кутовой И., Марченко В. (до 15 мин)
Тесты позволяют объективно, индивидуально проводить контроль знаний по различным предметам, при закреплении материала, при повторении . А использование компьютера при этом очень интересно для нас, получается объективно, ведь компьютер не будет никого засуживать. Мы сейчас вам покажем и расскажем, как можно создавать тесты по разным предметам, это может выполнить любой мало-мальски знающий эту технику человек.
Я расскажу о программе создания тестов «Контрольно- диагностическая система TEST-W» - предлагает инструкции для преподавателей, сам кратко рассказывает и показывает работу этой системы. ( по команде Ивана все открывают папку Тест, файл Editor , он рассказывает как работать с этой программой.
(нажмите кнопку Создать, в появившемся окне запишите название теста (заголовок), затем вопрос (в окне Текст питання), затем до пяти вариантов ответов (каждый в одну строчку) и ставим галочку в строке правильного ответа. Затем нажимаем на кнопку Додати питання. Таким образом можно набирать до 50 вопросов. На последнем вопросе закрываем программу создания теста и в окне Имя файла запишем имя теста, которое будет на диске. Файл tst2txt предназначен для перевода набранного теста в текст для печати ( можно выполнять тесты на бумаге). Файл Test- файл настройки параметров предназначен для настройки выполнения теста : (откройте его)
MaxTimeMin=15 - здесь можно исправить время выполнения теста
QuestionToAsk=48 – а в этой строке можно настроить количество высвечиваемых вопросов. Это очень удобно для индивидуального подхода, т. е на различных компьютерах можно настроить на разные уровни.
Окно программы Editor

Окно программы TEST-W

(Приглашает ребят совместно с преподавателями выполнить тесты по различным предметам). А сейчас выполним тесты по разным предметам. Открываем программу TEST-W, выбираем интересующий вас предмет (папку), открываем тест и выполним его (дается 5 мин).
Котляров Максим - На сегодня существует обновленная версия программы "TEST-W, которая называется "Test-w2". Научиться с ней работать может даже тот, кто владеет элементарными навыками работы с текстовым процессором.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Я предлагаю на компьтере создать каждому свой тест. Войдите в папку TEST-W2, откройте программу создания или редактирования тестов EDITOR и попробуйте создать тест написанный у вас в конце инструкции (откройте файл инструкцию).
(Рассказывает как заполнить окно Редактора).

В строке Назва тесту запишите название темы, по которой составляется тест;
P.S. Не забудьте в строке правильного ответа щелкнуть галочку.
(Картинки и формулы предварительно создайте в файле Word, Paint, а в тест их можно только вставлять, а сейчас копируйте вопросы из файла Инструкция).
Настройте строку Запитань на кол-во вопросов, максимальное время работы с тестом, шкалу оценивания (можно настроить на каждом компьютере свои параметры, также по уровням знаний). Если количество набранных вопросов будет больше, чем вы укажете в настройке, то программа высвечивает указанное количество вопросов в случайном порядке, и это позволяет на разных компьютерах вопросам не повторяться, т.е. каждый работает самостоятельно (нет возможности списывания). Закройте программу на последнем вопросе.
Затем откройте программу тестирования Test-w2.

Щелкните по кнопке Відкрити тест и выберите в окне созданный тест, наберите свою фамилию, № группы и выполните тест, щелкая на строке правильного по вашему мнению ответа. Закончив работу, получите результат выполнения. Просмотреть результаты можно, нажав на кнопку Результати.
Марченко Вита – Для работы с тестами очень удобно работать в программе Power Point (программе презентаций). При тематической аттестации можно использовать тесты (составленные в программе WORD, но необязательно в ней), в слайдах сделана ссылка на эти тесты и на файл правильных ответов. Вот посмотрите задания по информатике. Откройте Ярлык для ТО по теме Excel. Щелкаем по стрелочке внизу слева для перехода в следующий слайд.

Щелкните по строке гиперссылки Тестовые вопросы, откроется файл вопросов, читаете вопросы, ставите в тетради номер правильно ответа. Выполнив, таким образом, тест, закрываем текст и щелкаем по слайду, затем открываем строку Ключи, проверяем самостоятельно выполненный тест, ставим себе оценку по уровню выполнения.
Выйдите из программы, нажав правую кнопку мышки выберите Завершить показ слайдов. За помощью и разработкой тестов обращайтесь в каб №318 , поможем и консультацию дадим и сбросим программы для создания тестов. Вопросы есть?

Использование прикладных программ по математике.
Прикладная программа GRAN предназначена для работы с геометрическими телами, графиками функций. - Коновалова В., Фандикова Ю. Ляшенко Н.
Программа AdGraph – работа с графиками. Нетесов Илья гр 2-6К, Виноградов Кирилл- гр 2Э
Программа GRAN
(Колтунова Н.) Программный комплекс "GRAN" состоит из разделов:
Графический анализ функций: графики, вычисления, решения уравнений, неравенств, систем;
Работа с геометрическими телами (это раздел стереометрии).
Рассмотрим 1-й модуль работа с функциями.–просит войти в папку Информационные технологии и открыть программу GRAN1. (P.S. настроить окно графика на всех машинах)
Расположите их рядом, чтобы не перекрывали друг друга
Основное окно программы GRAN1 состоит из трех окон:
в одном пишем формулы функций Список объектов
В другом, строим графики Окно графиков
В третьем смотрим ответы вычислений Ответы

В программе можно создавать объекты (записывать функции), строить их графики, производить различные вычисления. Возьмите инструкции по работе с программой и выполните задания. (P.S. консультанты ставят оценки в оценочной ведомости)
Задания для работы с программой GRAN1 :
В меню Объект выбираем опцию Создать
В появившемся окне запишем формулу x^3 ( можно с помощью мышки, можно набирать на клавиатуре) - в окне объектов появится эта формула.
В меню График выбираем Построить. ( размер окна можно изменять простым растягиванием, чтобы график был виден в окне, можно изменять масштаб)
Вычислим интеграл ( т.е. площадь фигуры ограниченной прямыми у=0 и у=2, для этого в меню Операции выбираем Интегралы – Интеграл и вводим отрезок интегрирования А=0 В=2. В окне Ответы видим:
Y(X)=X^3
A=0,
B=2,
I=4 площадь закрашенной фигуры в кв. ед.
Теперь вычислим объем тела вращения вокруг оси х кривой графика у=х^3 в пределах от 0 до 4, для этого в меню Операции выбираем Интегралы – Объем и площадь поверхности тела вращения ось ОХ и вводим отрезок интегрирования А=0 В=2. В окне Ответы видим:
Y(X)=X^3
A=0,
B=2,
V=57.45 объем тела вращения в куб. ед.
S=203.3 площадь поверхности в кв. ед.
Решим неравенство х^3< 2 в меню выбираем Операции - Неравенства – С-ма неравенств у(х)< >.. и в появившемся окне записываем 2. В окне Ответы видим:
X^3<2
Ответ: Х принадлежит промежутку (-5 1.26).
На графике видим этот промежуток и отмечено прямой, часть графика, что меньше 2.
Вот что должно получиться.

Ребята высказываются о работе в программе, что узнали нового, как эта программа помогла им в освоении темы интегралы. Вообщем, эта программа очень наглядно позволяет нам разобраться с функциями. Вопросы есть?

Второй блок программы GRAN (Горбулина А.), это программа создания геометрических тел, и расчетов. Посмотрим эту программу в действии. Откройте программу GRAN3D. Перед вами появилось окно, в котором видите трехмерную систему координат, где каждая точка имеет три измерения х,у,z. Построение фигур можно выполнять с помощью меню Объект.
Возьмите лист заданий и выполните их.
Задания по работе с программой GRAN3D.
165735571500Давайте построим точку. В меню входим в Объект – Создать – Точка. В появившемся окне, запишем или с помощью окна, или на клавиатуре координаты х=3; у=2; z=3, зададим её цвет и назовем её – А, нажмем Выполнить. На графике появится точка . А в окне списков объектов появится название объекта и её координаты.
Создадим отрезок. Объект - Создать – Ломаная. Запишем координаты концов отрезка
0 0
0 3 3
Выберем цвет, нажмем Выполнить.
60960999490Чтобы построить параллелепипед входим в меню Объект- Создать базовый объект - прямой параллелепипед. Выбираем те параметры, которые предлагает программа и нажимаем Создать. P.S. уменьшаем масштаб если всю фигуру не видно на графике (Изображение – Уменьшить размер)
В окне Характеристики объектов увидим объем тела и его площадь поверхности. Определим площади и периметры граней параллелепипеда. Входим в меню Вычисления –Многогранник – Площади и периметры граней. Мы видим эти параметры. (спросить, чему равна площадь АВСD?)
Окно программы GRAN3D

(Учащиеся высказываются, что такая наглядность в изучении геометрии помогает лучше понять материал.)

Программа AdGraph предназначена для работы с графиками.
В этой программе также как и в программе Gran-1 можно строить графики функций, исследовать их, вычислять производные, интегралы.
Сейчас посмотрим как это делается:
Откройте программу AdGraph, сделайте окно на весь экран, возьмите задание и выполните его.
Задание по работе в программе AdGraph
Войдите в меню Построение – Добавить график (+F)?, в появившемся окошке запишите формулу X^2, нажмите ОК.
Войдите в меню Построение – Добавить график (+F)?, в появившемся окошке запишите формулу 4, нажмите ОК.
Найдем точки пересечения графиков функций y=x^2 и y=4, для этого войдите в меню Вычисления – Пересечения в появившемся окне выберите ( или запишите) эти функции, нажмите ОК.
lefttop
На экране видите окно с точками пересечения этих графиков. Закройте эти окна;
Отметим эти точки на графике. Для этого войдите в меню Построить – Добавить метку, щелкните мышкой в 1-й точке пересечения графиков, в появившемся окне пишите имя метки, настраиваем цвет, шрифт и нажимаем ОК, аналогично выполняем для другой точки пересечения графиков.
Исследуем функцию у=x^2, для этого нажмите меню Вычисления – Исследование функции, в появившемся окне выбираем эту функцию и нажимаем ОК. смотрим окно Результаты исследования;

Построим касательную к графику у=х^2 в точке х=1.
Входим в меню Вычисления – касательная или нормаль.. , в появившемся окне выбираем функцию и записываем абсциссу точки пересечения 1, переключатель ставим в положение Касательная, нажимаем Добавить график, получили прямую у=2х-1, которая является производной (касательной) функции y=x^2 в точке х=1.

И последнее: вычислим и построим интеграл (площадь фигуры между прямой у=4 и параболой у=x^2). Нажимаем Вычисления – Интегрирование, выбираем эти функции, записываем границы интегрирования от -2 до 2, нажимаем Считать, видим площадь фигуры между этими графика-520065-114300ми S= 10.6666667 кв.ед. Затем добавим график этой фигуры, где исправим границы для у мин=0 и мах=4, нажмем ОК.
На экране должны увидеть такой результат:

Выводы: программа полезна при изучении тем: функции и их графики, исследования функции, интегралов. Наглядно и понятно можно использовать при изучении функций.

3. Интернет – ресурсы
Сообщения учащихся. Интерне́т переводится как объединённые сети — глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов. Служит физической основой для Всемирной паутины. Часто упоминается как Всемирная сеть, Глобальная сеть.
К 2013 году число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило около 1,5 млрд человек (около четверти населения Земли).
Всемирная компьютерная сеть Интернет вместе с персональными компьютерами образует технологическую основу для развития «Всемирного информационного общества».
Сейчас наиболее популярные услуги Интернета — это:
Веб-форумы
Блоги
Интернет-магазины
Интернет-аукционы
Социальные сети
Электронная почта и списки рассылки
Группы новостей (в основном, Usenet)
Файлообменные сети
Электронные платёжные системы Интернет-радиоИнтернет-телевидениеIP-телефонияМессенджерыFTP-серверыПоисковые системыИнтернет-рекламаУдалённое управлениеМногопользовательские игрыРеализована вся информация в сети на веб – сайтах. Веб-сайт (от англ. «место в сети»), где хранятся документы частного лица или организации. Все веб-сайты в совокупности составляют Всемирную паутину. Для прямого доступа клиентов к веб-сайтам на серверах был специально разработан протокол HTTP. Когда говорят «своя страничка в Интернет», то подразумевается целый веб-сайт или личная страница в составе чужого сайта.
А теперь познакомимся с сайтом нашего училища, который представляет историю училища, новости, рекламу, даже позволяет обучаться, находясь дома. Я вхожу в наш сайт через поисковую систему Яндекс. Набираю Горловское высшее профессиональное училище (или ГВПУ) и перехожу в сайт.
А мы откроем папку Сайты и откроем файл html нашего училища.

Затем перехожу по страничкам сайта. Заинтересовали меня такие страницы, как Новости, История училища. Для поступающих, очень интересны страницы Абитуриенту, Дистанционное обучение. Сайт оформлен красиво, ну для привлекательности добавлены смайлики.
ІІІ Заключительная часть урока:
Форум заканчивается подведением итогов, анализом сферы применения ПК в учебной и практической деятельности. Преподаватель предлагает учащимся высказаться по вопросам:
Что мне было интересно узнать;
Какая тема не затронула;
Что прошло хорошо;
Чем бы я мог поделиться с товарищами по данным темам;
Какие вопросы в общении с ЭВМ мне интересно было бы услышать;
Моя оценка проведенной беседы отлично, хорошо, недостаточно;
Моя самооценка участия в обсуждении.
Высказывают свое мнение участники форума- преподаватели, оценивают группы учащихся.
Преподаватели информатики и информационных технологий подводят итоги форума.