Рабочая программа МДК 03.01 Теоретические и прикладные аспект методической работы педагога дополнительного обюразования

Комитет по образованию
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга

(ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)


ПРИНЯТО на заседании Методического совета
______/М.А. Ермохина/
Протокол от 31.05.2016 № 8

СОГЛАСОВАНО координационный Совет работодателей
Член координационного Совета работодателей_________/Т.В. Воробьева/
Протокол от 07.07.2016 № 4
УТВЕРЖДАЮ
Директор _____/Т.А. Голядкина/
Приказ от __________ № _____






РаБОЧАЯ ПРОГРАММа



МДК 03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования»

по специальности среднего профессионального образования
44.02.03 «Педагогика дополнительного образования» в области туристско-краеведческой деятельности» по программе углубленной подготовки





Квалификация: педагог дополнительного образования в области туристско-краеведческой деятельности
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения -3 г. 10 мес.
На базе основного общего образования



РАССМОТРЕНО
на заседании профильной цикловой комиссии
педагогика дополнительного образования
протокол « » апреля 2016 №___
Председатель___________/Н.В. Ильченко/





Санкт-Петербург
2016

Рабочая программа МДК 03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования» утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2014 N 998; учебного плана по специальности среднего профессионального образования 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования» в области туристско-краеведческой деятельности» по программе углубленной подготовки, утвержденного приказом директора от от ------------ 201-- № -
Квалификация: педагог дополнительного образования в области туристско-краеведческой деятельности.

Организация-разработчик: ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1

Разработчик: Дюдяева Л.Г.-преподаватель специальных дисциплин

Рецензент: Айрапетова В. А. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии АОУ ВПО им. А.С. Пушкина г. Санкт-Петербурга.

СОДЕРЖАНИЕ

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc456360607" 1415
13 LINK \l "_Toc456360608" 141. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc456360608 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc456360609" 141.1. Область применения программы 13 PAGEREF _Toc456360609 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc456360610" 141.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 13 PAGEREF _Toc456360610 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc456360611" 141.3. Цели и задачи учебной дисциплины-требования к результатам освоения учебной дисциплины: 13 PAGEREF _Toc456360611 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc456360612" 141.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: 13 PAGEREF _Toc456360612 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc456360613" 142. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc456360613 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc456360614" 142.1 Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы 13 PAGEREF _Toc456360614 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc456360615" 142.2 Тематический план и содержание 1513 LINK \l "_Toc456360616" 14МДК 03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования» 13 PAGEREF _Toc456360616 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc456360618" 143. условия реализации программы дисциплины 13 PAGEREF _Toc456360618 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc456360619" 143.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 13 PAGEREF _Toc456360619 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc456360620" 143.2. Информационное обеспечение обучения 13 PAGEREF _Toc456360620 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc456360621" 144. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины 13 PAGEREF _Toc456360621 \h 14171515
15

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МДК 03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа МДК 03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования» входит в состав профессионального модуля ПМ 03 «Методическое обеспечение образовательного процесса» и является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.03««Педагогика дополнительного образования» в области туристско-краеведческой деятельности» утвержденной приказом директора от ------------ 201--- № -
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
МДК 03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования» относится к ПМ.03Методическое обеспечение образовательного процесса основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.03«Педагогика дополнительного образования» в области туристско-краеведческой деятельности» утвержденной приказом директора от ------------ 201-- № -
Примерная программа МДК 03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования» может быть использована на курсах повышения квалификации для начинающих педагогов дополнительного образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины-требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель изучения дисциплины: формирование профессиональной компетентности педагогов в области методической работы педагога дополнительного образования детей.
Процесс изучения междисциплинарного курса направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:
Общекультурные компоненты (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Профессиональные компоненты (ПК):
ПК 3.1.Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК 3.2.Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.
ПК 3.3.Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4.Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК3.5.Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.
В результате освоения МДК 03.01 обучающийся будет:
Знать:
Теоретические основы работы методической службы в УДОД;
Теоретические основы методической работы педагога дополнительного образования;
Технологию разработки видов методической продукции, используемых в дополнительном образовании;
Теоретические основы, методику планирования, разработки рабочей программы дополнительного образования детей в избранной области деятельности и требования к оформлению соответствующей документации;
Теоретические основы и методику планирования педагогического процесса в дополнительном образовании;
Виды учебной документации в учреждении дополнительного образования детей. Порядок утверждения учебной документации.
Особенности современных подходов и педагогических технологий в области дополнительного образования;
Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно- развивающей среды в кабинете (мастерской, лаборатории);
Источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
Логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
Технологию прохождения аттестации.
Основы организации опытно- экспериментальной работы в сфере образования.
Уметь:
Анализировать дополнительные образовательные программы в избранной области деятельности;
Определять цели и задачи, планировать дополнительное образование детей в избранной области деятельности, разрабатывать рабочие программы;
Осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся;
Определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
Анализировать, адаптировать и применять имеющиеся методические разработки;
Создавать различные виды методической продукции, используемых в дополнительном образовании;
Анализировать принципы создания предметно-развивающей среды
Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно- развивающую среду;
Готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
Определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области дополнительного образования детей, подростков, молодёжи;
Использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
Оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
Определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;


С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля ПМ 03 Методическое обеспечение образовательного процесса должен иметь практический опыт:


Анализа и разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) для обеспечения образовательного процесса;
Изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам дополнительного образования детей;
Самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивания образовательных технологий в дополнительном образовании;
Участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете (мастерской, лаборатории);
Оформления портфолио педагогических достижений;
Презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
Участия в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 183 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 122 часа, в том числе 61 час-лекционных занятий, 61 час практические работы, текущий контроль 12 часов; самостоятельной работы обучающегося 61 час.














2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
183

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
122

в том числе:


лекции
61

практические занятия
61

текущий контроль
12

курсовая работа (проект)
1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
61

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета и квалификационного экзамена по окончанию 7,8 семестров





2.2 Тематический план и содержание
МДК 03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень усвоения

1
2
3
4

Раздел 1. Теоретические основы организации методической работы учреждения дополнительного образования.

Тема 1.1.
Введение в курс обучения по программе.
Содержание и структура курса «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования»
Цели и задачи курса. Основные понятия курса.
2 часа
1


Практические занятия
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
-


Тема 1.2
Организация методической работы в учреждениях дополнительного образования/
Методическая работа как вид деятельности. Методическое обеспечение. Модели методических служб. Задачи методических служб. Функции методической службы. Виды методической деятельности.
3 часа



Практические занятия
Составление фишбоуна «Функции методической службы».
Изучение Положения о Методическом совете УДОД
Изучение Положения о Педагогическом совете УДОД
Анализ методического кабинета ГЦРДО СПб
3 часа



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
3 часа


Тема 1.3
Организация методической работы педагога дополнительного образования.


Общие положения о методической работе педагога дополнительного образования. Цели и задачи работы, требования к методической работе, виды методической работы. Функции методической деятельности.
4 часа



Практические занятия
Составление конспекта видео –лекции «Современные подходы к дополнительному образованию в контексте введения ФГОС».
Составление кластера на тему «Проблемы дополнительного образования»

4 часа



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
4 часа


Тема 1.4
Виды методической продукции.







Классификация основных видов методической продукции, рекомендуемых к включению в ОМК и дополняющих образовательную программу. Информационно-ознакомительная продукция: буклет; листовка; аннотированный каталог; информационно-методический справочник и т.п. Организационно-методическая продукция : инструкция; методическая записка; методическая разработка; методические рекомендации; методическое пособие; тематическая папка; инструктивно-методический плакат и т.п.. Прикладная методическая продукция: сценарии, тематическая подборка, картотека, медиатека. Технология разработки видов методической продукции, используемых в дополнительном образовании. Требования к оформлению методической продукции.
4 часа



Практические занятия
Изучение и анализ методических разработок (по плану преподавателя)
Разработка рекламного буклета туристско-краеведческого кружка.

4 часа



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
4 часа


Раздел 2 Предметно-развивающая среда в учреждениях дополнительного образования

Тема 2.1
Характеристика предметно-развивающей среды
Значение предметно-развивающей среды в организации обучения, воспитания и развития в учреждении дополнительного образования. Мебель и средства обучения как база для успешного выполнения образовательной программы. Осуществление профилактики травматизма обучающихся. Компоненты образовательной среды: эстетизация, диалогизация, информатизация образовательной среды. Новые требования СанПиНа. Требования к размещению ОУ. Требования к зданию ОУ. Требования к оборудованию помещений. Требования к тепловому режиму.
Гигиенические требования к режиму образовательного процесса.
4 часа
3


Практические занятия
Составить памятку педагогу по выполнению правил СанПина
4 часа



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
4 часа


Тема 2.2
Технология создания предметно-развивающей среды в кабинете (мастерской)
Создание предметно-развивающей среды в кабинете. Участие педагога дополнительного образования в создании предметно-развивающей среды в кабинете (мастерской, лаборатории). Принципы создания предметно-развивающей среды: открытость, гибкое зонирование, стабильность и динамичность развивающей среды, комплексный подход (многофункциональность помещения; рациональность использования пространства; взаимосвязь цветовой отделки и освещения; целесообразность озеленения интерьера, взаимосвязь образовательной, развивающей, оздоровительной, информационной составляющих среды). Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды. Оформление кабинета.
4 часа
2


Практические занятия
Анализ принципов предметно-развивающей среды в УДОД
4 часа



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
4 часа


Раздел 3 Теоретические и методологические основы планирования образовательного процесса
в учреждениях дополнительного образования.

Тема 3.1
Планирование деятельности педагога ДОД

Планирование как функция в деятельности педагога дополнительного образования детей. Принципы организации образовательного процесса в планировании педагогической деятельности. Основные нормативные документы, регламентирующие планирование работы педагога ДО. Виды планирования. Правила планирования деятельности педагога ДО. Виды учебной документации в учреждении дополнительного образования детей. Порядок утверждения учебной документации. Контроль исполнения отчетных документов. Календарно-тематический план. Цели и задачи календарно-тематического планирования. Принципы календарно-тематического планирования. Требования к оформлению календарно-тематического плана. Схема календарно-тематического планирования. Положение о КТП.
4 часа
3


Практические занятия
Практический семинар «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»
Изучение положения о КТП.
Разработка КТП к программе.
4 часа



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
4 часа


Тема 3.2
Образовательные программы дополнительного образования: классификация, требования, технология разработки
Образовательная программа – основной вид учебной документации педагога дополнительного образования. Теоретическое обоснование структуры образовательной программы в системе дополнительного образования детей. Требования к образовательным программам дополнительного образования детей. Цели и задачи дополнительных образовательных программ. Типы образовательных программ (ОП). Направленности программ дополнительного образования Основные блоки программы. Структурные компоненты ОП, характеристика содержания. Технология разработки. Требования к содержанию и оформлению. Требования к использованной литературе. Утверждение ОП. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Учебно–методический комплекс к образовательной программе педагога ДО. Компоненты УМК.
4 часа
1


Практические занятия
Изучение методических рекомендаций по разработке программы, по созданию УМК к программе.
Составление информационной карты общеразвивающей программы.
Анализ программ по плану преподавателя.
5 часов



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
8 часов


Тема 3.3
Педагогические технологии
в дополнительном образовании
Использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей. Современные педагогические технологии: технология личностно-ориентированного обучения; технология дифференцированного обучения; технология индивидуализации обучения; групповые технологии; технологии сотрудничества; технологии проблемного обучения; коммуникативные технологии; блочно-модульные технологии; игровые технологии; технологии контроля обучения; новые информационные технологии. Рекомендации по внедрению современных педагогических технологий в деятельность педагога дополнительного образования.
4 часа
2


Практические занятия
Составление сопоставительной таблицы «Современные педагогические технологии в сфере основного и дополнительного образования детей»
4 часа



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
-


Раздел 4 Технология исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования.

Тема 4.1
Исследовательская деятельность педагога дополнительного образования.
Исследовательская культура педагога. Исследовательский процесс. Виды исследовательских работ. Структура исследования. Использование результатов исследований с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании. Презентация результатов исследования. Требования к структуре и оформлению исследовательских работ. Реферирование как форма творческой исследовательской работы.
4 часа



Практические занятия
Составление вопросов к исследованиям по темам
Составление опорного конспекта лекции «Реферирование как форма творческой исследовательской работы».
4 часа



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
9 часов


Тема 4.2
Методы педагогического исследования
Методы исследования психолого-педагогических проблем. Количественная и качественная обработка результатов исследования. Наблюдение. Опрос. Виды опросов. Ранжирование. Анализ документов. Анализ результатов творческой деятельности. Метод экспертных оценок. Социометрия. Эксперимент. Выборочный метод. Графическое оформление результатов исследования
4 часа



Практические занятия
«Определение социометрического индекса члена группы
Составление социометрической матрицы опроса для группы детей
Графическое оформление результатов исследования
5 часов



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
-


Тема 4.3
Технология работы с информационными источниками

Поиск научной информации. Составление библиографического описания. Чтение научной литературы. Виды чтения. Способы фиксации полученной информации
4 часа



Практические занятия
Составление схемы «Источники педагогических идей».
Подготовка сообщения о педагогическом периодическом издании.
4 часа



Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся
5 часов


Раздел 5 Анализ работы педагога дополнительного образования

Тема 5.1
Анализ и самоанализ деятельности педагога дополнительного образования. Подготовка отчетов.

Значение анализа деятельности педагога. Схема аналитического процесса.
Анализ собственной педагогической деятельности. Мониторинг образовательных результатов (основные понятия). Методы и методики мониторинга прогнозируемых результатов в учреждении дополнительного образования детей. Универсальные способы отслеживания результатов педагогической деятельности. Отчет о работе педагога дополнительного образования. Требования к оформлению отчета.
4 часа



Практические занятия
Составление кластера «Методы, используемые в мониторинге личностных достижений».
Составление предполагаемого отчета о работе туристско-краеведческого кружка.
4 часа



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
4 часа


Тема 5.2
Обобщение и распространение педагогического опыта.


Обобщение педагогического опыта –вид методической деятельности.
Цели, задачи распространения педагогического опыта. Алгоритм изучения и распространения передового педагогического опыта. Процедурная сторона обобщения педагогического: приемы, методики, способы обработки и описания полученного результата. Критерии выбора педагогического опыта для обобщения. Параметры оценки и обобщения. Формы представления положительного педагогического опыта: сборники; учебно-методические пособия; тематические выставки; статьи; видеофильмы; кинофильмы; картотеки. Портфолио педагога как форма представления педагогического опыта. Виды портфолио. Разделы портфолио профессиональных достижений педагога. Технология подготовки и представления портфолио педагога.
4 часа



Практические занятия
Ознакомление с рекомендациями по обобщению педагогического опыта
Составление памятки по обобщению и распространению педагогического опыта
4 часа



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
4 часа


Тема 5.3
Аттестация педагога дополнительного образования
Аттестация как форма анализа деятельности педагога. Новые требования к аттестации педагогических работников. Аттестация на соответствие занимаемой должности. Требования к первой и высшей категориям. Технология прохождения аттестации.
4 часа



Практические занятия
Пробное аттестационное тестирование
4 часа



Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся
4 часа


Тема 5.4
Подготовка к публичному выступлению. Презентация выступлений

Подготовка речи. Место выступления. Одежда. Секреты успешного публичного выступления. Презентация как наглядное представление речи выступающего: требования к презентации. Как подготовить презентацию выступления. Требования к тесту и графическим объектам. Типичные ошибки в подготовке презентации.
4 часа



Практические занятия
Составление конспекта видео-лекции «Искусство презентации»
Деловая игра «Заседание педагогического совета»
4 часа



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
4 часа


Тематика для самостоятельных работ
Подготовка сообщений на темы: «Роль и место педагогов дополнительного образования в деятельности методической службы». «Профессионал будущей системы образования».
Выполнение заданий по созданию методической продукции (информационный плакат, реферат, методическая памятка, эссе и др.)
Моделирование предметно-развивающей среды кабинета (мастерской)
Подготовка справки о локальных актах ОУ
Создание аннотации на педагогический или образовательный интернет-ресурс
Составление глоссария по темам курса.
Изучения и анализ педагогической и методической литературы по проблемам дополнительного образования детей.
Составление аннотированного списка статей по журналам «Дополнительное образование», «Внешкольник»
Составление тематической папки «Методическое обеспечение образовательного процесса в УДОД»
Подготовка материалов к деловой игре «Заседание педагогического совета»
61 час


Всего:

183ч.
В т.ч.
61-лекции, 61-практических работ, 61-сам.работ






3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета: методическое пособие «Рабочая тетрадь по теоретическим и прикладным аспектам методической работы педагога дополнительного образования»; фонды контрольно-оценочных средств, фонд контрольно-измерительных материалов; методическая литература; комплект учебных пособий; методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы; методические рекомендации по выполнению практических работ; конспекты лекций; задания для актуализации знаний; задания для освоения, закрепления знаний; дополнительные информационные материалы.
Технические средства обучения: доска, мультимедийный проектор, ноутбук видео коллекция учебных фильмов, коллекция презентаций по темам дисциплины
Теоретический раздел курса предусматривает ведение тетради для записи лекций.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Белибихина Н.А., Королёва Л.А. Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий. Волгоград: Учитель, 2009.
Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей; издательство «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001г.
Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Методическая служба учреждения дополнительного образования детей Учебно-методическое пособие. – Москва, ПАИМС, 2000.
Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба: Практич. пособие для руководителей ДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во “Учитель”, 2005.
Кутовая Е.А. Из опыта работы по организации методической службы в муниципальном образовательном учреждении. / Методист, №3, 2005г.
Проект "Информатизация управления научно-методической работой образовательного учреждения" http://www.menobr.ru/materials
Рекасон О.В. Методическая служба как механизм развития профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения. (http://festival.1september.ru)
Фомина А. Б., Кочнева С. В. Организация методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Рекомендации. – М.: ЦРСДОД Минобразования России, 1999. (http://www.pandia.ru/803722/)

Дополнительная литература:
Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982.
Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.
Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. – М., 1996.
Звягинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М: Педагогика, 1987.
Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. – Псков: ПОИПКРО, 1996.
Конаржевский Ю.А. Технология педагогического анализа УВП. Для директоров и заместителей директоров школ. Ч.1. – М.: Педагогический центр, 1997.
Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. – М.: Педагогика,1992.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Наименование компетенций
Контрольно-оценочные средства

ПК 3.1.Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
контрольные вопросы, тест,
анализ и решение профессиональной ситуации

ПК 3.2.Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.
выступление на семинаре
выполнение практических и творческих заданий


ПК 3.3.Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
анализ и решение профессиональной ситуации
контрольные вопросы

ПК 3.4.Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
анализ и решение профессиональной ситуации
тест

ПК3.5.Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей
анализ и решение профессиональной ситуации
выполнение практических заданий
контрольные вопросы
выполнение индивидуальных заданий






















Техническая экспертиза программы
МДК 03.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования
представленной ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наименование экспертного показателя
Экспертная оценка



да
нет

Экспертиза оформления титульного листа и оглавления


Наименование программы учебной дисциплины на титульном листе совпадает с наименованием дисциплины в учебном плане




Нумерация страниц в «Содержании» верна



Экспертиза раздела 1 «Паспорт рабочей программы»


Раздел 1 «Паспорт примерной программы учебной дисциплины» имеется




Наименование программы дисциплины совпадает с наименованием на титульном листе




Пункт 1.1. «Область применения программы» заполнен




Пункт 1.2. «Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы» заполнен




Пункт 1.3. «Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины» заполнен




Требования к умениям и знаниям соответствуют перечисленным в тексте ФГОС




Пункт 1.4. «Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины» заполнен



Экспертиза раздела 2 «Структура и примерное содержание профессионального модуля»


Раздел 2. «Структура и примерное содержание учебной дисциплины» имеется




Пункт 2.1. «Объем учебной дисциплины и виды учебной работы» заполнен




Таблица 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины заполнена




Объем максимальной учебной нагрузки обучающегося в паспорте программы, таблицах 2.1 и 2.2 совпадает




Объем обязательной аудиторной нагрузки в паспорте программы, таблицах 2.1 и 2.2 совпадает




Объем времени, отведенного на самостоятельную работу обучающихся, в паспорте программы, таблицах 2.1 и 2.2 совпадает



Экспертиза раздела 3 «Условия реализации программы дисциплины»


Раздел 3 «Условия реализации программы дисциплины» имеется




Пункт 3.1. «Требования к минимальному материально-техническому обеспечению» заполнен




Пункт 3.2. «Информационное обеспечение обучения» заполнен




В списке основной литературы отсутствуют издания, выпущенные более 5 лет назад



Экспертиза раздела 4 «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины»


Раздел 4. «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины» имеется




Наименования знаний и умений совпадают с указанными в п. 1.3



ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Программа дисциплины может быть направлена на содержательную экспертизу




Председатель ПЦК ________________________/ /



Содержательная экспертиза программы
МДК 03.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования представленной
ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наименование экспертного показателя
Экспертная оценка
Примечание



да
нет
заключение отсутствует


Экспертиза раздела 1 «Паспорт примерной программы учебной дисциплины»


Требования к умениям и знаниям соответствуют перечисленным в ФГОС СПО





Экспертиза раздела 4 «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины»


Основные показатели оценки результатов обучения позволяют однозначно диагностировать уровень освоения умений и усвоения знаний






Наименование форм и методов контроля и оценки освоенных умений и усвоенных знаний точно и однозначно описывает процедуру аттестации






Формы и методы контроля и оценки позволяют оценить степень освоения умений и усвоения знаний





Экспертиза раздела 2 «Структура и примерное содержание учебной дисциплины»


Структура программы учебной дисциплины соответствует принципу единства теоретического и практического обучения






Разделы программы учебной дисциплины выделены дидактически целесообразно






Содержание учебного материала соответствует требованиям к знаниям и умениям






Объем времени достаточен для освоения указанного содержания учебного материала






Объем и содержание лабораторных и практических работ определены дидактически целесообразно и соответствуют требованиям к умениям и знаниям






Примерная тематика домашних заданий определена дидактически целесообразно






Примерная тематика курсовых работ соответствует целям и задачам освоения учебной дисциплины
(пункт заполняется, если в программе дисциплины предусмотрена курсовая работа)







Наименование экспертного показателя
Экспертная оценка
Примечание



да
нет
заключение отсутствует


Экспертиза раздела 3 «Условия реализации программы дисциплины (Модуля)»

12.
Перечень учебных кабинетов (мастерских, лабораторий и др.) обеспечивает проведение всех видов лабораторных и практических работ, предусмотренных программой учебной дисциплины





13.
Перечисленное оборудование обеспечивает проведение всех видов практических занятий, предусмотренных программой учебной дисциплины





14.
Перечень рекомендуемой основной и дополнительной литературы включает общедоступные источники





15.
Перечисленные Интернет-ресурсы актуальны и достоверны





16
Перечисленные источники соответствуют структуре и содержанию программы учебной дисциплины





17.
Общие требования к организации образовательного процесса описаны подробно (перечислены условия проведения занятий, консультационной помощи обучающимся)






ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (из трех альтернативных позиций следует выбрать одну)
да
нет

Программа дисциплины может быть рекомендована к утверждению



Программу дисциплины следует рекомендовать к доработке



Программу дисциплины следует рекомендовать к отклонению




Замечания и рекомендации эксперта по доработке: __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________

Рецензент: Айрапетова В. А. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии АОУ ВПО им. А.С. Пушкина г. Санкт-Петербурга





АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
МДК 03.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования
Образовательное учреждение: ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1
Специальность СПО: 44.02.03 «Подготовка педагога дополнительного образования в области туристско-краеведческой деятельности»
Нормативный срок освоения: ОПОП СПО 3 года 10 месяцев
Уровень подготовки углубленный
Наименование квалификации: педагог дополнительного образования в области туристско-краеведческой деятельности
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: МДК 03.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования относится к ПМ.03Методическое обеспечение образовательного процесса основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.03«Педагогика дополнительного образования» в области туристско-краеведческой деятельности» утвержденной приказом директора от ------------ 201-- № -
Авторы программы: Дюдяева Л.Г., преподаватель специальных дисциплин
Рецензент: Айрапетова В. А. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии АОУ ВПО им. А.С. Пушкина г. Санкт-Петербурга
Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель изучения дисциплины: формирование профессиональной компетентности педагогов в области методической работы педагога дополнительного образования детей.
В результате освоения МДК 03.01 обучающийся будет:
Знать:
Теоретические основы работы методической службы в УДОД;
Теоретические основы методической работы педагога дополнительного образования;
Технологию разработки видов методической продукции, используемых в дополнительном образовании;
Теоретические основы, методику планирования, разработки рабочей программы дополнительного образования детей в избранной области деятельности и требования к оформлению соответствующей документации;
Теоретические основы и методику планирования педагогического процесса в дополнительном образовании;
Виды учебной документации в учреждении дополнительного образования детей. Порядок утверждения учебной документации.
Особенности современных подходов и педагогических технологий в области дополнительного образования;
Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно- развивающей среды в кабинете (мастерской, лаборатории);
Источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
Логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
Технологию прохождения аттестации.
Основы организации опытно- экспериментальной работы в сфере образования.
Уметь:
Анализировать дополнительные образовательные программы в избранной области деятельности;
Определять цели и задачи, планировать дополнительное образование детей в избранной области деятельности, разрабатывать рабочие программы;
Осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся;
Определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
Анализировать, адаптировать и применять имеющиеся методические разработки;
Создавать различные виды методической продукции, используемых в дополнительном образовании;
Анализировать принципы создания предметно-развивающей среды
Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно- развивающую среду;
Готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
Определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области дополнительного образования детей, подростков, молодёжи;
Использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
Оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
Определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;


С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля ПМ 03 Методическое обеспечение образовательного процесса должен иметь практический опыт:


Анализа и разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) для обеспечения образовательного процесса;
Изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам дополнительного образования детей;
Самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивания образовательных технологий в дополнительном образовании;
Участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете (мастерской, лаборатории);
Оформления портфолио педагогических достижений;
Презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
Участия в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей;

Перечень формируемых компетенций:
Процесс изучения междисциплинарного курса направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:
Общекультурные компоненты (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Профессиональные компоненты (ПК):
ПК 3.1.Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК 3.2.Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.
ПК 3.3.Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4.Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК3.5.Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.
Программой учебной дисциплины предусмотрены следующие виды учебной работы:

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
183

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
122

в том числе:


лекции
61

практические занятия
61

текущий контроль
12

курсовая работа (проект)
1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
61

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета и квалификационного экзамена по окончанию 7,8 семестров











13PAGE \* MERGEFORMAT142215




Заголовок 1Ьђ Заголовок 215