Научный проект на тему: «Влияние интернета и СМИ на нашу речь»


Научный проектна тему: «Влияние интернета и СМИ на нашу речь»Автор: Найзабекова АружанУченица 8 класса СШ № 10Научный руководитель: Уалиева Ш. Х.Учитель русского языка и литературы Цель исследования:Выяснить причины снижения грамотности среди подростков, показать негативное влияние СМИ и интернета на культуру речи школьников, привлечь внимание школьников к проблеме культуры речи и грамотности. Задачи исследования:Просмотреть все источники СМИ, которые нарушают нормы русского языкаПосетить различные сайты и форумы, на которых часто общаются ученики школыРассмотреть часто употребляемые учащимися сленговые выражения и сокращения слов; Выявить особенности влияния языка Интернет-общения на грамотность учащихся, классифицировать типы ошибокИсследовать представления учащихся по поднятой проблеме; Объект исследования:СМИ и материалы сайтов Предмет исследования:Слова и выражения используемые в СМИ и интернете и допускаемые там ошибки. Исследуемая проблема:Снижение грамотности и культуры речи.Гипотеза: Мы считаем что снижением грамотности и культуры речи населения являются источники СМИ и интернет Актуальность исследования:заключается в том, что свободное обращение с языком непростительно для развитого общества, а утрата чистоты языка станет для него большой потерей. Методы исследования:Сбор и анализ информации Классификация ошибок в правописании Анализ причин допущенных ошибокАнкетирование Культура речи и грамотность в наши дниКоммуникации вроде СМИ и Интернет сегодня – это самые колоссальные источники информации, которые знало человечество. Но быстрота и доступность связи между читателями и пользователями позволили использовать их не только как инструмент познания, но и как средство для общения и развлечения. А виртуальная коммуникация, которая возникла благодаря быстрому развитию сети, породила особый язык – язык виртуального общения. Созданные в сети многочисленные чаты, открытые форумы и личные страницы – основные способы общения молодежи. Ими пользуются сотни тысяч молодых людей в Казахстане уже довольно давно (около 6 лет). За эти годы в программах выработался особый язык - сленг, так называемый язык Интернетобщения, на котором пользователи общаются между собой. И он с каждым днём активно проникает в нашу повседневную жизнь. Факторы влияющие на уровень грамотности и культуру речи: Телевидение Телевидение оказывает негативное влияние на уровень культуры речи населения. В настоящее время культурный уровень программ сильно упал, достаточно вспомнить «Дом-2» или Comedy Club. Стоит отметить, что эти программы транслируются на телеканале ТНТ, (в Казахстане НТК) который сам по себе не отличается высоким уровнем культуры и позиционирует себя только как развлекательное телевидение. Но также существует канал СТС, который являясь развлекательным, но не несет в массы низкий культурный уровень. Но какое бы направление ни было у канала, все равно должен присутствовать строгий контроль за уровнем программ со стороны государства, которое не должно допускать возможность деградации человека, как личности. РекламаРеклама, транслируемая на нашем телевидении и опубликованная на городских баннерах, тоже желает оставлять лучшего. Рекламодатели не обращают внимания на уровень культуры речи и грамотности, даже не задумываясь к чему могут привести в будущем такие низкокультурные слоганы. Иногда такие ошибки делают заведомо, дабы привлечь внимание потенциального покупателя. ГазетыСогласно исследованию журналиста Ники Олиной речевая культура населения в целом (а молодежи – особенно!) в последние 10-15 лет резко ухудшилась. И первостепенную роль в разрушении и пренебрежении языком являются, как ни странно, СМИ, чье изначальное назначение было обучать и информировать аудиторию. Рассмотрим несколько примеров ошибок, найденных в российской прессе, телевидении:Газета “МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”“Ирина Понаровская займется рекламой ЧУЛКОВ” (норма требует: чулок)“Московский комсомолец”, 14 марта 2008г, заголовок редакционной заметки Павел ГУСЕВ,главный редактор газеты “Московский комсомолец”“...Сегодня поздравить всех женщин с Восьмым МАРТОМ (грубое нарушение литературной нормы; распространено в просторечии, надо: с Восьмым Марта)МТК, программа “На огонек”, 8 марта 2008г Интернет-источникиМанера общения и грамотное письмо зависят от формы виртуального общения (форумы, гостевые книги, чаты, конференции, электронные почты, блоги, личные дневники). Каждая из этих форм имеет свои уникальные традиции общения и предъявляет особые требования к языку, на котором происходит общение. форумы – это место сетевого общения группы авторов, где записи объединены общей темой. Реплики участников форума больше соответствуют манере письменной речи: высказывания логично структу­рированы, закончены и информативны. На форумах борются с неприятным сленгом и нецензурной лексикой. Для чатов характерны неподготовленные, спонтанные высказывания с преобладанием разговорного жанра, на который, однако, накладывает отпечаток специфика обмена репликами в письменной форме. Телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету, и высказывания на них из-за ограниченности во времени отличаются лаконичностью. Вечером в чате о флеш-мобе (www.vkontakte.ru) читаем: *Блуждающая: Драсти всем [23:23:22] к нам приходит Зая29 БК@Р: ЗДОРОВО  MARIK_говорит: сашулечка!!!!!!!!! Зая29: IMHO, флеш НЕ удался!!!!!!!!!!Блуждающая: А мне гуд, кучу приколов собрали Зая29: Какие приколы?????? :-0БК@Р: Зая прав, МАRIК хихикал всю остановку, шары надували неодновременно, в общем ЛАЖА МАRIК_говорит : IDGI???!!! : - DБлуждающая: А народу понравилось МАRIК_говорит : Я пошел... CULПотерял_ся: пппрррррррррииииииииивввввееееееетттттттт блоги - сетевые дневники одного или нескольких авторов. В них царит полный беспорядок. Это исключительно молодежный способ общения и самовыражения. Часто пользователи не утруждают себя развернутыми комментариями, предпочитая расхожие фразы из сетевого жаргона: При помощи такого откровенного коверкания языка (отклонение от норм русской словесности, активной словесности, активной пунктуации, использовании заглавных букв внутри слов) молодые люди передают свои эмоции: иронию, сарказм, удивление, негодование. За порядком в личном дневнике смотрит его владелец, и в нём общение, как правило, ведётся с использованием сленга. Пример переписки (www.VK.ru)Переписка в VK Разговор в реаль­ной жизни.к$юНьК@ (21:44:47 13/09/2011)Приффки Привет ~2М@N~ (21:44:55 13/09/2011)Дарофф) Здоровок$юНьК@ (21:45:03 13/09/2011)Каг ти? Как ты?~2М@N~ (21:45:14 13/09/2011)Мм...Я намана)А у типя как дела? Я нормально. А у тебя как дела? "Аффтар жжот!", "Я плакалЪ", "Пеши исчо". Анкетирование1)Общаешься ли ты в контакте?2)Какие формы общения предпочитаешь?3)Используешь ли ты при общении сленг?4)Почему ты используешь сленг?5)Применяешь ли ты при переписке орфографические правила, когда общаешься в Интернете?6)Напиши, какие слова ты чаще всего изменяешь при общении в Интернете и почему?7)Как ты думаешь, влияет ли изменение написания слов в Интернете на твою практическую грамотность? Общаешься ли ты в контакте? Какие формы общения предпочитаешь? Анализ ошибок, допускаемых в Интернетобщении: Проанализировав сайты форумов, блогов, чатов (www.mail.ru, www.vkontakte.ru, www.odnoklassniki.ru, www.face book.ru) выявились следующие ошибки:1)Замена букв2)Сокращения (привет-при)3)Звукоподражания (Ммм...; Бугага!; Хахахаха)4)Написание слов по произношению (нормально - намана)5) Отсутствие пунктуации (гак ты) 6)Использование смайлов вместо знаков препинания (прива!=)7)Написание имён собственных с маленькой буквы (танЬча мы с тобой)8)Неверное написание –Тся и -ться в глаголах («Мне нравитЬся Вася», «Нужно долго старатся») 9)Опечатки ( Полько(только); учудщает(ухудшает);доспуп (доступ);Типичные заменыПримерыБуква «в» заменяется на буквы «фф»здароффБуква «к» меняется на букву «г»гак ты?Написание английских слов русскими буквами«Нi!»-«Хай!» 1.Неграмотность обыкновенная. Некоторые люди не выучили в школе правила орфографии и попросту не знают, как пишется то или иное слово. Они употребляют трудные для них слова так, как считают нужным, но зачастую их мнение о правильном написании не совпадает с истиной. И теперь эти люди допускают те же самые ошибки не только в школьных тетрадях, но и во время переписки.Неграмотность нарочитая. Неграмотность в этом случае возведена в ранг достоинства. Слова печатаются так, как они слышатся и произносятся(«дефачка»), звонкие согласные меняются на глухие, А на О, и наоборот, (например, «кросафчег», «с празднегом», «превед»). Такое написание слов называется «олбанским языком». Очень часто владение таким языком показывает принадлежность человека к громадному сообществу Интернет-общения, в котором он «становится своим» лишь потому, что коверкает русский язык по определенным правилам. ЗаключениеИсследование показало, что уровень грамотности и культуры речи неизбежно падает, и способствует этой тенденции множество факторов: СМИ, Интернет, средства коммуникации, семья, образование, национальность, друзья, школа, книги, реклама. Но наибольшее влияние оказывают СМИ и Интернет. Произошло перемещения акцента с книг на Интернет, СМИ и публицистика сейчас не соответствует элитарному уровню культуры речи, а опускается до использования жаргонизмов, вульгаризмов, непечатной лексики. Но хуже всего, что такие заниженные нормы воспринимаются аудиторией как норма.