Мастер — класс «Проектная технология на уроках предметов гуманитарного цикла: теория и практика»

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология - на науке.
С искусства все начинается, технологией заканчивается,
чтобы затем все началось сначала

Беспалько В.П.

Мастер-класс: «Проектная технология на уроках предметов гуманитарного цикла: теория и практика»
Автор: Мусихина Е.И., учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ №50 г. Екатеринбурга.
В рамках знакомства с опытом работы педагога проводится мастер-класс по проектной методике для учителей общеобразовательных учреждений.

Проектный метод входит в жизнь школ как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности.  Вместе с этим формируется новый круг представлений и понятий теории и практики школьного проектного обучения, ведется широкий поиск способов реализации возможностей для организации эффективных форм научно-исследовательской деятельности учащихся. «Для достижения нового качества общего и профессионального образования необходимо активное использование технологий открытого образования; углубление интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с высокими технологиями».
Одним из новых понятий для педагогики является понятие технологии, часто встречающееся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной). Разнородность содержания вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимой для правомерного использования степени сформированности.
Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы XX в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира.
В настоящее время существует множество педагогических технологий различающихся по целям, задачам, структуре, методике ускоренного обучения, групповое обучение, обучающие игры, дистанционное обучение, проектные технологии и т.д. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах. До разработки универсальной технологии обучения, опираясь на которую каждый педагог мог бы формировать отвечающую всем требованиям идеальную личность, еще очень далеко. Сегодня можно говорить только об элементах технологизации обучения, использование которых делает обучающий процесс более эффективным. Об этом говорят и исследователи данной проблемы Беспалько В.П., Селевко Г.К., Сластенин В.А., Маврин С.А. и др.
Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему учащихся.
  Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Причины многих педагогических неудач и просчетов коренятся в недостаточной общекультурной и теоретико-практической педагогической грамотности учителей в использовании различных технологий в образовательном процессе.

Цель занятия: создание пространства для открытого и всестороннего обсуждения проблемы внедрения проектной технологии в учебный процесс.
Задачи занятия:
определить знания слушателей по изучаемой проблеме (анкетирование);
мотивировать на принятие новой технологии;
познакомить с технологией проектной деятельности;
моделирование проектной технологии на занятии (самостоятельная работа слушателей в режиме проектной технологии).
Цели, с которыми пришли участники мастер-класса:
Научиться:
эффективно применять проектную технологию в своей работе;
формулировать проблемы, цели и задачи;
интересно вести занятия;
планировать деятельность учащихся и преподавателя при разработке образовательного проекта.
Средства ИКТ используемые во время проведения мастер - класса: компьютерная техника, сенсорная интерактивная доска, Интернет.
Методические рекомендации: информационный материал в виде буклетов, раздаточного материала.
Проблема: учителя испытывают определенные трудности в использовании проектной технологии в своей педагогической практике.
Проведем маленькое анкетирование (анонимное), составленное автором мастер-класса, для выявления уровня владения проектной технологии педагогами сегодня. Все результаты останутся у педагогов, где каждый участник мастер-класса сможет проверить свой уровень владения.
Итак приступим. Возьмите приложение 1 и заполните анкету (5 мин).


Приложение 1

Анкетирование педагогов: «Определения уровня владения проектной технологией»


вопросы
Варианты ответа
Ответ (в баллах)

1
Используете ли Вы нетрадиционные формы обучения в своей педагогической практике?
0 – нет;
1 – иногда;
2 – в системе.


2
Применяете ли Вы проектную технологию в своей педагогической практике?
0 – нет;
1 – иногда;
2 – в системе.


3
Владеете ли знаниями о классификации проектов?
0 – нет;
1 – да.


4
Если имеете представление о видах проектирования в учебном процессе, то перечислите их_______________
_______________________________________________

0 – не перечислены
2 – перечислены.


5
Имеете ли Вы представление о структуре исследовательского проекта
0 – нет;
1 – да.


6
Если имеете представление о структуре, то схематично представьте ее:
1.
2.
3.
4. и т. д.


0 – непредставлена;
2 – представлена.


7
Имеете ли Вы представление о формах продукта исследовательского проекта
0 – нет;
2 – да.


8
Если имеете представление о формах продукта исследовательского проекта, то напишите их:
1.
2.
3.
4. и т. д.
0 – не указаны;
2 – указаны.



Ключ для оценки результатов анкетирования

От 10 до 14 баллов. Высокий уровень владения проектной технологией в образовательной практике. Выражается в сознательном применении проектной технологии, внедрения в педагогическую практику более современных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих повышению профессионализма у педагога и активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их умственных способностей.
От 10 до 5 баллов. Средний уровень владения проектной технологией в образовательной практике. Выражается в бессистемном применении проектной технологии в педагогической практике.
От 5 до 0 баллов. Низкий уровень владения проектной технологией в образовательной практике. Выражается в не знании педагогом сущности проектной технологии в образовательном процессе.
Теперь, каждый из Вас определил свой уровень владения проектной технологией в начале мастер-класса. Проверим, Ваш уровень после окончания мастер-класса.
Модель организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе № 50
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Работы учащихся: Ожиганов Иван «Экстрасенсорные способности человека: дар или шарлатанство (практические рекомендации при обращении к услугам экстрасенса)»; Матевосян Анастасия «Модель идеальной семьи глазами современной молодежи: прошлое, настоящее и будущее»; Брезгина Наталья «Профилактика Интернет – зависимости подростков в общеобразовательной школе»; Смирнова Анастасия «Формирование толерантности подростков в условиях общеобразовательной школы (на примере МОУ № 50)» и мн. др.



Структура и классификация проектов
14.25 – 14.50
Практическая часть (Моделирование (самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме проектной технологии), направленное непосредственно на отработку навыков организации проектных работ в образовательном процессе с помощью ИКТ.
14.50-15.00
Подведение итогов мастер - класса (анкета)
Рефлексия
На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение:
большой – для меня это важно и интересно
указательный - я получил конкретные рекомендации
средний - мне было трудно ( не понравилось)
безымянный – моя оценка психологической атмосферы
мизинец - для меня было недостаточно
Итоги мастер-класса:
Участники мастер-класса отметили:
Полезность классификации образовательных проектов, которая, дает возможность учителю увидеть будущий образовательный проект;
Большую пользу от анализа примеров образовательных проектов по некоторым школьным предметам;
полезность многих материалов, которые могут быть использованы в работе учителей.
Литература
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.,1989.- с.5.
2. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.
2. Грабарь М.И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. №3. С. 49-55.
3.Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
4.Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.
5.Данюшенков В.С., Сычкина Л.А. Педагогическая интерпретация как форма информационного взаимодействия в процессе обучения. // Наука и школа. 2000. №2. С. 19-25.
6. Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. №1. С. 45-52.
7. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000. 11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
8.Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.

 Концепция Модернизации образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании.- 2002.-№4.- с.3-31.










13PAGE 15


13PAGE 14615



Развитие исследовательских умений

II этап
Формирование эмоционально-волевого компонента, профессионального самосознания


Посещение библиотек города (им. Горького, им. Белинского,
и др.)


Работа в школьном музее;


*факультатив
«Проектировочная деятельность»

УНИО
(ученическое
научно-исследовательское общество)

Внеурочная деятельность

ученик

Урочная деятельность

I этап
Формирование мотивационного компонента

Разноуровневые тесты
(варианты
А, В,С)

Использование проблемного метода на уроках

*эвристические
контрольные
работы


*ЛПЗ (лабораторно-
практические
занятия)



15