Формирование патриотических качеств личности учащихся1-7 классов через интеграцию предметов гуманитарного цикла на уроках музыки.


Формирование патриотических качеств личности учащихся1-7 классов через интеграцию предметов гуманитарного цикла на уроках музыки.
Логачёва Т.И. учитель музыки.
В последние десятилетия развития России ознаменовались такими негативными процессами, как депатриотизация духовной и социальной жизни общества, размывание ценностоно-митивационного ядра национального самосознания, резкое снижение чувства человеческого достоинства. Отечественная история, её героическое прошлое, образы выдающихся деятелей утратили силу нравственного идеала. Между тем необходимость в духовности и патриотизме особенно велика в современной России.
По этому, используя возможности предмета Музыка, через интеграцию предметов гуманитарного цикла, учитель может не только обучать своих детей, но и формировать в них патриотические качества.
Интеграция - (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.Существует много видов интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям. В своей работе я использую проведение интегрированных уроков.
Интегрированный урок - учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов. Эффективность интеграции зависит от нескольких факторов: удачного сочетания учебных предметов, изучаемых тем, тщательной подготовки учителя и настроя ребят на работу; отбора, сочетания методов, приемов с учетом возрастных возможностей детей. Степень реализации межпредметных связей бывает разной. Это зависит от содержания урока. Необходимо добиться органичного включения в структуру урока учебного материала из других предметов, без которого не может быть хорошо изучен новый материал, требующий обобщения, синтеза. Программа «Музыка» под редакцией Е.Д.Критской позволяет это использовать в полной мере.
Особо хочется отметить такой раздел, как «О России петь – что стремиться в храм». Подобранный музыкальный материал посвящён постепенному введению учащихся в художественные образы духовной музыки. Воспитывать патриотизм – значит всеми силами стараться в ребёнке развить чувство святости дорогого и близкого, культивировать вдохновение и воодушевление перед священным. В этом процессе не нужно и нельзя к этому принуждать, ибо святое – это то, что дано, а священное – это то, что окружает. Вначале это «Утренняя молитва» П. И. Чайковского, народные песнопения о Рождестве, Сергии Радонежском, колокольные звоны, затем, по мере накопления музыкально-слуховых впечатлений, вводятся интонации подлинных молитв звучащих в православном храме. В 5 классе (тема урока «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь») звучит музыка Чайковского «Богородице Дево радуйся», в 6 классе, знакомясь с образами русской духовной музыкой, слушаем духовный концерт М. Березовского «Не отвержи мене во время старости». Чувство святого зарождается на основе любви к Родине (большой и малой), к культуре, истории своего народа.
Прости мне, Боже, прегрешения
И дух мой томный обнови,
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви.
И. Козлов
Этими строками начинается урок знакомства учащихся с русской духовной музыкой. А глубже погрузиться в эпоху Древней Руси, понять истоки появления христианства на Руси помогают знания, полученные учащимися на уроках православной культуры и истории. На уроке музыки идёт беседа о князе Владимире, провозгласившем на Руси христианскую веру, о богословском учении Троице. Дети слушают примеры знаменного и партесного пения, духовный концерт, знакомятся с необычной симфонией В. Г. Кикты «Фрески Софии Киевской». Это своего рода инструментальная былина, в которой повествуется о духовном богатстве русского народа, воплотившемся в уникальном памятнике архитектуры, его живописных фресках. Русская духовная музыка, являясь частью храмового синтеза искусств, воздействует на чувства и мысли людей на ряду с красотой храма, иконописи, обрядам богослужения. Использование на уроке достаточно большого зрительного ряда позволяет усилить, умножить музыкальные впечатления детей.
Интересно проходят уроки, посвящённые такому православному празднику, как Рождество. Дети не только знакомятся с рождественскими гимнами, но и слушают рассказы О. Першиной «Рождественское чудо», «Небесный сахар». Используя материалы такого предмета, как православная культура узнают о царе Ироде и г. Вифлиеме, о Марии и Иосифе, о волшебных дарах волхвов, и Рождественской звезде. А театрализация «Пришла Коляда – отворяй ворота!» позволяет детям не только проявить свои вокальные навыки в исполнении колядок, но и привлечь родителей к совместному творчеству при выполнении эскизов вертепа. А как можно рассказывать ученикам о самом весёлом и любимом народном празднике Масленице не увидев картины Кустодиева и эскизы декораций Васнецова к опере Римского-Корсакова «Снегурочка».
Музыкальный фольклор – колядки, щедровки, масленичные песни, тесно переплетается с бытом, народными традициями. Поэтому праздники русского народа представлены на уроке в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.
Большое значение для формирования патриотических качеств личности ученика имеет тема, проходящая через уроки 1-4 классов «Святые земли Русской». Здесь идёт знакомство с князем Владимиром и княгиней Ольгой, князем Александром Невским и Сергием Радонежским, Кириллом и Мефодием, богатырём Ильёй Муромцем, людьми, которые несли на Руси свет Истины, Добра и Правды. Все они, каждый по своему, делали одно и то же дело: утверждали наше Отечество как Сильное, Единое, Православное государство.
Картина Корина «Александр Невский», «Икона Всех святых в земле Русской», фрески Сергиево печорской лавры помогают осознать духовный подвиг этих людей. Знание истории позволяют более глубоко понять такие произведения как оперы Глинки «Иван Сусанин», Бородина «Князь Игорь», балета «Ярославна» Б. Тищенко. В конце урока учащимися делается вывод, что такое понятие как патриотизм не может устареть. Оно всегда будет востребовано.
Проведение уроков, выходящих за рамки одного предмета – это одно из направлений совершенствования учебного процесса в современной школе. Интегрированный урок - это творчество учителя. Интеграция ориентирована на подготовку выпускника к жизни в современном обществе, к достойному выбору собственной жизненной позиции.