Конспект урока географии Острова и полуострова


Урок географии в 6 классе «Острова и полуострова»
Тип урока: комбинированный
Цель: дать представление об островах и полуостровах.
Задачи:
- повторить и закрепить знания учащихся морях и океанах; познакомить с новыми географическими объектами: островами, полуостровами, заливами, проливами.
-пополнять словарный запас учащихся, развивать произвольное внимание, учить устанавливать причинно-следственные зависимости.
-способствовать повышению познавательного интереса к изучаемой теме.
Оборудование: карточки с заданиями, компьютерная презентация, мультимедийная техника.
Ход урока:
Этап урока Содержание Примечания
Организационный момент Проверка готовности к уроку.
Игровое упражнение: «Сядет тот, кто назовет, где встречается вода в природе» Проверка домашнего задания Изучая раздел «Вода на Земле», мы познакомились с самыми большими природными водоемами. Какими?
(океанами и морями)
- Что такое океан? (огромные пространства воды, ограниченные материками)
- Какие океаны вы знаете?
- С какой буквы мы пишем названия океанов? Почему?
- Почему слово «океан» пишется с маленькой буквы?
-Что такое море? (это часть океана, вдающаяся в сушу и отделенная от него островами и полуостровами)
- Какие бывают моря? (внутренние и окраинные)
- Послушайте и скажите, о каких морях идет речь.
1. Моря, расположенные по окраинам материков и неглубоко вдающиеся в сушу, называются …..(окраинными)
2. Моря, далеко вдающиеся в сушу, называют……(внутренними)
- Вспомните уроки биологии, когда мы говорили о воде. Какая вода в морях и океанах? (горько-соленая)
- Почему? (в ней растворены разные вещества и соли)
- Вода морей и океанов находится в покое или в движении?
- Как называется движение воды в морях и океанах? (течение)
- Отчего вода морей и океанов находится в постоянном движении?
(от ветра, от наклона морского дна).
- Редко когда моря и океаны бывают спокойны. Часто сильные ветры поднимают высокие волны.
Отгадайте маленький кроссворд:
ш т Длительный и очень сильный ветер с дождем, грозой в океане или на море, который сопровождается высокими волнами.
Отсутствие ветра на море.
Молодцы, показали хорошие знания по теме «Моря и океаны»
Физминутка «Найди капли воды» (в классе в разных местах расположены «капли воды». Дети должны их найти)Учащиеся называют океаны и названия вывешивают на доску
Изучение новой темы. - Чтобы узнать тему нашего урока, нужно выполнить задание.
Выпиши в таблицу числа от меньшего к большему. Под ними запиши соответствующие им буквы:
6 1 11 10 3 15 20 13 18 4
у пс о о рв т о л
2 14 8 20 5 10
о о т в с рТема урока «Острова и полуострова»
Запишите тему урока в тетрадь
Воды морей и океанов омывают сушу.
Берега суши бывают разными – низкими или высокими.
Берега низкие, пологие плавно спускаются к воде. Вспомните, многие из вас летом отдыхали на море. Какие берега вы видели?
Берега высокие, которые резко обрываются в море или океан, называют крутыми.
Посмотрите на фотографию. Граница между сушей и водой называют береговой линией. (показ)( Название вывешивается на доску.)
Береговая линия может быть:
- плавной
- извилистой
- сильно изрезанной
Когда береговая линия извилистая или изрезана, суша может далеко выступать в море (показ)
Часть суши, окруженная водой с 3 сторон, называется полуостров. (название вывешивается на доску) Прочитайте.
Найдите значение этого слова в словаре. Прочитайте.
Запишите в тетрадь и подчеркните слово «полуостров».
- Что такое полуостров? (2 человека)
Полуостровов много. Есть маленькие, а есть очень большие. Самый большой полуостров на Земле – Аравийский.
Часть суши окруженная водой со всех сторон, называется островом. (название вывешивается на доску)
Прочитайте.
Найдите значение этого слова в словаре. Прочитайте.
Запишите в тетрадь и подчеркните слово «остров».
- Что такое остров? (2 человека)
Самым большим островом на Земле является Гренландия.
На островах и полуостровах могут находиться горы, плоскогорья, могут протекать реки.
- Покажите береговую линию. Какая она?
- Покажите остров, полуостров.
Когда береговая линия изрезана, не только суша может далеко выступать в море, но и море может вдаваться в сушу.
- Там, где море вдается в сушу, образуются заливы (показ)
(название вывешивается на доску)
Между двумя участками суши может находиться узкая полоса воды.
- Полоса воды между двумя участками суши называется проливом. (название вывешивается на доску)
Проливы могут разделять острова, материки, соединять моря и океаны, по ним могут проходить государственные границы.
Физминутка («Волны») учащихся выполняют задание на карточках
Тема на слайде
Слайд
Слайд
2 Слайда
Слайд
Слайд
Слайд
2 Слайда
2 Слайд
Слайд
Слайд (схема береговой линии)
Повторение Соединить стрелками объект и его характеристику.
238442593980Полоса воды между двумя участками суши
0Полоса воды между двумя участками суши
49530105410остров
остров

7239016510полуостров
полуостров
238442511430Часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу.
0Часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу.

2384425104140Часть суши, окруженная водой с 3 сторон
0Часть суши, окруженная водой с 3 сторон
8318552070залив
залив

2386330116205Часть суши, окруженная водой со всех сторон
0Часть суши, окруженная водой со всех сторон
83185137795пролив
пролив

Работа с карточками.
Задание: Раскрась рисунок: сушу – зеленым карандашом, море – синим карандашом. Обведи береговую линию красным карандашом. Подпиши на рисунке остров, полуострова, залив, пролив. Придумайте название острову.
Вопросы:
- Чем остров отличается от полуострова?
- Чем остров отличается от материка? Подведение итогов Домашнее задание стр. 64-66, вопросы.