IX городская научно-практическая конференция молодых исследователей научно-социальной программы «Шаг в будущее»

IX городская научно-практическая конференция молодых
исследователей научно-социальной программы
«Шаг в будущее»



Геометрия в дизайне одежды.

Автор:
Хедырова Ситора Ганиевна
Россия
город Нефтеюганск
МОУ «СОШ № 5», 8В класс



Руководитель:
Кавеева Алевтина Александровна
учитель технологии
МОУ «СОШ № 5»














«Геометрия в дизайне одежды».

Автор:
Хедырова Ситора Ганиевна
Россия
город Нефтеюганск
МОУ «СОШ № 5», 8В класс







Краткая аннотация.
Одежда является одним из важнейших предметов широкого потребления, а ее моделирование - одним из важнейших видов дизайна. Еще живы те первоначальные представления о дизайнерской деятельности как единстве ремесла и искусства, с которыми сопряжено понятие: „Красота есть приложение к утилитарным предметам костюма".
В качестве объекта исследования в работе рассматривается процесс пространственно-геометрического формообразования в костюме, а предметом является геометрическая форма трапеции как деталь женского платья.















Тема: «Геометрия в дизайне одежды».
Наша работа посвящена решению задачи построения объемной формы костюма. Мы рассматриваем использование пространственно-геометрического формообразования в процессе художественного проектирования современного сценического костюма.
Цель работы: определение значения геометрических форм в конструировании и моделировании костюма.

Концепция:
Основным моментом создания костюма в зависимости от его назначения (функции), конструкции материала и технологии изготовления проектирования изделий является вопрос формообразования.


Методы и приемы:
Методологической основой нашей работы является комплексный подход: обработка и систематизация имеющегося материала по данной теме. Работа базируется на целостном системном подходе к проблеме проектирования современного костюма. Теоретическую и методологическую основу составили положения теории дизайна и художественного проектирования костюма. На отдельных этапах исследования в качестве инструмента использовались литературно-аналитические, структурно-графические, математические методы, классификации, аналитической геометрии, компьютерного моделирования.
Результат.
Итогом работы стали компьютерные презентации, которые можно использовать на уроках технологии и занятиях кружка дополнительного образования.

Практическая значимость работы.
Изготовление коллекции концертных костюмов в народном стиле для девочек начальной школы для выступления на концертах и различных воспитательных мероприятиях.











Введение.
Костюм находится во взаимосвязи с предметным окружением и с человеком, его обладателем, и с обществом, являясь продуктом его культурных и социально-экономических возможностей. Воплощение идеального образа в костюме проходит в сфере прикладного искусства (создание уникальных образцов). Приложение I, рис. 1, 2.
В то время, когда наука о проектировании костюма начала отказываться от традиционного искусствоведческого подхода, возникла потребность в переосмыслении самого метода мышления о костюме и в поиске новых подходов и новых точек зрения. Большое внимание исследователи начали уделять развитию формы костюма во времени, точности геометрических параметров формы, использовался математический аппарат статистики, методы симметрии, методы системно-структурного анализа и др. Таким образом, художественное конструирование одежды, есть моделирование одежды, разработка моделей для их последующего изготовления.
Конструирование одежды – это процесс разработки конструкции, какой – то определенной модели одежды.
Моделирование одежды - создание эскиза модели одежды. Этот процесс является составной частью процесса проектирования одежды.
Моделирование одежды осуществляется художниками модельерами в два этапа:
1) разработка общего замысла новой модели;
выполнение модели в материале.

Актуальность темы.
На современном этапе развития общества, художник по костюму - это специалист, аккумулирующий в себе знания в нескольких областях: стилеобразовании, дизайне, маркетинге, конструировании, технологии, психологии и др. Разработка процесса художественного моделирования коллекции костюмов для девочек в народном стиле, его основные этапы; формулирование задачи, исследование проектной ситуации, поиск новых идей, решение проблемы. В качестве объекта исследования в работе рассматривается процесс пространственно-геометрического формообразования в костюме.


Основы художественного проектирования одежды.
В практике художественного конструирования моделей одежды дизайнер имеет дело со следующими компонентами:
Человеком, его типологией;
Деятельностью человека и его средой (окружением);
Одеждой, ее формой и свойствами;
Системой художественных формообразований в костюме;
Средствами проектирования формы в художественном проектировании одежды.
Форма и размеры тела человека зависят от размеров и строения скелета. Форму тела человека (телосложение) принято характеризовать тремя показателями: длиной тела (ростом), обхватом груди и массой тела.
Для художественного конструирования и дальнейшего изготовления одежды необходимо знать не только строение и пропорции тела человека, но и его размеры. Для этого снимают мерки, проводят измерения по антропометрическим точкам.
Все мерки, снимаемые с человека, делят на пять групп: обхватные, продольные (длины); поперечные (ширины); диаметры и проекционные. Приложение II, рис. 3.
В нашей работе мы сняли мерки с двенадцати девочек младшего школьного возраста.

Основы композиции в художественном конструировании одежды.
Композиция - объединение всех элементов формы художественного произведения в единое целое, выражающее образное, идейно-художественное содержание данного произведения.
В дизайне различают два вида композиции:
1. Композиция на плоскости (имеет два измерения). К ней относится художественное оформление тканей, ковров, обоев, скатертей, платков и др. Приложение III, рис.4, 5.
2. Композиция объемная (пространственная) имеет три измерения. Она занимается художественным решением костюма, одежды, обуви, головных уборов и др. Приложение IV, рис. 6,7.
Цель композиции: создание функционально совершенной формы и придание ей эстетических, художественных качеств - красоты, гармонии, соразмерности частей и целого.
Различные элементы формы костюма и их комбинации в силу особенностей нашего зрения и способности к возникновению определенных ассоциаций воспринимаются нами по-разному. В этом заключается основное свойство композиции.
Композиция представляет собой особый художественный язык, посредством которого, художник через форму передает свои идеи, мысли, чувства. С помощью этого языка создается не просто образ - точное изображение, а художественный образ. В нем, обобщая отдельные детали, автор подчеркивает главное, характерное. ПриложениеV, рис.8.
Образность в костюме достигается средствами архитектоники, специфическими для ряда пространственно-объемных прикладных искусств. Больше всего костюм воздействует своей эмоциональной стороной. Говорят о строгом, спокойном, динамичном, простом, богатом, суровом и другом характере одежды. Костюм образно отражает действительность, вызывая определенные эмоции.
В нашей работе мы создаем образ озорной, бойкой девчушки, голос которой звонко раздается в лесу или звенит над лугом. Приложение VI, рис.9.

Виды геометрических форм.
Свойства одежды как объемно-пространственной формы складываются из составляющих ее первичных элементов и рассматриваются в такой последовательности:
Свойства одежды как объемно-пространственной формы, ее первичные зрительные и конструктивные элементы.
Членение формы и средства членения в костюме.
Средства связи, объединения в единое целое первичных элементов формы в одежде.
Каждая рассматриваемая форма одежды (костюма) характеризуется следующими первичными элементами:
геометрическим видом формы в целом и ее частей;
поверхностью формы в целом и ее частей;
конструктивными и декоративными линиями формы;
величиной формы в целом и ее частей; массой формы и ее частей;
фактурой материала, цветом и рисунком материала;
светотенью формы;
физико-механическими свойствами материала формы;
орнаментом, отделкой и отделочными материалами.
Первое зрительное впечатление, которое мы получаем, рассматривая одежду (костюм), вытекает из степени ее объемности, характера ее силуэта, ее контуров. Степень объемности в костюме проявляется в ограниченном диапазоне и не выходит за грани возможностей человеческой фигуры, служащей опорой для одежды. Форма одежды может быть сильно вытянута в одном измерении (линейный характер); форма одежды распространяется в трех измерениях (объемный характер). Промежуточной является форма, выраженная в двух измерениях (плоскостная форма). Приложение VII, рис. 10.
Формы, приближающиеся к кубу, шару, выражают наибольшую объемность, а формы, приближающиеся к вытянутой линии прямой или кривой - наименьшую объемность.
Объемная форма - это границы, в пределах которых проявляется силуэт одежды. Силуэт - плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды, четко ограниченных контурами. (Приложение VIII, рис.11). Является проекцией объемной формы, обуславливается практическим и художественным назначением одежды.
Поверхность формы в целом и ее частей определяется:
характером формы (прямолинейной, криволинейной или ломаной);
характером плоскостей (выпуклым или вогнутым).
Примеры ломаной поверхности формы могут служить различного рода складки, плиссе, гофре (ПриложениеIX, рис.12). Примерами криволинейной поверхности служат разнообразные драпировки, воланы, рюши (Приложение X, рис.13).
Наши костюмы имеют силуэт трапеция, ломаные поверхности (сборка на резинку по линии притачивания кокетки) и выпуклый характер плоскостей (рюши по низу изделия и по линии притачивания кокетки). Приложение XI, рис.14.



Описание костюма.
Сценический костюм в народном стиле представляет собой платье на кокетке свободной формы силуэта «трапеция». Впереди по линии притачивания кокетки имеется деталь «передник». Рукав у платья втачной форма «фонарик». Горловина обработана косой бейкой обтачным швом. Сзади имеется застежка на пуговицу. По линии притачивания кокетки и по низу платья проложены «рюши». Нижние срезы рукавов и передника отделаны кружевом. На переднике в качестве отделки использованы три полоски декоративной тесьмы. На передней кокетке настрочена лента с тесьмой. Задняя кокетка и заднее полотнище нижней части стачиваются посередине. По линии притачивания рюшей проложена декоративная тесьма. Основная ткань платья - плотный жатый искусственный шелк. На поверхности ткани нанесена машинная вышивка, украшенная стразами в тон ткани. Рукава, передник, косая бейка горловины, рюши выполнены из ткани «тюль» белого цвета. Длина платья чуть ниже колена. Длина рукава - выше локтя. Костюм выполнен в народном стиле, предназначен для хора и танцевального коллектива. Приложение XI, рис.14.
Геометрические формы в костюме.
Геометрическое формообразование возникло как принципиально бездекоративная система, обнаруживавшая структуру предмета, его очертания (силуэт) и чистоту поверхности. В основу визуальной выразительности изделия положено разнообразное сочетание простых геометрических форм.
Художественное моделирование костюма, как правило, начинается от графического эскиза, поэтому необходима система перехода от рисунка к конструкции. Часто происходит так, что художник выражает идею графически, но не может воплотить ее в материале. Тогда от красивой и образной графики он переходит к техническому эскизу, в котором теряется не только смысловая идея и образ, но и форма будущего изделия.
Таким переходом может стать объёмно-пространственная структура, которая является своего рода макетом для дальнейшего конструирования его развертки.
Для построения развертки костюма нам необходимо рассмотреть геометрическую форму и количество деталей костюма. Геометрическая форма костюма носит объемный характер. Силуэт платья - трапеция. Рукава в развертке представляют форму криволинейной трапеции. В готовом виде имеют сферическую форму. Отделка тесьмой на кокетке и переднике представляет прямые линии, параллельные между собой.
Детали костюма:
Кокетка передняя (трапеция с вырезами для горловины и проймы) - 1 дет.
Кокетка задняя (трапеция с вырезом для проймы)- 2 дет.
Рукава (сфера) - 2 дет.
Переднее полотнище нижней части изделия (равнобедренная трапеция) - 1 дет.
Заднее полотнище нижней части изделия (прямоугольная трапеция) - 2 дет.
Передник (равнобедренная трапеция) - 1 дет.
Оборки (прямоугольники) - 2,5 дет. Приложение XII, рис.15.

Практическая часть работы.
На этом этапе работы нами были изготовлены сценические костюмы в народном стиле для девочек начальной школы. Возникла проблема: костюмов много, мерки сняли с 12 человек, время на изготовление ограничено. Все значения мерок пусть незначительно, но отличаются, так как девочки разные по росту, весу и телосложению. В условиях школы лучше, когда один костюм для выступлений подходит не одному ребенку, а нескольким детям. Поэтому мы решили, что не стоит изготавливать костюм индивидуально каждому. Нужно было постараться спроектировать такую модель, в которой можно не учитывать индивидуальные антропометрические данные, а каждая девочка будет выглядеть красиво.
Благодаря нашему исследованию, мы спроектировали и изготовили платье единого размера, которое подходит каждому ребенку экспериментальной группы.






Выводы.
Мы изучили литературу по интересующей нас теме. Познакомились с основами художественного конструирования одежды, с основами композиции. Рассмотрели геометрические формы, которые используются в конструировании одежды, выполнили практическую часть работы и пришли к следующим выводам:
В целях наилучшего построения костюма надо мысленно делить данную фигуру на геометрические формы, чтобы представить себе ее настоящий силуэт. Переводя эту фигуру на плоскость, рисуя ее, мы должны рассматривать ее как ряд плоскостей.
Использование геометрии в дизайне одежды позволяет решить проблему размерности в системе «человек-костюм».
























Список литературы.

А.И. Черемных «Основы художественного конструирования женской одежды», Москва, «Легкая индустрия», 1977, 143с.
Р.А. Степучев «Московская школа дизайна: костюм и текстиль», Москва, «Просвещение», 2005, 138с.
Бодрова М. Л., Лаврентьев А.Н. «Художник, вещь, мода», Москва «Советский художник». 1988, 129с.
Бланк А.Ф., Фомина З.М. «Практическая книга по моделированию женской одежды», Москва « Легкопромбытиздат» 1992, 141с.
Ерзенкова, Н.В. Женская одежда в деталях. – Минск: «Полымя», 1992. – 320 с.: ил.
6. Ерзенкова.Н.В. Обновление одежды / Н.В. Ерзенкова, Р.М. Ефименко, Т.К., Н.И.
Платоненко, Минск, «Полымя», 1988, 297с.













Приложение I. Воплощение образа в костюме.





Рис.1. Диффузный стиль. Образ феи Рис.2. Стиль молодежной субкультуры. Образ волчицы



Приложение II. Снятие мерок по антропометрическим точкам фигуры.


Рис.3.
Приложение III. Композиция на плоскости.


Рис.4. Оформление тканей



Рис. 5. Оформление скатерти
Приложение IV. Композиция объемная (пространственная).






рис.6. Художественное решение русского костюма рис.7. Испанский костюм




Приложение V. Художественный образ в костюме.



Рис.8. Два разных образа в костюме.

Приложение VI. Художественный образ проектируемого костюма.







Рис.9. Сценический костюм в народном стиле


Приложение VII. Виды геометрических форм одежды.




Рис.10. а) линейный характер формы; б) объемный характер формы; в) плоскостная форма

Приложение VIII. Виды силуэтов.





Рис.11. а) прямоугольник; б) трапеция; в) треугольник; г) овал; д) соединение половины овала и прямоугольника

Приложение IX. Ломаные поверхности.




Рис.12. а) односторонние складки; б) встречные складки; в) бантовые складки; г) веерные складки (юбка костюма)



Приложение X. Криволинейные поверхностии.




Рис.13.а) трубчатые драпировки; б) каскадные драпировки; в) лучевые драпировки; г) пазушные драпировки; д) радиальные драпировки


Приложение XI. Проектируемый костюм.









Рис.14. Сценический костюм для девочки в народном стиле

Приложение XII. Геометрические формы деталей костюма.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415









13PAGE 15


13PAGE 142515



Рис. 15.а) передняя кокетка; б) задняя кокетка; в) переднее полотнище нижней части платья; г) заднее полотнище нижней части платья; д) оборки; е) рукава; ж) передник



Рисунок 1E:\FASHION\Anna Molinari\F1997_RW\00021_L.JPGРисунок 1E:\FASHION\Alexander Mcqueen\F1997_RW\00007_L.JPGРисунок 1C:\Documents and Settings\PC202\Рабочий стол\Кавеева\сканирование0001.jpgРисунок 1C:\Documents and Settings\PC202\Мои документы\Мои результаты сканировани\2009-10 (окт)\сканирование0008.jpgРисунок 1C:\Documents and Settings\PC202\Рабочий стол\Кавеева\сканирование0002.jpgРисунок 1C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\DSC02725.JPG15