Игра для учащихся 5 классов По волнам Балтийского моря

Игра «По волнам Балтийского моря».
(игра для учащихся 5-х классов)

Игру подготовила и провела – Нагорнова Е.Г. –
классный руководитель 5-го класса
МОУ «СОШ №5 г. Всеволожска»


Цели игры:
Познакомить учащихся с географическим положением моря, с животным миром.
Познакомить учащихся с морскими профессиями и должностями.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Подготовка к игре. Среди учащихся выбираются капитаны. Они набирают команду на своё судно. Команда состоит из старпома, боцмана, штурмана, кока, судового врача, матроса и юнги. На протяжении всей игры члены команды выполняют задания. Капитан имеет право помочь каждому участнику команды в случае затруднения. Домашнее задание дается капитану и боцману.

Оборудование. Листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, контуры морей, оформление класса морскими пейзажами, картами, фотографиями.

Вступительное слово учителя.

- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в незабываемое путешествие по Балтийскому морю. Наша игра приурочена к празднованию Дня Балтийского моря, который отмечался 22 марта. Команды, готовы к отплытию? Тогда, вперед!

Задание для капитанов. (Конкурс оценивается по 5 бальной системе)
- На капитанский мостик приглашаются капитаны двух судов. Назовите свои корабли, представьте команду и сообщите своей команде, куда вы направляетесь.
Выступление капитанов. (Сообщение о походе в Балтийское Море. Домашнее задание)

Дополнительная информация.

Капита
·н  морской термин, означающий должностное лицо, возглавляющее экипаж гражданского судна, и несущее ответственность за его действия. Он также несёт ответственность за управление судном, в его обязанности вменяется обеспечение безопасности плавания, поддержание порядка на вверенной его командованию плавучей единице, предотвращение всякого вреда ей, людям и грузам. Его распоряжения в пределах его полномочий обязательны для исполнения всеми лицами, находящимися на судне, он вправе изолировать любое лицо, чьи действия угрожают безопасности судна и людей, и проводить дознание в случае совершения преступления на борту, контролирует приём и увольнение членов экипажа, применяет меры поощрения и взыскания, организует [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] при получении [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с другого судна, возглавляет борьбу за дееспособность судна (своего); а при необходимости  оставляет его последним, захватив [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] журналы, карты рейса, документы и ценности. Капитан судна сохраняет свои права и после гибели судна, вплоть до возвращения экипажа на родину. Принимает все необходимые меры для предотвращения захвата судна врагами в военное время и пиратами  в мирное.

Задание для штурманов.(Конкурс оценивается в 1 балл)
- Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], исчисляет перемещения и отмечает передвижение на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а также следит за исправной работой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. И поэтому он должен знать все о Балтийском море, где расположены рифы, мели и т.д.

Штурманам предлагается узнать очертание Балтийского моря из многих предложенных.

Задание для помощника капитана.(За каждый правильный ответ 1 балл, максимум – 19 баллов)
Старпомы приглашаются на палубу.
- Назовите реки, которые впадают в Балтийское море. ( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].)
- Назовите крупные заливы Балтийского моря. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (пресноводный залив, отделённый от моря песчаной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
- Назовите крупные острова Балтийского моря. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).

Задание для боцмана.
Боцман  старший строевой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (до 1798 сержант, боцман), на корабле имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и унтер-офицеров, их способность и познания в морском деле, наблюдать за их поведением и, кроме того,  производство [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], подъем тяжестей, постановку и спуск [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], уборку [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], всё касающееся до вооружения корабля, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], управление рулём и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] при всяких обстоятельствах, основу леерного сообщения с берегом и подводку пластыря на пробоину.
- Боцманы, как правило, старейшины на судне, за их плечами много походов по морям и океанам мира. Они много знают и охотно делятся своими знаниями. Наши боцманы должны рассказать легенду о Балтийском море матросам судна, чтобы скоротать время перед вахтой. (Боцманы сочинили легенды о море).(Конкурс оценивается по 5бальной системе)

Задание для кока.
- Пришло время перекусить. Кок – главный человек на судне. Кок  судовой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слово голландское ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] kok), произошло от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] coquo  варить, печь, жарить. Кок выполняет задачи по обеспечению питанием личного состава воинской части, корабля. В его обязанности входит приготовление качественного завтрака, обеда и ужина, раздача пищи личному составу, а также приём, содержание и хранение продуктов.

- На суднах произошло непредвиденное – запас продуктов закончился. Кормить команду стало нечем, но кок не был бы коком, если бы оставил свою команду голодной.
Задание. Назвать как можно больше рыб, которые обитают в водах Балтийского моря. (За каждый правильный ответ 1 балл)
Ихтиофауна Балтийского моря и заливов крайне разнообразна. В водах моря обитают 2 вида круглоротых (Морская и речная миноги) и 67 видов рыб. (Минога, корюшка, речная камбала, лосось, щука, окунь, бычок, килька(балтийский шпрот), салака, угорь, треска, сиг, хариус, скумбрия, множество видом сельди, морская форель)
Дополнение от учителя.
Но кроме промысловых рыб и безобидных животных в Балтике обитают и гораздо более опасные существа. Здесь встречается (хоть и достаточно редко) морской дракон – небольшая, но очень ядовитая рыбешка. Ее укол вызывает в лучшем случае кожный зуд, а в худшем – паралич, перебои в работе сердца и даже смерть. Одно радует – ее в Балтийском море можно встретить гораздо реже, чем в Черном или Атлантике. Еще из опасных жителей глубин нужно выделить морского ката (он похож на ската и тоже имеет острый шип на конце хвоста), ядовитую рыбу-змейку.
Мало кто знает, что водятся в Балтике и акулы. Причем их, вместе с родственными хрящевыми рыбами, насчитывается аж 31 вид! Но не стоит опасаться – это небольшие акулы, которые сами человека бояться больше, чем он их. По крайней мере, так утверждают активисты экологических организаций. А в Швеции даже официально запретили акулью ловлю.
Задание для юнг.
- Вот команда подкрепилась, путешествие продолжается. На палубу приглашаются юнги. Юнгой на кораблях обычно были подростки, готовящиеся стать матросами. Для них подготовлено не очень сложное задание. Они должны за 3 минуты составить как можно больше слов из слова БАЛТИКА. (За каждое слово, команда получает 1 балл)
- Пока юнги выполняют своё задание, предлагаю поиграть болельщикам. (Болельщики могут принести баллы понравившейся команде).
Вопросы для болельщиков.
Назовите старославянское название Балтийского моря. (Варяжское море)
Общая площадь Балтийского моря составляет: а) 415 тыс кВ.км., б) 245 тыс. кВ.км. , в) 520 тыс. кВ.км.
Длина береговой линии Балтийского моря составляет: а )около 10 тыс км.,б) около 8 тыс.км., в) около 12 тыс км.
Самая большая глубина моря: а) 370м., б) 570м., в)470м.
Балтийское море принадлежит бассейну: а) Атлантического океана, б) Тихого океана, в) Северно-Ледовитого океана.

Задание для судового врача.
Судово
·й врач  должностное лицо на судне, проводящее санитарно-гигиенические, противоэпидемические и лечебно-профилактические мероприятия.
Подчиняется только [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В российском флоте должность введена в начале [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] века. С [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] года начато обучение при московском госпитале. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] их готовили в Военно-морской медицинской академии в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
- За бортом находится неизвестное существо, которому нужна медицинская помощь. Но чтобы её оказать, нужно определить, кто находится за бортом.
- Это животное, относится к классу млекопитающих, отряд: ластоногие, семейство: тюленьи, на шерсти рисунок со светлыми кольцами с тёмным обрамлением. Величиной около 130-140 см. Это животное занесено в Красную книгу. (Кольчатая нерпа. Балтийский подвид)

Задание для матроса.
- Как известно, экологическая обстановка на море неблагоприятная.
Во-первых, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Поскольку водообмен Балтики не очень активен, то концентрация азота, фосфора и других отходов в воде становится очень сильной. Из-за биогенных элементов в море органические вещества не полностью перерабатываются, а из-за недостатка кислорода они начинают разлагаться, выделяя губительный для морских обитателей сероводород. На дне Готландской, Гданьской, Борнхольмской впадин уже существуют мертвые сероводородные зоны.
Вторая значимая проблема Балтики – загрязнение воды нефтью. С различными стоками в акваторию ежегодно попадают тысячи тонн нефти. Пленка нефти, которая покрывает поверхность водного зеркала, не пропускает кислород вглубь. Так же на поверхности воды накапливаются токсичные вещества, вредные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря.
Третья проблема акватории Балтийского моря - накопление тяжелых металлов. Ртуть, свинец, медь, цинк, кобальт, никель попадают в основном в воды Балтики с атмосферными осадками, остальная часть попадает при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тысяч тонн, свинца – 3 тысячи тонн, кадмия – около 50 тонн, а ртути – 33 тонн, на 21 тысячу кубических километров водного объема акватории.
Балтийское море благодаря географическому положению [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  на перекрестке исторических событий. На дне Балтики находится не одно кладбище кораблей. Многие затонувшие суда имеют опасные грузы. Контейнеры, в которых находятся грузы, со временем разрушаются.
Десятилетиями в Балтике практиковалось затопление и захоронение устаревших бомб, снарядов, химических боеприпасов. После окончания Второй мировой войны по совместному решению стран антигитлеровской коалиции (СССР, Великобритания и США) и в соответствии с решением Потсдамской конференции 1951 года в различных районах Балтики, а также в проливах, соединяющих Балтийское море с Северным морем, было затоплено свыше 300 тысяч тонн немецкого химического оружия и боеприпасов.
Больше полувека боеприпасы лежат на дне Балтики, создавая потенциальную смертельную угрозу. Металл в морской воде разъедает ржавчина, и отравляющие вещества в любое время могут попасть в воду.

Матросам нужно сообщить всему миру о том, как важно сохранить Балтийское море, уберечь его от загрязнения, защитить животный и растительный мир Балтики. Для этого они должны создать экологический плакат.

- Пока матросы работают, болельщикам предлагаю очередные вопросы.
Когда празднуется День Балтийского Моря? а) 17 апреля, б) 22 марта, в) 19 мая.
Дата проведения Дня Балтийского моря совпадает с а) Всемирным днем воды, б) Всемирным днем Земли, в) Всемирным днем защиты окружающей среды.
На 17 заседании [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  было принято решение о праздновании Дня [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Основная цель празднования - проинформировать население, привлечь внимание ученых, политиков, общественности к вопросам охраны окружающей среды Балтийского региона. В каком году это произошло? а) в 1974 году, б) в 1986 году, в) в 1991 году.
С какого года празднование Дня Балтийского Моря происходит в Санкт-Петербурге? а) с 2005 года, б) с 2010 года, в) с 2000 года.
Балтийское море глубоко вдается в сушу Европы. Берега каких стран оно омывает? (берега [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

- Дорогие ребята! Наше увлекательное путешествие подошло к концу. Думаю, что во время похода вы многое узнали, многому научились. Теперь вас смело можно назвать знатоками Балтийского моря. Кто заинтересовался и хочет еще больше узнать о Балтийском море, то может самостоятельно почитать об этом в специальной литературе или на сайтах интернета.
- Жюри подвело итог игры, попросим их выступить.
Награждение команд, их участников.