Классный час История нашей одежды

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Бажирская основная общеобразовательная школа.














Классный час
6 класс
« История нашей одежды»

Классный руководитель
Кунц Татьяна Борисовна

Цели:
Познакомить учащихся с историей одежды и с волшебным миром моды.
Сравнить одежду современную и одежду, которую носили несколько веков назад.
Расширить кругозор учащихся в мире моды.
Прививать интерес к истории как к предмету.

Форма проведения классного часа: Лекция-беседа








14 октября 2013
с. Бажир
Сегодня наш классный час будет посвящён одежде и не только ей. Думаю, нет человека, кого абсолютно не интересует его внешний вид. Не случайно, мы все любим мельком взглянуть на себя в зеркало
Одни могут сказать: «Мода – эта пустая прихоть, увлечение бездельников». Для других мода – это профессия, ежедневная творческая работа, огромный интерес, невозможность без этого существовать. А что же это для обычных людей, таких, как мы с вами?
Вряд ли в каменном веке первобытные люди обращали внимание на фасоны и покрои шкур. В жарких странах наши далёкие предки и вовсе обходились без шкур – хватало и набедренных повязок. Кстати, у всех ли были одинаковы эти повязки и одежда из шкур? Исследования показали, что, оказывается, различия имелись. Уже древние люди отличали более сильных, храбрых, удачливых, отдавая им лучшие шкуры, делая особые украшения. У вождя племени, например, даже татуировка и раскраска тела были особенными. Как видите, костюм во все времена оставался знаком, говорящим об общественном положении и социальном ранге человека. И в более поздние времена, по мере развития верований и традиций, люди не отказывали себе в украшениях.
Одежда служит людям очень давно. Сначала человеку нужно было защитить тело от неблагоприятных воздействий палящего солнца, холода или дождя, снега. Потом одежда стала ещё и украшением. Кроме того, считалось что одежда – это «чехол», который защищал тело человека от «дурного глаза», оберегал от злых сил.
Как мы уже вначале отметили, одеждой людям служили шкуры животных, листья и кора деревьев. Древнейшую одежду не сшивали – вспомните плащ Геракла, который был одет в шкуру убитого льва. Лапы он просто завязал на груди, а львиная голова (своеобразный капюшон) стала шлемом.
Потом появились костяные иголки, и шкуры стали кроить и сшивать (нитками служили жилы животных и волокна растений). Одежда стала удобней, но по-прежнему оставалась очень грубой.
Постепенно люди научились плетению, прядению и ткачеству – шкуры сменились тканями. Для тканей использовались волокна растений и шерсть домашних животных.
Вот теперь можно было говорить о красоте одежды: ведь ткань можно было красить (или наоборот, отбеливать), она может быть очень толстой, грубой или очень тонкой, воздушной. Этому трудно поверить, но до сих пор не раскрыт секрет изготовления ткани, найденной во время раскопок в Древнем Египте, - учёные не могут понять, как древние мастера могли изготовить такую тонкую, почти прозрачную ткань – на современных станках её изготовить невозможно.
Сегодня одежду изготавливают не только из растений и шерсти домашних животных. Большинство тканей изготавливаются из веществ, которые не встречаются в природе, а созданы человеком, например, из нейлона и акрила. Но до их изобретения человек должен был довольствоваться тем, что получил от природы. Поэтому с древних времён человек старался найти такие растения, из которых можно было изготовить ткани, чтобы шить одежду. Понятно, что в районах с разным климатом такие растения были совершенно различны. В странах северной и восточной Европы таким растением был лён. Его возделывание своими корнями уходит в глубокую древность. Лён – это травянистое растение, которое лучше всего произрастает на глиняной почве. Он достигает в высоту одного метра и имеет жёсткий волокнистый стебель. Когда на нём созревают семена, лён выдёргивают из земли. Из семян делают масло, которое называется льняным. Оно используется при изготовлении красок и в парфюмерии. Стебли льна и являются сырьём для получения ткани. Делалось это так.
Стебли льна, у которых отрезаны семенные коробочки и корни, замачивали в воде. Затем размокшие растения трепали, чтобы выделить волокнистую часть стебля. После этого их высушивали и теребили, чтобы удалить одеревенелые остатки. Затем их чесали, чтобы получить длинные и тонкие волокна. А из этих волокон пряли нитки, из которых затем ткали материю. Эта работа раньше делалась вручную, но постепенно её полностью механизировали. Льняные ткани достаточно грубые, поэтому в настоящее время их используют лишь для производства верхней одежды и белья.
Из толстых льняных волокон ткали парусину – прочную материю для изготовления корабельных парусов. А позже предприимчивые портные стали шить из неё известные всем джинсы.
Важнейшими центрами текстильной промышленности стали Голландия и Бельгия. Но сегодня в этих странах практически не выращивают лён. Вот почему льняные ткани сегодня так дороги.
Но вернёмся к одежде.
Принято различать два рода одежды: плечевую и поясную.
Плечевая одежда крепится, держится на плечах и происходит, видимо, от первобытных плащей из звериных шкур
Поясная одежда берёт своё начало от набедренной повязки.
А теперь немного поговорим об одежде, которую носили в Древней Греции и Древнем Риме. Там одежда была открытой, что во многом определялось тёплым, мягким климатом. Костюм состоял из двух элементов: рубашки и плаща, который различными способами обёртывали вокруг тела и застёгивали на плече. Обычно считали, что древние греки предпочитали белые ткани, но это не так. Одежда была у них яркой и разноцветной, особенно у молодёжи, пурпурной (ярко-красный цвет с фиолетовым оттенком), зелёной, синей. А вот жёлтый цвет считался приличным только для женщин, мужчины его не признавали. Если одежда всё же была белой, её украшали яркой цветной каймой.
Основной частью мужской одежды был хитон (льняная или шерстяная рубаха), чаще всего без рукавов. Поверх хитона набрасывали гиматий – нечто вроде плаща. Гиматий должен был ниспадать с плеч красивыми складками, поэтому к его уголкам пришивали небольшие грузики. Если плащ был короткий, его скрепляли на шее пряжкой и он свободно падал на спину и плечи – его называли хламидой. Хламиду надевали на войну, на охоту, в дорогу. Положение человека в обществе определялось по способу и умению носить одежду. Так, например, мудрецы и учёные мужи прятали под складками одежды кисти рук, показывая тем самым, что они не занимаются физической работой. Голову греки обычно оставляли непокрытой, шляпы использовались только за городом для защиты от зноя или дождя.
Обувь у древних греков была довольно разнообразная. Чаще всего сандалии, прикрепляющиеся к ногам ремнями. Наряд обязательно дополнялся палкой и перстнем. Перстень служил одновременно и украшением, и печатью. Палка же была последним штрихом, заканчивающим туалет (весь комплект одежды, украшений и обуви). Для почтенного человека считалось просто неприличным идти по улице без палки.
Одежда древних римлян внешне была похожа на греческую. Они носили тунику (шерстяная или льняная рубаха с короткими рукавами, перевязанная на поясе), которая носилась под тогой (верхнее мужское одеяние из шерстяной ткани). Тогу могли носить только граждане Рима. Ни рабы, ни чужеземцы не имели такого права. Императорская тога была пурпурного цвета. В дни траура надевали серую тогу.
В Европе средних веков существовали свои правила моды: феодалы не смели одеваться богаче короля, а горожане, торговцы и ремесленники – превосходить богатством одежды феодалов.
Во все времена у моды были свои причуды. В XV веке её «писком» были башмаки с необычайно длинными носами. Крестьянам разрешалось носить обувь с носами не более 6 дюймов, горожанам – 12 дюймов, дворянам – 24 дюйма (в одном дюйме – 2,6 сантиметра). Интересно и то, что в старину не существовало левых или правых башмаков – они были одинаковы и годились на любую ногу.
Сапоги всмятку – так называли сапоги с голенищами-гармошками. Чтобы сделать такую «гармошку», особым образом мяли кожу – вот и получались «сапоги всмятку».
Современный человек редко обходится без обуви. А какова же история появления обуви?
Первые упоминания об обуви относятся к Древнему Египту. Там сандалии из папируса носили только фараоны, а их подчинённые ходили босиком. В Древней Греции и Древнем Риме сандалии разрешалось носить каждому взрослому человеку, босиком ходили лишь рабы. Греки часто делали на подошвах надписи, которые отпечатывались в дорожной пыли. Кроме сандалий существовали и другие виды обуви, вроде сапог, полусапог и башмаков. Шло время, менялась мода, внешний вид обуви тоже изменялся: то удлинялись голенища – да так, что их приходилось отворачивать; то непомерно вытягивался носок – его приходилось привязывать к щиколотке, чтобы в такой обуви можно было ходить, их размер был от 15 до 20 сантиметров; то каблук «вырастал». Например, во времена английского короля Джеймса первого люди из высшего общества стали носить обувь из очень тонкой кожи на высоких каблуках. В них было неудобно ходить, но люди продолжали их носить. Обувь украшали золотом, серебром, драгоценными камнями; на обувь прибивали подковки и навешивали колокольчики. Но какой бы красивой ни была обувь, если она не по ноге – «её владельцу белый свет не мил». Поэтому во все времена люди шили обувь у сапожников – по личной мерке, со многими примерками. Обувь заказывали редко и очень берегли, а беднота и вовсе пользовалась самодельной – валяной из шерсти – «валенки», и лыковой – «лапти». А в США стали шить обувь только с 1629 года.
Ещё в начале прошлого века обувь для правой и левой ноги ничем не различалась, но сапожники постоянно стремились улучшать свою продукцию. Вот послушайте заметку из журнала «Наука и жизнь» за 1892 год: «Парижские сапожники вставляют в подошву тонкую пластинку из алюминия. Сапоги от этого, как говорят, делаются непромокаемыми и очень долго носятся; гибкость подошвы не теряется.
Было бы интересно, если бы наши сапожники последовали бы примеру парижских. Теперь алюминий стоит очень дёшево и такие опыты вполне возможны, а потребители вряд ли останутся недовольны».
Сейчас обувь редко заказывают у сапожников – её шьют на фабриках и продают в магазинах: любого размера, цвета, фасона.
А сейчас поговорим о верхней одежде.
В Северной Европе, где климат был достаточно холодным, самым распространённым элементом одежды был плащ, но уже входили в моду рубаха и штаны. Для простого народа их шили из грубой материи, а знатные люди использовали дорогие ткани. Средневековая одежда полностью закрывала тело человека.
По случаю удачной охоты хозяин замка часто давал обед. Женщины должны были присутствовать на нём в своей самой красивой одежде. Сначала одевали белоснежную рубаху из тонкого полотна, которая застёгивалась пряжкой у ворота. Дальше шла юбка, спускавшаяся складками до самого пола. Сверху всего этого – платье из тяжёлого пурпурного бархата, расшитое тяжёлыми золотыми нитями, из-под него выглядывала часть юбки с каймой. Талию перетягивали поясом, украшенным драгоценными камнями, золотом и серебром. К поясу привешивали мешочек с деньгами, духами, душистыми травами, ручное зеркальце, игольник, ножницы. Поверх платья надевали широкую атласную накидку с каймой у ворота.
Поговорим немного о русской народной одежде. До XVIII века главной в одежде была и долго ещё оставалась русская рубаха. Наши далёкие предки считали, что одежда – это «оберег». Древние рубахи имели почти закрытый ворот, длинные рукава. Длина рубахи – ниже колена. Рубахи носили девочки и мальчики, юноши и девушки, мужчины и женщины. Различались рубахи только своим кроем и вышивкой, украшением. Были рубахи повседневные, были праздничные. После XVIII века на Руси основным видом мужской одежды были рубаха и порты. Поверх рубахи надевали зипун (узкая одежда до колен), который считался домашней одеждой. Верхней одеждой был кафтан, тёплый или холодный – в зависимости от времени года.
До Петра I кафтаны носили и мужчины, и женщины, и богатые, и бедные. Они различались лишь материалом, из которого были сделаны. Дорогие, парчовые кафтаны хранились в царских палатах и надевались для торжественных церемоний и приёмов послов.
Основой женской одежды была длинная сорочка, которую шили из различных материй. На неё надевали сарафан, снизу доверху застёгивающийся на пуговицы. В холодную погоду надевали душегрейку (тип безрукавки), а поверх всего – шубу.
Мы знаем, что подавать руку для приветствия в перчатке неприлично. А откуда это повелось?
Перчатки известны с древних времён как средство от холода и ран Перчатки и рукавицы были известны ещё с глубокой древности. Известно, что перчатки носили древние персы и римляне. В старину перчатки делались только из кожи и их носили в основном во время войны и охоты для защиты рук. Но в VIII и IX веках практически каждый житель Германии и скандинавских стран носил зимой перчатки. Женщины начали носить перчатки в качестве украшения с XIII века. Они обычно изготавливались из полотна и были длинными, до локтей. Спустя годы королева Елизавета ввела в моду перчатки, украшенные драгоценными камнями и вышивкой. Лайковые перчатки появились впервые во Франции во времена правления Луи XIV. Француженки в те времена носили перчатки, изготовленные из шёлковой нити. Но кроме своей основной функции они имели ещё и символическое значение. Так, например, считалось оскорбительным пожать руку знакомому, не снимая перчатки; входить в церковь в перчатках было непристойно; бросить перчатку к ногам означало вызов на дуэль.
И ещё одна деталь нашего гардероба – это чулки или колготы.
Порвоначально чулки изготавливались из кожи для защиты ног. Но защищать ноги таким способом стали с наступлением христианства. Носили чулки и мужчины, и женщины. Первыми людьми, которые пытались изготовить чулок, похожий на сегодняшний, были французы. Вскоре людям захотелось иметь более привлекательные чулки, сделанные из кусочков цветной материи. Чулки были часто расшиты золотом, и носили их светские люди. Первые чулки, сотканные из чёсаной шерсти, появились в Лондоне приблизительно в 1565 году. Королева Елизавета получила в подарок шёлковые чулки, которые произвели на неё такое впечатление, что с тех пор она стала носить их постоянно. Эти шёлковые чулки изготавливались в Италии, и только очень богатые люди могли позволить себе иметь их. Только в начале XX века шёлковые чулки стали доступны для обычных людей.
Теперь наш разговор будет о шляпах. Сначала человек носил шапку, чтобы защитить голову от дождя и снега, а также от солнечных лучей. В северных странах шапки делали из кожи, чтобы было теплее, а в южных изготавливали из тростника и соломы. Потом люди придумали военный шлем, чтобы защитить голову от мечей и стрел. Шлемы делали из металла. Со временем у каждого народа развился свой стиль головных уборов.
Феска – это фетровая шляпа без полей, обычно красного цвета. Феска была популярна в некоторых странах Западной Азии.
Тюрбан – изобрели арабы, которые носили с разными украшениями в соответствии с рангом.
Шапокляк – один из видов цилиндра. Верхняя часть – тулья – на пружинках; хлопнешь по ней и цилиндр тут же сложится в блин. Шапокляк часто одевают клоуны в цирке.
Цилиндр – это высокая блестящая шляпа с маленькими полями.
Боливар – это широкополая шляпа, которую ввёл в моду Симон Боливар.
Головной убор был также определённым символом. В Китае, например, на шапках помещали шарики – рубиновый, коралловый, сапфировый, в зависимости от должности человека. Перьями венчали свои шляпы французские дворяне: у князей и герцогов развевалось семь перьев, у графов – пять, у баронов – три, у прочих – одно.
В Европе головной убор указывал на род занятий человека. Например, учёный носил чёрную шапочку, врач – берет, нотариус – бобровую шапку. Короны королей и королев тоже указывали на их титул.
Очень необычные шляпы были у религиозных и политических деятелей. Конечно, вы знаете, что монахи и монахини носили головные уборы определённого покроя. Пуритане носили «ведьмины» колпаки с пирамидальной тульей. А квакеры (члены одной из протестанских сект) выделялись тем, что носили шляпы с очень высокими полями и очень низкой тульей.
Простую панамку изобрели в Панаме 300 лет назад.
Пожалуй, головной убор – самая «непостоянная» часть костюма. Вчера были в моде широкополые фетровые шляпы, сегодня – шляпки из соломки, завтра – огромные кружевные шляпы с лентами и цветами. Мужчины не отстают от женщин: то боливар, то цилиндр.
Невозможно представить себе современную одежду без карманов. Куда в этом случае положить все мелкие предметы, которые могут понадобиться в течение дня? Знаете ли вы, что карманы появились сравнительно недавно? Только в XVII веке. Как же обходились без них раньше? Часть предметов привешивали к поясу. Для ножей делали специальные ножны, кожаные чехлы. Но не всё можно подвесить к поясу. Поэтому обычной принадлежностью ушедшего по делам из дома человека была и остаётся сумка. Её надевали на ремне через плечо или привешивали к поясу, или просто держали в руках. Такая сумка, или кошель на лямке называлась калитой. Недаром Калитою прозвали одного из первых московских князей – хитрого, расчётливого, богатого Ивана Даниловича.
Когда же стали использовать носовые платки? Известно, что многие дикие племена делали циновки из соломы, которые носили на голове и использовали для вытирания пота. Вероятно, это было самым первым применением носового платка. В древние времена в Греции и Риме применялись не только носовые платки, но и салфетки. Салфетки использовались за столом для вытирания рук. Носовые платки имели прямоугольную форму, их клали в одежду и использовали во время путешествий.
В XVII веке во Франции носовые платки выглядели очень изящно. Они были с кружевами и нередко украшались драгоценностями. Когда в XVIII веке стал популярен нюхательный табак, женщины стали изготавливать платки из цветной ткани. Мария Антуанетта убедила короля Франции Луи XVI издать указ, по которому носовые платки должны были иметь квадратную форму, а не круглую, овальную или прямоугольную.
В наше время носовые платки имеют всё ту же квадратную форму.
Когда люди стали носить зонты? Как вы знаете, зонт – это не только укрытие от дождя, снега и солнца. Зонт когда-то был неотъемлемой частью гардероба мужчин и женщин. Считается, что первыми изготовителями зонтов были китайцы. Это было ещё в XI веке до нашей эры! Известно, что зонтик применялся в Древнем Египте и Вавилоне в качестве щита от солнца. С его использованием связан занимательный факт – он стал символом власти. В древности на Дальнем Востоке зонтиком могли пользоваться только члены королевской семьи или высокопоставленные придворные.
В Европе первыми стали использовать зонтики жители Древней Греции. Однако существует мнение, что первыми европейцами, которые использовали зонтик для защиты от дождя, были римляне. В средние века использование зонтиков практически прекратилось. Затем он вновь появился в Италии в конце 16 века. И вновь он рассматривался как символ власти. Приблизительно в 1860 году зонтик появился во Франции, а позже – в Англии. В XVIII веке зонтик использовался для защиты от дождя почти по всей Европе. За всё это время форма зонтика изменилась незначительно, они стали лишь немного легче. Цветные же дамские зонтики начали делать только в XX веке.
В наше время зонтики делают мужские, женские, детские. Форма их тоже разнообразна – это и зонт-трость, огромные цветные пляжные зонты, смешные детские. Окраска их тоже очень разнообразна.
Наша русская одежда не может обойтись без фольклорного мотива. Давайте вспомним русские пословицы, в которых говорится об одежде, и попробуйте объяснить их смысл:
«Сапог не ломает, чулок не марает» (о щёголе)
«Шапочка с ушами, молодчик с кудрями».
«Дома – щи без круп, в людях – шапка в рубль».
«На брюхе шёлк, а в брюхе-то щёлк».
«Наряди пень в вешний день, и пень будет красавчик».
«Как обута нога, так всем слуга».
«Наряд соколий, а походка воронья».
«Оделся клушей, опоясался кувалдой».
«Хорош на девке шёлк, коли в девке толк».
«Свинья в золотом ошейнике всё свинья».
«Пряжки с искорками, да вон повыскакивали».
«Дело в шляпе».
«На воре и шапка горит».
«Шапку в охапку и бегом».
«У него шуба дом стережёт».
«Работать спустя рукава».
«Работать, закатав рукава».
Приложение
Это интересно
Об обуви.
Испокон веку люди связывали с обувью огромное количество примет и поверий, складывали легенды, сплетали суеверия. Во многих странах, у многих народов древние обычаи и традиции, связанные с обувью, поддерживаются до сих пор.
Так, в Китае детскую обувь часто украшали изображениями хищных, свирепых животных, например, тигра. Считалось, что зверь должен защищать ребёнка от злых духов.
По другой китайской традиции в первую брачную ночь красные туфельки невесты необходимо было забросить на крышу дома – в знак любви и гармонии.
Согласно древней традиции американские аборигены проделывали в подошве детской обуви дырки, чтобы через них вышли злые духи.
В индейском племени Зуньи по традиции женскую пару обуви для бракосочетания должен был изготовить жених.
Когда король умирал, народ Ашанти (Западная Африка) красил свои сандалии в чёрный цвет.
Японские воины-самураи носили обувь из медвежьего меха и свято верили, что обладателю может передаться сила зверя.
В Европе обувь считалась настоящим талисманом и домашним оберегом. Когда строили дом, в его стену замуровывали ботинок – в качестве защиты от злых духов. И сегодня при демонтаже многих старинных зданий часто находят образцы старинной обуви.
В исламе верующие должны снимать обувь перед тем, как войти в мечеть.
По иудаистскому обряду после смерти брата неженатый деверь должен был жениться на его бездетной вдове. Вдова могла освободить мужчину от этой обязанности, публично сняв с его ноги ритуальный ботинок. Только в этом случае он считался свободным и мог жениться на другой.
История каблука и каблук в истории
Древний Рим
В Древнем Египте обувь изготавливали из папируса. Носить её на ранней стадии государственности могли лишь фараон и его приближённые. Интересно, что супруга фараона к числу приближённых не относилась и ходила босиком. Стоили такие сандалии по-королевски. Геродот как-то написал, что на изготовление одной пары сандалий для фараона уходил годовой доход среднего города.
Египту история обязана и изобретением каблука, без которого невозможно представить современную обувь. Правда, носили их не фараоны и жрецы, а простые земледельцы, которым каблуки создавали необходимый упор, чтобы легче было передвигаться по рыхлой земле.
Знатные римляне надевали на ноги что-то вроде перчаток (их натягивали на каждый палец). Потом им приглянулись греческие сандалии – и началось! Сандалии модернизировали, на них появились вышивки, металлические украшения в виде львиных морд, цепей, венков и т. д.
Существовала специальная обувь для плебеев, философов, для посещения Сената. Целомудренным дамам полагалось иметь закрытую обувь.
Барокко
Как ни странно, законодателем моды эпохи барокко становится французский офицер, носивший ботфорты – высокие кожаные сапоги с обязательными наборными каблуками.
Высокие каблуки были нужны, чтобы при верховой езде нога лучше закреплялась в стремени. Впрочем, в моде были не только военные сапоги, но и светские. Так продолжалось до конца 17 века, когда появились обтягивающие ногу трикотажные чулки, и пришла мода на башмаки, чем-то напоминавшие современные мужские туфли. В 1680 году в моду вошли туфли на таком высоком и тонком каблуке, что дамы могли ходить на них, только опираясь на трость. Кавалеры не захотели отставать от слабого пола, и мода на каблуки стала повальной. Теперь императоры вынуждены были издавать специальные указы, регламентировавшие уже высоту каблуков по сословиям. Естественно, и вэтот раз самые высокие каблуки были привилегией знати и членов королевских семей. Тогда же появился знаменитый красный каблук, отличавший дворянство от прочих сословий.
Эпоха Великих французских революций
Французская революция 1789 года лишила дам высоких каблуков почти на 50 лет. Дамские туфли наполеоновской эпохи напоминают современные балетные тапочки. Европу охватила идея «упрощения» образа жизни. Врачи, философы, великолобные интеллектуалы открыто выступили против вредных для здоровья корсетов, узких туфель на высоких каблуках и, как ни странно, одержали победу. На парижских улицах появились дамы с короткой стрижкой, в платьях из тонких тканей и в сандалиях на плоской подошве. Но новоиспечённому императору Наполеону Бонапарту такая мода не приглянулась. Мода дала задний ход, и в гардероб парижских красоток вернулись и «талия в корсете», и громоздкие кринолины. А каблуки остались в изгнании. Всё дело в том, что умение хорошо танцевать в то время считалось обязательным, а что может быть удобнее для танцев, чем шёлковые туфли-тапочки на тонкой кожаной подошве?
XX век
Век минувший был настоящим триумфом для обувщиков. За это время было придумано столько фасонов, сколько не изобрели предки за всю прошедшую историю. Натуральный каучук повысил водонепроницаемость подошв, и обувь стала наиболее практичной. После Второй мировой войны химики открыли капрон и полиэтилен. Сегодня новая модель обуви живёт в среднем 9 недель. Не связанный по рукам техническими ограничениями, сапожник может творить всё, что душе его угодно.

Литература
«Досуг в школе» ,№12 -2006
Л.А.Побединская Классный час играючи. Выпуск 4; М:. 2004


15