Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий


Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
За последние десятилетие в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, пришло понимание того, что обучение это процесс подготовки обучающихся к реальной жизни. Выпускник должен научиться занимать активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
А это значит, что мы должны учить по-новому, поскольку, по словам Джона Дьюи« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Именно поэтому отличительной особенностью современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих школьникам умение учиться и учить себя, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В сентябре 2010 года на базе нашей школы была организована пилотная площадка по апробации ФГОС НОО. Я была в числе педагогов, которые приняли участие в эксперименте. Изучение требований нового стандарта показало, что необходимо внести изменения в организации образовательно-воспитательного процесса, в частности, изменить подходы к организации урока. В процессе работы возник ряд вопросов:
1.Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?
2.Какие технологии способствуют формированию УУД?
3.Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять в рамках современного урока?
4. И, наконец, насколько актуальны формы работы, принятые в традиционной методике преподавания? Если нет, то каким образом их можно преобразовать?
Работа в группе педагогов пилотной площадки, а также опыт работы с нынешними первоклассниками помогли мне найти ответы и решить возникшие вопросы.
Поэтому цель моей работы : обобщить опыт по проектированию урока с позиции формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Что такое современный урок? Это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний. В методической литературе серии «Стандарты второго поколения» , красной нитью проходит идея обновления форм учебного процесса, указывается на необходимость создания разных образовательных пространств (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач). Этого требует системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового стандарта.
Но отказываться от традиционной формы урока совсем, на мой взгляд, всё-таки не стоит. И вот почему. Рассмотрев урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с традиционным уроком, я выделила ключевые отличия к дидактическим требованиям. Стало понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся.
Основное отличие – это деятельность учителя и учащихся на уроке. Если в уроке традиционного типа ученик является, образно говоря получателем информации, слушателем, то в новой ситуациидолжен стать главным деятелем,учитель же, осуществляя скрытое управление процессом обучения, фактически становится консультантом.
Слова К.Д. Ушинского в полной мере отражают суть урока современного типа: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» .На следующем этапе работы я провела анализ предполагаемой деятельности учащихся на каждом этапе урока, а затем выделила те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации будут сформированы. Результатом стала своеобразная «копилка» приёмов, методов и технологий формирования УУД, которые использую в своей практике.
Смагина Наталья Аркадьевна
Учитель 1 КК