Урок биологии по теме Низшие растения. Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли» (7 класс).


Урок биологии по теме: "Низшие растения. Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли» (7 класс).
Цель: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, отличающие их от бактерий, грибов, лишайников.
Образовательные задачи:
выяснить особенности внешнего строения водорослей;
показать особенности клеточного строения водорослей;
дать представление о систематике водорослей;
формировать умение вести научный диалог;
совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, лабораторным материалом.
Воспитательные задачи:
воспитание любознательности;
воспитание бережного отношения к природе.
Развивающие задачи:
развитие предметно-речевых навыков;
Оборудование: таблицы, гербарий, текст и рисунки учебника, учебник “Биология. Многообразие живых организмов”.
Термины и понятия урока: таллом, слоевище, автотрофное питание.
Тип урока: лабораторный
План урока:
Организационный момент (1 мин).
Проверка Д/З (10 мин.)
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности, постановка и решение познавательных задач (15 мин.)
Актуализация темы - беседа о водорослях.
Размеры водорослей
Строение водорослей.
Среда обитания
Питание водорослей.
Клеточное строение водорослей
IV. Лабораторная работа ( 10 мин.)
V. Закрепление: составление общей характеристики водорослей (6 мин.)
VI. Д/З
ХОД УРОКА
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
2.Проверка Д/З.
3.Актуализация опорных знаний.
Беседа  с  учащимися.Какие  ассоциации  у вас  возникают,  когда  вы  слышите  слово  водоросли?  Сегодня  на  уроке  мы  познакомимся  с  группой  растений,  тело которых  не  имеет  известных  вам  органов  растений -   листьев,  стеблей,  корней  и т.д.. – с  водорослями.
Объявление  темы  урокаОбъявление  цели:  целью  нашего  сегодняшнего  урока  будет  познакомиться  с  общей  характеристикой  водорослей,  особенностями  строения  их клеток  и  тела,    средой  обитания и  их  классификацией.
3. Изучение нового материала.
 Общая  характеристика  водорослей.
Рассказ  учителя.
Водоросли,  древнейшая  группа  растительных  организмов,  тело  которых  не  разделено  на  органы, и  носит  название  таллом или  слоевище.
Известно  более 20  тысяч  видов.
Изучением  водорослей  занимается  наука  альгология
Размеры водорослей.
Среды обитания водорослей -  основная  масса  водорослей  обитает в  водной среде,  но  встречаются  так  же  водоросли  в  почве,  воздухе, на  снегу,  на  стволах  деревьев,   в  шерсти  животных   (ленивец),  в  теле  других  организмов  в  качестве  симбиотиков -  зооксантелла  в  теле  лишайника).В  водной  среде  они  могут  входить  в  состав  планктона,  так  и  произростать  на  дне  водоемов,  являясь  бентосными  организмами. 
Строение  слоевища.
Тело  водорослей  представлено  талломом и  не имеет настоящих тканей,  а  следовательно  и  органов – листьев,  стебля,  корней.  Тело  некоторых   харовых  водорослей  напоминает  тело наземных  растений,  с  листьями и  стеблем,  но  на  самом  деле    это  разветвления  слоевища.

По  форме многоклеточное слоевище  может  быть  нитчатым,  разнонитчатыми,   линейно – членистого  строения( харовые),  пластинчатые  (ульва,  улотрикс).
У  водорослей,  живущих  на дне  водоемов,  тело  крепится  к  субстрату  ризоидами  или  пластинчатым  диском.
Строение  клетки водорослей.Клетки  по  плану  строения напоминают  клетку  наземных растений.Сверху  покрыты  клеточной  оболочкой,  богатой  целлюлозой  и  пектиновыми  веществами.Центр  клетки -  ядро.Водоросли  содержат  хлорофилл,  содержащийся  в  хроматофорах различного  строения -  грушевидного,  спиралевидного ( спирогира)  и т.д.Помимо хлорофилла -  зеленого  пигмента,  в  клетках  водорослей  могут  содержаться  красные и  желтые  пигменты.В  хроматофоре  может  находиться  пиреноид -  тельце  с  запасными  питательными  веществами – в  основном  углеводами.Есть  так  же  вакуоли и  цитоплазма.
По  типу  питания  водоросли – автотрофы,  так  как  способны  к  фотосинтезу.
Систематика водорослей.
Рассказ  учителя.
Подцарство водоросли (Phycobionta) ‏ Отдел Зелёные водоросли (Chlorophyta) ‏ Отдел Харовые водоросли (Charophyta) ‏ Отдел Эвгленовые водоросли (Euglenophyta) ‏ Отдел Золотистые водоросли(Сhrysophyta) ‏ Отдел Жёлто-зелёные водоросли(Xanthophyta) ‏ Отдел Диатомовые водоросли (Bacillariophyta) ‏ Отдел Динофитовые водоросли (Dinophyta) ‏ Отдел Криптофитовые водоросли (Cryptophyta) ‏ Отдел Бурые водоросли (Phaeophyta) ‏
5.Лабораторная работа
Инструктаж по ТБ Л.р №2 Изучение внешнего строения водорослей.
6 . Закрепление и систематизация  знаний.
7.  Подведение итогов урока  и  домашнее задание: с. 40-44, вопросы и задания с. 49, р/т