«Своеобразие языка в рассказе А.Платонова «В прекрасном и яростном мире». Нравственная формула жизни А.Платонова». (7 класс)


Автор: Сухопарова Ольга Борисовна, учитель русского языка и литературы МАОУ – Лицей № 62 Октябрьского района г. Саратова
Класс: 7
Предмет: литература
Тема урока: «Своеобразие языка в рассказе А.Платонова «В прекрасном и яростном мире». Нравственная формула жизни А.Платонова».
Тип урока: урок-исследование
Цель урока: раскрыть нравственную позицию А.Платонова на основе анализа рассказа;
Задачи урока
Обучающая: работать над формированием у обучающихся исследовательских умений и навыков, закрепить и углубить знания учащихся средствах художественной выразительности, отработать навыки лингвистического анализа художественного текста, подготовить учащихся к публичным выступлениям, формировать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Развивающая: развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, содействовать развитию личности ученика.
Воспитывающая: утверждение необходимости высоких духовных идеалов, таких как любовь к ближнему, милосердие, чувство ответственности, жертвенность; воспитание интерес а к слову, формирование внимательного отношения к своей речи, умения ценить красивую и правильную речь, воспитание толерантности, умения работать в группе.
Оборудование к уроку: портрет А.П.Платонова; аудиозапись (формат Mp3) – звуки вокзала, железной дороги; сюита «Время, вперед!»; видеоролик «Движение поезда»; видеоролик «Шаровая молния»; презентация Power Point.
Методы работы: создание проблемной ситуации, аналитическая беседа, работа с текстом.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Урок начинается с прослушивания аудиозаписи «Звуки паровоза, железной дороги»
Сегодня мы с вами, ребята, на уроке будем говорить о своеобразии языка рассказа А.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
Целью нашего урока будет определить нравственную формулу жизни А.Платонова .
Первая стадия - «Вызов».
- С помощью каких образов автор сумел передать быстрый темп жизни в своем произведении? (образ железной дороги, паровоз) – Просмотр видеоролика «Движение поезда».
- Найдите строчки в рассказе, посвященные этой машине.
- Кому из героев принадлежат эти слова?
Вторая стадия - «Осмысление».
1. - Сейчас мы с вами разобьемся на группы. Каждая из пяти групп получит задание, связанное с анализом эпизодов рассказа А.Платонова. Отвечая на вопросы, приводите цитаты их текста рассказа.
Задание для группы № 1:
Найдите в начале текста описание того, как работал Мальцев (стр. 124-126). Ответьте на вопросы:
Почему в первых строках рассказа Александр Васильевич Мальцев назван лучшим паровозным машинистом?
«Он вёл состав с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и потому властвующего над ним».
Какими чертами характера он поразил своего молодого коллегу?
Почему Мальцев проверял все своими руками, не доверял помощникам?
В чем заключалась тайна таланта Мальцева?
В чем заключалась причина постоянной грусти Мальцева и его равнодушия к людям?
«…я понял значение его грусти и причину его постоянного равнодушия к нам» «…он скучал от своего таланта, как от одиночества» (Машинист Мальцев чувствовал, что лучше него никто не водит поезда. Никто не мог понять его таланта, не мог разделить с ним радости единения с машиной, «ему было грустно с нами», он чувствовал свою избранность, невозможность найти себе равного).
Как, с помощью каких приемов показывает автор талантливость мастера?
( 1. Введение профессиональных слов,
2. сравнение работы мастера с работой обычного человека,
3. прямое авторское утверждение о таланте мастера.)
Задание для группы № 2:
Найдите в тексте описание природы во время грозы. ( стр. 127-128)
Как автор передает ощущения Мальцева и его помощника?
Какую роль в описаниях природы выполняют причастные и деепричастные обороты?
Как Мальцев управляет паровозом во время грозы?
Задание для группы № 3:
Найдите в тексте описания работы Мальцева во время и после грозы. (стр.128-130)
Что случилось 5июля?
Почему та поездка для Мальцева была последней?
Как ведет себя Мальцев, находясь за рулем паровоза?
Какие нарушения допустил Мальцев?
Как можно догадаться, что Мальцев ослеп?
Задание для группы № 4:
Дальнейшая судьба Мальцева.
Каким мы видим Мальцева после того, как он ослеп? Почему он постарел, похудел? (стр. 135-136)
Как меняется жизнь Мальцева после несчастного случая? (Жизнь Мальцева кардинально сильно меняется. Он теряет работу, а главное, интерес к жизни).
«Я с ним иногда разговаривал, но видел, что ему скучно было беседовать о пустяках и довольствоваться моим любезным утешением, что и слепой – это тоже вполне полноправный, полноценный человек.
- Прочь! – говорил он, выслушав мои доброжелательные слова».
Почему он грубо отталкивает Костю с его «доброжелательными словами»? (Ему не нужна жалость)
Какие чувства вызывает Мальцев у Кости и у нас, читателей?
Задание для группы № 5:
Слепой Мальцев за рулем паровоза. (стр.136)
Зачем Костя взял Мальцева на паровоз?
Как передает автор ощущения слепого Мальцева , вернувшегося к привычной работе?
(« Забыл свое горе слепца, и кроткая радость осветила изможденное лицо этого человека, для которого ощущение машины было блаженством»)
Как и когда к Мальцеву возвращается зрение?
Какой смысл вложен в слова: «Веди машину до конца, Александр Васильевич, ты видишь теперь весь свет!» ?
(Новыми , прозревшими глазами смотрит теперь Мальцев на мир.)
Как вы думаете, главный герой действительно снова обретает возможность видеть? (Однозначного ответа в тексте нет, Каждый вправе ответить на этот вопрос по-своему. Но в любом случае мы с вами можем не сомневаться в том, что произошло чудо. Мальцев действительно смог самостоятельно довести паровоз до конечной станции.)
Во время работы групп звучит сюита «Время, вперед!»
Выступление групп. Рефлексия.
По ходу выступления учащиеся отвечают на вопросы учителя:
- Почему Мальцева считают лучшим машинистом? («Ему было лет тридцать, но он уже…»; «Он вел состав…»; «По нашей вине…»; «…он брал подъемы…», «Диспетчер вышел к паровозу…»).
- А вы захотели бы работать с ним помощником машиниста?
(да: он мастер своего дела, профессионал, у него многому можно было научиться, работать с ним – одно удовольствие;
нет: неприятно, когда тебе не доверяют и постоянно переделывают твою работу, Мальцев почти не разговаривал со своим помощником.)
- А как отнесся к этому назначению Костя? Почему?
(«Я был доволен…»)
Просмотр видеоролика «Шаровая молния»
- Почему молния поразила именно Мальцева, а не Костю и не кочегара?
- Что лучше - свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?
- «Я чувствовал свою особенность человека», - говорит Костя. В чем она?
- Что означает фраза Кости в конце рассказа, обращенная к Мальцеву: «Ты видишь теперь весь свет»?
- Почему Мальцев, всегда говоривший «прочь» на желание Кости поговорить с ним, теперь готов просидеть с ним весь вечер и всю ночь? Что изменилось в нем?
(Происходит «внутреннее» нравственное  прозрение Мальцева. Это обретение веры в людей, понимание, что нужно бороться, не останавливаться перед трудностями. Мальцев раньше к Косте относился равнодушно, а сейчас понял, что люди должны относиться друг к другу теплее, потому что дружеское отношение к другому человеку рождает добро, даже может произойти чудо, как это случилось с ним. Прекрасно, когда  у человека есть желание помочь другому - это чудо духовного единения людей.)  
- Что нового появилось теперь в отношениях героев?
( Они стали друг для друга близкими людьми, готовыми помочь и поддержать друг друга)
- Почему свой рассказ А.Платонов назвал «В прекрасном и яростном мире»?
- Когда для человека мир становится прекрасным?
(Герой рассказа «В прекрасном и яростном мире» - машинист Мальцев - в начале повествования предстает перед нами сильной и независимой личностью. Ему не требуется ничья помощь. Скорее, он сам возьмёт всю работу и всю ответственность на себя. Но судьба играет с Мальцевым злую шутку: он слепнет. Неожиданно, непредсказуемо, при странных обстоятельствах.… И жизнь главного героя резко меняется. Он теряет любимую работу, попадает в тюрьму. Жизнь его становится скучной и бессмысленной. И никто вокруг, кроме Кости, не мог или не хотел ему помочь. Окружающие оказались слепы к его беде.
Проще всего признать человека больным, неполноценным. Но, к счастью для Мальцева, нашелся по-настоящему зрячий человек, который разглядел в нем, замкнутом и озлобленном, силы, возможности, желание жить. Бывший ученик не побоялся посадить за пульт управления паровозом слепого учителя. Сначала управлять пришлось вместе, но в какой-то момент Мальцев сам будто бы стал видеть. А это значит, ему подарили настоящее чудо. Он снова испытал те неповторимые ощущения, которые испытывает только сильный и здоровый человек.
Мы тоже можем сделать окружающих сильнее, заставить их поверить в собственные силы. Тогда окружающий мир для нас станет не враждебным и яростным, а прекрасным. Прекрасные его делает тепло человеческих отношений.)
Итоги урока.
- Подводя итоги урока, постараемся определить нравственную формулу жизни А.Платонова .
- Что, по мнению писателя, является необходимыми составляющими человеческого счастья?
Запись в тетрадь «Формула счастья»:
Труд, работа. Любимая работа, которая оправдывает жизнь. Мастерство в профессии. Труд – это нравственное содержание человеческой жизни.
Чувство ответственности за других, за все, происходящее в мире.
Любовь. Готовность любить, отдавать себя другим. Милосердие.
В заключении урока звучит аудиозапись «Звуки паровоза, железной дороги».
Человек живет в прекрасном и яростном мире, где его на каждом шагу подстерегает опасность.
Чтобы в таком мире прожить достойно, нужна огромная любовь к жизни, миру. Враждебный мир становится для человека прекрасным, если он обретает любимое дело, работу, обретает друзей, когда он готов любить и отдавать себя другим, чувствуя ответственность не только за близких людей, но и за все происходящее в мире.
Нужно делать этот мир лучше, добрее, необходимо стремиться к духовному единению с людьми. Этому учит нас Андрей Платонов.