Урок литературы в 7 классе по творчеству А.Платонова . Тема: Я тоже всему свету нужен по произведению А.Платонова «Юшка»


Урок литературы в 7 классе по творчеству А.Платонова .Тема: "Я тоже всему свету нужен" по произведению А.Платонова «Юшка»
Цель: воспитание у подростков чувства милосердия, сострадания и уважения человека.
Задачи: расширить знания учащихся по теме «Творчество А.Платонова»; научить подростков сострадать и уважать человека; учить выразительному чтению литературного текста; учить видеть авторскую позицию.
Оборудование: портрет А.Платонова; слайды на компьютерном диске в программе PowerPoint; набор карточек.
Методические приемы: работа с учебником, аналитическая беседа, выразительное чтение.
Ход урока
Организационный момент.
Слово учителя. Добро и зло… за этими словами, казалось бы, очень простыми и знакомыми, скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история человечества – это история борьбы добра и зла. Сегодня я приглашаю вас к серьёзному разговору о добре и зле, нравственном и безнравственном, о плохом и хорошем в людях. И поможет нам в этом книга Андрея Платоновича Платонова с негромким и коротким названием «Юшка». (слайд №1)
И начнём мы наш разговор с размышления: для чего рождается человек? Как вы считаете? (Ответы учеников.) Да, сколько людей - столько и мнений. Послушайте мнение современного поэта Дмитрия Голубкова, как он размышляет о назначении человека на Земле: (слайд №2)
Человек, как звезда, рождаетсяСредь неясной , тревожной млечности,В бесконечности начинаетсяИ кончается в бесконечности.Поколеньями созидаетсяВек за веком земля нетленная.Человек, как звезда, рождается,Чтоб светлее стала вселенная.
- В каких строчках поэт выразил своё мнение о назначении человека? (Ответы учеников.)
Вот так много лет назад на небосклоне зажглась новая звезда… родился человек, которому суждено было стать писателем. Это Андрей Платонович Платонов (Климентов) (слайд №3) Его имя нам немного знакомо по рассказам «Никита», «В прекрасном и яростном мире…»
- Кто напомнит, о чём эти рассказы? (Ответы учеников.)
Мы узнали, что для Платонова важно многое: и животные, и растения, и природа. Но самое главное – это человек, который по-отцовски относится ко всему, что находится рядом. Вспомните, как заканчивается рассказ «В прекрасном и яростном мире…»:
помощник Мальцева Костя доверил ослепшему машинисту вести состав и признался, что «боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира».
Как к своим родным детям относился Платонов ко всему живому.
Жизнь А. Платонова (Климентова А.П.) была недолгой и нелёгкой, в 1951 г. он умер в атмосфере непризнания, житейских невзгод, мучимый туберкулезом, наследием фронтовых дорог и сверхнапряжений.
«Только человек, для которого Россия была его вторым существом, как изученный до последнего гвоздя отчий дом, мог написать о ней с такой горечью и сердечностью», – сказал об Андрее Платоновиче Платонове Паустовский.
Демонстрация портрета писателя с указанием даты жизни.
«Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности», – признался однажды Андрей Платонович. Давайте познакомимся с биографией этого удивительного человека и попытаемся ответить на вопрос: кто же стал героем его произведений.
Андрей Платонов родился в 1899 году в семье слесаря железнодорожных мастерских в слободе Ямская г. Воронежа (сейчас это район улицы Донбасской и виадука над железной дорогой). Мальчик учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Потом началась работа: с 13 лет Платонов работал на Воронежском паровозоремонтном заводе. (слайды №5, 6) Его учёба в железнодорожном техникуме прервалась уходом в Красную Армию, но по возвращении продолжилась. До середины 1926 года А.Платонов живёт в Воронеже и работает по электрификации сельского хозяйства. В это время созданы первые книги «Электрификация», «Епифанские шлюзы», которые принесли автору известность. Произведения А.Платонова были многим непонятны, поэтому на него обрушились беды: критика, непонимание, запреты, обыски. Писатель умер в одиночестве в 1951 году. И только после смерти пришло признание. Платонов жил очень скромно, не пробуя кого-то перекричать, оглушить. Он был простым человеком, который пытался понять самое сокровенное – человека и его душу, его сердце. И начал об этом говорить в своих первых произведениях – сказках. Это самый любимый жанр детей. Кроме того, мы знаем, что «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». (слайд №7)
- Вспомните, какая борьба отражается в сказках? (Борьба между добром и злом.)
- А что в сказках всегда побеждает? (Добро.)
- А всегда ли так бывает в жизни?
2. Чтение материала учебника (с. 113–115).
– Кто является героями произведений Платонова? (Да, большинство героев писателя – «сироты», по своему душевному состоянию, никто их не понимает, везде они чужие, «выбитые из гнезда», из-под крова родного дома, без роду и без племени». Но это не опустившиеся на дно жизни люди: они трудятся, они имеют цель жизни, стремятся к ней, проявляя удивительную терпимость и стойкость. Таков герой рассказа «Юшка».)3. Изучение нового произведения.
1. Чтение учителем рассказа «Юшка».
2. Анализ текста.
– Что мы узнали о внешности героя, о его занятии?
– На что вы обратили внимание, читая первые строчки рассказа?
(Слабый, неказистый, невзрачный, тихий, незаметный, кроткий.) (Открывается левый столбик на 8 слайде со словами, на доске уже вывешены такие же слова, учитель поднимает карточки, где записаны значения этих слов, а дети должны найти, какому слову оно соответствует, учитель прикрепляет тоже на доску.)
Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в мире? Как относятся к нему дети?
(Прочитать от слов «Когда Юшка рано утром шёл в кузницу….» до слов «…что он твёрдый и живой».)
- Дети терзали Юшку! Они «удивлялись, что он живой, а сам не серчает на них». Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку?
(Детей удивляло, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не хватает хворостину и не погонится за ними, как это делали другие взрослые. Дети хотели, чтобы он рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка молчал и не трогал ребятишек. Тогда они старались сделать ему больнее, толкали его и смеялись над ним.)«Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно всё сделать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Согласны ли вы с Юшкой?
- Какие чувства вызвал у вас этот эпизод? (Дети высказывают своё мнение, и разговор обязательно должен выйти на следующий вопрос.)
- А почему дети не научились любить? (В результате размышлений надо сделать вывод о том, что их не научили любить взрослые.)
- А как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение?
(Дети повторяли поступки взрослых, которых Юшка раздражал своей непохожестью на них. Горе и обиду они вымещали на беззащитном человеке. Молчание Юшки превращалось в его вину, а кротость приводила людей в большое ожесточение. Даже Даша, хозяйская дочь, говорила ему: «Лучше бы ты умер».)(Открывается правая половина слайда №8, и выполняется такая же словарная работа.)
- Мы сказали, что дети не научились любить Юшку. А что значит, любить человека? (заголовок слайда №9) Что отвечал Юшка на слова Даши: «Лучше бы ты умер»? («Меня, Даша, народ любит. Сердце в людях бывает слепое») (Открывается левая половина этого слайда.)- «Сердце в людях бывает слепое». Как вы понимаете эти слова?
(Слепое сердце бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро, не испытывающего жалости и сострадания к другим.)
(Открывается правая половина этого же слайда, и проводится словарная работа.)
- Вернёмся к тексту и прочитаем описание природы. Как отрывок помогает лучше понять Юшку?
(Читаем от слов «В июле или августе…» до слов «…как здоровый человек».)
- Мы уже настолько привыкли к Юшке, что стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все от него так долго ждали, - он осерчал. Случайно ли это слово? Можно было сказать, что Юшка рассердился, разозлился, разгневался. А Платонов употребляет именно: осерчал. Почему?
(Нельзя Юшку представить разгневанным.Слово как нельзя лучше подходит к образу.)
- Как вы понимаете слова Юшки: «А по надобности мы все равны»?
(Люди рождаются, чтобы жить.)
- Почему прохожий с сильной злобой толкнул Юшку в грудь?
(Впервые Юшка защитил себя.)
- Переживает ли прохожий за содеянное?
(Нет, пошёл домой со спокойной душой пить чай.)
- Произошло то, чего хотели люди, - Юшка осерчал и ушёл из жизни. Признали ли его своим, похожим? Раскаялись?
(Простить с Юшкой пришли все, похоронили и забыли.)
- У Юшки, без сомнения, было большое, доброе сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем. Такой человек способен изменить мир? (слайд №10) Не будем пока однозначно отвечать на этот вопрос.
- Нужен ли Юшка всему свету? Что изменилось в жизни людей после смерти Юшки?
(Стало ещё хуже, теперь вся злоба оставалась среди них, теперь её не на ком выместить.)
- Неужели весь смысл Юшки в том, чтобы принимать злобу и глумление на себя? Когда и почему ещё раз вспомнили о Юшке?
(О приёмной дочери, ради которой Юшка не пил чай, не покупал сахара, чтобы «она его ела».Юшкина добрая душа жила теперь в этой кроткой, тихой девушке.)
- Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. (слайд №11) Платонов читал, что главное предназначение всего живого, прежде всего человека, - «из смерти работать жизнь». А жизнь – это самое дорогое, что есть у человека. Юшка выполнил своё предназначение, и теперь мы ещё лучше понимаем его слова: «Я тоже всему свету нужен».
Значит, способен что-то изменить даже тихий, кроткий, безответный Юшка? (слайд №12) Значит и жизни Добро побеждает зло.
Сегодня мы прикоснулись к сердцу прекрасного человека, который болел душой за всех людей, который понимал, что всем людям нужнее человеческая теплота и человеческое внимание при жизни, на после смерти. И ещё Платонов точно знал (слайд №13): «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…».
Вывод. Казалось бы, что выросшая без родителей девушка, испытавшая нужду и лишения, должна ожесточиться на несправедливость жизни, на людей, обижавших (а таковые, безусловно, были) ее. Но этого не случилось. Она видела перед собой пример великодушия, отеческой заботы, самопожертвования. Этим примером был Ефим Дмитриевич, душа которого переполнена состраданием, заботой о тех, кто, по его мнению, больше нуждался в них, чем он сам.4. Подведение итогов урока.
– Какие чувства вызывают у вас рассказ Платонова и его герои?
5. Домашнее задание: подготовиться отвечать на вопросы:
1) Почему люди «терзали» Юшку?
2) Как вы понимаете слово «сострадание».
3) Бывали ли у вас случаи, ситуации, которые вызывали сострадание к людям?
4) Написать сочинение-размышление «Какие чувства вызвал во мне рассказ Платонова «Юшка»
Тест по рассказу А.П. Платонова «Юшка»
1. Жанр произведения:
а) очерк (документальная история); б) повесть; в) рассказ; г) поэма.
2. Название произведения
а) указывает на главного героя; б) определяет его тематику;
в) имеет обобщающий смысл; г) не имеет отношения к героям.
3. Юшке было:
а) 40 лет; б) 45 лет; в) 50 лет; г) 55 лет
4.Юшка работал в кузнице:
а) 10 лет; б) 15 лет; б) 20 лет; г) 25 лет
5. Юшка зарабатывал в год:
а) 91 рубль 20 копеек; б) 91 рубль; в) 90 рублей; г) 86 рублей
6. Отчество Юшки
а) Ефимович; б) Иванович; в) Дмитриевич; г) Юрьевич
7. Почему взрослого человека и взрослые, и дети называли по прозвищу?
а) из-за пренебрежительного отношения к нему; б) относились к нему, как к ребёнку; в) не знали его настоящего имени; г) так было принято в поселке
8. Юшка болел:
а) ринитом; б) радикулитом; в) туберкулезом;г) пневмонией
9. Почему Юшка никогда не пил чаю и не покупал себе новую одежду?
а) не имел денег; б) копил деньги на доброе дело; в) был скупым; г) мог обходиться без этого
10. Почему жизнь Юшки нельзя назвать бесполезной?
а) он учил людей доброте и терпимости; б) он поставил на ноги девушку-сироту; в) он помогал кузнецу; г) его приёмная дочь стала помогать больным людям
11.Слова Б. Л. Пастернака: «Верю я, придет пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра» – можно отнести: а) к Юшке; б) Даше, дочери кузнеца; в) детям; г) девушке-сироте
12.Юшка не разгневался на несправедливость прохожего, а только рассердился, потому что:
а) был пуглив от природы; б) был очень добр по природе; в) притерпелся к человеческой жестокости
г) не понимал прохожего.
13.Автор:
а) презирает Юшку за непротивление злу; б) считает его нравственным человеком, так как он побеждает зло добром; в) восхищается; г) ненавидит.
14. Странность Юшки объясняется:
а) его незащищенностью; б) безотказностью; в) безграничной добротой; г) глупостью.
15. «Без Юшки жить людям стало хуже», ибо:
а) ушел добрый человек, терпеливый к слабостям других; б) не на ком стало срывать зло и обиду;
в) это был человек, который делал всякую работу; г) он рассказывал всякие истории.
16. Юшка оставил после себя:
а) память о своем трудолюбии; б) дом; в) память о своей безответственности; г) девушку-сироту, которую он выучил
17. Почему Юшка считал, что и дети, и взрослые его любят?
а) не допускал мысли о жестокости людей; б) был религиозным человеком; в) был глупым и ничего не понимал; г) верил в лучшие качества окружающих
18. Почему все были так жестоки с Юшкой?
а) он не мог постоять за себя; б) им было легко вымещать зло на безответном человеке; в) так они самоутверждались, ощущали себя сильными и властными; г) не умели любить