Дополнительная образовательная программа «Страноведение».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов №70
городского округа Тольятти Самарской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБУ СОШ №70
г.о. Тольятти
_______О.Б. Жигулевцева
«15» апреля 2013 г.
Рассмотрена на заседании кафедры иностранных языков МБУ СОШ №70
Протокол № 8
От 12 апреля 2013



Дополнительная образовательная программа
«Страноведение»
Возраст обучающихся 6, 7 класс
Срок реализации 2 года
Автор
Гаффарова Альбина Фирдаусовна,
учитель английского языка
Тольятти, 2013
Пояснительная записка
Целью программы является формирование у детей способности, готовности и желания участвовать в межкультурной коммуникации и самосовершенствоваться в овладеваемой ими коммуникативной деятельности.
Реализация данной цели призвана способствовать развитию поликультурной личности учащегося. Развитие способности к межкультурной коммуникации предполагает формирование у ребенка, прежде всего знаний, навыков и умений, владения которыми позволит ему приобщиться к культурным ценностям страны неродного языка и практически пользоваться этим языком в ситуациях межкультурного взаимодействия и познания, в чём и заключается педагогическая целесообразность выбранного курса.
Задачи:
развивающие
Развивать коммуникативные умения, т.е. умения понимать и порождать высказывания на английском языке, развивать умения оперировать языковыми средствами общения данного языка, развивать умения сообщать и запрашивать информацию различного объема и характера, уметь логично и последовательно высказываться и адекватно реагировать на высказывания партнера.
обучающие
Расширить представление учеников об исторических, культурных связях англо-говорящих стран; расширить представления о творчестве классиков и современных известных личностях, о географическом положении англо-говорящих стран и достопримечательностях.
воспитательные
Сформировать у учащихся ценностные ориентации и отношения к изучению английского языка, развивать эмоционально-волевую сферу детей, развивать коммуникативные способности.
Новизна
Программа предусматривает практическую направленность изучения предмета, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли.
Актуальность
Поскольку способность к речевому общению на межкультурном уровне затрагивает сферу социальных отношений между людьми, данная способность естественным образом имеет выход на личностные качества учащегося и его навыки и умения, позволяющие ему успешно взаимодействовать с носителями изучаемого языка с другими партнерами по общению. В связи с этим, актуальным является развитие у учащихся толерантности к другому образу жизни, мыслей; умение и желания видеть и понимать различие и общность в родной культуре и культуре иностранного языка, различие и общность в мировосприятии носителей этой культуры, готовность и умение открыто воспринимать другой образ жизни, понимать ещё одну картину мира и обогатить за счет этого свою собственную систему мировосприятия и мироощущения.
Отличительные особенности
Данная программа предусматривает широкое использование на теоретических и практических занятиях мультимедийных средств, виртуальных экскурсий и ресурсов интернета.
На лекциях применяются наглядные пособия: таблицы, карты, фотографии и картины, что делает теоретическое изложение материала более наглядным и запоминающимся. Эти же наглядные пособия могут быть использованы и на практических занятиях.
Материалы для проведения практических занятий содержат теоретические вопросы для обсуждения в классе и выступления учащихся с сообщениями по предложенным темам.
Возраст детей
Данная программа рассчитана на учащихся 6 и 7 классов .Сроки
Обучение ведется 2 года. Программа содержит всего 68 часов, 1 час в неделю.
Формы занятий
Использование наглядного материала на занятиях необходимо для ознакомления детей с культурой, особенностями английского языка (карты местоположения, таблицы букв и звуков).
Наряду с традиционными формами проведения занятий рекомендуется проводить занятия в нестандартной форме (олимпиады, знакомство с песнями сказками английской культуры, игры, кроссворды, выпуск газет на английском языке и поздравительных открыток, написание писем английским друзьям, участие в научно-практических конференциях и т.д.).
К основным формам занятий относятся теоретические и практические занятия.
Планируемые результаты:
В конце курса учащиеся должны уметь:
Использовать изучаемую базовую лексику и дополнительный модернизированный лексический материал во всех видах речевой деятельности;
Логично и последовательно высказываться в связи с ситуацией общения, а также в связи с услышанным, увиденным, прочитанным, выражая своё отношение к предмету высказывания;Понимать на слух иноязычную речь, построенную на основе программного и внепрограммного материала, содержащую 10-15% незнакомых слов;
Участвовать в общении с одним или несколькими собеседниками.
Способы определения результативности.
Результативность показывает, в какой степени учащиеся достигли поставленных целей и задач обучения. Цель оценки - создание у школьников мотивации для достижения поставленных задач, поддержание уверенности в своих силах (возможности, способности).
Результативность выявляется в конце каждой темы и носит систематический характер.
Формы определения результативности (контроль):
Объект контроля Формы контроля Средства осуществления контроля
Устная речь
(монологическая и диалогическая) Драматизация диалогов.
Ролевая игра.
Устные ответы по теме Компьютер,
интернет,
мультимедийный проектор, аудио- видеотехника.
Аутентичные тексты Письменное сообщение.
Коллаж.
Открытка. Компьютер, интернет, интерактивная доска, аудио-видеотехника.
Письменная речь Заполнение анкет.
Составление письма.
Творческие работы. Компьютер, интернет, интерактивная доска.
Обобщающее повторение Итоговое тестирование. Компьютер, интерактивная доска.
Учебно-тематический план
(6 класс)

занятия Тема Кол – во часов на тему Теория Практика
1 «Географическое положение Соединенного Королевства. Климат. Природные условия». 2 1 1
2 «Национальности Соединенного королевства» 2 1 1
3 «Традиционные церемонии Соединенного Королевства» 4 2 2
4 «В Соединенном Королевстве принято так…» 4 2 2
5 «Традиции, обычаи и фестивали Великобритании» 2 1 1
6 «Особенности поведения британцев» 2 1 1
7 «Символика страны» 3 2 1
8 «Формы обращения» 3 1 2
9 «Поездка в Великобританию» 4 2 2
10 «Поездка в Австралию» 4 2 2
11 «Поездка в США» 4 2 2
Всего 34 ч 17 17
Содержание программы
(6 класс)
«Географическое положение Соединенного Королевства. Климат. Природные условия».
Теоретическое занятие : Ирландия, Англия, Шотландия и Уэльс. Рельеф, горы, реки, озера. Климат, особенности погоды в разные времена года.
Практическое занятие: закрепление лексического материала. Составление диалогов о географическом положении Соединенного Королевства, ее городах. Подготовка сообщений о географическом положении.
«Национальности Соединенного королевства»
Теоретическое занятие: знакомство с людьми разных национальностей, которые населяют страну.
Практическое занятие: составление диалогов и сообщений по теме «Национальности Соединенного Королевства».
«Традиционные церемонии Соединенного Королевства»
Теоретическое занятие: чайные традиции, свадебные традиции, история возникновения и традиции британских праздников (Рождество, Новый год, Пасха, День отца, День матери, 5 ноября и др.).
Практическое занятие : составление устных и письменных сообщений о чайных традициях, свадебных традициях, истории возникновения и традиции британских праздников (Рождество, Новый год, Пасха, День отца, День матери, 5 ноября и др.).
«В Соединенном Королевстве принято так…»
Теоретическое занятие: формы проведения досуга, народные обычаи, традиции; светские и религиозные праздники;
Практическое занятие: составление устных, письменных рассказов, о понравившейся картине и архитектурном памятнике Великобритании.
«Традиции, обычаи и фестивали Великобритании»
Теоретическое занятие: традиции, обычаи британцев. История национального костюма. Культурно-исторические типы домов. Культура английского садоводства. Названия цветов, деревьев и птиц
Практическое занятие: знакомство учащихся с работой в сети Интернет для получения информации об обычаях и традициях британцев.
«Особенности поведения британцев»
Теоретическое занятие: особенности культуры каждой страны. Традиции в культуре питания. Национальная кухня британцев. Быт английской семьи среднего класса.
Практическое занятие: чтение и перевод текстов об особенностях национальной кухни. Ролевая игра «В кафе» (заказ блюда, обсуждение меню).
«Символика страны»
Теоретическое занятие: знакомство с национальными отличиями стран, флагами, эмблемами, гербами.
Практическое занятие: составление диалогов по темам Символика стран
«Формы обращения»
Теоретическое занятие: стили устного общения. Английский этикет (прием гостей, поведение за столом, в школе, в парке, подарки, поздравление с праздником). Формат личного письма к другу.
Практическая часть: составление диалогов по теме «За столом», написание личного письма другу
«Поездка в Великобританию»
Теоретическое занятие: география, климат, население, достопримечательности, музеи, парки, театры
Практическое занятие : составление диалогов о географическом положении. Подготовка тем (топиков) о историческом и географическом положении Великобритании. Составление и разгадывание кроссвордов.
«Поездка в Австралию»
Теоретическое занятие: география, климат, население, достопримечательности, музеи, парки, театры
Практическое занятие: составление диалогов о географическом положении. Подготовка тем (топиков) о историческом и географическом положении Австралии. Составление и разгадывание кроссвордов.
«Поездка в США»
Теоретическое занятие: география, климат, население, достопримечательности, музеи, парки, театры
Практическое занятие : составление диалогов о географическом положении. Подготовка тем (топиков) о историческом и географическом положении США. Составление и разгадывание кроссвордов.

Учебно-тематический план (7 класс)

занятия Тема Кол – во часов на тему Теория Практика
1 «Британский фольклор» 2 1 1
2 «Английский юмор» 2 1 1
3 «Музыкальный мир Великобритании» 4 2 2
4 «Мир искусства» 4 2 2
5 Роман «Смерть Артура» Т. Мэлори. 4 2 2
6 «Шекспир и его творчество» 3 1 2
7 «Джордж Гордон Байрон». Биография и творческий путь. 3 2 1
8 Просмотр фильма об английских художниках и архитекторах Великобритании. 4 2 2
9 «Баллады. Цикл баллад о Робин Гуде» 4 2 2
10 «Путешествия Гуливера» 4 2 2
Всего 34 ч Содержание программы
(7 класс)
«Британский фольклор»
Теоретическое занятие: аутентичные рифмованные загадки. Английские сказки и их видеоварианты. Детские стихи. Известные легенды Англии и Шотландии.
Практическое занятие: инсценировка сказки Goldilocks and the three bears
«Английский юмор»
Теоретическое занятие: знакомство с лимериками. Шутки
Практическое занятие: практическое применение пословиц и шуток в разговорной речи.
«Музыкальный мир Великобритании»
Теоретическое занятие: названия музыкальных инструментов и произведений. Наиболее популярные музыкальные события года, музыканты прошлого и современности, музыкальные фестивали страны.
Практическое занятие: микросообщения учащихся о музыкальных направлениях
«Мир искусства»
Теоретическое занятие: известные художественные галереи и музеи Англии
Практическое занятие: составление устных, письменных рассказов, о понравившейся картине и архитектурном памятнике Англии.
Роман «Смерть Артура» Т. Мэлори.
Теоретическое занятие: исторический прототип и исторические хроники. Изображение рыцарства в романе. Тема Круглого стола. Чаша святого Грааля. Конфликт между Ланселотом и Гавейном как борьба двух мировоззрений. Мифологические мотивы в романе «Смерть Артура».
Практическое занятие: составление микрорассказов о Т. Мэлори. Проведение игры «Знаешь ли ты творчество Т. Мэлори?»
«Шекспир и его творчество»
Теоретическое занятие: жизнь и творчество Уильяма Шекспира, выдающиеся произведения Шекспира, Шекспировский фестиваль.
Практическое занятие: составление микрорассказов о Шекспире . Проведение игры «Знаешь ли ты творчество Шекспира?»
«Джордж Гордон Байрон». Биография и творческий путь.
Теоретическое занятие: жизнь и творчество Джорджа Гордона Байрона, его выдающиеся произведения
Практическое занятие: составление микрорассказов о жизни и творчестве Джорджа Гордона Байрона. Проведение игры «Знаешь ли ты творчество Джорджа Гордона Байрона?»
Просмотр фильма об английских художниках и архитекторах Великобритании
Теоретическое занятие: просмотр фильма об английских художниках и архитекторах Великобритании
Практическое занятие : составление диалогов об английских художниках и архитекторах Великобритании
«Баллады. Цикл баллад о Робин Гуде»
Теоретическое занятие: известные легенды Англии и Шотландии, исторический прототип Робин Гуда, «благородный разбойник»: реальность или миф
Практическое занятие : микросообщения учащихся об историческом прототипе Робина Гуда
«Путешествия Гуливера»
Теоретическое занятие: СОСТАВЛЕНИЕ микрорассказов о жизни и творчестве Джонатана Свифта
Практическое занятие: проведение игры «Знаешь ли ты творчество Джонатана Свифта?»
Методическое обеспечение программы
В данном курсе используются:
Видеофильм «Английские художники и архитекторы Великобритании».
Раздаточный материал: ролевые игры, тексты, сказки.
Интернет-ресурсы http://english-edu.org/; http://weekenglish.ru/.
Список использованной литературы
Бабенко Т.С. Рождественский утренник «Веселое Рождество». // Т.С. Бабенко. ИЯШ. - № 8- 2005. с.77-80.
Калинина Л. В. Предметная неделя английского языка в школе. / Л.В. Калинина. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2006. – с.187
Трубникова Т.О., Шеварихина Ю.С. Сценарии тематических вечеров и предметной недели английского языка. / Т.О. Трубникова, Ю. С. Шеварихина. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2002. с.317
Рыжкова А.В. «Открытие Колумбом Америки». // А.В. Рыжкова. ИЯШ. - №5. - 2004. с. 88-90.
Журнал для изучающих английский язык «Speak Out». - №4.- 2001. с.32
Гадаева Ю.В. Английские скороговорки. Изд.: корона принт 2006
Стернина В.А. Весёлый английский. Изд.: Каро 2000
Интернет-ресурсы: http://english-edu.org/; http://weekenglish.ru/.