: Усвоить понятия: алгоритм как фундаментальное понятие информатики, способы описания, основные типы алгоритмов, освоить принципы решения задач с использованием основных алгоритмических конструкций.


Цели: Усвоить понятия: алгоритм как фундаментальное понятие информатики, способы описания, основные типы алгоритмов, освоить принципы решения задач с использованием основных алгоритмических конструкций.
Задачи:
Ознакомить со способами описания алгоритмов и основными типами алгоритмов.
Научить записывать основные типы алгоритмов в виде блок-схемы.
Развивать логическое мышление, умение оценивать логическую правильность рассуждений.
Воспитывать информационную культуру и коммуникабельность.
Учащиеся должны знать:
Назначение алгоритма и его определение
Формы представления алгоритма. Освоить основные алгоритмические конструкции
Представлять алгоритм в виде блок-схемы. Учащиеся должны уметь:
Приводить примеры алгоритмов;
Уметь применять их для построения блок-схем
Уметь составлять и записывать алгоритм одним из способов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверить качество усвоения учебного материала по теме «человек и информация»;
Осуществляется с помощью контрольной работы в форме теста, рассчитанной на 7-10 минут. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Критерии итоговой оценки:
6-7 баллов – «удовлетворительно»
8-11 баллов – «хорошо»
12 баллов – «отлично»
(Тесты раздаются учащимся на листочках).
III. Актуализация знаний
Приходилось ли вам сталкиваться с понятием «Алгоритм»? если да, то где?
На интерактивной доске название темы «Алгоритмы»
Попытайтесь дать свое определение понятия «Алгоритм».
IV. Теоретический материал урока
Каждый человек в повседневной жизни, во время учебы или на работе решает огромное количество задач самой разной сложности. Некоторые задачи просты и привычны, мы решаем их, не задумываясь (собраться в школу, закрыть дверь на ключ, перейти улицу….). Другие задачи, так трудны, что требуется длительный срок для поиска решения и достижения поставленной цели. Решение даже самой простой задачи обычно осуществляется за несколько последовательных шагов.
Пример дети:
Назовите последовательность действий заваривания чая;
Вспомните алгоритм построения радуги в графическом редакторе PAINT, которую рисовали в 5 классе.
Опишите последовательность действий, изображенных на интерактивной доске:
Достать воды из колодца «Журавль»
Приготовить суп
О происхождении слова "АЛГОРИТМ"
Правила выполнения арифметических действий над целыми числами и простыми дробями в десятичной системе счисления впервые были сформулированы выдающимся средневековым ученым по имени Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми ( в переводе с арабского это означает "Мухаммед, сын Мусы из Хорезма"), сокращенно Ал-Хорезми.
Ал-Хорезми жил и творил в IX веке. Он стремился к тому, чтобы сформулированные им правила были понятны для всех грамотных людей. Достичь этого в IX веке, когда еще не была разработана математическая символика, было очень трудно. Но Ал-Хорезми удалось выработать в своих трудах стиль четкого, строгого словесного предписания, который не давал читателю никакой возможности уклониться от предписанного или пропустить какие-нибудь действия.В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами "Алгоризми сказал". С течением времени люди забыли, что Алгоритми - это автор правил, и стали сами эти правила называть алгоритмами.
С течением времени это слово приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий.
В настоящее время слово "АЛГОРИТМ" является одним из важнейших понятий науки информатики.
Процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи называется алгоритмизация.
Мы постоянно сталкиваемся с этими понятиями в различных сферах деятельности. (Задается вопрос учащимся.)
Приведите примеры, где именно мы встречаемся с алгоритмами.
В кулинарных книгах собраны рецепты приготовления разных блюд.
Любой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией по его использованию.
Каждый шофер должен знать правила дорожного движения
И т.д.
Сформулируем определение алгоритма и запишем его в тетради: Однозначно понимаемая последовательность действий приводящих к решению поставленной задачи за конечное время, называется АЛГОРИТМОМ.
Разрабатывать алгоритмы может только человек. Исполняют алгоритмы люди и всевозможные устройства – компьютеры, роботы, станки, спутники, сложная бытовая техника и даже некоторые детские игрушки.
Чтобы составить алгоритм, необходимо знать способы описания алгоритма:
Остановимся подробнее на графическом способе описания алгоритма.
В тетради запишем основные элементы блок-схемы:
- Начало, конец
- ввод, вывод данных
- операция, действие
- ветвление по условию
В зависимости от порядка выполнения команд можно выделить три типа алгоритмов:
Линейный
Алгоритмы с ветвлением (ветвящийся)
Алгоритмы с повторением (циклический)
Остановимся подробнее на каждом из типов.
1. Линейный алгоритм
ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ - действия выполняются друг за другом не зависимо ни от каких обстоятельств. (Определение записать в тетради, прочитать несколько раз).
Приводятся примеры учащимися (Посадка дерева, заварка чая)
2. Ветвящийся алгоритм
В зависимости от того, выполняется или нет условие в точке ветвления, происходит выбор направления перехода к следующему элементу. Такой тип алгоритма называется ВЕТВЯЩИЙСЯ (определение записать в тетради, прочитать несколько раз).
Г. Остер. Вредные советы.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
То оставь подарок дома –
Пригодиться самому…
Г. Остер. Вредные советы.
Если вдруг дадут орехи,
Ссыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье –
Трудно будет вынимать.
3. Циклический алгоритм
ЦИКЛИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ - некоторые действия повторяются многократно, пока выполняется условие, стоящее в точке ветвления. Если условие принимает значение ложь, происходит выход из цикла. (Определение записать в тетради, прочитать несколько раз).
В тетради составить блок-схему нахождения суммы целых чисел от 1 до 5 (Самостоятельно3-5 мин.)
Итог урока: задать ребятам вопросы после прохождения обучающего теста
Алгоритм включает в себя ветвление, если…
От любого исполнителя не требуется…
Алгоритм называется линейным, если…
Алгоритм называется циклическим, если…
Оценивание ученика. Домашнее задание прочитать параграф, выписать о самом главном.