Рабоча программа по литературе для 11 класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 1" п. Пуровск Пуровского района
Рассмотрено
Согласовано Утверждаю
на заседании МО учителей филологии Заместитель директора УВР Директор МБОУ «СОШ№1» п.Пуровск
Протокол № ___6____ ____________________________________________ _________________________ Е.В. Фесенко
от «30» мая 2016 г. Приказ №________
______ Руководитель МО: Л. А. Калиниченко от «__» августа 201__г.
Рабочая программа
по литературе
для 11 класса
3 часа в неделю (всего 102 часа)
Учитель Калиниченко Лариса Анатольевна
2016-2017
учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе; авторской программы по литературе Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева для 5-11 классов общеобразовательной школы, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Русское слово, 2011), (базовый уровень). Цели и задачи изучения учебного предмета
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, эстетических способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных жанров; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.
Программа 5-9 и 10-11 классов максимально учитывает требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования, опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от преданий, фольклора, древнерусской литературы к литературе ХХ века, четко ориентирована на последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю.
Изучение курса литературы в 10-11 классах завершает школьное литературное образование. На завершающем этапе усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение художественного текста.
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
Определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру.
Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Учебно-тематический план
№ ТЕМА РАЗДЕЛА Кол-во часов В том числе
Контрольных работ Развитие речи
1 Вводный урок 1 2 Русская литература начала XX века.
Реалистические традиции и модернистские искания в литературе. 1 3 Писатели –реалисты начала XX века.
Творчество И.А.Бунина 4 4 Проза А.И.Куприна 5 1
5 Творчество М.Горького 7 2
6 Серебряный век русской поэзии. 1 7 Л. Андреев 4 8 Символизм и русские символисты.
Поэзия В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта 3 1
9 Творчество А.А.Блока 7 2
10 Преодолевшие символизм. 3 11 Преодолевшие символизм (новые направления в поэзии).
Лирика Н.С.Гумилева 1 12 Творчество А.А. Ахматовой 4 13 Творчество М.И.Цветаевой 3 1
14 «Короли смеха» из журнала «Сатирикон» 1 15 Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов 2 16 Творчество В.В.Маяковского 6 17 Творчество С.А.Есенина 6 1 18 Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов.
Историческая проза А.Н.Толстого 1 19 Творчество М.А.Шолохова 7 2 20 Творчество М.А.Булгакова 5 1 21 Поэзия Б.Л.Пастернака 2 1
22 Проза А.П.Платонова 1 23 Проза В.В.Набокова 1 24 Литература периода Великой Отечественной войны 3 25 Творчество А.Т.Твардовского 2 26 Поэзия Н.А.Заболоцкого 1 27 Литературный процесс 50-80-х годов 4 28 Творчество В.М.Шукшина 2 29 Поэзия Н.М.Рубцова 1 30 Творчество В.П.Астафьева 2 31 Творчество В.Г.Распутина 4 32 Творчество А.И.Солженицына 5 1
33 Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов 3 34 Современная литературная ситуация. Урок-обобщения1 ИТОГО 102 4 9
Содержание учебного предмета
Изучение курса литературы в старших классах являет собой завершающий этап школьного литературного образования. В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету.
Содержательная сторона программы отражает необходимость рассмотрения всех основных потоков литературы XIX – XX веков как высокого патриотического и гуманистического единства. Любовь к России и человеку – вот главный нравственно-философский стержень курса, определяющий его образовательно-воспитательную ценность.
Структура программы старшей школы отражает принцип поступательности в развитии литературы и, в частности, преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий (этот важный аспект изучения курса представлен рубрикой «Внутрипредметные связи»). Не менее важным и значимым является культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений (соответствующий материал содержится в рубрике «Межпредметные связи») Оптимальное соотношение обзорных и монографических тем позволяет на разных уровнях рассмотреть наиболее значительные явления того или иного историко-литературного периода.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Введение
Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (раз деление на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики XX века, рождения «людей-эпох», переживших свое время.
Русская литература начала XX века
«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.
Писатели-реалисты начала XX века
И.А. Бунин
Стихотворения «Вечер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной...», «Христос воскрес! Опять с зарею...» и др. по выбору.
Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. Органическая связь поэта с жизнью природы, точность и лаконизм детали.
Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».
Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового чело века со старым сердцем». Мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихии вечности. Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.
Опорные понятия: лирическая проза, приемы словесной живописи.
Внутрипредметные связи: И.А. Бунин и М. Горький; Л.Н. Толстой о творчестве И.А. Бунина; влияние реализма И.С. Тургенева и А.П. Чехова на бунинскую прозу.
Межпредметные связи: «лирические» пейзажи М.В. Нестерова; романсы С.В.Рахманинова на стихи И.А. Бунина.
Для самостоятельного чтения: повести «Деревня», «Суходол», рассказы «Косцы», «Книга», «Чаша жизни».А.И. Куприн
Повести «Олеся», «Поединок». Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся». Любовная драма героини, ее духовное превосходство над «образованным» рассказчиком. Мастерство Куприна в изображении природы. Этнографический колорит повести.
Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества («Поединок»). Трагизм нравственного противостояния героя и среды. Развенчание «правды» Назанского и Шурочки Ивановой. Символичность названия повести.
Рассказ «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.
Опорные понятия: очерковая проза; символическая де таль.
Внутрипредметные связи: толстовские мотивы в повести А.И. Куприна «Олеся»; повесть «Поединок» и мотив дуэли в русской классике.
Межпредметные связи: Л.В. Бетховен. Соната 2 (ор. 2. №2) (к рассказу «Гранатовый браслет»).
Для самостоятельного чтения: повесть «Молох», рассказы «Аllez!», «Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников».
М.Горький
Рассказы «Старуха Изергиль» и др. по выбору. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героя-рассказчика и персонажей легенд. Романтическая ирония автора в рассказах «босяцкого» цикла. Челкаш и Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни России.
Повесть «Фома Гордеев». Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии маякиных. Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «нового реализма».
Пьеса «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.
Опорные понятия: романтизированная проза; принцип полилога и полифонии в драме.
Внутрипредметные связи: традиции романтизма в раннем творчестве М. Горького; М. Горький и писатели объединения «Среды»; И. Анненский о драматургии М. Горького («Книги отражений»).
Межпредметные связи: М. Горький и МХТ; сценические интерпретации пьесы «На дне».
Для самостоятельного чтения: рассказы «Мальва», «Проводник», «Бывшие люди», «Ледоход».
У литературной карты России
Обзор творчества В.Я. Шишкова, А.П. Чапыгина, С.Н. Сергеева-Ценского по выбору. Объединение малой и большой родины в творческой биографии писателей («сибирская» проза В.Я.Шишкова, мастерство «слушания земли» в произведениях А.П. Чапыгина и С.Н. Сергеева-Ценского).
«Серебряный век» русской поэзии
Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм).
Символизм и русские поэты-символисты
Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Надсона, К. Фофанова, К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д.Мережковский, 3.Гиппиус, В.Брюсов, К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А.Блок, А.Белый, С.Соловьев, Вяч.Иванов и др.).
В.Я. Брюсов. Стихотворения «Каменщик», «Дедал и Икар», «Юному поэту», «Кинжал», «Грядущие гунны» и др. по выбору. В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я. Брюсова. Феномен «обрусения» античных мифов в художественной системе поэта. Отражение в творчестве художника «разрушительной свободы» революции.
К.Д. Бальмонт. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья», «Придорожные травы», «Сонеты солнца» и др. по выбору. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее со звучность романтическим настроениям эпохи. Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный герой» стихотворений К.Д. Бальмонта.
Опорные понятия: звукообраз; принцип символизации в поэзии; музыкальность стиха.
Внутрипредметные связи: традиции романтизма в лирике поэтов-символистов. Поэтические открытия А.А. Фета, их значение для русского символизма.
Межпредметные связи: символизм в русской живописи (В.Э. Борисов-Мусатов, М.А. Врубель, К.С. Петров-Водкин и др.); символизм в музыке (А.Н. Скрябин).
А.А. Блок
Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.
Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати».
Опорные понятия: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.
Внутрипредметные связи: черты философии и поэтики В. Соловьева в лирике А. Блока; творческие связи А. Блока и А. Белого.
Межпредметные связи: лирика А. Блока и живопись М. Врубеля; Блок и Ю. Анненков — первый иллюстратор поэмы «Двенадцать».
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...», «Фабрика», «В ресторане», «Коршун», цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад». Преодолевшие символизм
Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии XX века. Взаимовлияние символизма и реализма.
Н.С. Гумилев
Стихотворения «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору. Герой-маска в ранней поэзии Н.С. Гумилева. «Муза даль них странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» Н.С. Гумилева. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.
Опорные понятия: неоромантизм в поэзии; лирический герой-маска.
Внутрипредметные связи: полемика Н.С. Гумилева и А.А. Блока о сущности поэзии; пушкинские реминисценции в лирике Н.С. Гумилева («Заблудившийся трамвай»).
Межпредметные связи: лирика Н.С. Гумилева и живопись П. Гогена; рисунки Н.С. Гумилева.
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Как конквистадор в панцире железном...», «Восьмистишие», «Память», «Рабочий», рассказ «Скрипка Страдивариуса».А.А. Ахматова
Стихотворения «Мне голос был... Он звал утешно...», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем дух твой помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору.
Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А.А. Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени.
Поэма «Реквием». Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.
Опорные понятия: исповедальность лирического произведения; микроцикл.
Внутрипредметные связи: А. Ахматова и Н. Гумилев; творческий диалог А. Ахматовой и М. Цветаевой; стихи А. Ахматовой об А.С. Пушкине.
Межпредметные связи: образ А. Ахматовой в живописи (К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, А. Модильяни, Н. Альтман и др.); «Реквием» А. Ахматовой и В.А. Моцарта.
Для самостоятельного чтения: «Сероглазый король», «Приморский сонет», «Родная земля», «Поэма без героя».
М.И. Цветаева
Стихотворения «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано...», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Мне нравится, что Вы больны не мной...», «Молитва», «Тоска по родине! Давно...», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...») и др. по выбору. Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой, ее поэтического темперамента. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии.
Опорные понятия: поэтический темперамент; дискретность, (прерывистость) стиха.
Внутрипредметные связи: пушкинская тема в творчестве М. Цветаевой; посвящение поэтам-современникам в цветаевской лирике («Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Маяковскому» и др.).
Межпредметные связи: поэзия и музыка в творческой судьбе М. Цветаевой (автобиографический очерк «Мать и музыка»).
Для самостоятельного чтения: «Поэма Горы», циклы «Пригвождена», «Стихи к Блоку», «Ученик».
А.Аверченко и группа журнала «Сатирикон»
Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Черного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»). Мастерство писателя в выборе приемов комического.
У литературной карты России
Обзор творчества М.М. Пришвина, М.А. Волошина — по выбору учителя и учащихся. Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе М. Пришвина. Отражение «узла мировых драм» в поэтическом творчестве М. Волошина.
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов
Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эренбурга, «Плачи» А.М. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.). Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.). Возникновение «гнезд рассеяния» эмигрантской части «расколотой лиры » (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Реми зова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.).
Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Конармия» И.Бабеля, «Донские рассказы» М.Шолохова, «Сорок первый» Б. Лавренева и др.). Развитие жанра антиутопии в романах Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле », утверждение ценности человеческой «единицы ». Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яр кость и сатирическая заостренность новеллистического сказа М. Зощенко (рассказы 20-х гг.). Сатира с философским подтекстом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
В.В. Маяковский
Стихотворения «А вы могли бы?..», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно...», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка», «Юбилейное» и др. по выбору.

Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В. Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. Новаторство поэта в области художественной формы.
Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Соединение любовной темы с социально-философской проблематикой эпохи. Влюбленный поэт в «безлюбом» мире, несовместимость понятий «любовь» и «быт» («Про это»). Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина.
Опорные понятия: образная гиперболизация; декламационный стих; поэтические неологизмы.
Внутрипредметные связи: библейские мотивы в поэзии В. Маяковского; цикл стихов М. Цветаевой, посвященный В. Маяковскому; литературные пародии на лирику В. Маяковского (А. Архангельский, М. Вольпин и др.).
Межпредметные связи: поэзия В. Маяковского и творчество художников-кубистов (К. Малевич, М. Ларионов, И. Машков и др.); В. Маяковский и театр.
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Ода революции», «Левый марш», «Приказ по армии искусств», «Письмо Татьяне Яковлевой», поэмы «Люблю», «Хорошо!», пьесы «Клоп», «Баня».С.А. Есенин
Стихотворения «Той ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу божью...», «Над темной прядью ...», «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору. Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, на родно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.
Поэмы «Пугачев», «Анна Снегина». Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе. Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А. Есенина.
Опорные понятия: имажинизм как поэтическое течение; лироэпическая поэма.
Внутрипредметные связи: С. Есенин и А. Блок; творческая полемика С. Есенина и В. Маяковского; пушкинские традиции в лирике Есенина.
Межпредметные связи: С. Есенин в музыке (лирические циклы и романсы Г. Свиридова, 3. Левиной, В. Липатова, В. Веселова и др.).Для самостоятельного чтения: стихотворения «Письмо к матери», «Инония», «Кобыльи корабли», «Цветы», поэмы «Черный человек», «Страна негодяев».
Литературный процесс 30-х — начала 40-х годов
Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти.
Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.
Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда («Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.). Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».
Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина».
Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.
Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г. Иванова, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Червинской и др.

А.Н. Толстой. Попытки художественно осмыслить личность царя-реформатора в ранней прозе. Роман «Петр Первый». Углубление образа Петра в «романном» освоении темы. Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа.
Опорные понятия: историко-биографическое повествование; собирательный образ эпохи.
Внутрипредметные связи: «петровская» тема в произведениях М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, А.К. Толстого, А.А. Блока.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Петр Первый» (труды Н. Устрялова, С. Соловьева и др.).
Для самостоятельного чтения: трилогия «Хождение по мукам».
М.А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий Дон». Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.
Опорные понятия: хронотоп романа-эпопеи; гуманистическая концепция истории в литературе.
Внутрипредметные связи: продолжение традиций толстовского эпоса в «Тихом Доне» («мысль народная» и «мысль семейная»); шолоховский эпос в контексте произведений о Гражданской войне (А. Фадеев, И. Бабель, М. Булгаков).
Межпредметные связи: исторические источники романа «Тихий Дон» (труды В. Владимировой, А. Френкеля, М. Корчина и др.); «Тихий Дон» в иллюстрациях художников (С. Корольков, О. Верейский, Ю. Ребров) и киноверсиях (к/ф реж. И. Правова и О. Преображенской (1931), С. Герасимова (1958).
Для самостоятельного чтения: рассказы «Лазоревая степь», «Шибалково семя», «Родинка».
У литературной карты России
Обзор творчества Б.В. Шергина, А.А. Прокофьева, С.Н. Маркова — по выбору. Мастерство воссоздания характеров русских землепроходцев в творчестве С. Маркова. Духовное наследие русского песенного Севера в произведениях Б. Шергина. Поэтический облик России в лирике А. Прокофьева.
М.А. Булгаков
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» — по выбору. Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия русской интеллигенции как основной пафос романа.
«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.
Опорные понятия: «исторический пейзаж»; карнавальный смех; очерк нравов.
Внутрипредметные связи: евангельские мотивы в прозе М. Булгакова; традиции мировой литературы в «Мастере и Маргарите» (И.В. Гёте, Э.Т.А. Гофман, Н.В. Гоголь).
Межпредметные связи: М. Булгаков и театр; сценические и киноинтерпретации произведений М. Булгакова; музыкальные реминисценции в булгаковской прозе.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Красная корона», повесть «Собачье сердце», пьесы «Бег», «Дни Турбиных».
Б.Л. Пастернак
Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.
Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака.
Роман «Доктор Живаго». Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования.
Опорные понятия: метафорический ряд; лирико-религиозная проза.
Внутрипредметные связи: Б. Пастернак и поэзия русского футуризма; евангельская и шекспировская темы в лирике и прозе поэта; Б. Пастернак и В. Маяковский.
Межпредметные связи: рисунки Л.О. Пастернака; музыкальные образы Ф. Шопена в лирике Б. Пастернака.
Для самостоятельного чтения: циклы «Сестра моя — жизнь », «Когда разгуляется», поэма «Девятьсот пятый год».
А.П. Платонов
Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», повести «Сокровенный человек», «Котлован» — по выбору. Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность ее названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.
Опорные понятия: индивидуализированный стиль писателя; литературная антиутопия.
Внутрипредметные связи: жанр антиутопии в творчестве А. Платонова и Е. Замятина. Шариков А.П. Платонова и Шариков М.А. Булгакова («Сокровенный человек» — «Собачье сердце»).
Межпредметные связи: проза А. Платонова и живопись П. Филонова.
Для самостоятельного чтения: рассказы «Родина электричества», «Старый механик», повесть «Джан».
В.В. Набоков
Роман «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки». Образ Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сюжетно-временной организации повествования. Черты чеховских «недотеп» в обывателях пансиона фрау Дорн. Словесная пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта. Горько-ироническое звучание финала романа.
Опорные понятия: элитарная проза; литературное двуязычие.
Внутрипредметные связи: пушкинские реминисценции и романе «Машенька»; В. Набоков и И. Бунин.
Межпредметные связи: литературное двуязычие в творчестве В. Набокова; размышления писателя о художественном значении русского языка.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Облако, озеро, башня », роман «Защита Лужина»
Литература периода Великой Отечественной войны
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, Ю. Гроссман и др.).
Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова.
Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление под вига народа и русского солдата в «Книге про бойца».

Проза о войне. «Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова и др.А.Т. Твардовский
Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини…» и др. по выбору. Доверительность и теплота лирической интонации А. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.
Поэма «По праву памяти». «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.
Опорные понятия: лирико-патриотический пафос; лирический эпос.
Внутрипредметные связи: И.А. Бунин о поэме «Василий Теркин»; некрасовские традиции в лирике А. Твардовского.
Межпредметные связи: литературная деятельность А. Твардовского в журнале «Новый мир»: документы, свидетельства, воспоминания.
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Жестокая память», «Как после мартовских метелей...», «Полночь в мое городское окно...», поэмы «Дом у дороги», «За далью — даль».
Литературный процесс 50 — 80-х годов
Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова.
Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес», очерки «Районные будни» В. Овечкина и др.).
«Оттепель» 1953—1964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.
Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60—70-хгодов. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.
«Деревенская проза» 50—80-х годов. Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, В. Белова и др. Рождение мифо-фольклорного реализма (повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др.). Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В.Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.
Историческая романистика 60—80-х годов. Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.
Авторская песня как песенный монотеатр 70—80-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.
Н.А.Заболоцкий
Стихотворения «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться...», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой...» и др. по выбору.
Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Жанр совета, размышления-предписания в художественной концепции Н. Заболоцкого. Интонационно-ритмическое и образное своеобразие лирики Заболоцкого.
Опорные понятия: поэзия ОБЭРИУ; натурфилософская лирика.
Внутрипредметные связи: опыт переложения «Слова о полку Игореве» в творчестве Н. Заболоцкого; влияние поэзии Ф.И. Тютчева, А. Блока, Б. Пастернака на лирику Заболоцкого.
Межпредметные связи: лирика Н. Заболоцкого и живопись Б. Кустодиева, П. Филонова, М. Шагала, П. Пикассо.
Для самостоятельного чтения: сборник «Столбцы», поэма «Торжество земледелия».
В.М. Шукшин
Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал». Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.
Опорные понятия: герой-«чудик»; пародийность художественного языка.
Внутрипредметные связи: творчество В. Шукшина и произведения «деревенской» прозы (В. Распутин, В. Белов, Ф. Абрамов, Б. Можаев и др.).
Межпредметные связи: кинодраматургия В. Шукшина (к/ф «Живет такой парень», «Странные люди», «Калина красная» и др.).Для самостоятельного чтения: рассказ «Выбираю деревню на жительство», повесть-сказка «До третьих петухов», киноповесть «Калина красная».
А.И. Солженицын
Повесть «Один день Ивана Денисовича». Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». «Лагерь с точки зрения мужика, очень народная вещь» (А.Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести.
Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрены. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.
Опорные понятия: двуединство героя и автора в эпосе; тип героя-праведника.
Внутрипредметные связи: тема народного праведничества в творчестве А. Солженицына и его литературных предшественников (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев и др.).
Межпредметные связи: нравственно-философская позиция Солженицына-историка; язык «нутряной» России в прозе писателя.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Захар Калита», цикл «Крохотки».
У литературной карты России
Обзор творчества Е.И. Носова, В.Т. Шаламова, В.Д. Федорова, В.А. Солоухина по выбору учителя и учащихся. Художественное звучание «негромкого» военного эпоса Е. Носова. Нравственная проблематика «лагерной» прозы В. Шаламова. Традиции русской гражданской поэзии в лирике В. Федорова. Восхождение к духовным ценностям России в творчестве В. Солоухина.
Новейшая русская проза и поэзия 80 — 90-х годов
Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).
Проза с реалистической доминантой. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова, Е. Носова, Ю. Бондарева, П. Проскурина, Ю. Полякова и др. Новейшая проза Л. Петрушевской, С. Каледина, В. Аксенова, А. Проханова. «Людочка» В. Астафьева и «Нежданно-негаданно» В. Распутина как рассказы-предостережения, «пробы» из мутного потока времени. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и др. Противоречивость, многосоставность романа В. Астафьева «Прокляты и убиты».
Эволюция прозы и поэзии с модернистской и постмодернистской доминантой. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соц-арт», «новая волна» и т.п.). Поэма в прозе «Москва—Петушки» В.Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. Пелевина, ее «игровой» характер.
Ироническая поэзия 80—90-х годов. И. Губерман, Д. Пригов, Т. Кибиров и др.
Поэзия и судьба И. Бродского. Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.
Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения литературы ученик должен
знать / понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути писателей;
изученные теоретико – литературные понятия;
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
ЗНАТЬ: 1. Круг обязательного чтения:
- произведения, предназначенные для чтения и изучения;
- несколько произведений из числа рекомендуемых для чтения и обсуждения для самостоятельного чтения.
2.Знания о литературе:
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса;
- основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция художественного произведения;
- изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, сравнение, метафора, гипербола, олицетворение;
- элементы стихотворной речи: ритм, размеры, строфа;
- основные признаки родов литературы: эпос, лирика, драма;
- время создания произведения, связь его с личностью и жизнью писателя.
УМЕТЬ: Читательская и литературно-творческая деятельность:
- комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать;
- использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позиции автора при анализе и оценке произведения;
- обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения;
- использовать сведения по теории литературы в процессе изучения и оценки художественного текста;
- пользоваться различными видами справочной литературы;
- использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы;
- определять традиционные темы, мотивы, образы в литературном произведении;
- выделять способы авторской оценки событий, литературных героев, исторической эпохи и культуры;
- писать сочинения-эссе на этико-философские темы по проблематике изученных произведений; сочинения по элементарным историко-литературным темам;
- характеризовать и оценивать героев;
- сопоставлять героев изученных произведений;
- объяснять идейно-нравственный смысл изученного произведения;
- анализировать и выявлять значение важнейших эпизодов (сцен);
- обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;
- давать обоснованную оценку героям и событиям изученного произведения;
- пересказывать основные сцены и эпизоды изученных произведений;
- писать сочинения на литературную или публицистическую тему;
- читать выразительно изученные произведения;
Учебно-методическое обеспечение
Информационно-методическое обеспечение
№ Авторы Название Годиздания Издательство
1 Чалмаев В.А. Литература. 11 класс: учеб. 2011 Москва:
Зинин С.А. для общеобр. учр. В 2 ч. ввРусское слово
2 Чалмаев В.А. Литература ХХ века. Хрест. 2011 Москва:
Зинин С.А. 11 класс. В 2 частях Русское слово
3 Меркин Г.С Литература. Программа по2011 Москва:
Зинин С.А. литературе для 5-11 классов Русское слово
Чалмаев В.А. общеобраз. школы 4 Виноградова Е.А Информационно-методич. 2006 Москва:
Князева Е.А. материалы по использованию Русское слово
Кузнецова Т.А. нию УМК «Литература» изд-ва «Русское слово» 5 Егорова Н.В. Поурочные разработки по2002 Москва:
Золотарева И.В. русской литературе ХХ века ВАКО
11 класс. – В 2 частях Дополнительная литература
№ Авторы Название Годиздания Издательство
1 Есин А.Б Принципы и приемы анализа 2006 Москва:
литературного произведения Просвещение
2 Лимонад Т.В. С сочинением на «ты» 2001 Москва:
Школ. пресса
3 Мещерякова М. Литература в таблицах и 200 Москва:
Просвещение
схемахАйрис-пресс
4 Михайлова И.М. Тесты. Литература 9-11 кл.: 2002 Москва:
Дрофа
учебно-метод.пособиеДрофа
5 Пугач В.Е. Русская поэзия на уроках 2006 С.-Петербург
литературы (9-11 классы) Паритет
Словари и справочники
Большая литературная энциклопедия / Красовский В.Е. и др. – М.: «Слово», 2003.
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.: Дрофа, 2000.
Литературный энциклопедический словарь / Под общ. Ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. – М., 2001.
Русские писатели ХХ века: Биографический словарь /Гл.ред. П.А.Николаев. – М., 2000.
Словарь литературоведческих терминов. – Ред.-сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. – М., 2002.
Мультимедийные пособия
1. Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 – 11 классы».
2. Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе».
3. Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».
4. Диск « Репетитор «Литература» Обучающая программа для учащихся 5 -11
классов».
5. Диск « Словарь литературоведческих терминов».
6. Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
7. Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс.
Технические средства обучения
Компьютер
Слайд-проектор
Экран
Мобильный компьютерный класс
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В 11 КЛАССЕ (102 часа)
№ урока п/пДата Количество
часов Тема урока Домашнее
задание Повторение Индивидуальная
работа
план факт Введение (1 час)
1 Введение Русская литература ХХ века.
Сложность и самобытность русской литературы ХХ века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории.
Стартовый контроль. Выявление уровня литературного развития учащихся Составление тезисного плана
Учебник. Ч.1, с.4-7, с.8-14.
Ответ на вопрос 4, с.14
Тезисный план, алгоритм составления
Сообщ6ение «Историко-литературный процесс»
Русская литература начала XX века (1 час)
1 Русская литература начала ХХ века.
Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала ХХ века. Учебник. Ч.1, с.15-26.
Составить тезисы по теме.
Вопросы на с.26-27
Приемы конспектирования Писатели-реалисты начала ХХ века
И.А.Бунин (4 часа)
1 И.А.Бунин. Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики.
Стихотворения: «Вечер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной…», «Христос воскрес! Опять с зарею…» Учебник. Ч.1, с.28-38.
Задания для анализа текста, с.38-39.
Выучить стихотворение Бунина лирическая проза, приемы словесной живописи 1 Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем» Учебник. Ч.1, с.39-40.
Устный анализ рассказа лирическая проза, приемы словесной живописи 1 Рассказ «Легкое дыхание». Мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихии вечности. Учебник. Ч.1, с.40-54.
Письменный анализ одного из рассказов. С.54-55, вопросы лирическая проза, приемы словесной живописи 1 Рассказ «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей. Учебник. Ч.1, с.56. Темы сочинений.
смысл названия произведения, образы, проблематику, комплексный анализ текста Индивидуальные сообщения
А.И.Куприн (5 часов)
1 А.И.Куприн.
Повесть «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся». Учебник. Ч.1, с.88-100.
Чтение рассказа
Вопросы на с.104 очерковая проза Тезисный план
1 Повесть «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества. Учебник. Ч.1, с.100-103.
Письменный ответ на вопрос: «Какова роль музыки в раскрытии темы рассказа?» символическая деталь Тест
1 Рассказ «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви.
К. Р.Тест по творчеству Бунина и Куприна Сочинение Индивидуальные сообщения
1 Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна Сочинение Составление плана сочинения, подбор цитатного материала
М.Горький (7 часов)
1 М.Горький.
Рассказ «Старуха Изергиль» и другие. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Учебник. Ч.1, с.57-71.
Составление плана рассказа романтизированная проза
Тезисный план
1 Повесть «Фома Гордеев».
Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе». Письменный анализ Индивидуальные сообщения
1 Пьеса «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна» Учебник. Ч.1, с.75-80 принцип полилога и полифонии в драме. Индивидуальные сообщения
1 Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Учебник. Ч.1, с.80-83.
Выписать высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере 1 Сложность и неоднозначность авторской позиции.
К.Р. Тест по творчеству М.Горького Учебник. Ч.1, с.83-86
Тест Эволюция русского реализма Тезисный план
1 Р/Р Сочинение по творчеству М.Горького Учебник. Ч.1, с.87. Темы сочинений.
1 Р/Р Сочинение по творчеству М.Горького Сочинение Л. Н. Андреев (4 часа) 1
1 Жизненный и творческий путь Л. Андреева. Рассказы « Баргамот и Гараська». « Ангелочек» Учебник. Ч.1, с.106-108, тезисы выписать
Индивидуальные сообщения
1 Пути просветления человеческих душ в ранней прозе Л. Андреева. Рассказ « Первый гонорар» Учебник. Ч.1, с.110-113
1 Повесть « Иуда Искариот»- «живая рана» души Леонида Андреева Учебник. Ч.1, с. 114-118 Тезисный план
1 У литературной карты России. Учебник. Ч.1, с.118-122
Серебряный век русской поэзии (1 час)
1 Серебряный век русской поэзии. Основные направления в русской поэзии начала ХХ века (символизм, акмеизм, футуризм). Составить конспект статьи учебника по теме.
Учебник. Ч.1, с.126-128 символизм, акмеизм, футуризм
Символизм и русские поэты-символисты (3 часа) 1
1 Символизм и русские поэты-символисты.
Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт и др.) и младосимволисты (А.Белый, А.Блок, С.Соловьев, Вяч.Иванов и др.). Учебник. Ч.1, с.128-148.
Составить план статьи образ-символ, программная лирика;
звукообраз, музыкальность стиха Тезисный план
1 Поэзия В.Я.Брюсова и К.Д.Бальмонта.
В.Я.Брюсов. Стихотворения: «Юному поэту», «Грядущие гунны» и другие по выбору. Брюсов как идеолог русского символизма.
К.Д.Бальмонт. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Челн томленья», «Сонеты солнца». Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Учебник. Ч.1, с.148-164.
Анализ стихотворения по схеме, с.154.
Выучить стихотворение Индивидуальные сообщения
1 Р/Р Письменный анализ стихотворения поэта-символиста Письменный анализ стихотворения по вопросам План анализа лирического произведения
А.А.Блок (7 часов) 1
1 А.А.Блок. Стихотворения: «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы..», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе…». Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Учебник. Ч.1, с.171-180, 180-184.
Выучить стихотворение лирический цикл,
реминисценция, символизм,
образ-символ Тезисный план
1 Стихотворения: «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить…». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Учебник. Ч.1, с.185-192.
С.206, вопрос 6 Чтение наизусть
1 Стихотворения: «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы». Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Учебник. Ч.1,с.193-196.
Ответить на вопросы (один вопрос – письменно) лирический цикл, реминисценция, аллюзия Чтение наизусть
1 Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. Учебник. Ч.1 с.197-206, вопросы 7,8,9.
Письменный ответ сюжет поэмы анализ и интерпретация художественного произведения, с использованием сведений по истории и теории литературы 1 Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати».
К.Р. Тест по творчеству А.А.Блока Цитаты по теме «Герои поэмы».
Отрывок из поэмы выучить наизусть
Тест Сюжет поэмы, проблематика.
1 Р/Р Сочинение по творчеству А.А.Блока Составление плана сочинения, подбор цитатного материала
Преодолевшие символизм (3 часа)
1 Преодолевшие символизм. Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И.Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Вн. чт. И.Ф.Анненский. Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки». Поэзия И.Ф.Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом Учебник. Ч.1, с.228-237.
Составить тезисы статьи учебника.
Подготовить рассказ о футуризме акмеизм; футуризм. Индивидуальные сообщения
1 Преодолевшие символизм. Вклад Н.Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии ХХ века. Анализ стихотворения (на выбор).
Учебник. Ч.1, с.248-251 «трилистник»; образ-эмблема
Индивидуальные сообщения
1 Н.С.Гумилев.
Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство».
Экзотический колорит «лирического эпоса» Гумилева Учебник. Ч.1, с.254-267.
Выучить стихотворение поэта новокрестьянская поэзия Тезисный план
Н. С. Гумилев (1 ч.) неоромантизм в поэзии; лирический герой-маска
1 Н. С. Гумилев Жизнь во имя слова. А.А.Ахматова (4 часа) 1
1 А.А.Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Я научилась просто, мудро жить…», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства…», «Высокомерьем дух твой помрачен…», «Мужество», «Родная земля».
Психологическая глубина и ясность любовной лирики Ахматовой. Учебник. Ч.1, с.269-278.
Составить план «Ступени биографии» исповедальность лирического произведения Индивидуальные сообщения
1 Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени Учебник. Ч.1, с.279-285.
Выучить стихотворение.
Анализ стихотворения.
Чтение поэмы «Реквием» Тезисный план
1 Поэма «Реквием». Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Учебник. Ч.1, с.285-294. Ответы на вопросы на с.294 (7-10) на выбор.Выразительное чтение исповедальность лирического произведения; микроцикл Индивидуальные сообщения к проекту
М.И.Цветаева (3 часа) 1
1 М.И.Цветаева.
Стихотворения: «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Молитва».
Поэзия М.Цветаевой как лирический дневник эпохи. Учебник. Ч.1, с.297-305.
Сделать выписки по теме «Трагический баловень» ХХ века (Б.Ахмадулина) поэтический темперамент; дискретность (прерывистость) стиха Индивидуальные сообщения
1 Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии.
Стихотворения: «Тоска по родине! Давно…», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»). Учебник. Ч.1, с.305-316.
Составить таблицу «Темы лирики Цветаевой» с примерами-цитатами.
Выучить стихотворение.
Тезисный план
1 Р/Р Письменная работа по творчеству А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой
Тест по Серебряному веку Анализ стихотворения.
Тест план сочинения и отбор литературного материала в соответствии с выбранной темой. «Короли смеха» из журнала «Сатирикон» (1 час)
1 «Короли смеха» из журнала «Сатирикон». Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А.Аверченко, Н.Тэффи, Саши Черного, Дон Аминадо. Учебник. Ч.1, с.319-327.
Отвечать на вопросы на с.327 сарказм; ирония; политическая сатира
Защита проектов
«Серебряный век русской поэзии»
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (2 часа) 1
1 Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов.
Учебник. Ч.1, с. 341-366 эмигрантская литература.
1 Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» . Развитие жанра антиутопии в романах Е.Замятина «Мы» и А.Платонова «Чевенгур».
Юмористическая проза 20-х годов Учебник. Ч.1, с. 366-383
Отвечать на вопросы на с.384 жанр антиутопии
Тезисный план
В.В.Маяковский (6 часов) 1
1 В.В.Маяковский.
Стихотворения: «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Ночь».
Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В.Маяковского. Учебник. Ч.1, с.386-396.
Составить таблицу «Основные даты жизни и творчества поэта».
Ответ на вопрос 1 на с.416 образная гиперболизация; декламационный стих; поэтические неологизмы Индивидуальные сообщения
1 Стихотворения: «Нате!», «Юбилейное».
Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. Учебник. Ч.1,Выучить стихотворение Чтение наизусть
1 Стихотворения: «Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка!». Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В.В.Маяковского. Анализ стихотворения, выписки ведущих цитат образная гиперболизация; декламационный стих; поэтические неологизмы
1 Стихотворения: «Скрипка и немножко нервно», «Прозаседавшиеся», «О дряни».
Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» (учебник, ч.1, с.414 – план анализа) сатирические произведения Маяковского.
1 Поэмы: «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление).
Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Отвечать на вопросы 1 Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина. Индивидуальные сообщения
С.А.Есенин (6 часов) 1
1 С.А.Есенин. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта Эссе «Мой Есенин».
Учебник. Ч.1, с.419-425 имажинизм как поэтическое течение. 1 Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Русь Советская», «Я покинул родимый дом…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я покинул родимый дом…».
Природа родного края и образ Руси в лирике С.А.Есенина Учебник. Ч.1, с.426-432.
Рассмотреть вопросы для анализа текста на с.432.
Устный анализ Чтение наизусть
1 Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов.
Стихотворения: «Мы теперь уходим понемногу…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…» и др. Цитатная характеристика.
Выучить стихотворение.
Учебник. Ч.1, с.433-445.
Вопросы 7,9 Тезисный план
1 Стихотворения: «Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова».
Любовная тема в поэзии Есенина. Ответ на вопрос: «В чем духовная красота и сложность образа Родины в лирике Есенина?» Индивидуальная проработка сложных вопросов по теме
1 Поэмы: «Пугачев», «Анна Снегина».
Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев».
Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика.
К.Р.Тест по творчеству С.А.Есенина Отвечать на вопросы
Тест лироэпическая поэма
1 Р/Р Контрольное сочинение по творчеству С.А.Есенина и В.В.Маяковского Составление плана сочинения, подбор цитатного материала
Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов (1 час)
1 Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве.
Рождение новой песенно-лирической ситуации . А.Н.Толстой. Роман «Петр Первый» Составить план статьи
Учебник. Ч.2, с.3-44
Презентации песенно-лирическая ситуация; «парижская нота» русской поэзии.
М.А.Шолохов (7 часов) 1
1 М.А.Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон».
Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Учебник. Ч.2, с.56-68.
План статьи, с.69-71 (индивидуально).
Чтение романа Тезисный план
1 Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Анализ эпизода, связанного с образами Мелеховых.
Учебник. Ч.2, с.77-82 хронотоп романа-эпопеи; гуманистическая концепция истории в литературе. Индивидуальная проработка сложных вопросов по теме
1 Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Письменный ответ на вопрос
Учебник. Ч.2, с.82-84 1 Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Учебник. Ч.2, с.84-91.
Составление цитатной характеристики по теме «Григорий Мелехов» Тезисный план
1 Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.
К. Р. Тест по творчеству М.А.Шолохова Составление цитатной характеристики
Учебник. Ч.2, с.91-95.
Сочинение, темы на с.97 гуманистическая концепция истории в литературе Индивидуальная проработка сложных вопросов по теме
1 Р/Р Контрольное сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» Составление плана сочинения, подбор цитатного материала
1 Р/Р Контрольное сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» Сочинение М.А.Булгаков (5 часов)
1 М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».
«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Учебник. Ч.2, с.103-118.
Составить план статьи учебника.
Чтение романа 1 Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Подготовка проектной работы по теме Индивидуальные сообщения- презентации
1 Сатирическая «дьяволиада» М.А.Булгакова в романе. Анализ эпизода.
Рассказ об истории Мастера и Маргариты.
Выписки. «дьяволиада» 1 Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты».
К. Р.Тест по творчеству М.А.Булгакова Учебник. Ч.2, с. 119-125.
Выписать цитаты.
Подготовка проектной работы Тезисный план
1 Р/Р Контрольное сочинение по творчеству М.А.Булгакова Сочинение Б.Л.Пастернак (2 часа) 1
1 Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л.Пастернака. Составить таблицу основных дат жизни писателя.
Анализ стихотворения метафорический ряд
1 Роман «Доктор Живаго». Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Учебник. Ч.2, с.148-156.
Ответить на вопрос на с.174 на выбор (письменно)лирико-религиозная проза
Тезисный план
А.П.Платонов (1 час) 1
1 А.П.Платонов.
Рассказы: «Возвращение», «Июльская гроза».
Оригинальность, самобытность художественного мира Платонова. Повесть «Сокровенный человек». Составить план статьи учебника. Ч.2, с.167-174 индивидуализированный стиль писателя; литературная антиутопия
Индивидуальная проработка сложных вопросов по теме
В.В.Набоков (1 час) 1
1 В. В.Набоков. Роман « Защита Лужина». Драматизм эмигрантского небытия героев .Анализ романа по вопросам элитарная проза; литературное двуязычие
Тезисный план
Литература периода Великой Отечественной войны (3 часа)
1 Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А.Толстой, И.Эренбург, Л.Леонов, О.Берггольц, В.Гроссман).
Лирика военных лет. Песенная поэзия В.Лебедева-Кумача, М.Исаковского, Л.Ошанина, Е.Долматовского, А.Суркова, А.Фатьянова, К.Симонова. «Моабитские тетради» Мусы Джалиля.
Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М.Алигер, «Сын» П.Антокольского, «Двадцать восемь» М.Светлова). Поэма А.Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. План статьи.
Анализ стихотворения
военная публицистика; документальная проза.
1 Проза о войне. «Дни и ночи» К.Симонова, «Звезда» Э.Казакевича, «Спутники» В.Пановой, «Молодая гвардия» А.Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Судьба человека» М.Шолохова.Презентации проектов А.Т.Твардовский (2 час) 1
1 Доверительность и теплота лирической интонации А.Твардовского А.Т.Твардовский.
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «О сущем», «Я сам дознаюсь, доищусь…», «В чем хочешь человечество вини…». . Выучить стихотворение.
Составить рассказ о писателе лирико-патриотический пафос; лирический эпос
1 Поэма «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание Стихотворения: «Письмо матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Памяти матери».
Философская проблематика поздней лирики поэта Анализ стихотворения Чтение наизусть отрывков по выбору
Н.А.Заболоцкий (1 час) 1
1 Н.А.Заболоцкий Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Стихотворения: «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться…», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой…». . Анализ стихотворения
Учебник. Ч.2, с.242-252, с.252-отвечать на вопросы поэзия ОБЭРИУ; «натурфилософская» лирика Работа по группам
Учебник. Ч.2, с.263-275
Литературный процесс 50-80 годов (4 часа) 1
1 Литературный процесс 50-80 годов.
Учебник. Ч.2, с.254-263,
составить план статьи
эстрадная поэзия; «тихая» лирика.
Индивидуальная проработка сложных вопросов по теме
Презентации
1 «Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60-70-х годов. Учебник. Ч.2, с.275-280
Сообщение «окопный реализм» писателей-фронтовиков. Индивидуальная проработка сложных вопросов по теме
1 «Деревенская проза» 50-80-х годов., В.Маканина, Ю.Домбровского. Учебник. Ч.2, с.280-298
Работа по группам «деревенская» и «городская» проза
Индивидуальные сообщение- презентации
1 Историческая романистика 60-80-х годов. Романы В.Пикуля, Д.Балашова, В.Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В.Шаламова, Е.Гинзбург, О.Волкова, А.Жигулина.
Авторская песня как песенный монотеатр 70-80-х годов. Поэзия Ю.Визбора, А.Галича, Б.Окуджавы, В.Высоцкого, А.БашлачеваУчебник. Ч.2, с.298-310
Сообщение
Презентации автоская песня Тезисный план
В.М.Шукшин (2 часа)
1 В.М.Шукшин. Рассказы: «Одни», «Чудик». Колоритность и яркость шукшинских героев - «чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе Шукшина. Учебник. Ч.2, с.313-324
Читать рассказы 1 Рассказы: «Миль пардон, мадам», «Срезал». Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.
Р/Р Письменная работа по творчеству В.М.Шукшина
Учебник. Ч.2, с.324 – вопросы
Творческая работа
Эссе «Герой Шукшина. Кто он?» герой - «чудик»; пародийность художественного языка Составление плана сочинения, подбор цитатного материала
Н.М.Рубцов (1 час) 1
1 Н.М.Рубцов. Стихотворения: «Русский огонек», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «В горнице», «Душа хранит». Диалог поэта с Россией. Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова. Устный рассказ о поэте.
Выучить и проанализировать стихотворение Рубцова «тихая» лирика; напевный стих.
Чтение наизусть стихотворения по выбору
В.П.Астафьев (2 часа) 1
1 В.П.Астафьев. Роман «Печальный детектив». Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос романов писателя. Учебник. Ч.2, с.340-350,
С.350 - задание натурфилософская проза; новеллистический цикл Индивидуальная проработка сложных вопросов по теме
1 Повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка». Проблема утраты человеческого в человеке. Учебник. Ч.2, с.351-361, с.361 – отвечать на вопросы В.Г.Распутин (4 часа) 1 В.Г.Распутин (3 часа)
1 В.Г.Распутин. Повести «Последний срок», «Прощание с Матерой».
Дом и семья как составляющие национального космоса. «деревенская проза», трагическое пространство.
1 Повесть «Пожар» - прощание с «деревенской прозой» Индивидуальная проработка сложных вопросов по теме
1 Повесть «Живи и помни» - лабиринт психологических сцеплений главной героини. 1 Философское осмысление социальных проблем современности в рассказе «Не могу-у…». К. Р. Тест по творчеству В. Г.Распутина 1 Р. Р. Сочинение по творчеству В. Г.Распутина Составление плана сочинения, подбор цитатного материала
1 Р. Р. Сочинение по творчеству В. Г.Распутина А.И.Солженицын (5 часов) 1
1 А.И.Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. двуединство героя и автора в эпосе; тип героя-праведника 1 Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Символичность финала рассказа и его названия. 1 Творчество Солженицына- новеллиста « Захар -Калита» Индивидуальная проработка сложных вопросов по теме
1 К.Р Письменная работа по творчеству А.Солженицына в тестовом формате 1 Р. Р. Сочинение по творчеству А.И.Солженицына Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов (3 часа) 1
1 Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов. Реалистическая проза. Тезисный план
1 Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ литература постмодернизма; стиль «фэнтези»; эссеизмИндивидуальная проработка сложных вопросов по теме
1 Поэма в прозе «Москва-Петушки» В.Ерофеева как воссоздание «новой реальности», Тезисный план
Современная литературная ситуация: реальность и перспективы (урок-обобщение)