«Использование фотографий природы родного края в формировании экологического сознания детей дошкольного возраста»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Чуораанчык» с. Кюсюр МО «Булунский улус (район)» Республики Саха (Якутия)АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА«Использование фотографий природы родного края в формировании экологического сознания детей дошкольного возраста» Шамаева Антонина Ивановна - воспитатель I категории МБДОУ «Чуораанчык» с. Кюсюр, Сведения о педагогеМуниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Чуораанчык» с.Кюсюр МО «Булунский улус (район) РС(Я) Шамаева_____________________ (фамилия) Антонина Ивановна________________ (имя, отчество)Общие сведенияУлус (район)Булунский Населенный пунктс.КюсюрДата рождения (день, месяц, год) 31.12 1958 г.Место рожденияп.Кюсюр Булунского района ЯАССР2. РаботаМесто работы (наименование об­разовательного учреждения в со­ответствии с уставом)Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Чуораанчык» с.Кюсюр МО «Булунский улус (район)» РС(Я)Занимаемая должностьвоспитатель ДОУ Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент за­полнения анкеты)общий стаж - 35 лет, педагогический стаж – годав каких возрастных группах в настоящее время он работает1 младшая группаАттестационная категория 1 категория – 2009г.Почетные звания и награды (на­именования и даты получения)Грамота УУО номинация»Воспитатель года 2009», нагрудной знак отличия «Гражданская доблесть»-2009г.,Грант Президента РС(Я)-2009 г., 2 грамоты УУО-2012 г. , 3 место конкурс «Арктика–мой край»,2грамоты УУО-2013г.; Послужной список (места и сроки работы за последние 10 лет) Воспитатель МБДОУ «Чуораанчык» с.Кюсюр Булунского улуса РС(Я)3. ОбразованиеНазвание, год окончания учреждения профессионального образования, факультетЯкутский педагогический колледж №2-2003 г.Специальность, квалификация по дипломуВоспитатель детского садаДополнительное профессиональ­ное образование за последние три года (наименования образователь­ных программ, модулей, стажировок и т. п., места и сроки их получения)Основные публикации (в т. ч. брошюры, книги)5. Общественная деятельность.Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления)Член женского Совета с.КюсюрУчастие в работе методического объединения Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия) 6. Досуг.ХоббиФотографоирование 7. Контакты.Рабочий адрес с индексом678420 Булунский улус с.Кюсюр ул.Совхозная 4Домашний адрес с индексом678420 Булунский улус с.Кюсюр ул. 70 лет Октября д.9.кв1Рабочий телефон с междугородним кодом8(41167) 23 260Домашний телефон с междугородним кодом8(41167)23343 Мобильный телефон с междуго­родним кодом89241769449Факс с междугородним кодом8(41167) 23 260Рабочая электронная почтасhuoranchik@mail.ruЛичная электронная почтаАдрес личного сайта в ИнтернетеАдрес школьного сайта в ИнтернетеАдреса в Интернете (сайт, блог и т. д.), 8. Документы.Паспорт (серия, номер, кем и когда выдан)9809 №243445 ТП УФМС России по РС(Я) В Булунском районе выдан 01.09.2010 г.ИНН03927404158Свидетельство пенсионного госу­дарственного страхования039-274-041-5810. Профессиональные ценности.Педагогическое кредо участникавоспитать в маленьком человеке чуткое, доброе отношение не только к себе , но и к старшим, любить и беречь традиции семьи, уметь ценить их труд, пробудить в ребёнке желание помочь другому, выразить сочувствие и уважение.Почему нравится работать в ДОУЯ горда тем, что первой открываю маленькому человеку целый мир общения с окружающим Профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие участникуВоспитатель прежде всего должен любить детей, видеть в маленьком ребёнке личность.В чем, по мнению участника, состоит основная миссия воспитателяВоспитатель должен быть доброжелательным, мудрым и требовательным; В своей работе я ставлю себе цель: воспитать в маленьком человеке чуткое, доброе отношение не только к себе, но и к старшим, любить и беречь традиции семьи, уметь ценить их труд, пробудить в ребёнке желание помочь другому, но и выразить сочувствие и уважение. Тему самообразования выбрала близкое с детства «Мир природы родного края», т.к. моё детство тесно связано с кочевой жизнью охотника – оленевода и воспитание исходило из традиционного образа жизни оленеводов. И весь этот ценный багаж играет важную роль в воспитании у дошкольников любви к природе и сохранению традиций наших предков. Знакомя детей с характерными особенностями природы через фотографии «Мир природы», учу видеть красоту природы, понимать ее, наслаждаться ею, передавать свои впечатления через слово и выражать свои чувства через художественное произведение. Внимание дошкольников к различным объектам природы привлекаю с помощью объектива, слайдов и видеороликов. Я считаю, что именно в дошкольном детстве необходимо вызвать в ребёнке положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пройдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном общении с природой. «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всегомир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. Сухомлинский Пояснительная запискаДиалог каждого ребенка с природой имеет свою особенность. Целью воспитания является осознание ребенком непрерывного единства мира природы и человека, видение и понимание причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование экологического сознания и культуры.Детей с характерными особенностями природы можно знакомить через фотографии «Мир природы». Важно научить видеть красоту природы, понимать ее, наслаждаться ею, передавать свои впечатления через слово и выразить свои чувства через художественное произведение (рисунки, поделки и т.д.). Внимание дошкольников к различным объектам природы следует привлекать с помощью объектива, слайда, и видеороликов. Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Окружающая природа эмоционально захватывает ребенка.Занятия с использованием фотографий по экологическому воспитанию в ДОУ проводятся 1 раз в неделю в подготовительной группе. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.«Изодеятельность», где изготавливаются рисунки и различные поделки.«Художественная литература», где используются произведения о природе.«Музыкальное воспитание», где разучиваются музыкальные произведения о природе, сезонных изменениях, проводятся музыкальные праздники и развлечения.«Физическое воспитание», где прививаются основы здорового образа жизни, проводятся экскурсии, походы, рразвлечения на улице. Используя фотографии о природе родного края, мы достигаем следующие цели и задачи:Воспитание и формирование у детей эмоциональной отзывчивости, умения видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства, развивать фотографическую зоркость.Воспитание интереса к родной природе, желание узнать больше о своей Малой Родине, о ее природном разнообразии.Формирование бережного отношения к природе, пробуждать желание трудиться. В экологическом воспитании дошкольников фотография является конкретной технологиейв практике и один из творческих поисков личностно – ориентированных методов обучения, индивидуализация в работе с детьми и семьей: большое место в досуге многих семей занимает видео, фотографирование. Родители вместе с детьми могут запечатлетьс помощью фото –видеокамеры интересные и часто повторяющиеся явления природы.И это помогает и взрослому Основными формами организации работы являются: - комплексные занятия, в которых учебная деятельность сочетается с практической; - организации поисково-самостоятельной деятельности; - совместная деятельность с педагогом;- самостоятельная деятельность в специально организованной развивающей среде.( выставка фотографий).Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации и родителей. Содержание программыСентябрь – серия «Горный ландшафт участка Чекуровка» Сшибаются горы,Как будто олени рогами,Уходят хребтыИ теряются в зыбкой дали,Сливаясь неясноС густыми, как мех, облакамиВ осеннем просторе,У самого края земли.(В. Лебедев, «Вечер в горах»)Цель : формирование представления детей о горных ландшафтах, чувствовать красоту окружающего мира и уметь высказывать свои впечатления. Осенняя экскурсия на берег реки Лена, беседы, наблюдения, сбор природного материала (речных камушков для лечебного закаливания), подвижные игры (прыжки по камушкам, бег-эстафета и т.д.).Знакомство детей с горным ландшафтом участка Чекуровка, с историей участка.Занятие по изодеятельности: учить передавать характерные особенности горных ландшафтов с помощью акварельных красок.Чтение сказки «Хозяйка медной горы».Инсценировка сказки «Хозяйка медной горы». Октябрь – серия «Дары родной тундры» Осенью лес стоит, Красками весь пестрит, Щедро дары предлагает – Сколько душа желает. (П. Дмитриев, «Лес»)Цель: воспитание способности радостному и заботливому отношению к дарам родной тундры. Целевая прогулка в близлежащий лес, беседы (пословицы, поговорки, загадки, правила поведения в лесу), наблюдения за сезонными изменениями (животные, перелетные птицы, растения), сбор ягод, материала дляподелок, познавательные игры (живое-неживое, съедобное-несъедобное, и т.д.).Занятие по изготовлению поделок из природного материала для выставки.Разучивание стихов и песен, слушание сказок.Развлечение «Золотая осень». Ноябрь – серия «Зимние узоры родного села» Ветви елок и берез в неподвижном блеске, Славно вырядил мороз в иней перелески. Пусть морозы все лютей но под пылью снежной Ширь полей до вешних дней дремлет безмятежно. (С. Данилов, «Зима Якутии моей»)Цель : воспитание у детей эмоционально положительного отношения к природе родного края. -Экологическая прогулка «Зима в лесу» в близлежащий лес на берег реки, беседа, наблюдение, игры на территории д/с.-Загадки о зимних явлениях, беседа о зиме, животных и растениях тундры, наблюдение. Чтение сказок, стихов, песен.-Поделки из пенопласта, ваты, красок зимнего леса.-Развлечение «Зимняя рыбалка». Декабрь – серия «Полярная ночь» Ночью луна стужей дымит,в небе она молча дрожит. По черноте крапинки ряби:звёзды - и те словно озябли. Днём в вышине зарево синее,а на окне джунгли из инея. Вечером вьюги песни поют. Белые струги по полю плывут. (А. Васильков, «Стужа»)Цель: развитие фантазии и выдумки творческих способностей детей. -Рисование акварельными красками «Полярная ночь».-Разучивание песен, стихов. -Развитие художественного слова через сочинение четверостишия о полярной ночи. Январь – серия «Встреча солнца» Вчера ещё мела позёмка, был снег по-зимнему колюч. Весь день над крышами посёлка висела волчья шкура туч. Сегодня нет в помине хмари. Взойдя по синеве в зенит, сугробы Солнце смело плавит, и воздух искрами звенит. (А. Васильков)Цель : воспитание чувства красоты окружающего мира , пробуждения природы , уметь высказывать свои впечатления. -Беседа «Как солнце жизнь дает земле».-Аппликация из цветной бумаги «Здравствуй, солнце золотое!».-Праздник встречи солнца. Февраль – серия «Таинства тундры» Тундра — загляденье озер в закат. Тундра — как печальная музыка. Тундра — колыханье хмельных цветов, Половодье ветров, половодье ветров.Тундра — как любимой смотрю в глаза. Тундра — голубого в зеленый взгляд. Тундра — это, может, понятно всем, Ну, а мне — не совсем, только мне — не совсем. (Б. Щеглов, «Тундра»)Цель: развитие интереса к красоте родного края. Воспитание эмоционального самосознания, нравственных чувств.Беседа об удивительных явлениях в природе, демонстрация фотографий.Занятие по развитию художественной речи, описание картин, сочинение различных историй.Занятие по рисованию (изображение интересных явлений природы). Март – серия «На цветок пахучий» Бойко пляшет день-деньской, Шапочкой качает И в компании со мной песни Зеленеющего лета Крохотный сыночек, Пламенеющего солнца Желтенький кусочек. Не согласен жить иначе В мир придя на срок, Мой любимый одуванчик – Солнышко-цветок. (Варвара Аркук, «Одуванчик») Цель : воспитание интереса к жизни цветов, эстетического чувства, эмоциональной отзывчивости на красоту родного края. Беседа о цветах тундры, демонстрация фотографий.Занятие по изготовлению цветов из цветной бумаги, бусинок.Обучение танцам «Подснежники», песням, стихам о цветах.Поздравительный концерт для мам. Апрель – серия «Пробуждение тундры»Весною знакомый лесЗелено-шелковый весь,Сердце радует нашеПеньем веселых пташек. (П. Дмитриев, «Лес»)Цель: всесторонне развивать ребёнка, расширять его кругозор, приоткрывая одно за другимявления природы, показывая их необычность, взаимосвязь, обращать его вниманиена красоту природы; Экскурсии на природе.Беседы, наблюдения за изменениями в природе.Занятие по ознакомлению с окружающим «Приметы весны».Праздник «День Земли» Май – серия «Низовье реки Лена. Рыболовецко-охотничий участок Кэрэтин»Якутия! Где ты берешь начало? Все сопки, тундра, да стеной леса…Лишь тишина торжественно звучала,И гимном Жизни – птичьи голоса… … я хочу, чтоб пели и дышалиСтруны заповедной стороны…Россыпью алмазной украшалиСказы и легенды старины… (Г. Зотова, «Якутия) Цель : воспитание бережного отношения к природе, желание принятия посильного участие в её охране и защите.-Беседа о лете, занятиях земляков в летнее время (охота, рыболовство).-Экскурсии в лес, на берег реки, встреча с рыбаками, охотниками.-Занятия по лепке, изготовление фигурок рыб из пластилина, поделок из теста.-Праздник «День рыбака». Июнь – серия «Красоты реки Лена»Цель: формирование любви к родному краю, понимая взаимосвязи человека с природой, бережное отношение к окружающей среде.Небо спокойное, голубое,Подарило Лене свой цвет,Течёт свободно, как море,Одна из прекраснейших рек… (Л.Сазонова «Красавица Лена-река»)Экскурсия на берег реки Лена, беседы, наблюдения, сбор природного материала (речных камушков для лечебного закаливания), подвижные игры (прыжки по камушкам, бег-эстафета и т.д.).Занятие по изодеятельности: учить передавать характерные особенности реки Лена с помощью акварельных красок.Чтение стихов про реку ЛенаСлушание песни «Олуонэ эбэккэм» Июль – серия «О чём расскажет камушек»Цель : вызвать интерес к неживой природе, показывая необычность , обращая его внимание на красоту и разнообразность камней, развивать фантазию ребёнкаКамешки речные, камешки из кварцаОбразы смешные, не могу придраться,Камещек-пещера, там живёт красотка,Носик вздернут в меру с гонором, высотка.Камешек, как рыбка, вся окаменела,Не найдёшь улыбку в страхе вся присела,Камешек, как чаша, лучики златые,Смотрят в души наши, есть ещё другие…. (Ю. Богатырёв «Камешки речные») Осенняя экскурсия на берег реки Лена, беседы, наблюдения, сбор природного материала (речных камушков) для уголка природы;Наблюдение за разными по форме и цвету камней.Занятие по изодеятельности «Рисунки на камнях»; Август – серия «Мастер природа»Цель: вызвать положительные эмоции от красоты природных явлений, развивать познавательный интерес к миру природы.Я не ищу гармонии в природе,Разумной соразмерности начал,Ни в недрах скал, ни в ясном небосводеЯ до сих пор, увы, не различал… (Н.Заболоцкий)-Экологическая прогулка «Красота природы моего края» в близлежащий лес на берег реки, беседа, наблюдение, игры на территории д/с.-Загадки о природных явлениях, беседа о природе, наблюдение. -Поделки из природного материала; Методические рекомендации Представленную авторскую работу можно использовать в самостоятельной и совместной с детьми деятельности. Всё зависит от возраста и поставленных задач, которые ставит перед собой и воспитанниками педагог. Воспитателю нужно творчески подойти к выбору темы занятия, наполнить его содержание разнообразными экспериментами, сюрпризами, наблюдениями. Кроме того, авторская программа «Использование фотографий природы родного края в формировании экологического сознания детей дошкольного возраста» сможет помочь в проведении диагностики по экологической воспитанности дошкольников. Использование фотографий родного края помогают развивать у детей творческое мышление, фантазию, пробудить в ребёнке эмоционально- положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм. Использование данной программы позволит заинтересовать детей , вызвать желание быть исследователями природы. Ожидаемые результаты экологического развития детей дошкольного возраста - развитие любознательности детей, - дети умеют различать названия деревьев, кустарников, цветов, ягод, птиц и животных родного края,- у детей развито осознанное понимание, что они являются частью природы, - в детях заложено понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе, - сформировано эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, сформировано понимание неповторимости красоты родного края. - Формы контроля уровня развития экологического сознания детей- блиц - опросы, экологические олимпиады, викторины,- качество выполнения рисунков и поделок,- участие в играх, инсценировках, развлечениях,- диагностики, содержащие игровые задания,- экологическое поведение в природе и в быту.- экологические походы по экотропе. Формы работы с родителямиРодительские собрания, работа родительского комитета,Оформление родительского уголка с рекомендациями, библиотекой, советами,Оформление папок – передвижек по праздничным датам,Родительские всеобучи («Подготовка детей к школе», «Экологическая культура» и т.д.)Посещение на домуОрганизация совместных праздников, утренников, выставок,Использование профессионального опыта родителей (рыболовство, охота, оленеводство и т.д.),Туристические походы на природу,Дни открытых дверей,Изготовление оборудования для работы с детьми Срезы уровня знаний по развитию экологического сознания детей за последние 3 годаУчебный годгруппаКол-во детейВ начале годаВ конце годаВысокий ур-ньСредний ур-ньНизкий ур-ньВысокий ур-ньСредний ур-ньНизкий ур-нь2010-2011Средняя 1304 – 30,7%9 – 69,2%6 – 46,1%4 – 30,7%3 – 23,0%2011-2012Подготови-116 – 54,5%3 – 27,2%2 – 18,1%11 – 100%002012-2013Подготови-тельная226 – 27,2%10 – 45.4%6 – 27,2%14 – 63,6%8 – 36.3%0 Используемые педагогические технологииМетоды и формы проведения занятиймероприятия датаэкскурсии, наблюденияОткрытое занятие по рисованию и развитию речи «Для чего нужна вода» в средней группе«Посадка семян»«Изменения в природе»(погодные изменения, явления природы)«О чём расскажет камушек»20112012ПостоянноПостоянно2013 занятия – беседы познавательно-эвристического характераОткрытое занятие по экологии «Помощь капельке» в подг.группе 2012Разнообразные дидактические и развивающие игры Дидактическая игра «Найди пару»Дидактическая игра «Логико малыш» (карта о природе)Игра - эксперимент «Солнечные зайчики» Игра –эксперимент «Воздух повсюду»постоянноэксперименты и опыты«Превращения воды»«Воздух работает»«Ветер»201220122011видео - и аудиозаписи, фотографии, картиныВ занятиях по экологии, ИЗО, художественному творчеству, музыкальное занятие постоянно Фотогаллерея «Таинственная природа» «Грибная пора» «Ягоды моей тундры» Птицы… такие они разные» «Красота родного края в объективе» Тундра. Маленький обитатель тундры»