Формирование экологического сознания дошкольников через музыку


«Формирование экологического сознания дошкольников через музыку»
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Потому так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего мира. Музыкальное воспитание не просто дает сумму знаний о музыке, но и готовит жить и действовать в этом мире.
Именно в дошкольном возрасте необходимо формировать эталоны красоты, когда у ребенка еще не сложились интересы, привычки, вкусы, которые в дальнейшем нужно будет ломать или перестраивать. Наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в непростых условиях музыкального социума, исчез интерес к классической музыке, фольклору. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире, помнить, что основой интереса дошкольника являются положительные эмоции, красота, новизна, доступность.
Яркой и устойчивой формой, позволяющей формировать экологическое сознание дошкольников через музыку стали занятия (интегрированные, групповые, индивидуальные), разработанные музыкальным руководителем. Например: «Мелодия – душа музыки» для старшей группы; «Люблю березку русскую» для подготовительной группы; «Весна и Колобок» для средней группы .
Проводя работу в средней группе музыкальный руководитель использует музыкальный репертуар, отражающий экологическую тематику. В произведениях для слушания прослеживаются разнообразные средства музыкальной выразительности «Слон танцует» А.Зноско-Боровского звучит в низком регистре, «Мотылек» С.Майкопара – в высоком. Образы природы отображены доступными средствами изобразительного характера, например в пьесе «Дождик» муз.Г.Лобачева., суровое сдержанное настроение передается в пьесе «Зима» муз.М.Крутицкого. В песнях выражается ласковое, доброжелательное отношение к птицам, животным, разные времена года передаются через близкие и понятные детям конкретные образы, например: «Воробей» муз.В.Герчик, «Елочка» муз.Н.Вересокиной, «Заинька» муз.Ю.Слонова. Репертуар доступен и близок интересам и запросам четырехлетнего ребенка. Дети с интересом относятся к песням, связанным с сезонными явлениями «Дождик» р.н.п в обр.Т.Попатенко. «Осень» И.Кишко), к любимым образам животных («Петушок» М.Матвеева, «Серенькая кошечка» В.Витлина, «Лошадка Зорька» Т.Ломовой). Для разучивания простейших элементов плясок педагог использует народные плясовые мелодии «Ах ты, береза», «Полянка».Игры проводятся с правилами и игровыми действиями («Зайцы и медведь» муз.В.Ребикова, «Кошка и котята» муз.М.Раухвергера), дети выполняют простые танцевальные движения, детально отражая изменения характера музыки (прыгаем как зайчики, воробушки полетели).
Дети старшей группы, как и средней, слушают классическую и танцевальную музыку, но произведения сложнее и разнообразнее по настроению и характеру, по развитию музыкального образа и средствам музыкальной выразительности («Голодная кошка и сытый кот» В.Салманова, «Две гусеницы разговаривают» Д.Жученко). Слушание музыки разного характера подготавливает детей к восприятию лирических произведений (грустная пьеса «В разлуке» А.Гречанинова и спокойная, ласковая «Утро» Э.Грига). В песнях для старших детей природа показана во всем многообразии ее проявлений, связанных с разнообразными настроениями. Так, осеннее время года – это не только веселые, радостные песни об урожае, но и более тонкие содержанию: песня «Осень, как рыжая кошка» Н.Куликовой, где дана картина поздней осени. Песни о животных «От носика до хвостика» М.Парцхаладзе, «Про козлика» Г.Струве, учат доброму отношению к животным, дружбе и уважению к близким. Больше внимания уделяется работе над музыкально-образными этюдами: «Кошечка умывается», «Цветок расцвел» и т.д.
Для слушания в подготовительной к школе группе подбираются произведения классиков, современных зарубежных и советских композиторов. Произведения разнообразные по содержанию и характеру. («Жаворонок» М.Глинки, «Дождик» В.Косенко, «Марш гусей» Бин Канеда, «Королевский марш львов» К.Сен-Санса, «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова). В этих произведениях много изобразительных элементов, помогающих восприятию музыки. Работа по пению в старшей и подготовительной к школе группах включает: упражнения для развития музыкального слуха и певческого голоса: «Небо синее», «Сорока-сорока», «Кукушка», «Не летай, соловей», «Барашеньки»; разучивание песен; песенное творчество.
Музыкальное движение приносит дошкольнику ни с чем не сравнимую радость, развивает его физически. Язык естественных выразительных движений – один из самых привлекательных и перспективных компонентов метода музыкального движения. Он прост и доступен детям любого возраста, понятен им и не требует специального длительного обучения. Разучивание этюдов с сюжетной основой способствует развитию выразительных свободных движений, соответствующей мимике, жесту, характер которых во многом определялся музыкой. Например, задание: показать как цветок вырастает, затем увядает и вновь оживает.
В старшей и подготовительной к школе группах группе дети любят рисовать на тему музыкальных произведений о природе, временах года. Основной метод – вести детей от целостного восприятия произведения к более дифференцированному, применяя его для усиления художественного образа. Педагог привлекает внимание то к одному, то к другому моменту, поясняет его значение для развития художественного образа. (рисуя подснежник, дети слушают пьесу «Апрель» П.Чайковского).
Использование в работе различных видов проведения экологических праздников и развлечений, в которых присутствуют виды музыкальной деятельности, усиливают эмоциональное восприятие детей. Например, такие праздники как «Экологический КВН», экологическая сказка «Береги ручеек», фольклорный праздник «При солнышке – тепло, при матушке – добро», развлечение «Здравствуй, лето!», «Осень в гости к нам пришла», музыкальная гостиная «Шедевры классики»: «Времена года», и др.
Чтобы повысить эффективность в работе над формированием экологического сознания дошкольников, необходимо проводить активную работу с родителями в вопросах музыкально-экологического воспитания детей (наблюдения в природе, круглый стол «Воспитание доброты к природе»; консультации «Как научить ребенка любить и понимать музыку», «Береги матушку природу», «Использование классической музыки в экологическом воспитании дошкольников в семье»; привлечение к участию родителей в проведении музыкально-экологических праздников; совместное изготовление костюмов снежинок, елочек, ручейков к празднику «Превращения Деда Мороза», «8 марта – праздник мам», создание коллекций природных материалов «Золотая волшебница – Осень", изготовление атрибутов (осенних листьев, морковок, новогодних звездочек).
В работе с родителями можно предложить серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката, послушать шелест листьев, рассматривать облака и фантазировать на что они похожи и т. д. Выполняя такие задания и наблюдения регулярно, (например, возвращаясь по дороге домой) дети и родители учатся слушать музыку ветра, листвы, любоваться травами, насекомыми, птицами – одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в окружающую жизнь природы.
Значительную помощь в работе над формированием экологического сознания дошкольников демонстрирует взаимодействие с воспитателями. Консультация «Как использовать музыку в повседневной жизни ребенка» помогла воспитателям использовать музыку в группе в магнитофонной записи или диске. Подобранный репертуар, в соответствии с возрастом детей использовался в течение дня. Дети имели возможность не только слушать знакомые музыкальные произведения, но и использовать музыку в разных играх, знакомые песни исполнять в сюжетно-ролевых играх: исполнить песню «Мои цыплята» муз.Г.Гусецели, «Лошадка Зорька» муз.Т.Ломовой, играя на бабушкином дворе; отправляясь на прогулку спеть песню о соответствующей погоде: солнышке, дождике, снеге. Песня организует действия, придает выразительность, позволяет выразить чувства и настроения, возникающие в ходе игры.
Взаимодействие с воспитателями и другими специалистами ДОУ способствует проведению тематических музыкальных вечеров, театральных представлений, экологических сказок, развлечений, праздников. Для проведения таких мероприятий используются высокохудожественные музыкальные материалы, хорошо разученный песенный материал, интересные инсценировки, драматизация, танцевальные номера.
Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. Музыкальный руководитель предложила родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе. Например: «Лекарственные растения – это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешать детям бесцельно их рвать».
Приобщая детей к вопросу экологии с самых ранних лет, в них пробуждается и воспитывается чувство любви к природе. Дети воспринимают образы природы, животных, птиц в игрушках через слушание музыкальных произведений, пение песен, потешек, песен-прибауток.
Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.
Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.
Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать музыку в формировании экологического сознания дошкольников.