Статья «Формирование у младших школьников основ читательской самостоятельности»

Игнатова Инна Анатольевна, учитель начальных классов
ГБОУ Школа №1692.


«Формирование у младших школьников основ читательской самостоятельности».
В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.
Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – овладение учащимися культурными и нравственными ценностями. Одним из основных источников познания является книга.
К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению классической литературы. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры.
Но как заинтересовать ребенка книгой? Как научить любить книгу? Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить к миру книг, способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности – главная задача учителя. Необходимо дать понять учащимся: чтение – духовная пища каждого воспитанного человека.
Теория формирования читательской самостоятельности (ФЧС), разработка которой принадлежит Н. Н. Светловской, существует в методической науке более 30 лет. Автор дал школе научно обоснованную систему внеклассного чтения. Н. Н. Светловская определяет читательскую самостоятельность как “личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью. Объективным показателем того, что читательская самостоятельность сформирована, следует считать устойчивую потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя в процессе чтения все знания, умения и навыки, которыми читатель располагает к моменту деятельности с книгой. Читательская самостоятельность – надёжная основа непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития”.
В связи с этим вопрос формирования читательской самостоятельности (ФЧС) школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. именно начальная школа дает основу для развития устойчивого интереса к литературе.
Наиболее эффективным методом подготовки читателя является разработанный в 70-е годы научно-обоснованный, проверенный на практике метод чтения – рассматривания.
Метод чтения – рассматривания – есть наглядно-исследовательский способ организации читательской деятельности, открывающий перед учащимися кратчайший путь в содержание каждой конкретной книги через отражение и осознание диалектического единства текста и внетекстовой информации, в которых закодированы мысли и чувства автора литературного произведения, а через книгу – в мир человеческих чувств и мыслей – в мир книг.
Чем привлекателен метод чтения – рассматривания? В чем заключается его экономность и эффективность?
Во-первых, этот метод сразу и однозначно выделяет материальные средства достижения цели, т.е. объекты, овладев которыми можно прямо, не сбиваясь, двигаться вперед, обретая с каждым шагом все большую читательскую самостоятельность. Такими объектами являются книги из доступного круга чтения, для младших школьников – детские книги. Во – вторых, он четко прокладывает маршрут к цели: от читателя к книге, от книги (ее содержания) – в мир книг без посредников и промежуточных звеньев, ограниченный только возможностями читателя, а в принципе открытый ему безгранично. В-третьих, с каждым шагом он гарантирует любому ребенку индивидуальный подход (свою скорость продвижения в мир книг, свой объем освоения объектов этого мира, наконец, свои предпочтения при отборе авторов книг – своих собеседников – и их конкретных творений). Этот метод обеспечивает учащимся в процессе формирования их как читателей пробуждение специфических для личности каждого ребенка потребностей и потенциальных возможностей.
Чтобы вызвать у детей интерес к чтению книг, необходимо соблюдать методические принципы отбора литературы, рекомендуемой детям:
при отборе книг нужно руководствоваться воспитательными целями.
необходимо жанровое и тематическое разнообразие: проза и стихи, художественная и научно-популярная литература, книги о сегодняшнем дне и о прошедшем, произведения писателей-классиков и современных авторов, фольклор - сказки, загадки, книга и журнал, газета, произведения русских и зарубежных авторов, переводы
учет возрастных особенностей детей, принцип доступности.
Так, в 1 классе рекомендуют рассказы, сказки, стихотворения на такие доступные детям темы как Родина, труд, жизнь людей, животные и растения. Небольшие по размеру детские книги (хорошо иллюстрированные, с крупным шрифтом) русских писателей.
Расширение читательского кругозора за счет исторических повестей и рассказов, автобиографической, документальной, очерковой литературы, приключенческой детской книги, книг о культуре и искусстве.
отбор книг для детей по принципу индивидуального интереса, самостоятельности учащегося в выборе книги.
Помощь детям в отборе подлинно художественных, образцовых книг.
Соблюдая данные принципы, мы позволят интерес к чтению и книге повысится, а это в свою очередь расширит кругозор детей.
Читательская самостоятельность – это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовать возникшие запросы в соответствии с личной и общественной необходимостью.
Без сформированности внутренних мотивов ребенок не будет читать без задания, без нажима и требования со стороны учителя. Если же у него нет достаточных знаний, умений и навыков, необходимых для разумных действий в мире книг, а он станет выбирать и читать книги без посторонней помощи, задающей системность и целесообразность читательской деятельности, он проявит не самостоятельность, а самонадеянность, т.е. свойство, противостоящее самостоятельности.
Отсюда, правило первое:
Нельзя побуждать детей к самостоятельной деятельности с книгой и в мире книг, пока нет уверенности в том, что ими усвоены необходимые для этого знания, умения и навыки, четкая и понятная мотивация.
Прежде, чем дать детям первое задание, касающееся самостоятельной деятельности с новой книгой (или в мире книг) следует:
Представить книгу как объект, т.е. предмет особого рода. С какой целью? Чтобы дети увидели в нем: а) инструмент для общения; б) собеседника, который, пока мы не начали с ним разговор, хранит чей-то «опыт, написанный и брошенный в общее употребление» (А.И.Герцен).
Показать, как надо действовать с этим объектом. С какой целью? Чтобы он «заговорил», чтобы отыскать его среди других подобных объектов.
Сразу же вывести детей в широкий круг доступных для каждого ребенка книг. С какой целью? Чтобы с первого дня обучения приучать применять полученные в классе знания на деле, чтобы формировать привычку осмысленно «рыться» в книгах, чтобы убедить в возможности плодотворности поиска нужных книг, а главное – чтобы в процессе поисков дети наталкивались на ряд других книг, каждая из которых, поскольку ребенок в нее вглядывается, с ней «разговаривает», может заинтересовать его, пробудить в нем особые личные интересы и возможности. В этом состоит цель воспитывающего обучения. Основное условие, позволяющее включить книгу в жизнь детей, состоит в том, чтобы научить ребят, еще не освоивших грамоту, не умеющих читать, думать над книгой и задавать направление мыслям.
Отсюда, правило второе:
Чтобы представить детям книгу как объект новой для них деятельности чтения – общения и включать их в самостоятельную читательскую деятельность, надо идти от содержания книги к ее внешним приметам, а не наоборот.

Одной из активных форм приобщения к чтению, к книге являются литературные игры (различного рода викторины, литературные лотереи, инсценировки). Традиционны игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, «хитрые» вопросы по прочитанным книгам (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий писателей, названий книг и произведений по серии вопросов, отгадывание героев и книг по описанию.
Среди многообразных литературных игр, удобных для использования на уроках литературного и внеклассного чтения, наиболее распространены всевозможные загадки и викторины.
В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется их кругозор.
Чтобы узнать читательские возможности детей и готовность их к самостоятельному выбору и чтению книг, в начале учебного года мы проводим следующую анкету:
1. Где ты провел лето?
2. Читал ли ты книги?
3. Читал ли газеты, журналы?
4. Сколько книг за лето прочитал?
5. Какие помнишь? Назови.
6. О чем читаешь сейчас?
7. О чем хочешь читать в ближайшее время?
Такая анкета помогает спланировать не только уроки внеклассного чтения, но и досуговую деятельность.

Овладение учащимися полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Вместе с тем чтение является одним из основных способов приобретения информации во внеурочное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. Чтобы чтение для детей стало личной необходимостью нужно соблюдать следующие условия (из опыта работы):
не заставлять ребенка подолгу читать, лучше меньше, но чаще.
чтение перед сном.
режим «щадящего чтения».
«Жужжащее чтение».
упражнения для преодоления трудностей в обучении чтению.
занимательность – литературные игра, шарады, викторины
пропаганда книги (читательский уголок, выставка книг, посещение библиотеки, встречи с детскими писателями).

При этом учитель должен помнить, что каждый ребенок – это вновь родившаяся планета. Сделать эту планету обитаемой, дать ей свою жизнь, научить ценить добро, понимать окружающий мир – задача педагога, в решении которой помогает литературное образование. Учителю необходимо верить в то, что плохих учеников не бывает – всех ребят можно научить учиться и получать удовольствие от учения. Данное утверждение является для учителя девизом в работе с учениками и помогает детям чувствовать себя уверенней.

Л И Т Е Р А Т У Р А:
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М., 1993
Гарник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Когда книга учит.-М., 1988
Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М., 1991 /с.12-13/
Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению /Костромина С.Н., Нагаева М. 1999/
Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
Неборская Т.А. Учимся читать вслух и молча. Мозырь, 2006.
Работа с родителями /Под ред. Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мн., 2003./
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, Мн., 1982, с. 199
Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы, Мн., 1982, с. 19.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М., 1991.
Светловская Н.Н. Детское чтение и некоторые особенности становления учащихся –читателей // нач.шк. -1983.- №3